Исследовательская задача.
статья (4 класс) на тему
Что такое исследовательская задача? нужно ли применять проектный и исследовательский метод в начальной школе? На эти вопросы вы найдёте ответ в этой статье. Исследовательские и проектные задачи могут стать инструментом диагностики и оценки в младшем школьном возрасте не только предметных знаний, умений и навыков (учебно-предметные компетентности), но и ключевых компетентностей (метапредметные результаты) как личностных результатов учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_issledovatelskikh_umeniy.docx | 9.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследовательская задача – основа задачного принципа деятельностной дидактики.
Результаты международных исследований показывают, что российские школьники с большим затруднением переносят известные предметные способы и средства действия с одного учебного предмета на другой, практически не могут их использовать в нестандартных ситуациях.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует от ученика не только предметных умений, но и метапредметных, которые становятся необходимыми в ситуациях достижения практического результата, в ситуациях жизненных, выходящих за рамки чистого учения. Исследовательские и проектные задачи становятся одним из средств, с помощью которых решаются разнообразные педагогические задачи.
Самая главная из них это- формирование учебной деятельности, которая разворачивается как коллективно-распределительная деятельность, направленная на формирование прежде всего коллективного субъекта этой деятельности через учебное сотрудничество.
Однако решить эту центральную педагогическую задачу возможно только при соблюдении целого ряда принципов в содержании и организации образовательного процесса:
- ЗАДАЧНЫЙ ПРИНЦИП;
- ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОИСКА;
- ПРИНЦИП МОДЕЛИРОВАНИЯ;
- ПРИНЦИП САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ;
- ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ;
- ПРИНЦИП ПОЛИДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОНСТРАНСТВА
Исследовательские и проектные задачи могут стать инструментом диагностики и оценки в младшем школьном возрасте не только предметных знаний, умений и навыков (учебно-предметные компетентности), но и ключевых компетентностей (метапредметные результаты) как личностных результатов учащихся.
Для решения исследовательской задачи привлекаются средства, наработанные в различных предметах. Овладение общими способами работы со словарями, справочниками, поисковыми системами в сети интернет являются универсальными средствами организации информационного поиска. Способы работы с художественными текстами, методами редактирования, оформления текста, выделения ключевых фраз, освоенных на уроках русского языка и литературного чтения, используются для представления материалов курсов окружающего мира, информатики и математики.
Кроме того, рассмотрение одного объекта или явления осуществляется в соответствии с задачами разных предметных линий и практик. Для решения проблемы учащиеся имеют возможность осуществить пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы учебных задач, в разных ситуациях. Дети, без специального обучения фактически осваивают способы проектирования как основы для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе.
Решая исследовательские и проектные задачи, у обучающихся формируются такие универсальные учебные действия, как учебное сотрудничество, планирование и анализ собственных действий и действий группы в целом, умение представлять результаты своей работы в различных формах, в том числе с использованием ИКТ.
Таким образом, современная задачная образовательная технология становится новым элементом образовательного процесса. Применение «задачной» технологии даёт возможность учителю видеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства; ученику- переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого предмета; коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной школы.
Экспертный лист оценки работы группы.
Эксперт-------------------------- число----------------
вопросы | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
Сформулировала ли группа стоящую перед ней цель? | |||
Работа группы планировалась или учащиеся приступили к работе стихийно? | |||
Был ли этап обсуждения задачи и распределения функций между учащимися? | |||
Все ли дети включены в работу? | |||
Наблюдается ли ущемление интересов и желаний отдельных членов группы? | |||
Планировалась ли работа в группе?Строилися ли диалоги в группе? | |||
Задавала ли группа уточняющие вопросы в ходе работы? | |||
Умеет ли группа работать с большим объёмом справочных материалов, представленных в разных формах? Умеет ли выделять нужную информацию, отсеивать данные, не имеющие отношение к решаемой задаче? | |||
Какой вид защиты выбран группой? (презентация, таблица, устное высказывание с использованием видео ряда, другое) | |||
Какие источники использовала группа для информационного поиска? (интернет, раздаточные материалы, справочную литературу, карты, таблицы) | |||
Проходил ли этап слушаний? Не было ли повтора ответа? | |||
Смогли ли продемонстрировать речевые навыки дети во время защиты? Обосновала ли свой выбор группа? Удалось ли создать собственный текст, в соответствии с заданным жанром? | |||
Справились ли ученики с решением задачи? | |||
Смогли ли ученики сопоставить свои результаты с культурным образцом? | |||
Была ли произведена группой коррекция своего выступления? | |||
Осуществлялся ли этап рефлексии? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
исследовательский проект учащихся "Экологические задачи на уроках математики".
Математические задачи экологической направленности могут использоваться при интегриривании экологии, окружающего мира и математики....
Урок ТРИЗ( творческое решение исследовательских задач) 4 класс
Перед вами необычный удивительный урок курса по выбору ТРИЗ. Узнав о нем, многие, как правило, задают один и тот же вопрос: что это такое, нас этому не учили. В основе ТРИЗ лежит переход от метода про...
Научно-исследовательская работа по теме: "Схематическое моделирование как средство обучения решению задач младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"
В работах Муртазиной Н. А. рассмотрены функции схематической модели, которые представлены в таблице. Название функциимодели.Влияние функции на процесс исследования и последующего решения задачи. ...
Исследовательские задачи материал
В данный материал входят 2 исследовательские задачи , которые разработаны по технологии ТОГИС для обучающихся 3 класса. Материал используется на уроке окружающего мира. Кроме того, данный материал мож...
Исследовательская задача для учащихся 3 класса
В исследовательском обучении исследование выступает не просто набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом. У учащегося, таким образом, формируется представление об исследова...
Исследовательская задача
Исследовательская задача для учащихся 2 классов. Данный материал можно использовать на внеурочных занятиях...
Исследовательская задача "Сухарики"
Исследовательская задача для учащихся 3 класса...