Исследовательская задача.
статья (4 класс) на тему

Черноперова Марина Геннадьевна

Что такое исследовательская задача? нужно ли применять проектный и исследовательский метод в начальной школе? На эти вопросы вы найдёте ответ в этой статье. Исследовательские и проектные задачи могут стать инструментом диагностики и оценки в младшем школьном возрасте не только предметных знаний, умений и навыков (учебно-предметные компетентности), но и ключевых компетентностей (метапредметные результаты) как личностных результатов учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_issledovatelskikh_umeniy.docx9.14 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская задача – основа задачного принципа деятельностной дидактики.

        Результаты международных исследований показывают, что российские школьники с большим затруднением переносят известные предметные способы и средства действия с одного учебного предмета на другой, практически не могут их использовать в нестандартных ситуациях.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования требует от ученика не только предметных умений, но и метапредметных, которые становятся необходимыми в ситуациях достижения практического результата, в ситуациях жизненных, выходящих за рамки чистого учения. Исследовательские и проектные задачи становятся одним из средств, с помощью которых решаются разнообразные педагогические задачи.

Самая главная из них это- формирование учебной деятельности, которая разворачивается как коллективно-распределительная деятельность, направленная на формирование прежде всего коллективного субъекта этой деятельности через учебное сотрудничество.

Однако решить эту центральную педагогическую задачу возможно только при соблюдении целого ряда принципов в содержании и организации образовательного процесса:

  • ЗАДАЧНЫЙ ПРИНЦИП;
  • ПРИНЦИП ИССЛЕДОВАНИЯ И ПОИСКА;
  • ПРИНЦИП МОДЕЛИРОВАНИЯ;
  • ПРИНЦИП САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ СВОИХ ДЕЙСТВИЙ;
  • ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ СОДЕРЖАНИЯ И ФОРМЫ;
  • ПРИНЦИП ПОЛИДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОНСТРАНСТВА

Исследовательские и проектные задачи могут стать инструментом диагностики и оценки в младшем школьном возрасте не только предметных знаний, умений и навыков (учебно-предметные компетентности), но и ключевых компетентностей (метапредметные результаты) как личностных результатов учащихся.

Для решения исследовательской задачи привлекаются средства, наработанные в различных предметах. Овладение общими способами работы со словарями, справочниками, поисковыми системами в сети интернет являются универсальными средствами организации информационного поиска. Способы работы с художественными текстами, методами редактирования, оформления текста, выделения ключевых фраз, освоенных на уроках русского языка и литературного чтения, используются для представления материалов курсов окружающего мира, информатики и математики.

Кроме того, рассмотрение одного объекта или явления осуществляется в соответствии с задачами разных предметных линий и практик. Для решения проблемы учащиеся имеют возможность осуществить пробы, поиски, испытания способов и средств действия, конструируемых в ходе решения системы учебных задач, в разных ситуациях. Дети, без специального обучения фактически осваивают способы проектирования как основы для будущей проектной деятельности в основной и старшей школе.

Решая исследовательские и проектные задачи, у обучающихся формируются такие универсальные учебные действия, как учебное сотрудничество, планирование и анализ собственных действий и действий группы в целом, умение представлять результаты своей работы в различных формах, в том числе с использованием ИКТ.

Таким образом,  современная задачная образовательная технология становится новым элементом образовательного процесса. Применение «задачной» технологии даёт возможность учителю видеть отдельные учебные предметы как части единого образовательного пространства; ученику- переносить знания и умения, сформированные в рамках одного учебного предмета, на решение задач другого предмета;   коллективу – осуществлять практико-ориентированную деятельность, в которой формируются разнообразные компетентности выпускника начальной школы.

Экспертный лист оценки работы группы.

Эксперт-------------------------- число----------------

вопросы

1 группа

2 группа

3 группа

Сформулировала ли группа стоящую перед ней цель?

Работа группы планировалась или учащиеся приступили к работе стихийно?

Был ли этап обсуждения задачи и распределения функций между учащимися?

Все ли дети включены в работу?

Наблюдается ли ущемление интересов и желаний отдельных членов группы?

Планировалась ли работа в группе?Строилися ли диалоги в группе?

Задавала ли группа уточняющие вопросы в ходе работы?

Умеет ли группа работать с большим объёмом справочных материалов, представленных в разных формах? Умеет ли выделять нужную информацию, отсеивать данные, не имеющие отношение к решаемой задаче?

Какой вид защиты  выбран группой? (презентация, таблица, устное высказывание с использованием видео ряда, другое)

Какие источники использовала группа для информационного поиска? (интернет, раздаточные материалы, справочную литературу, карты, таблицы)

 Проходил ли этап слушаний? Не было ли повтора ответа?

Смогли ли   продемонстрировать речевые навыки  дети во время защиты? Обосновала ли свой выбор группа? Удалось ли создать собственный текст, в соответствии с заданным жанром?

Справились ли ученики  с решением задачи?

Смогли  ли ученики сопоставить свои результаты с культурным образцом?

Была ли произведена группой коррекция своего выступления?

Осуществлялся ли этап рефлексии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

исследовательский проект учащихся "Экологические задачи на уроках математики".

Математические задачи экологической направленности могут использоваться при интегриривании экологии, окружающего мира и математики....

Урок ТРИЗ( творческое решение исследовательских задач) 4 класс

Перед вами необычный удивительный урок курса по выбору ТРИЗ. Узнав о нем, многие, как правило, задают один и тот же вопрос: что это такое, нас этому не учили. В основе ТРИЗ лежит переход от метода про...

Научно-исследовательская работа по теме: "Схематическое моделирование как средство обучения решению задач младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО"

В работах Муртазиной Н. А. рассмотрены функции схематической модели, которые представлены в таблице. Название функциимодели.Влияние функции на процесс исследования и последующего решения задачи. ...

Исследовательские задачи материал

В данный материал входят 2 исследовательские задачи , которые разработаны по технологии ТОГИС для обучающихся 3 класса. Материал используется на уроке окружающего мира. Кроме того, данный материал мож...

Исследовательская задача для учащихся 3 класса

В исследовательском обучении исследование выступает не просто набором методов и приемов учения, а является его содержанием и смыслом. У учащегося, таким образом, формируется представление об исследова...

Исследовательская задача

Исследовательская задача для учащихся 2 классов. Данный материал можно использовать на внеурочных занятиях...

Исследовательская задача "Сухарики"

Исследовательская задача для учащихся 3 класса...