Мастер класс "Поектная деятельность обучающихся"
проект (2 класс) на тему

Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стан или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7 имени И.А.Кобеляцкого

п. Чульман Нерюнгринского района»

Обобщение опыта работы

      Мастер – класс «Проектная деятельность обучающихся»

учителя начальных классов

Свечниковой Ерины Александровны

                                                                                    п. Чульман 28.07.11г

          Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Всё чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основной, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний. В последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стан или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

Тема  Мастер – класс:  

«Проектная деятельность обучающихся начальных классов»

Цели: распространение опыта работы учителя по проектной деятельности  

План проведения:

1. Краткое обоснование основных идей метода проекта
2. Описание системы занятий при использовании метода проекта
3. Самостоятельная работа слушателей по разработке собственного фрагмента занятия.
4. Обсуждение авторских фрагментов занятий.
5. Рефлексия.

Проект – план,  замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое:

  • Продукт
  • Программу
  •  Отношение
  •  Модель
  •  Книгу
  •  Фильм
  •  Сценарий

       Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

        Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

         Что такое проект для учителя? Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.

          Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков.

         Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.

Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но и важно научиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё.

Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.

Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Классификация проектов может основываться по профилю знаний:

  • монопроекты – в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные темы или разделы программы; укладываются в классно-урочную систему;
  • межпредметные – по двум или более предметам; чаще выполняются во внеурочное время;
  • надпредметные – выходят за рамки предметов.

Если проекты основываются на уровне контактов, то они могут быть:

  • внутриклассные – проекты, проводимые в одном классе;
  • внутришкольные – проекты, организуемые внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные;
  • региональные – проекты, организуемые между школами, классами внутри региона, внутри одной страны;
  • международные –  в них реализуется диалог культур.

Классификация проектов может основываться по числу участников:

  • индивидуальные (личностные);
  • парные;
  • групповые.

По продолжительности проекты могут быть:

  • краткосрочные (1 урок, максимум 3 – 6 уроков);
  • среднесрочные (1 – 2 месяца);
  • долговременные (до года).

Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:

  • исследовательские;
  • творческие;
  • игровые;
  • информационные;
  • социально-значимые.

Давайте рассмотрим особенности проектов, основанных на доминирующей деятельности учеников.

Исследовательские проекты совпадают со структурой реального научного исследования. Это:

  • актуальность темы
  •  проблема
  •  объект исследования
  •  цель и задачи исследования
  •  Гипотеза
  •  методы исследования
  •  Результат
  •  Выводы

Примеры таких проектов:

  • Выращивание луковичных растений
  •  Какие птицы живут в нашем крае
  •  Мы с ребятами выполняли проект
  •  Санитарно-гигиенические условия рабочего места школьника
  •  (Рассказ о работе над проектом).

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры – она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это:

  • Стенгазета
  • сценарий праздника.

Такие проекты каждый из нас выполняет по должностным обязанностям классного руководителя. Ежегодно в сентябре у нас проходит месячник по ПДД. Учащиеся 4-х классов разработали и реализовали проект утренника для 1-классников. Этот проект-праздник стал дипломантом районного конкурса методических разработок.

Игровые проекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Не могу не привести пример игрового проекта “Дебаты”, являясь руководителем этого проекта в районе. Участники этого проекта – это 2 команды спикеров. У каждого спикера своя задача, а цель – общая: аргументировано убедить, отстоять свою точку зрения. В 2010 году провели конкурс среди 2 классов по теме: «Как правильно переходить дорогу», на школьном уровне первое место занял  2Б класс.

 Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. К такому виду проекта мы отнесли работу “Чехов – город спортивный”, в котором ученики 3-в класса под руководством Демченко Н. В. собрали интересные материалы о спортивных сооружениях, секциях, соревнованиях, командах нашего города.  Мои ребята под моим руководством выпускают журнал ……, каждая страничка имеет своё назначение. Детям  очень интересно готовить занимающий и познавательный результат, читают с удовольствием, повышаю свой словарный запас, знания, воображение и т. д.

Особенно большое значение имеют практико-ориентированные или социально-значимые проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Примером социально-значимого проекта может стать проект “Дом, в котором я живу”, “Чистый город”.

Сейчас издаются в различном оформлении школьные дневники, в том числе и дневник школьника «Чульманец». Третьеклассники Натальи Викторовны  решили сделать свой дневник “Моя родина – п. Чульман”, в котором имеется информация об истории посёлка, замечательных людях, детских центров. Дневник готовится для  районной   научно-практической конференции «Первые шаги».

Итак, что такое проект, виды проектов мы уже представляем. А теперь остановимся на этапах работы над проектом:

  • мотивационный
  • планирующее - подготовительный
  • информационно - операционный
  • рефлексивно-оценочный

1 этап – мотивационный.

Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. В нашей школе, в моём классе много ребят, посещающих спортивные секции.  Вот мы и решили собирать  сувениры, буклеты, альбомы о спортивной жизни, кто – то привозит из отпуска магнитики, календари и так далее. В нашем городе Нерюнгри  тоже проводятся спортивные состязания, в которых принимают участие спортсмены из разных городов. Но вот им приобрести буклет, альбом о нашем поселке  не представляется возможным – их просто нет.  Мы с ребятами эту актуальную проблему решили. Темой проектной работы стала “Нашему Чульману – 85» и его достопримечательности”. А продукт – Презентация о Чульмане. Моя ученица Леонтьева Снежана составила мини – презентацию по вопросам  викторины о Чульмане и получила прекрасные результаты на уровне поселка.

Проект "Аквариум – это целый мир"

1. Актуальность темы.

XXI век – век информационных технологий. Изобилие электронной техники, видеокассет, дисков с фантастическими чудовищными животными, с засильем наркотиков оказывают пагубное воздействие на неокрепшую душу ребенка. Возрастают психические заболевания, дети становятся нервными, возбужденными, ухудшается зрение, память. Ребенку необходимо уметь самостоятельно организовывать часы досуга. Учиться видеть прекрасное рядом, удивляться, восхищаться и радоваться тому, что тебя окружает, общаться с животными,

открывать неизведанные тайны природы. Изучение природы благотворно влияет на развитие личности ребёнка:

– …Природы никогда не будет слишком много, всегда прекрасная она. Она – творенье Бога!

Постоянно наблюдая, изучая предметы и явления природы ,ребёнок начинает удивляться, радоваться, огорчаться, задавать вопросы, строить предположения, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдения и делать выводы – всё то, что делает ребёнка умнее, добрее, любознательнее. Воспитывается логика мысли, эмоциональная речь, яркое воображение и положительные эмоции. “Если душа здорова, если она спокойна, то и ум будет ясным и светлым”. Заводя животных, ребёнок принимает на себя немало забот, требующих затраты сил и времени. Потребуются определённые знания, навыки, терпение, самодисциплина. Разведение и ухаживание за животными может стать частью досуга, быть увлекательным, но не всегда простым и лёгким. Хотелось бы подчеркнуть следующее: “Если положить на одну чашу весов радость познания, находки и успехи, сопровождающие это занятие, а на другую – горечь утрат, разочарований и различного рода издержек, то первая чаша всегда перевесит.

2. Цель: создать аквариум

Задачи:

изучать литературу;

развивать умения и навыки ухода за животными;

принимать участие в устройстве аквариума;

изучать виды рыб, флору и фауну, совместимость жизни рыб, болезни, питание, способы размножения;

формировать ОУУН: планировать текущую деятельность, нацеливать себя на выполнение поставленной задачи, пользоваться словарями справочниками, научно-познавательной литературой;

воспитывать у ребенка желание правильно применять полученные знания ;

понимать важность здорового образа жизни;

устанавливать связи между природой и социальной жизнью, понимать связь в системе “человек-природа-общество”;

создавать ситуации удивления, вызывать интерес к спорным вопросам;

расширять детский кругозор;

стимулировать потребность ребенка в самореализации, самовыражении в общественной жизни;

развивать и поддерживать детский интерес;

обеспечивать рост личности ребенка, фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста от проекта к проекту.

3.Основные концептуальные положения проекта.

По словам известного австрийского зоолога Конрада Лоренца, “аквариум – это целый мир, ибо животные и растения, точно так же, как в естественном пруду или в озере, и вообще на всей планете, живут здесь бок о бок в состоянии биологического равновесия”. Содержание аквариумов имеет бесспорное влияние на формирование характера человека. Кто с любовью ухаживает за рыбками, тот становится восприимчивым к красоте и гармонии. Это занятие воспитывает у человека терпение, любовь к природе, стремление к познанию. Возможность создавать свой микромир заставляет миллионы людей по всему миру заниматься аквариумистикой. Красота подводного мира, сосредоточенная в скромном объеме, надолго остается в памяти.

4.Этапы реализации и содержание проекта.

Для достижения поставленной цели работа проводится по двум направлениям: урочная деятельность и внеурочная. Содержание проекта раскрывается через уроки окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд. Урок имеет различные формы, на которых дети получают первоначальные сведения, знания, учатся наблюдать за рыбками в аквариуме в классном уголке природы и делать умозаключения. Через игровую форму они раскрывают тайны из жизни рыб, знакомятся с водой, узнают ее свойства и форму, проводят опыты, выдвигают гипотезы и строят предположения.

2 этап – планирующий  - подготовительный.

Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Позже формирую группы сама и объясняю почему: что есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. В этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. Поскольку мы составляем альбом  о Чульмане, то мы решили искать материал в городских библиотеках,  ДДТ и, конечно, в Интернете; составили план действий. Поделились на группы и каждой группе достались конкретные  объекты. Стали собирать информацию.

3 этап. Информационно- операционный

Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации.

