Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 1 класс
рабочая программа (1 класс) по теме
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 1 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Результаты замечательные. Детям нравится - создают и защищают свои работы после первого года обучения 24% учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 33.72 КБ |
proektnaya_deyatelnost_1_klass.docx | 28.99 КБ |
proektnaya_deyatelnost_1_klass.docx | 28.99 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по проектной деятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:
нормативно-правовых документов федерального уровня:
- Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
- СанПиН, 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г № 164, от 31 августа 2009 г № 320, от 19 октября 2009 г № 427, от 10 ноября 2011 г № 2643 и от 24 января 2012 г № 39)
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г» (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г № 2783)
- «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089)
- Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-ненецкого автономного округа на 2011-2015 г.г.» (Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №526-П)
нормативных документов Министерства образования и науки:
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Учебного плана.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России».
Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2013. - 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-15-7.
Учусь создавать проект: рабочие тетради для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2013. - 54 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-14-0.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю), с резервными часами (1 час).
Курс «Учусь создавать проект» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочая тетрадь для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетрадь поможет расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
2. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
3. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
4. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данная тетрадь станет хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Теоретическая часть | 24 | |
2 | Практическая часть | 10 |
|
Всего: | 34 |
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- отвечать на вопросы по теме проекта
- защищать свой проект
- составлять презентаций (работа в программе МРР)
- составлять публичное выступление
- составлять список используемой литературы
- использовать ресурсы Интернет при подготовке презентации
- работать в программе Microsoft Office Word.
- подводить итоги в работе над проектом
- уметь высказывать слова благодарности
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
- Видеть типичные ошибки проектантов и не допускать свои
- Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
- Выполнять тестирование, самоанализ, рефлексию
- Делать выводы, умозаключения в виде советов и пожеланий будущим проектантам
- Прислушиваться к чужим советам
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
(1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2013. - 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-15-7.
Дополнительная литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
Учусь создавать проект: рабочие тетради для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2013. - 54 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-14-0.
Дополнительная литература для обучающихся:
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт»/ «Хорошая погода», 2007.- 159с.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ (09.03.11)
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Предварительный просмотр:
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||||||
Всего часов: 34 часа | ||||||||||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашние задания. | |||||||
план | факт | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||||
1 | Кто я? Моя семья? | 1 | Определения себя в социуме, составление элементарного древа семьи | Научиться составлять простое древо семьи. Знать родственников. | Соблюдать традиции семьи, бережно относиться к семье. | текущий | /взаимоконтроль УО | Составить родословную семьи | ||||||
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | 1 | Знакомство с понятием «хобби». Выявление увлечений у ребенка. | Найти себе увлечение | текущий | /взаимоконтроль УО | Составить рассказ о своем увлечении | |||||||
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 1 | Знакомство с понятиями «проект», «тема проекта». | Выбирать тему проекта | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | ||||||||
4, | Как собирать материал. Твои помощники. Этап. | 1 | Знакомство с понятиями «этап проекта», «помощник». | Определять этапы проекта | Выделять главное из множества | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Определить помощников, этапы работы над проектом, сбор информации. | ||||||
5 | Повторение. Давай вспомним. | 1 | Закрепление изученных понятий, уточнение выбранной темы. | Искать информацию по теме | Искать информацию в разных источниках | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | сбор информации по теме проекта | ||||||
6 | Проблема. | 1 | Знакомство с понятием «проблема». Нахождение проблемы по теме своего проекта. | Определять проблему проекта | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Определить проблему проекта | |||||||
7 | «Проблема». Решение проблемы. | 1 | Работа по схеме: проблема - совет - решение - вывод | Находить решение проблемы | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Найти решение проблемы своего проекта | |||||||
8 | Гипотеза. Предположение. | 1 | Знакомство с понятиями «гипотеза», «предположение». | Понимать понятия «гипотеза», «предположение». | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | http://ppt4web.ru/tekhnologija/kak-rabotat-nad-proektom.html | Выдвинуть гипотезу по теме проекта | ||||||
