Мастер-класс "Формирование читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности обучающихся начальной школы."
методическая разработка по русскому языку (2 класс)
Данный мастер-класс подойдет для учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 377.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
В процессе организации начала мероприятия и знакомства с темой можно сделать введением в тему мастер-класса сбор пазла с изображением латинских букв «аз», «буки», «веди».
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги!!! Меня зовут Науменко Анастасия Игоревна.
Уважаемые коллеги, у вас в руках оказались фрагменты картинки. Предлагаю вам их собрать. Расположите сначала квадратики красными рубашками вверх в алфавитном порядке, затем переверните каждую на своем месте. Что получилось? (Сл 2)
-Что это за буквы? Как они назывались в старину? Название какой книги дали эти три буквы старославянского алфавита? (Аз,буки,веди) Старославянская кириллица)
- С какой целью люди создали азбуку?
А всегда ли человек правильно читает текст? И что такое «правильно» читает текст? (Сл.3)
Уважаемые коллеги, представляю Вашему вниманию мастер-класс на тему «Формирование читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности обучающихся начальной школы».
Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и ее преобразование становятся важнейшими условиями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.
Читательская грамотность становится значимым результатом начального образования, ведь способность обучающихся понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них нужны для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни,
У развитого читателя должны быть сформированы: (Сл.5)
- Умения извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:
т.е. умения находить информацию и формулировать простые выводы; найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
- Умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя;
т.е. устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую, и интерпретировать их.
Цель формирования читательской грамотности: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).(Сл.6)
ЗАДАЧИ: (Сл.7)
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
-извлекать из текстов интересную и полезную информацию;
- самостоятельно выбирать книги для чтения и другие.
Формирование читательской грамотности у обучающихся начальной школы происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Приёмов работы с текстом очень много. Вашему вниманию хочу предложить некоторые из них. (работа над материалом проводится в группах)
1.Прием «Кластер». (Сл.8) Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом» и очень часто используется многими учителями в практике.
Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой занятия).
- При изучении темы «Славянская письменность» в курсе внеурочной деятельности «История родного края» можно предложить учащимся самим составить кластер по прочитанной статье в учебнике и заранее подготовленной статье, используя одновременно с приемом «Феномен» (Сл.9). Приём "Феномен" - приём интерактивного обучения. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После предлагает прочитать несколько раз текст, где ключевые слова выделены цветом. Затем на основании прочитанного составить кластер.
История букв русского алфавита повествует нам о двух братьях – Кирилле и Мефодии, которые и придумали первый славянский алфавит. Все дело в том, что в период появления христианства и строительства храмов в некогда могучем государстве Великая Моравия понадобилась и письменность, чтобы можно было записывать церковные тексты. Моравский правитель попросил помощи у византийского императора Михаила III, который в качестве помощи отправил в Моравию двух проповедников Кирилла и Мефодия. Это случилось примерно в середине 9 века. В 863 году братья рассказали о том, что они создали алфавит. Его назвали в честь младшего брата – кириллица. Прародительницей кириллицы была другая придуманная братьями система букв – глаголица. С помощью кириллицы Кирилл и Мефодий перевели с греческого Священное писание и ряд богослужебных книг. Православная церковь назвала братьев чудотворцами. Люди получили буквы, а вместе с ними возможность читать и писать. С самого начала в алфавите было целых 43 буквы, но чуть позже добавили 4 и убавили 14 из-за ненадобности. Изначально буквы были похожие на греческие, но потом поменялись и стали такими, какими мы их привыкли видеть. Каждая буква не только означала определенный звук, но и имела свое значение. В 1917 году был утвержден вариант азбуки из 35 букв. Правда их на самом деле было 37, Ё и Й не были отдельными буквами. В 1918 году вновь азбука изменилась, из нее убрали несколько не используемых букв, в результате чего осталось 33 буквы. Вот такой азбукой мы с вами и пользуемся по сей день. |
и
Например, курс внеурочной деятельности – «Финансовая грамотность». Детям предлагается текст, связанный с определением и происхождением денег.
Деньги – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накоплений. Слово «деньги» появилось в конце XIV века, во времена Дмитрия Донского, когда русские князья стали чеканить серебряные монеты. Образцом были восточные монеты «тенга» или «таньге». По-тюркски это значит «звенящий». Отсюда название русской монеты – «денга». Со временем в слове «денга» появился мягкий знак, и стали говорить «деньга» или «деньги». Первые бумажные деньги появились в России в 1769 году при Екатерине Второй. Их печатали черной краской на белой бумаге с водяными знаками (так называют изображение на бумаге, которое видно, если посмотреть на просвет). По сравнению с монетами бумажные деньги легче хранить, ими удобно расплачиваться. Правда, срок службы купюры составляет в среднем всего три года. Но старые банкноты можно легко заменить на новые.) |
Ключевое слово «деньги». Рядом записываем ключевые данные по понятию. Деньги – металлические и бумажные знаки - мера стоимости – средство платежа – первые деньги в России 1769г – печатались бумажные деньги черной краской на белой бумаге с водяными знаками.
- Всем известно, что в первых рукописных книгах самая первая буква каждого нового абзаца расписывалась красной краской, эта буква была самой красивой. С тех пор и пошло название начала нового абзаца – «писать с красной строки».
Прием «Маркировочные таблицы Творческое чтение . (Сл.10) Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста отличать главное от второстепенного. На подготовительном этапе использую просмотровое чтение.
Перед чтением текста предлагают учащимся несколько вопросов на мотивацию: Почему я должен прочесть этот текст? Далее используется прием маркировки текста: на лист учебника с текстом надеваем файл, в руки берем цветной маркер и читаем текст по абзацам, выделяя главное и отмечая цифрами абзацы. Далее прошу пересказать по маркированному. Кроме того, что этот прием незаменимо можно использовать при составлении плана любого текста.
- При изучении курса «История родного края» обучающиеся знакомятся с темой «Откуда мы родом?». Прочитайте текст и выберите название одежды древних славян.
(Традиционная славянская одежда вызывает ощущение гармонии с окружающим миром, спокойствия и благополучия. Она формировалась веками, все неудобное, непрактичное отпадало. Оставалась одежда, в которой человек хорошо себя чувствовал в любое время года, в любых обстоятельствах. Популярные произведения искусства сформировали представление, что славянская одежда – это обязательный сарафан и свободная рубаха. Однако, традиционные наряды более разнообразны. Свои наряды были у людей разных возрастов и достатка, существовали точные представления о том, что надеть в праздник, а что на работу. Дети одевались похоже на взрослых, но были и принципиальные отличия. Главной одеждой нашим предкам служила рубаха длиной ниже колена с длинными рукавами. В зависимости от местности и предназначения рубахи были узкими и широкими, с разрезами и без, с богатой вышивкой по подолу и низу рукавов или простые. Носили их и женщины, и мужчины. Самой распространённой славянской одеждой для женщин до XVII века была понёва, а не сарафан. Понёва представляла собой несколько сшитых полотнищ, обернутых вокруг талии и закреплённых поясом с узорами-оберегами. Рубаха заправлялась под понёву, а сверху повязывался расшитый передник, охраняющий свою хозяйку от дурных сил. Поверх всего этого надевалась безрукавка «навершник» длиной до колена.) |
(Ответы: рубаха, понева, сарафан, передник, навершник). Каждый элемент одежды «надевается» (приклеивается) на образец русской девушки участниками мастер-класса, название вносится в таблицу.
- Далее можно применить прием «Ассоциации» и заполнить таблицу – «Устаревшие и современные названия женской одежды». (Сл.11)
Устаревшие названия | Современные названия |
Рубаха | Рубашка |
Понева | Юбка |
Сарафан | Сарафан |
Передник | Фартук |
Навершник | Туника |
Заключение
Метод Книга отзывов Представьте, если бы вам предложили написать в книгу отзывов фразу о мастер-классе, чтобы вы написали? Давайте попробуем записать.
Таким образом, Чтение играет важную роль в развитии обучающихся. Обобщив всё вышесказанное, я предполагаю, что в результате применения в своей работе разнообразных приёмов, у учеников в начальной школе будут заложены основы формирования грамотного читателя. Учитель является своеобразным связующим звеном между книгой и ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС" (обобщение опыта)
В статье описан опыт взаимодействия учителя начальных классов и учреждения дополнительного образования детей по реализации новых ФГОС. Новое - это всё забытое старое!...
Сценарий занятия научного общества обучающихся «Олимпионик» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе
занятие включает способных, мотивированных, детей с ОВЗ; работа ведётся в разновозрастных группах в игровой форме....
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС
Занятия способствуют развитию умственных качеств учащихся, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижени. хороших результатов в учёбе....
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...
Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС
Организация внеурочной деятельности в начальной школе...
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО КРУЖКА «МАСТЕРОК» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые м...
Формирование читательской грамотности в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"
Представлена публикация в рамках реализации проекта "Эффективная начальная школа"...