Работая над проектом Альбом – о Чульмане, на этом этапе мы непосредственно стали собирать альбом: составляли интересные тексты, согласовывали единый дизайн альбома, отбирали лучшее фото для альбома. Но здесь у нас возникла проблема. Каждый хотел, чтобы его объект стал первым в альбоме, доказывали его значимость. И вот тогда мы решили все достопримечательности расположить в алфавитном порядке. А название альбома уточнили: “Я люблю свой Чульман». И вот альбом готов!

4 этап. Рефлексивно-оценочный.

Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, решает несколько задач:

  • развитие научной речи
  • демонстрация   достижений
  •  пополнение знаний.

Существует несколько форм, позволяющих представить свою работу.

               (Смотреть презентацию к теме: «Проектная деятельность»)

                                Памятки руководителю проектной деятельности

Проектирование учебного процесса в этих условиях означает

  • определение педагогических задач, решаемых на данном этапе учебного процесса, например, формирование навыков устной или письменной речи,
  • отбор учебного материала,
  • определение способов организации учебных ситуаций (методических средств, дидактического обеспечения, порядка действий учителя. порядка взаимодействия учащихся).
  • прогнозирование возможных действий детей.

        Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учетом

  • возраста ребенка (то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка),
  • специфики учебного предмета (учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в чтении или естественнонаучной / обществоведческой части окружающего типами формируемых умений),
  • меры сформированности действий учащихся (исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

Эффективным способом реализации обобщенные способы действий является также работа над проектом, структура которого, как это видно из приводимой ниже таблицы, естественным образом совпадает со структурой учебной деятельности.

Основные этапы работы над проектом

Структура учебной деятельности

Этап 1. Принятие решения о выполнении проекта

Учебные мотивы

Этап 2. Определение цели деятельности

Учебная цель

Этап 3. Определение задач деятельности

Учебная задача

Этап 4. 1) Составление плана действий

             2) Составление программы

Учебные действия и операции

        Ориентировка

        Преобразование (исполнение)

        Контроль

        Оценка

Этап 5. Поверка программы на «реализуемость»

Этап 6. Выполнение программы

Этап 7. Предварительный контроль

Этап 8. Презентация продукта

                                                     История, рассказываемая по очереди

        Выберите и распределите между детьми иллюстрированную книгу без слов (лучше – в мягкой обложке). Приготовьте и держите отдельно еще две дополнительных копии. (Нужно иметь три копии каждого ресурса.)

        Каждый ребенок берет себе одну из разрозненных страниц.

        Распределите класс по группам, и помогите детям сесть в круг, в порядке, совпадающем с выбранной ребенком страницей.

        Прочтите с выражением заголовок, после чего каждый ребенок по очереди рассказывает про свою страничку.

   Письмо, только письмо!

        Ежедневно выделяйте определенное время (примерно десять минут) для каждодневных коротких всплесков письменной работы.

        Все дети в это время должны писать. Тема может быть задана учителем или выбрана ребенком.

        Просите детей датировать каждую такую письменную работу.

        Принимайте все письменные работы в черновой форме.

        Дети ведут папку своих письменных работ и датируют каждую работу.

Утреннее послание

        Каждый день утром записывайте на диаграмме, интерактивной или обычной доске послание детям, и просите детей прочесть его – пользуясь помощью или самостоятельно.

        Используйте это послание как приветствие и для того, чтобы подчеркнуть особые события этого дня.

        Дети могут читать ежедневное утреннее сообщение самостоятельно или с чьей-либо помощью.

Игры с именами

        Подготовьте индивидуальные карточки с именами. Это может быть сделано каждым ребенком.

        Воспользуйтесь фотографиями детей, чтобы организовать деятельность по сопоставлению произнесенного и написанного имени.

        Проводите игры на классификацию, используя имена.

        Попросите каждого ребенка собрать предметы, начинающиеся с первого (или другой) буквы его или ее имени.

        Попросите детей выстроиться в алфавитном порядке (по первой букве своего имени).

        Подготовьте схему для заполнения ее словами, используя алфавит, как основу организации списка.

        Дети демонстрируют знание алфавита и звуко-буквенных отношений в именах.

Думаем вместе

        Учащиеся работают в малых группах над одной и той же проблемой или учебной темой. Они вместе выдвигают и обсуждают идеи, формулируют собственные вопросы, по ходу обсуждения с помощью графической схемы ведут протокол всего процесса рассуждений, фиксируя каждый шаг.

        Поощряйте учащихся вести «лог-файл обучения» с тем, чтобы было легче рассказать о том, как работала группа (т.е. фиксировать каждый сделанный во время обсуждения шаг, пользуясь, например, следующей схемой: время, имя члена группы, высказанная идея или вопрос). Учащиеся могут выполнять обязанность вести протокол обсуждения поочередно, например, сменяясь каждые три минуты. Для этого у каждого члена группы должен быть чистый листок с заранее проставленным на нем временем его очереди. В конце обсуждения все листы собираются, раскладываются в хронологическом порядке, скрепляются и просматриваются как самими детьми, так и при необходимости, и учителем.

