Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 2 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Результаты замечательные. Детям нравится - создают и защищают свои работы после первого года обучения 36% учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_proektnaya_deyatelnost.docx | 26.9 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.docx | 27.12 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным*) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы** | Д.З.* | |||
Учащийся научится | Учащийся сможет научиться | Вид | Форма | |||||||
1 | I. Теоретическая часть - 16 часов | |||||||||
1.1 | Круг твоих интересов. Хобби. Увлечение. | 1 | Формировать умение работать с информацией | работать с информацией | работать с информацией из разных источников | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
1.2 | Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твое знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема» | 1 | Формировать умение находить информацию в словарях и справочниках | Понимать шутливо-жизненые тексты | Понимать шутливо-жизненые тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
1.3 | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. | 1 | Работа с разными видами словарей, находить нужную информацию | Умение работать с текстом | Находить нужную информацию | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
1.4 | Выбор помощников в работе над проектом | 1 | Раскрытие понятия «помощник» | Работать в команде | Правильно выбрать «помощников» | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
1.5 | Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап» | 1 | Учиться планировать работу | Планировать работу | Составлять план своей работы | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
1.6 | Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность» | 1 | Формировать умение находить важные, существенные признаки в любом процессе | находить важные, существенные признаки в любом процессе | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | ||||
1.7 | Проблема. Решение проблемы. | 1 | Работа над понятием «проблема» | Видеть проблему | Добывать недостающие знания | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
1.8 | Выработка гипотезы – предположения. Твое знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение» | 1 | Работа над понятием «гипотеза» | Высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез | Инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
1.9 | Цель проекта. | 1 | Работа над понятием «цель» | Ставить цель в конкретной сюжетной ситуации | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | ||||
1.10 | Задачи проекта | 1 | Работа над понятием «задача» | Находить способы решения проблемы | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | ||||
1.11 | Сбор информации для проекта. Твое знакомство с понятиями «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы». | 1 | Работа над понятиями «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы». | Интерпретировать и обобщать информацию | Выбирать способы получения информации | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
1.12 | Знакомство с интересными людьми. Интервью. | 1 | Работа над понятиями «интервью», «интервьюер». | Брать интервью, вести и участвовать в дискуссии | Коммуникативной компетентности | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
1.13 | Обработка информации. Отбор значимой информации. Твое знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор». | 1 | Работа над понятиями «обработка информации», «отбор». | Отсеивать лишние данные, выделять нужную информацию | Информационной компетентности. Видеть дефицит данных | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
1.14 | Создание продукта проекта? Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка». | 1 | Работа над понятием «продукт проекта» | Воплощать собственный замысел | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | ||||
1.15 | Играем в ученных. Это интересно. Тест. | 1 | Проверка понимания учащимися изучаемых понятий. | Применять знания на практике. | Правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы. | тестирование | ||||
1.16 | Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение) | 1 | Работа над понятием «выступление». | Презентовать свои достижения | Эмоционально держаться при выступлении | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
2 | II. Практическая часть - 18 часов | |||||||||
2.1 | Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятиями «презентация». | 1 | Составление презентации на бумаге. | Составлять презентацию на бумаге | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | ||||
2.2 | Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. | 1 | Знакомство с составлением презентации на компьютере | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||||
2.3 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 | Ознакомление с программой MPP – Microsoft PowerPoint/ | Создавать презентации на компьютере. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | ||||
2.4 | Первые шаги составления презентации на компьютере. | 1 | Ознакомление с кнопками клавиатуры. | Значение кнопок клавиатуры | Выучить расположение букв русского алфавита на клавиатуре | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
2.5 | Совмещение текста выступления с показом презентации. | 1 | Отработка навыка выступления, опираясь на собственную презентацию | Коммуникативной компетентности | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | ||||
2.6 | Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудитории | 1 | Пробные выступления | «держать» аудиторию в поле зрения. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | ||||
