мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»
консультация по зож на тему
В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 72.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс
«Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»
Кожевникова Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
1 категории
Звучит мелодия
(захожу в помещение с движениями скандинавской ходьбы)
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Кто заметил, движения какого вида спорта я сейчас изобразила?
- Как вы догадались?
- Какие у вас любимые виды спорта?
- Мои вопросы связаны с темой нашего мастер-класса. Но прежде возьмите листочки со смайликами, найдите в первой колонке тот смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас и отметьте его галочкой
- Молодцы! Сегодня в благодарность за ваши ответы я буду вручать вам конфетки-витаминки.
- Итак, начинаем!
- На слайде зашифровано ключевое слово темы нашего мастер-класса. Отгадаем его. (здоровье)
Слайд – ребус о здоровье
- Недаром говорят: В здоровом теле — здоровый дух.
-В последнее время вопрос о состоянии здоровья детей в нашей стране стоит очень остро. Наш президент В.В. Путин говорит (читаю выдержку из речи)
Слайд
«….Состояние здоровья школьников влияет на их дальнейшую жизнь, на их способность обрести профессию, создать семью, воспитать детей… И именно школа является одним из факторов формирования у ребенка здорового образа жизни…»
Слова президента говорят сами за себя…. Ведь,
Школа - самый ответственный период в обучении школьника, и важно не только заложить фундамент знаний, но и сохранить их и укрепить здоровье детей.
Здоровье лежит в основе благополучия детей. Обучение и здоровье находятся в тесной связи, поэтому все мои уроки построены на основе использования здоровьесберегающих технологий.
В учебном процессе я учитываю умственные нагрузки, объём письменных и устных работ и физиологические особенности детей. Повышению эффективности учебной деятельности учащихся способствует грамотно спланированный урок с использованием здоровьесберегающих технологий на всех его этапах.
Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. Их эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.
- Давайте вместе вспомним эти технологии
- Физкультурная минутка
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Смена видов деятельности
- Артикуляционная гимнастика
- Игры (дидактические, ролевые, деловые)
- Релаксация
- Оформление кабинета
- Позы учащихся
- Эмоциональные разрядки
- Беседы о здоровье
- Стиль общения
Сочетая их, подстраивая под каждый урок, исходя из его темы, можно сделать учебное занятие познавательным, интересным и в то же время непринужденным.
Сегодня вашему вниманию я представлю фрагменты этапов урока с использованием здоровьесберегающих технологий.
Я приготовила Вам шляпы. По методике британского психолога Э.Боно вы дадите оценку нашего занятия.
Представитель в белой шляпе будет искать только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.
Хозяин красной шляпы – проанализирует занятие с позиции чувств, расскажут нам, какие испытали чувства.
Представитель чёрной шляпы попытается предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.
Хозяин жёлтой шляпы будет искать только всё самое хорошее, будет смотреть на содержание занятия с позиции оптимиста.
Зелёная шляпа попытается уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам свои креативные идеи.
Ну а синяя шляпа представит нам всю картину нашего семинара в целом, объяснят смысл происходящего и подскажет, куда двигаться дальше.
Для вашего удобства на стене висят подсказки
- Назовите пословицы и поговорки о здоровье (поощряю конфетами)
- Вот сейчас я приглашаю вас к себе для разучивания музыкальной разминки.
-Сегодня я шла на работу пешком. А вы как добирались? …………………………………
(подвижная музыкальная физминутка)
- Молодцы! Спасибо за положительные эмоции
- Настроение улучшилось? Почувствовали прилив бодрости?
-Хорошо, идем дальше.
- Очень важно начать урок с положительной мотивации и сейчас мы поиграем в игру «Бинокль»
- Делаем «бинокль" из пальцев. Произносим звуки:
а) раздельно, протяжно, как бы рассматривая их;
б) с удивлением;
в) огорчённо, с разочарованием;
г) с радостью, надеясь на встречу.
- Молодцы! Следующая игра позволит выявить самых внимательных
«Кто внимательный?»
Оборудование: Картинки “Свисток” и “Звонок”.
- Я показываю картинку, а вы называете звук. Будьте внимательны.
- Очень важно на уроках чтения отрабатывать дикцию, поэтому мы сейчас поработаем со скороговоркой
- Можно работать со скороговоркой и стоя.
-У каждого на парте текст. Сначала читаем вместе спокойным голосом. Убыстряем темп. Теперь обыграем нашу скороговорку.
- Какие звуки здесь отрабатываются?
Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
- а теперь восстанавливаем скороговорку. (на слайде) Кто быстрее протараторит.
Веселые разминки в начале урока способствуют более успешному включению в учебную деятельность.
- На уроках мы много пишем. Наши пальчики устают. Поэтому я предлагаю поиграть в игру «Ребро, ладонь, кулак»
- Будьте внимательны, слова меняем местами!
-Можно и компот сварить. Хозяйки обычно делают это стоя у плиты и у стола.
«Фрукты» (текст на слайде)
Будем мы варить компот (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки
Фруктов нужно много. Вот. «размешивают»)
Будем яблоки крошить, (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)
Грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, (Опять «варят» и «мешают».)
Угостим честной народ.
пальчиковая гимнастика очень нравится учащимся начальных классов. Она позволяет не только отдохнуть от письменных работ, но и научить детей быть внимательными
- Коллеги, кто знает самый лучший тост про здоровье?
- Я приглашаю к себе 4 человека. Мы сейчас будем решать задачу практическим способом.
Отгадайте сначала, о чем будет идти речь в задаче:
Дорогой Червячок!
Ты не кушай мой бочок.
Я достанусь ребятишкам.
Непоседам, шалунишкам!
12 яблок разложили поровну в 4 вазы. Сколько яблок лежит в одной вазе?
- У меня в руке 12 яблок. Я должна поровну их вам раздать. Как это сделать? Сначала раздаю каждому по 1 яблоку. У меня еще остались яблоки? Раздаю оставшиеся. Все яблоки раздала? Сколько получил каждый? Что я делала с яблоками? Значит каким действием решим задачу?
После такого практического эксперимента учащимся проще делать схематический чертеж к подобным видам задач и делать правильный выбор действия.
-Лучший вид отдыха – это смена видов деятельности.
-Поиграем с мячем.
-Я кидаю вам мяч, называя слово с безударной гласной. Вы возвращаете мяч уже с проверочным словом.
Слова: беговая, спортивный, чистота, овощной, движение, воздушный, отдыхать
-Молодцы!
- А теперь проверим свой словарный запас. Игра «Ассоциации»
(я выдаю вам листочек со словом, вы должны написать те слова, которые ассоциируются с этим словом)
Слова: спорт, жизнь, здоровье
- Составьте побудительное предложение о здоровом образе жизни!
-Кто из вас любит купаться? А кто в футбол играет? Кто смотрит? Кто рисует? А может кто танцы посещает?
- Сейчас проверим
Физминутка
В понедельник я купался, ( Изображаем купание. )
А во вторник – рисовал .(Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл.( Бег на месте.)
В пятницу бегал, прыгал,( Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
-Молодцы! Очередной заряд настроения получен
- Сейчас мы проверим, как хорошо вы умеете отличать одну часть речи от другой. У каждого из вас лист со словом. Ваша задача найти родственников и сформировать новые группы.
1 группа: турник, скакалка, канат, брусья, мяч, обруч, шест (виды спортивных снарядов)
2 группа: проснуться, умылся, завтракать, бегать, успеет, спит, отдохнет (режим дня)
3 группа: красивый, аккуратная, полезный, успешный, счастливая, радостный, приятный (о здоровом человеке)
- что объединяет слова каждой группы?
- изобразим предмет, признак предмета, действие……
- Вот где настоящие артисты!
- А теперь я попрошу вас принять красивую позу и помочь нашим глазкам отдохнуть (зрительная гимнастика)
- Наши глазки нужно беречь и не давать им переутомляться!
- Кто знает песню о здоровье? (спойте 2 строчки)
- а теперь я приглашаю вас к себе. Вы будете моделью человека. Мы на уроке окружающего мира.
- С помощью слов-подсказок нужно отгадать, о каком внутреннем органе человека идет речь и поместить этот орган на свое место.
Сердце – его можно сравнить с мотором а/м
Мозг – только он дает сигнал к действию
Желудок – там пища проходит свою первичную переработку
Печень – заботится о том, чтобы вредные вещества не попали в кровь
Легкие – как бы мы без них дышали?
- Очень увлекательная картина у нас получилась.
- Можно ли сказать о том, что какой – то орган важнее другого?
- Как сделать так, чтобы обеспечить слаженную работу всех внутренних органов?
Все это еще раз доказывает, что забота о здоровье – дело рук самого человека. А здоровье наших детей – в наших руках!
- Дорогие коллеги, как вы видите, учить детей можно не только, сидя за партой. Использовав на любом уроке технологии здоровьесбережения, мы повысим интерес детей к учебе и сохраним их здоровье.
- А теперь напоследок я предлагаю еще одну музыкальную физминутку. Можно сидеть, а можно и двигаться.
Рефлексия для всех
- теперь возьмите все те же смайлики и отметьте галочкой свое настроение на данный момент.
- у кого настроение поменялось в лучшую сторону?
- Теперь я попрошу вас оценить данное занятие с позиций 6 шляп.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему «Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ-технологий»
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Поэтому в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий. Одни...
«Методы, приемы и средства повышения эффективности образовательной деятельности в начальной школе»
В работе описаны методы, приемы и средства повыщения эффективности образовательной деятельности в начальной школе и из личного опыта в рамках ФГОС. Работа учителя приняла участие на ...
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе.
В методической разработке приводится методика использования ИКТ в образовательном процессе, которая может быть полезна для успешного обучения на уроках русского языка. Раскрываются возможности и...
Реализация принципа наглядности в начальной школе через использование информационных технологий
Одной из основных задач учителя начальной школы является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Интерес в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубок...
Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.
В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий.
laquo;Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий». Цель: найти эффективные способы активизации и способствов...
Создание условий для организации межпредметной интеграции как одного из факторов повышения эффективности учебного процесса в начальной школе в современных условиях
Тезисное выступление на вебинаре по теме: «Эффективные методы развития и совершенствования профессиональной компетентности педагогов, как фактор повышения качества педагогического процесса...