        От каждой группы выступает один человек, который коротко представляет основные идеи и формулирует отобранные группой вопросы учителю.

        Учитель и класс выслушивают каждую группу, учитель обобщает соображения и вопросы детей, используя это для постановки проблемы, мотивации введения нового материала и т.п.

        Учащиеся способны ставить вопросы различной глубины и широты охвата и могут определить цели различных типов вопросов.

Устная презентация

        Учащиеся могут представить устный критический анализ книги или фильма.

        Можно предложить им выбрать, подготовить и представить отчет по проведенному исследованию по проблеме, представляющий интерес для всего класса (например, какие у нас в классе есть домашние животные, или какие мультфильмы мы любим и т.п.).

        Учащиеся могут отчитаться классу о каком-либо событии или встрече (например, о встрече учащихся и правительства).

        Одной из форм такой презентации в конце обучения может стать пресс-конференция. Учащиеся проводят ее по теме или явлению, которые они тщательно исследовали, вызывающим общий интерес.

        Учитель представляет "эксперта" или группу экспертов, которые делают короткое, не более 5 мин, выступление по проблеме и затем отвечает на вопросы.

              Руководство по работе в группе

        Под руководством учителя учащиеся обсуждают и разрабатывают правила по работе в группе с целью решения проблемы, проведения классного собрания и т.д. После окончания обсуждения эти правила вывешиваются в классной комнате.

        Учащиеся участвуют в подготовке листа наблюдений, отражающих желаемые критерии оценки типа:

• чередует говорение и слушание;

• задает уместные вопросы

• говорит по теме

• пытается полно отвечать на комментарии и вопросы одноклассников.

                                 

                                        Проект по теме «Органы растений»

Цель проекта: закрепление и расширение знаний об основных органах растений, их разнообразии и функциях.

Организация деятельности учащихся. Класс делится на 4 группы по 6-7 человек. Каждая группа получает свое задание, работа в группе распределяется самими учащимися в соответствии с особенностями задания.

Вся работа делится на три этапа:

  • Первый этап
  • организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);
  • Второй этап
  • работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, поиск дополнительной информации, постановка опытов, подготовка презентаций);
  • Третий этап
  • выступление представителя каждой группы перед классом с презентацией своего доклада;
  • общеклассное обсуждение результатов;
  • оценка и рефлексия (чтобы я в следующий раз сделаю иначе)

Тема группы №1 «Корень, стебель (ствол)»

  1. Найти материал в предложенной дополнительной литературе по данной теме.
  2. Изучить материал и выбрать необходимую информацию для доклада группы по следующему плану:
  1. Какие виды корней встречаются у растений. /иллюстрация и гербарий/. Для чего растению нужен корень.
  2. Как человек использует корни различных растений.
  3. Какие виды стеблей встречаются у растений.
    А) прямостоящие, вьющиеся, стелющиеся, цепляющиеся /иллюстрации и примеры из гербария и комнатных растений/
    б) деревянистые и травянистые /иллюстрация/
    в) по форме среза: округлые, квадратные, треугольные.
  4. Какие функции выполняет стебель, т.е. для чего он нужен растению.
  5. Опыт, доказывающий, что стебель проводит питательные вещества. /Проделать опыт стр. 127 учебника и оформить его на иллюстрации.
  6. Как человек использует стебли различных растений.
  1. Распределить обязанности в группе и записать в таблицу.

Фамилия, имя

Что делает

Оценка группы

  1. Подготовить доклады.
  2. Подготовить необходимые иллюстрации, образцы из гербария, опыт.
  3. Выступить перед классом. Время рассказа – не более 7 минут.

                                       Тема группы «Листья»

1. Найти материал в дополнительной литературе по данной теме.

2. Изучить материал и выбрать необходимую информацию для доклада группы по следующему плану:

  1. Какие общие части листьев встречаются у растений /черешок и листовая пластинка/.
  2. По каким признакам листья разных растений отличаются друг от друга:
    А) простые и сложные /иллюстрации и примеры из гербария и комнатных растений/
    б) по форме листовой пластинки /иллюстрации и примеры из гербария и комнатных растений/
    в) по жилкованию /иллюстрации/
  3. Какие функции выполняет лист, т.е. для чего он нужен растению:

А) как в листьях образуется крахмал /иллюстрация/

Б) испарение воды листьями.

  1. Опыт, доказывающий, что листья испаряют воду . /Проделать опыт стр. 125 учебника и оформить его на иллюстрации./
  2. Как человек использует листья различных растений.

3. Распределить обязанности в группе и записать в таблицу.

Фамилия, имя

Что делает

Оценка группы

4. Подготовить доклады.

5. Подготовить необходимые иллюстрации, образцы из гербария, опыт

6. Выступить перед классом. Время рассказа – не более 7 минут.

                                                         Берем интервью у героя

        После прочтения книги учащиеся берут интервью  друг у  друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя.

        Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.

Предлагаем версии

        Подготовьте две версии какого-либо рассказа (например, использованные при его экранизации). Прочтите оригинал и обе версии, обсудите, сравните и противопоставьте различные версии.

        Учащиеся создают другую версию того же самого рассказа, но изменяют некоторые элементы.

        Учащиеся могут обсудить, сравнить и противопоставить различные версии рассказа. Они распознают и детально описывают главные элементы, включая композицию, героев, сюжет и тему. Учащиеся подчеркивают сходство и различия между версиями.

        Учащиеся могут создать другую версию того же самого рассказа, изменив некоторые элементы. Они могут исполнить художественное чтение оригинальной и ученической версий.

                                      Идем в информационный центр (медиатеку)

        Посетите школьную медиатеку или библиотеку, имеющую поисковую информационную систему.

        Учащиеся ищут информацию, используя каталог или поисковую систему, указывающие расположение документов на полках или книжных веб - сайтах.

        Учащиеся внимательно изучают или просматривают ресурсы, чтобы проверить их пригодность и отмечают нужные у себя в специальной тетради (делая пометки с указанием адресов сайтов и пути к нужному материалу) или копируют их себе в папку.

        Они сводят все записи о собранной информации, и организовывают исследуемую информацию в сети, управляемой учителем.

        После окончания сбора информации из всех найденных источников, учащиеся создают презентации, каждый – по своей теме, определенной учителем. Презентация должна включить визуальные, устные и письменные компоненты.

        Учащиеся могут использовать каталогизацию или иную поисковую систему для поиска ресурсов на полках или книжных веб-сайтах. Они могут использовать приемы просмотрового и поискового чтения при поиске нужных ресурсов, фиксировать и представлять собранную информацию в заданном учителем формате. Они могут отразить собранную информацию в тематической презентации, включающей визуальный ряд, письменный текст и устные комментарии (пояснения)

Как начинать и заканчивать рассказ

        Учитель вместе с учащимися исследует все способы, которыми могут начинаться и заканчиваться рассказы, используя в качестве материала для исследования перечень книг, отнесенных детьми к категории "хорошие и любимые книги", побуждая учащихся неоднократно к ним обращаться.

        Подборка возможных начал и окончаний записывается на полосках, которые доступны для учащихся и могут использоваться как подсказки (опоры) в ходе письменных работ.

Друзья по переписке

        Учащиеся пишут письмо другу.

        После первого письма с представлением, письма должны писаться по определенному плану, включая следующие компоненты: благодарность за полученное письмо, комментарии или ответы на поставленные вопросы, новости (например, личные, классные, в развитии предыдущего письма), свои вопросы и слова приветствия.

        Корреспонденция должна храниться в хронологическом порядке, а в конце учебного года может быть переплетена.

        Учащиеся создают законченный продукт, который свидетельствует о правильном использовании особенностей процесса письма.

        Письма могут оцениваться по следующим основаниям: организация текста, расположение, аккуратность и оригинальность

Исторический музей

        Работая в группах, учащиеся обсуждают и готовят программу посещения исторического музея, отвечая на вопрос: «Что мы хотели бы увидеть в музее истории?»

        Они работают с изображениями артефактов прошлого, готовя устную презентацию, отражающую историю развития средств труда, транспортных средств и т.п. типа «Через реки, горы и долины», «От ручного рубила до машин-автоматов», «Что нам стоит дом построить».

        Работая в группах, учащиеся с опорой на различные источники разрабатывают и представляют сценарий фольклорного представления (Масленица, Рождественские колядки и др.).

                                                                  Моя семья

        Учащиеся, работая индивидуально или в группах, могут охарактеризовать состав семьи из двух и трех поколений, составив о них рассказы, сказки; дать с помощью учителя характеристику роли отдельных членов в семье.

        Работая индивидуально или в группе, учащиеся могут обсудить замысел и выполнить проектную работу по темам «Семейный праздник», «Семейные реликвии».

        Они могут с помощью учителя подготовить и провести конкурс «Домашние мастера», демонстрируя свои умения в выполнении домашних обязанностей.

        Работая в группе, учащиеся могут обсудить реальность своих запросов. («Хочу попросить родителей…», составить список своих желаний, исходя из возможностей семейного хозяйства).

Мой класс. Моя школа

        Учащиеся, работая в группе, подготовят визитную карточку «Мой класс».

        Работая индивидуально или в парах, они могут обсудить основной моменты письма сверстнику из другого региона с рассказом о своей школе, классе.

        Учитель приглашает в гости других преподавателей и сотрудников школы, которые рассказывают о своей работке. Учащиеся слушают и задают вопросы, разыгрывают ролевые игры с поочередным исполнением роли учителя, директора, медсестры и т.д.

        Они могут принять участие в обсуждении содержания и маршрута экскурсии по классу для гостей школы (родителей), подготовить и коллективно провести такую экскурсию.

