Рабочие программы и КТП для 2 класса (ОС "Школа 2100")
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочие программы и КТП по основным предметам 2 класса (ОС "Школа 2100") составлены в соответствии с ФГОС и содержат титульный лист, пояснительную записку, общую характеристику предмета, описание места предмета в учебном плане, описание личностных, метапредметных и предметных результатов изучения предмета и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_i_ktp_dlya_2_klassa_shkola_2100.rar | 621.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край Динской район станица Пластуновская
Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Утверждено
решением педсовета
протокол №1 от 27 августа 2012 г.
Председатель педсовета
___________________ Заболотняя В.Г.
подпись руководителя ОУ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По изобразительному искусству
Ступень обучения (класс) начальное общее образование (2)
Количество часов 34 Уровень базовый
Учитель Яковлева Елена Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы Б.М. Неменского, В.Г. Горяева и др. «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД», утверждённой МО РФ (Школа России. Концепция и программы для нач. кл. В 2 ч. Ч. 2 / [М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова и др.]. – М.: Просвещение, 2010.)
I. Пояснительная записка
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
II. Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебная программа «Изобразительное искусство» разработана для 1–4 классов начальной школы. На изучение предмета во 2-м классе отводится 1 ч в неделю (34 ч в год).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Приоритетная цель художественного образования в школе – духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
VI. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
2 класс 34 часа
ИСКУССТВО И ТЫ
Чем и как работают художники (8 ч).
Три основные краски, «строящие» многоцветие мира.
Пять красок — всё богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объёме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия (8 ч).
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы).
О чём говорит искусство (10 ч).
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении (мужской образ).
Выражение характера человека в изображении (женский образ).
Образ человека и его характер, выраженные в объёме.
Изображение природы в разных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы).
Как говорит искусство (8 ч).
Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Таблица тематического распределения количества часов
№ № п/п | Разделы программы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
Искусство и ты | |||
1. | Чем и как работают художники | 8 | 8 |
2. | Реальность и фантазия | 7 | 8 |
3. | О чём говорит искусство | 11 | 10 |
4. | Как говорит искусство | 8 | 8 |
Итого: | 34 ч | 34 ч |
VII. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.
- Неменская Л.А. Методические рекомендации к учебнику «Искусство и ты. 2 класс» / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2010.
- Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 2 класса. – М.: Просвещение, 2012.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического заместитель директора по УВР
объединения учителей начальных
классов от ______ 2012 г. № 1, ___________ /Малюк О.В./
руководитель МО ОУ
2012 г.
_____________ /Андронова С.А./
Согласовано
заместитель директора по УВР
_________________ Малюк О.В.
подпись зам. директора
«26» августа 2012 г.
Краснодарский край муниципальное образование Динской район станица Пластуновская
Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район
«Средняя общеобразовательная школа №6»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2012–2013 учебный год
По изобразительному искусству
Класс 2-Б
Учитель Яковлева Елена Николаевна
Количество часов: всего – 34 часа; в неделю – 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы по изобразительному искусству учителя начальных классов Яковлевой Елены Николаевны, утверждённой решением педагогического совета №1 от 27 августа 2012 г.
№ урока | Содержание | Кол-во часов | Даты проведения | Оборудование | Материалы учебника | |
план | корректировка | |||||
ЧЕМ И КАК РАБОТАЮТ ХУДОЖНИКИ | 8 | |||||
1. | Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. | 1 | 03.09 | с. 2-3 | ||
2. | Пять красок — всё богатство цвета и тона. | 1 | 10.09 | с. 4-5 | ||
3. | Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности. | 1 | 17.09 | с. 6-7 | ||
4. | Выразительные возможности аппликации. | 1 | 24.09 | с. 8-9 | ||
5. | Выразительные возможности графических материалов. | 1 | 01.10 | с. 10-11 | ||
6. | Выразительность материалов для работы в объёме. | 1 | 08.10 | с. 12-13 | ||
7. | Выразительные возможности бумаги. | 1 | 15.10 | с. 14-15 | ||
8. | Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). | 1 | 22.10 | |||
РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ | 8 | |||||
9. | Изображение и реальность. | 1 | 29.10 | с. 16-17 | ||
10. | Изображение и фантазия. | 1 | 12.11 | с. 18-19 | ||
11. | Украшение и реальность. | 1 | 19.11 | с. 20-21 | ||
12. | Украшение и фантазия. | 1 | 26.11 | с. 22-23 | ||
13. | Постройка и реальность. | 1 | 03.12 | с. 24-25 | ||
14. | Постройка и фантазия. | 1 | 10.12 | с. 26-27 | ||
15. | Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. | 1 | 17.12 | с. 28-29 | ||
16. | Братья – Мастера Изображения, Украшения и Постройки вместе создают праздник (обобщение темы). | 1 | 24.12 | |||
О ЧЁМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО | 10 | |||||
17. | Выражение характера изображаемых животных. | 1 | 14.01 | с. 30-31 | ||
18. | Выражение характера человека в изображении (мужской образ). | 1 | 21.01 | с. 32-33 | ||
19. | Выражение характера человека в изображении (женский образ). | 1 | 28.01 | с. 34-35 | ||
20. | Образ человека и его характер, выраженные в объёме. | 1 | 04.02 | с. 36-37 | ||
21. | Изображение природы в разных состояниях. | 1 | 11.02 | с. 38-39 | ||
22. | Выражение характера человека через украшение. | 1 | 18.02 | с. 40-41 | ||
23. | Украшение и реальность. | 1 | 25.02 | с. 42-43 | ||
24. | Выражение намерений через украшение. | 1 | 04.03 | с. 42-43 | ||
25. | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру. | 1 | 11.03 | |||
26. | Совместно Мастера Изображения, Украшения, Постройки создают дома для сказочных героев (обобщение темы). | 1 | 18.03 | |||
КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО | 8 | |||||
27. | Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. | 1 | 01.04 | с. 44-45 | ||
28. | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | 1 | 08.04 | с. 44-45 | ||
29. | Линия как средство выражения: ритм линий. | 1 | 15.04 | с. 46-47 | ||
30. | Линия как средство выражения: характер линий. | 1 | 22.04 | с. 46-47 | ||
31. | Ритм пятен как средство выражения. | 1 | 29.04 | с. 48-49 | ||
32. | Пропорции выражают характер. | 1 | 06.05 | с. 48-49 | ||
33. | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | 1 | 13.05 | |||
34. | Обобщающий урок года. | 1 | 20.05 | |||
Итого: | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100.
Рабочая программа по математике. 1 класс школа 2100....
Рабочая программа по математике 4 класс "Школа 2100" (Демидова, Козлова)
в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по музыке 4 класс "Школа 2100"
по программе Критской...
Рабочая программа по информатике 4 класс "Школа 2100"
по программе А.В. Горячева...
Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
Ладыженская...
Рабочая программа по ИЗО 4 класс "Школа 2100"
"Разноцветный мир"...
Рабочая программа по технологии 4 класс "Школа 2100"
"Прекрасное рядом с тобой"...