9 | Гипотеза. Играем в предположение. | 2 | Знакомство с понятиями «гипотеза», «предположение». Выдвижение своей гипотезы. | Выдвигать гипотезу к проекту | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | http://ppt4web.ru/tekhnologija/kak-rabotat-nad-proektom.html | Черновик проекта (по пройденным темам) | ||||||
10 | Цель проекта. | 1 | Знакомство с понятием «цель». Постановка цели к теме своего проекта. | Ставить цель к проекту | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Постановка целей к проекту | |||||||
11 | Задачи проекта. | Знакомство с понятием «задачи». Постановка задач по теме проекта.. | Правильно ставить задачи к проекту | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Определить задачи проекта | ||||||||
12 | Выбор нужной информации. | 1 | Изучить источники информации. Понимать смысл понятий «информация», «основная мысль». | Искать информацию в разных источниках и отбирать нужную | Оформлять папку по проекту | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Оформить теоретическую часть | ||||||
13 | Интересные люди – твои помощники. | 1 | Знакомство с понятием «помощники». Выбор помощников. | Определить помощников | тестирование | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Сбор информации по проекту | |||||||
14 | Продукт проекта. | 1 | Знакомство с понятием «продукт проекта ». Определение конечного результата проекта – продукта. | Понимать понятие «продукт проекта» | Самостоятельно определять результат проекта | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Черновик практической части | ||||||
15 | Виды продуктов. Макет. | 1 | Знакомство с понятием «макет ». выполнение небольшого макета (коллективно по выбору учителя) | Понимать понятие «продукт проекта» | Самостоятельно определять результат проекта | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Продукт проекта | ||||||
16 | Повторение пройденных проектных понятий | 1 | Закрепление изученных понятий. | Понимать понятие «продукт проекта» | Самостоятельно определять результат проекта | тестирование | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Черновик проекта и продукт | ||||||
17 18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. | 2 | Знакомство с понятием «визитка». Изготовление визитки для своего проекта. | Создавать визитку – буклет проекта | Изготавливать самостоятельно | тестирование | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Изготовить буклет проекта | ||||||
19 20 | Мини – сообщение. Семиминутное выступление. | 2 | Составление мини-выступления для защиты проекта. | Составить выступление | Правильно составить выступление | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Составить выступление защиты | ||||||
21 | Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 | Выступление детей в классе. | Выступать перед одноклассниками | Не бояться, рассказывать не стесняясь. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Презентация защиты с помощью помощников | ||||||
22 23 | Играем в ученных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. | 2 | Практическое занятие. Опыты. | Проводить опыты | Придумывать свои опыты | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Работа над проектом | ||||||
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 | Подготовка вопросов и ответов по теме проекта. | Отвечать на вопросы по теме проекта | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Составление предполагаемых вопросов | ||||||||
2526 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 2 | Защита проекта на параллели 1-х классов. | Выступать перед незнакомой аудиторией | Не бояться, рассказывать не стесняясь. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Исправление ошибок | ||||||
27 | Повторение. Давайте вспомним. | 1 | Повторение и закрепление пройденного материала. | Подводить итоги | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Завершение работы над проектом (выводы, источники информации) | |||||||
28 | Играем в ученных. «Мобильные телефоны». Это интересно. | 1 | Практическая работа. | Искать интересное | Быть любознательным | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Найти интересную информацию | ||||||
29 | Играем в ученных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 | Практическая работа. | Искать интересное | Быть любознательным | текущий | взаимоконтроль УО | Найти интересную информацию | ||||||
30 | Играем в ученных. Поилка для цветов. Это интересно. | 1 | Практическая работа. | Проводить опыты | Придумывать свои опыты | текущий | взаимоконтроль УО | Провести опыт и описать его | ||||||
31 | Тест «Чему ты научился?». Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | Тест | Выполнять тесты | Выполнять самоанализ своей работы | текущий | взаимоконтроль УО | Защита своего проекта | ||||||
32 | Памятка для учащихся – проектантов. | 1 | Памятка для учащихся – проектантов. | Создавать памятки по образцу | Создавать свои памятки | текущий | взаимоконтроль УО | Защита своего проекта | ||||||
33 | Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. | 1 | Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. | Выражать свои мысли | Давать советы другим | текущий | взаимоконтроль УО | Защита своего проекта | ||||||
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Выражать свои мысли | Давать советы другим | текущий | взаимоконтроль УО | Защита своего проекта |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||||||
Всего часов: 34 часа | ||||||||||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | Домашние задания. | |||||||
план | факт | Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||||
1 | Кто я? Моя семья? | 1 | Определения себя в социуме, составление элементарного древа семьи | Научиться составлять простое древо семьи. Знать родственников. | Соблюдать традиции семьи, бережно относиться к семье. | текущий | /взаимоконтроль УО | Составить родословную семьи | ||||||
2 | Чем я люблю заниматься. Хобби. | 1 | Знакомство с понятием «хобби». Выявление увлечений у ребенка. | Найти себе увлечение | текущий | /взаимоконтроль УО | Составить рассказ о своем увлечении | |||||||