        Работая в группе, они могут обсудить и составить режим дня ученика, следить за его выполнением.

        Работая в группах, они могут обсудить условия конкурса на лучшее рабочее место ученика; конкурса «Мой портфель всегда в порядке» и совместно организовать и провести с помощью учителя такой конкурс.

        Работая в группе или индивидуально, учащиеся могут подготовить и провести викторину «Гений общения».

        Они могут организовать и провести конкурс рассказов «С чего начинается Родина», «Моя дорога от дома до школы», выполнить работу над картой маршрута.

        Работая в группах, учащиеся могут обсудить и совместно разработать «Правила нашего класса».

Моя страна

        Учащимся предлагают отправиться в путешествие по карте «Широка страна моя родная: с южных гор до северных морей». Они готовятся к этому путешествию, знакомясь с ребятами из других городов, ведя с ними переписку и обмениваясь фотографиями и рисунками родных мест.

        Во время путешествия они «заезжают в гости» к своим друзьям по переписке, рассказывают о достопримечательностях посещенного места, готовятся к ответному визиту. Вместе готовятся к поездке в Москву или Санкт-Петербург, обмениваясь проектами «По памятным местам столицы».

        Работая в группах, учащиеся совместно готовят такой проект и проводят его презентацию.

        Учащиеся могут подготовить и провести викторину на знание государственных символов «Вопросы герольдмейстеру».

        Они разрабатывают и создают общеклассную символику и вводят определенные традиции ее использования.

        Работая в группе, учащиеся могут подготовить рукописную книгу «Народов дружная семья».

                                              Государственные праздники

        Учащиеся могут спланировать и провести коллективное мини-исследование связи некоторых государственных праздников с историческими событиями и представить полученные результаты

                                                                 Профессии

        Работая в группе с учебными и иллюстративными материалами (в том числе – информационными образовательными ресурсами), учащиеся могут составить список из 5-10 наиболее распространенных профессий, устно презентовать свой список.

        Они могут провести интервью с родителями и подготовить выставку «Все работы хороши»

Выполняем наблюдения

         Учащиеся могут выдвигать гипотезы и предлагать план наблюдения или опыта по их проверке при исследовании зависимостей между величинами (например, между длиной корешков лука и временем роста, между скоростью испарения воды и площадью ее поверхности).

        Они могут проводить наблюдения и опыты под руководством учителя, формулировать выводы о взаимосвязи отдельных величин на основе полученных результатов.

Описываем, группируем, систематизируем …

        Работая в группах с изображениями объектов живой и неживой природы, учащиеся могут группировать и классифицировать эти объекты, обсуждать и выделять существенные и характерные для каждой группы признаки и составлять описание одного из объектов по 3-5 характерным признакам. Они могут подтвердить правильность выделения существенных признаков и сделанной группировки, проведя по сравнение объектов, отнесенных к одной группе, по 2-4 признакам.

        Учащиеся могут анализировать описания известных объектов живой и неживой природы, сделанные сверстниками, отождествляя их с реальными объектами и выделяя допущенные в описании ошибки.

        Учащиеся, работая в группе, могут заполнить предложенные им схемы, содержащие 2-3 уровня классификации (1) живые организмы /тела и вещества, 2)растения/животные, 3) деревья/кустарники и т.д.) для нескольких объектов.

Охраняем природу…

        Учащиеся могут сознательно выполнять правила экологического поведения. В школе и дома соблюдают правила раздельного сбора мусора, самостоятельно его сортируя, следят за выключением света в коридоре после звонка на урок, экономят воду. На экскурсиях в природу или прогулках самостоятельно и без указаний взрослых ходят по имеющимся тропинкам, не срывают больше, чем необходимо ягод или грибов, бережно относятся к охраняемым видам растений и животных.

        Учащиеся при работе в малых группах, могут участвовать в обсуждении различных экологических проблем, высказывая мотивированные суждения о необходимости сохранения многообразия живых организмов и памятников природы.

        Учащиеся могут отличить охраняемые виды растений и животных своей местности и создать о них небольшие собственные рассказы.

                                             Путешествуя с севера на юг …

        Учащиеся, работая в группах, могут различить по описаниям и контексту отдельные растения разных природных зон.

        Они могут соотнести части растений с их функциями, описать отдельные части растений или растение в целом, указывая характерные особенности внешнего вида и классификационные признаки (дикорастущее, травянистое, тенелюбивое и т.д.)

        Используя дополнительные источники информации составлять собственные рассказы о роли растений и грибов в природе, их использовании человеком.

        Учащиеся по описаниям и иллюстрациям, видеоизображениям могут различать природные зоны (зона арктических пустынь, тундры, лесной зоны, степей, пустынь), указывая их характерные особенности. Они могут назвать 3-4 представителя растительного и животного мира разных природных зон.

        Учащиеся могут привести примеры приспособления растений и животных к условиям жизни в разных природных зонах.

        Описывать по совместно разработанному плану одно из природных сообществ родного края,

        Во время экскурсий они могут находить и демонстрировать примеры приспособления растений и животных к среде обитания.

                                                               В мире животных

        Учащиеся могут изобразить в виде схемы путь размножения для рыб, земноводных, птиц, насекомых и млекопитающих, назвать и описать представителей различных классов животных, указывая особенности внешнего вида, питания, размножения.

        Используя определитель животных, адаптированный для младших школьников, они могут определить по внешнему виду названия различных животных; составлять небольшие рассказы,  об их особенностях привлекая дополнительные источники информации

                                                       Проект  «Цветы»

1. Найти материал в дополнительной литературе по данной теме.

2. Изучить материал и выбрать необходимую информацию для доклада группы по следующему плану:

  1. Какие общие части цветов встречаются у растений / околоцветик, чашелистик, пестик, тычинки/.  (иллюстрация)
  2. Какую функцию выполняет цветок, т.е. для чего он нужен растению. Что такое опыление. Как может происходить опыление.
  3. По каким признакам цветы различных растений отличаются друг от друга. (виды соцветий, примеры) /иллюстрация/
  4. Как человек использует цветы различных растений.

3. Распределить обязанности в группе и записать в таблицу.

Фамилия, имя

Что делает

Оценка группы

4. Подготовить доклады.

5. Подготовить необходимые иллюстрации, образцы из гербария, опыт

6. Выступить перед классом. Время рассказа – не более 7 минут.

                                    Тема группы «Плоды и семена»

1. Найти материал в дополнительной литературе по данной теме.

2. Изучить материал и выбрать необходимую информацию для доклада группы по следующему плану:

  1. Строение семян (оболочка, питательные вещества, зародыш) /иллюстрация, демонстрация строения семян фасоли/
  2. Как различаются плоды различных растений. Примеры сочных и сухих плодов. /иллюстрации, коллекция, образцы/
  3. Какие функции выполняют плоды и семена, т.е. для чего они нужны растению.
  4. Как могут распространяться различные плоды и семена. Примеры плодов и семян, которые:
    а) падают,
    б) разносятся ветром,
    в) переносятся животными. /иллюстрации,  коллекции/
  1. Как человек использует плоды и семена различных растений.

3. Распределить обязанности в группе и записать в таблицу.

Фамилия, имя

Что делает

Оценка группы

4. Подготовить доклады.

5. Подготовить необходимые иллюстрации, образцы из гербария, опыт

6. Выступить перед классом. Время рассказа – не более 7 минут.

                                                    Проект по теме «Планета Земля»

Цель проекта: закрепление знаний об основных формах земной поверхности и водоемах и их обозначении на карте.

Организация деятельности учащихся. Класс делится на малые группы по 4-5 человек. Каждая группа получает одинаковое задание, работа в группе распределяется по рекомендации учителя: руководитель группы, два художника и два картографа. Вся работа делится на три этапа:

Первый этап

  • организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);

Второй этап

  • работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание рисунков);

Третий этап

  • выступление представителя каждой группы перед классом с презентацией своего острова;
  • общеклассное обсуждение результатов;
  • оценка и рефлексия (что в другой раз я сделаю иначе?)

Задание для учащихся

Мы переезжаем жить на острова. Каким будет ваш остров? Нарисуйте его карту и две картины видов острова. Попробуйте действовать по следующему плану:

  1. Придумайте название острова и его рельеф. Остров омывает море с заливом, на острове обязательно должны быть горы (хотя бы одна), равнина, озеро, река с притоками. Для каждого объекта необходимо придумать название.
  2.  Какие еще объекты будут на вашем острове? Как они будут называться?
  3. Вам нужно создать карту острова. Не забудьте, что каждый объект должен обозначаться так же, как на настоящих картах.
  4. Представьте себя на этом острове. Вам необходимо запечатлеть на двух рисунках виды острова. (Например, вид, который открывается на остров со стороны залива).
  5. Укажите на вашей карте места, в которых необходимо находиться, чтобы увидеть виды, изображенные на рисунках.

Что будет оцениваться.

  1. Наличие на карте острова всех указанных объектов.
  2. Правильность изображения на карте объектов земной поверхности и водоемов.
  3. Качество выполнения карты и оригинальность придуманных названий.
  4. Соответствие рисунков изображениям карты.
  5. Оригинальность рисунков, наличие деталей, которые не отражаются на карте.
  6. Полнота и четкость выступления по представлению острова.

                                                    Проект «Конкурс туристических маршрутов»

Цель проекта: применение знаний по теме «Планета Земля», использование дополнительных источников информации, подготовка устных выступлений.

Организация деятельности учащихся. Класс делится на малые группы по 4-5 человек. Каждая группа получает одинаковые задания, работа в группе распределяется внутри каждой группы. Вся работа делится на три этапа:

Первый этап

  • организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);

Второй этап

  • работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, подготовка материалов, создание плакатов);

Третий этап

  • выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией туристического маршрута;
  • общеклассное обсуждение результатов;
  • оценка и рефлексия (что в следующий раз я сделаю иначе)

                                   Конкурс «Презентация туристических маршрутов»

                                                                   ВНИМАНИЕ!