2.7 | Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта | 1 | Учиться отстаивать свою точку зрения | Быть находчивым, уверенным в себе. | Быть раскованным, не бояться вопросов. | текущий | Самоконтроль Тест | |||
2.8 | Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина» | 1 | Выявление накопленных знаний во время проектной деятельности | тестирование | ||||||
2.9 2.10 | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. | 2 | Работа над понятием «визитка», «буклет». | Создавать собственные творческие замыслы | Воплощать замыслы в творческом продукте | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
2.11 | Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ». | 1 | Работа над понятием «самоанализ». | находить ошибки в своей работе | Исправлять ошибки в собственной работе | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
2.12 | Играем в ученных. Это интересно. | 1 | Проведение опытов | Делать выводы | Придумывать собственные опыты | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
2.13 | Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности | 1 | итоговый | Самоконтроль | ||||||
2.14 | Памятка жюри конкурса. | 1 | Знакомство с различными конкурсами | Оценивать свою работу | Оценивать свою работу по выработанным критериям. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
2.15 | Пробное выступление перед незнакомой аудиторией | 1 | Пробные выступления | «держать» аудиторию в поле зрения. | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | ||||
2.16 | Самоанализ - рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией. | 1 | Работа над понятием «рефлексия». | Оценивать свою работу | Видеть ошибкоопасные места | текущий | Самоконтроль/взаимоконтроль УО | |||
2.17 | Защита проектов | 1 | Защита детских проектов | Защищать свой продукт деятельности | контролирующий | Взаимоконтроль УО | ||||
2.18 | Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелания будущим проектантам. Советы на лето от Мудрого Дельфина. | 1 | Выставка рисунков-открыток | Высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам | текущий | Самоконтроль/ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по проектной деятельности составлена на основе концепции государственного стандарта общего образования, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России».
Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2012, -119 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-52-2.
Учусь создавать проект: рабочая тетрадь в 2-х частях. для 2 кл. нач. шк. / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2012, -119 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-52-2.
Программа рассчитана на 34 ч. в год ( 1 часа в неделю), с резервными часами (2 часа).
Курс «Учусь создавать проект» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.
Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.
2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.
3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.
Данные тетради станут хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Теоретическая часть | 16 | |
2 | Практическая часть | 18 | 1 |
Всего: | 34 | 1 |
Планируемые результаты
Ученик получит возможность научиться:
- видеть проблемы;
- ставить вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определение понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперименты;
- делать умозаключения и выводы;
- структурировать материал;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Личностные универсальные учебные действия
У ребенка формируются:
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
(1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. | предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. | предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя: Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для учителя:
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
5. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для обучающихся:
Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради для 2 класса. – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/
Дополнительная литература для обучающихся:
1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.
2. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
4. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культуре. Пояснительная записка. 1 класс
Рабочая программа по физической культуре. 1 класс. Пояснительная записка...
Проект"Духовно- нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности". (пояснительная записка)
Пояснительная записка к описанию проекта "Духовно-нравственное воспитание средствами драмматизации и литературно- проектной деятельности на уроках литературного чтения". В записке отражены цели, сроки...
Рабочая программа кружка «Физкульт-Ура!» Пояснительная записка
Развитие общества в значительной мере определяется уровнем здоровья его населения. Только гармонично развитая, активная личность способна решать социальные, экономические, культурные, научные,...
Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 1 класс
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 1 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...
Рабочая программа по проектной деятельности (пояснительная записка и КТП) 4 класс
Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 4 класса (у нас в школе этот курс ведется как предмет, а не внеурочная деятельность). Рез...
Рабочая программа соответствует ФГОС с пояснительной запиской по изобразительному искусству 3 класс
Программа по изобразительному искусству соответствует ФГОС с пояснительной запиской...
Рабочая программа по проектной деятельности (внеучебная деятельность). « Научные открытия» для обучающихся 4 класса
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания...