Рабочая программа по проектной деятельности (внеучебная деятельность). « Научные открытия» для обучающихся 4 класса
проект по окружающему миру (4 класс) на тему
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klass_proekt_nauchnye_otkrytiya.docx | 32.42 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: Директор ГБОУ ВЛГ №1389 Кругляков К.М. « 1» сентября 2015 г. | РАССМОТРЕНО на заседании м/о Протокол № ___ от « 1 » сентября 2015 г. |
Рабочая программа
по проектной деятельности
(внеучебная деятельность).
« Научные открытия»
для обучающихся 4 класса
Руководитель:
учитель начальных классов
Аверьянова Алла Алексеевна
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, обучающихся по УМК « Школа России» и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- Системность организации учебно-воспитательного процесса;
- Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи программы:
- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развитие психических процессов;
- развитие личности младшего школьника;
- воспитание инициативности, самостоятельности и предприимчивости.
- Форма организации: занятия проводятся 3 раза в неделю в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) клубная проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников , олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
- Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
- Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
- Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
- Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
- Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали и пр.
Тематическое планирование
Тема занятия | Форма проведения | Кол- во часов | Дата проведения | |
1 | Объявление тем проекта по разделу: «Организм человека». Формирование рабочих групп. План работы над проектом. | Беседа | 6 | |
2 | Обработка собранной информации. | Круглый стол | 6` | |
3 | Составление презентации. | Практическая работа | 6 | |
4 | Защита ученического проекта. | Конференция | 6 | |
5 | Объявление тем проекта по разделу: « Разговор о правильном питании». Формирование рабочих групп. План работы над проектом. | Беседа | 6 | |
6 | Обработка собранной информации. | Круглый стол | 6` | |
7 | Составление презентации. | Практическая работа | 6 | |
8 | Защита ученического проекта. | Конференция | 6 | |
9 | Объявление тем проекта по разделу: «Золотой век русской культуры 19 века». Формирование рабочих групп. План работы над проектом. | Беседа | 6 | |
10 | Обработка собранной информации. | Круглый стол | 6 | |
11 | Составление презентации. | Практическая работа | 6 | |
12 | Защита ученического проекта. | Конференция | 6 | |
13 | Объявление тем проекта по разделу: «Моя семья». Формирование рабочих групп. План работы над проектом. | Беседа | 6 | |
14 | Обработка собранной информации. | Круглый стол | 6 | |
15 | Составление презентации. | Практическая работа | 6 | |
16 | Защита ученического проекта. | Конференция | 6 | |
17 | Подведение итогов. | Заседание научного объединения | 6 |
Итого: 102 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Цель работы над проектами в начальной школе
Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности
и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование). Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеучебной деятельности в начальной школе в рамках ФГОС (презентация)
В презентации показаны наравления работы учителя во время внеучебной деятельности в рамках ФГОС 2 поколения....
Рабочая программа по немецкому языку, 1 класс, внеучебная деятельность
Рабочая программа по немецкому языку и календарно-тематическое планирование....
Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС НОО и ООО"
В выступлении раскрываются понятия проектной и исследовательской деятельности, этапы работы над исследовательскими проектами, роль учителя и обучающихся при выполнении проекта, результаты выполненных ...
Выступление на педсовете "Проектная и исследовательская деятельность как обязательное условие реализации внеурочной и внеучебной деятельности обучающихся"
Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исслед...
Формирование ценностного отношения учащихся начальных классов к здоровью в процессе учебной и внеучебной деятельности
Материал представляет собой публичное представление собственного инновационного педагогического опыта....
Вовлечение родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеучебную деятельность класса в рамках учебного предмета ОРКСЭ
Сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с род...
ПРОГРАММА муниципальной научно-практической конференции «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»
Обобщение и обмен опытом организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС общего образования.Выступление на муниципальной научно-п...