ПРОВОДИТСЯ КОНКУРС!!!

        У вас есть шанс открыть свою туристическую фирму. Не упустите его.

        На конкурс представляются:

  1. Название и логотип
  2. Описание трехдневного путешествия в любую точку мира, которое должно состоять из:
  • общих сведений о месте путешествия (где находится, какая страна, какой язык, как туда добраться, какая там сейчас погода);
  • реклама трех экскурсий различного характера, например
  • особенности природы,
  • исторические памятники, музеи и т.п.,
  • занятия наcеления, обычаи и т.п..

Участнику конкурса предоставляется для выступления не более 5 минут.

                       Учащиеся, разбившись на группы, готовят материалы к конкурсу. Они делают рекламный плакат, содержащий четыре соответствующих выступлению блока материала с иллюстрациями.

ОЦЕНИВАЕТСЯ (правила и условия конкурса можно обсудить и уточнить с учащимися):

        В устном выступлении

  1. Внешний вид рекламного агента (макс. 5 баллов)
  2. Содержание рекламного выступления (макс. 10 баллов)
  3. Четкость речи (макс. 5 баллов)
  4. Эмоциональность сообщения (макс. 5 баллов)

        На плакате

  1. Содержание материалов (макс. 5 баллов)
  2. Качество иллюстраций (макс. 5 баллов)
  3. Художественное оформление (макс. 8 баллов)

Туристическая фирма  ____________________________________

Фамилия, имя

Распределение обязанностей

Само-оцен

Оценка группы

                                                                Проект по теме «Природные зоны»

Цель проекта: изучение материала о природных зонах Земли.

Организация деятельности учащихся. Класс делится на малые группы по 3-5 человек так, чтобы создать группы, работающие по следующим темам:

  • зона арктических пустынь;
  • зона тундры;
  • зона лесов;
  • зона степей;
  • зона пустынь.

Каждая группа получает задание по изучению одной из природных зон, работа в группе распределяется по рекомендации учителя: руководитель группы, два художника и не менее двух выступающих. Вся работа делится на три этапа:

Первый этап

  • организационный момент (учитель делит класс на группы и объясняет стоящую перед группами задачу);

Второй этап

  • работа в группах (обсуждение задачи, распределение обязанностей, создание презентаций);

Третий этап

  • выступление представителей каждой группы перед классом с презентацией;
  • заполнение обобщающей таблицы с характеристиками природных зон;
  • общеклассное обсуждение результатов;
  • выполнение итогового теста;
  • оценка и рефлексия (что я в следующий раз сделаю иначе)

Задание для учащихся

План сообщения по теме «Природная зона»

  1. Название. Где находится. Уметь показать на карте.
  2. Условия неживой природы: климат, примерные температуры зимой и летом, длительность времен года, количество осадков  и т.п. Как выглядит типичная картина поверхности данной природной зоны /показать по атласу/.
  3. Растительный мир природной зоны. Привести примеры представителей растительного мира (травы, кустарники, деревья по 3-4 примера). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь гербарии или иллюстрации/.
  4. Животный мир природной зоны. Привести примеры представителей животного мира (по 1-2 примера представителей разных классов). Указать их приспособления для жизни в данной природной зоне. /Иметь иллюстрации/.
  5. Взаимосвязи животного и растительного мира  в данной природной зоне. Привести примеры 2-3 пищевых цепей. /иметь иллюстрации/
  6. Особенности жизнедеятельности  человека в данной природной зоне.
  7. Экологические проблемы. Меры по охране природы.

                             Порядок действий

  1. Найти материал по данной природной зоне в учебнике и дополнительной литературе.
  2. Изучить материал и заполнить /карандашом/ таблицу в тетради.
  3. Распределить обязанности в группе и записать в таблицу.

Фамилия, имя

Что делает

Самооценка

Оценка группы

  1. Отобрать необходимый материал для докладов.
  2. Подготовить необходимые иллюстрации, образцы из гербария.
  3. Подготовить рассказ группы о природной зоне, сопровождаемый иллюстрациями. Время рассказа – не более 15 минут.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Организация самостоятельной деятельности обучающихся на уроках, как эффективное средство повышения качества знаний"

В работе содержатся основные задачи самостоятельной деятельности обучающихся на уроке, классификация самостоятельной деятельности по разным напрвлениям. Примеры организации самостоятельной деятел...

Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельностью обучающихся на уроках русского языка".

Мастер-класс по теме: "Управление познавательной деятельность обучающихся на уроках русского языка"Приемы, применяемые учителем для управления познавательной деятельностью на уроке:- актуализирует тре...

Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"

Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»

В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....

Мастер-класс «Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталостью»

Мастер-класс «Использование нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений на уроках как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с умеренной умственной отсталость...