3 | О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. | 1 | Знакомство с понятиями «проект», «тема проекта». | Выбирать тему проекта | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | ||||||||
4, | Как собирать материал. Твои помощники. Этап. | 1 | Знакомство с понятиями «этап проекта», «помощник». | Определять этапы проекта | Выделять главное из множества | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Определить помощников, этапы работы над проектом, сбор информации. | ||||||
5 | Повторение. Давай вспомним. | 1 | Закрепление изученных понятий, уточнение выбранной темы. | Искать информацию по теме | Искать информацию в разных источниках | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | сбор информации по теме проекта | ||||||
6 | Проблема. | 1 | Знакомство с понятием «проблема». Нахождение проблемы по теме своего проекта. | Определять проблему проекта | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Определить проблему проекта | |||||||
7 | «Проблема». Решение проблемы. | 1 | Работа по схеме: проблема - совет - решение - вывод | Находить решение проблемы | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Найти решение проблемы своего проекта | |||||||
8 | Гипотеза. Предположение. | 1 | Знакомство с понятиями «гипотеза», «предположение». | Понимать понятия «гипотеза», «предположение». | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | http://ppt4web.ru/tekhnologija/kak-rabotat-nad-proektom.html | Выдвинуть гипотезу по теме проекта | ||||||
9 | Гипотеза. Играем в предположение. | 2 | Знакомство с понятиями «гипотеза», «предположение». Выдвижение своей гипотезы. | Выдвигать гипотезу к проекту | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | http://ppt4web.ru/tekhnologija/kak-rabotat-nad-proektom.html | Черновик проекта (по пройденным темам) | ||||||
10 | Цель проекта. | 1 | Знакомство с понятием «цель». Постановка цели к теме своего проекта. | Ставить цель к проекту | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Постановка целей к проекту | |||||||
11 | Задачи проекта. | Знакомство с понятием «задачи». Постановка задач по теме проекта.. | Правильно ставить задачи к проекту | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Определить задачи проекта | ||||||||
12 | Выбор нужной информации. | 1 | Изучить источники информации. Понимать смысл понятий «информация», «основная мысль». | Искать информацию в разных источниках и отбирать нужную | Оформлять папку по проекту | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Оформить теоретическую часть | ||||||
13 | Интересные люди – твои помощники. | 1 | Знакомство с понятием «помощники». Выбор помощников. | Определить помощников | тестирование | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Сбор информации по проекту | |||||||
14 | Продукт проекта. | 1 | Знакомство с понятием «продукт проекта ». Определение конечного результата проекта – продукта. | Понимать понятие «продукт проекта» | Самостоятельно определять результат проекта | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Черновик практической части | ||||||
15 | Виды продуктов. Макет. | 1 | Знакомство с понятием «макет ». выполнение небольшого макета (коллективно по выбору учителя) | Понимать понятие «продукт проекта» | Самостоятельно определять результат проекта | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Продукт проекта | ||||||
16 | Повторение пройденных проектных понятий | 1 | Закрепление изученных понятий. | Понимать понятие «продукт проекта» | Самостоятельно определять результат проекта | тестирование | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Черновик проекта и продукт | ||||||
17 18 | Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Практическое занятие. | 2 | Знакомство с понятием «визитка». Изготовление визитки для своего проекта. | Создавать визитку – буклет проекта | Изготавливать самостоятельно | тестирование | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Изготовить буклет проекта | ||||||
19 20 | Мини – сообщение. Семиминутное выступление. | 2 | Составление мини-выступления для защиты проекта. | Составить выступление | Правильно составить выступление | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Составить выступление защиты | ||||||
21 | Выступление перед знакомой аудиторией. | 1 | Выступление детей в классе. | Выступать перед одноклассниками | Не бояться, рассказывать не стесняясь. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Презентация защиты с помощью помощников | ||||||
22 23 | Играем в ученных. Окрашивание цветка в разные цвета. Это интересно. | 2 | Практическое занятие. Опыты. | Проводить опыты | Придумывать свои опыты | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Работа над проектом | ||||||
24 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «из зала» по теме проекта. | 1 | Подготовка вопросов и ответов по теме проекта. | Отвечать на вопросы по теме проекта | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Составление предполагаемых вопросов | ||||||||
2526 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 2 | Защита проекта на параллели 1-х классов. | Выступать перед незнакомой аудиторией | Не бояться, рассказывать не стесняясь. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Исправление ошибок | ||||||
27 | Повторение. Давайте вспомним. | 1 | Повторение и закрепление пройденного материала. | Подводить итоги | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Завершение работы над проектом (выводы, источники информации) | |||||||
28 | Играем в ученных. «Мобильные телефоны». Это интересно. | 1 | Практическая работа. | Искать интересное | Быть любознательным | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | Найти интересную информацию | ||||||
29 | Играем в ученных. Получение электричества с помощью волос. Это интересно. | 1 | Практическая работа. | Искать интересное | Быть любознательным | текущий | взаимоконтроль УО | Найти интересную информацию | ||||||
30 | Играем в ученных. Поилка для цветов. Это интересно. | 1 | Практическая работа. | Проводить опыты | Придумывать свои опыты | текущий | взаимоконтроль УО | Провести опыт и описать его | ||||||
31 | Тест «Чему ты научился?». Твои впечатления от работы над проектом. | 1 | Тест | Выполнять тесты | Выполнять самоанализ своей работы | текущий | взаимоконтроль УО | Защита своего проекта | ||||||
32 | Памятка для учащихся – проектантов. | 1 | Памятка для учащихся – проектантов. | Создавать памятки по образцу | Создавать свои памятки | текущий | взаимоконтроль УО | Защита своего проекта | ||||||
33 | Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. | 1 | Пожелания будущим проектантам. Твои советы им. | Выражать свои мысли | Давать советы другим | текущий | взаимоконтроль УО | Защита своего проекта | ||||||
34 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | Советы на лето от Мудрого Дельфина. | Выражать свои мысли | Давать советы другим | текущий | взаимоконтроль УО | Защита своего проекта |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по проектной деятельности составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Преподавание в соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями следующих документов:
нормативно-правовых документов федерального уровня:
- Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
- СанПиН, 2.4.2..2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г № 164, от 31 августа 2009 г № 320, от 19 октября 2009 г № 427, от 10 ноября 2011 г № 2643 и от 24 января 2012 г № 39)
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г» (приказ Министерства образования РФ от 18.07.2003 г № 2783)
- «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089)
- Окружная долгосрочная целевая программа «Развитие системы образования Ямало-ненецкого автономного округа на 2011-2015 г.г.» (Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №526-П)
нормативных документов Министерства образования и науки:
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
- Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
- Учебного плана.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России».
Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2013. - 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-15-7.
Учусь создавать проект: рабочие тетради для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2013. - 54 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-14-0.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю), с резервными часами (1 час).
Курс «Учусь создавать проект» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочая тетрадь для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетрадь поможет расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
2. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
3. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
4. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данная тетрадь станет хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- воспитание целеустремленности и настойчивости;
- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Теоретическая часть | 24 | |
2 | Практическая часть | 10 |
|
Всего: | 34 |
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
- отвечать на вопросы по теме проекта
- защищать свой проект
- составлять презентаций (работа в программе МРР)
- составлять публичное выступление
- составлять список используемой литературы
- использовать ресурсы Интернет при подготовке презентации
- работать в программе Microsoft Office Word.
- подводить итоги в работе над проектом
- уметь высказывать слова благодарности
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
- Видеть типичные ошибки проектантов и не допускать свои
- Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся
- Выполнять тестирование, самоанализ, рефлексию
- Делать выводы, умозаключения в виде советов и пожеланий будущим проектантам
- Прислушиваться к чужим советам
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
(1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
Учусь создавать проект: Методическое пособие для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2013. - 64 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-15-7.
Дополнительная литература для учителя:
- Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
- Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
- Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
Учусь создавать проект: рабочие тетради для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2013. - 54 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-14-0.
Дополнительная литература для обучающихся:
- Большая Детская энциклопедия. Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт»/ «Хорошая погода», 2007.- 159с.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
- Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
- Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/ (09.03.11)
- Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
- «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс
Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...
Проект"Духовно- нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности". (пояснительная записка)
Пояснительная записка к описанию проекта "Духовно-нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности на уроках литературного чтения". В записке отражены цели, сроки...
Рабочая программа кружка «Физкульт-Ура!» Пояснительная записка
Развитие общества в значительной мере определяется уровнем здоровья его населения. Только гармонично развитая, активная личность способна решать социальные, экономические, культурные, научные,...
Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 2 класс
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 2 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...
Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 4 класс
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...
Рабочая программа соответствует ФГОС с пояснительной запиской по изобразительному искусству 3 класс
Программа по изобразительному искусству соответствует ФГОС с пояснительной запиской...
Рабочая программа по проектной деятельности (внеучебная деятельность). « Научные открытия» для обучающихся 4 класса
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания...