Рабочая программа по риторике 4 класс "Школа 2100"
рабочая программа (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
РИТОРИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:
– авторской учебной программы «Риторика» (авт. Т. А. Ладыженская, 2008).
На изучение учебного предмета риторики отводится 34 часа в учебный год (1 час в неделю).
1 четверть - часов
2 четверть - часов
3 четверть - часов 34 часа
4 четверть - часов
Для реализации программного содержания используются следующие учебники:
- Ладыженская Т. А. Детская риторика. – М.: Баласс, 2003.
Нравственно-риторические идеи:
Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собою. (Люблюйер)
Красота звука нужна не только скрипке, но и человеческому голосу. (В. Яхонтов)
Умей тактично возражать, но еще большего такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших. (В.А. Сухомлинский)
Основные риторические умения:
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение и речь, а именно:
• взаимодействовать с партнером общения, понимать его мысли, чувства, анализировать свое речевое поведение;
• правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие ошибок);
•особенности речевых жанров.
Второй тип (У-2). Умение общаться, создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе, а именно:
• умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
• умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры и т.д.
Умения | Понятийные и инструментальные знания |
Общение | |
У-1. Анализировать и оценивать свои успехи и неудачи в общении. | Разные речевые ситуации. Учет речевой ситуации для успешного общения. |
Виды общения | |
У-1. Определить вид общения по его основной задаче (сообщить; запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.) | Общение для контакта и общение для получения информации. |
У-1. Определять уместность употребления несловесных средств. | Особенности употребления несловесных средств. |
Речевой этикет | |
У-1. Отличать истинную вежливость от показной. | Вежливая речь (повторение). |
У-1. Вступать в этикетный диалог и поддерживать его в (пределах, обозначенных в разделе «Речевой этикет» 1–4-й кл.). | Речевые привычки. |
У-1. Оценивать уместность использования выбранного средства. | Способы выражения вежливой оценки, утешения. |
Речевая деятельность | |
У-1. Определять виды речевой деятельности; их связь. | Основные виды речевой деятельности. Их связь. |
У-2. Составлять опорный конспект услышанного и прочитанного в форме таблицы, схемы; с использованием принятых и придуманных символов, рисунков. | Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов. |
У-1. Анализировать живую устную речь, определять ее особенности. | Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. |
У-2. Редактировать текст с недочетами, используя прием взаиморедактирования. | Письменная речь. |
Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная) | |
У-2. Пользоваться толковым словарем, словарем синонимов. | Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др. |
Текст Речевые жанры | |
У-1. Определять начальное и конечное предложения как признаки тематического и смыслового единства текста. | Тексты. Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста. |
У-2. Создавать сжатый текст, пользуясь способом исключения подробностей и способом обобщения. | Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы). |
Этикетные речевые жанры | |
У-2. Умение вежливо оценить чужую работу. | Вежливая оценка. |
У-2. Умение утешить словом и делом. | Утешение. |
Типы текстов | |
У-1. Выделять вступление, тезис, доказательства, вывод, заключение (если все эти части есть в тексте). | Тезис и вывод в рассуждении. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. |
У-1. Различать описания разных стилей. | Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля. |
У-1. Анализировать словарные статьи. | Словарные статьи в толковом и в других словарях. |
У-1. Анализировать типичную структуру рассказа. | Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни. |
Речевые информационные жанры | |
У-1. Отделять сообщение о самом сообытии и отношение автора к событию. | Хроника. |
№ п/п | Система уроков | Дидактическая модель | Педагогические средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень освоения | Информационно-методическое обеспечение | Дата | ||
Компетенции | |||||||||
Учебно-познавательная | Информационная | ||||||||
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||||||||
1 | Общение. Проверь себя. Речевая ситуация. Цели: развитие умений общаться, воспитание вежливого обращения к товарищам | Репродуктивная | Беседа | Индивидуальная | Знать компоненты речевой деятельности: кто, кому, зачем, что | Ладыжен- ская Т. А. Детская риторика | |||
2 | С кем, почему, для чего… Улыбнись | Объяснительно-иллюстративная | Учебный диалог | Коллективная | Уметь общаться. Знать вежливые слова | Знать, как улучшить общение | Работа по заданиям книги | ||
3 | Особенности говорения | Репродуктивная | Беседа | Групповая | Знать несловесные и сло-весные средства устного общения (тон, темп, мимика, жест) | Ладыжен- ская Т. А. Речь. Речь. Речь | |||
4 | Речевые отрезки и паузы | Репродуктивная | Проблемные задания | Групповая | Иметь представление о речевом потоке, паузе, логическом ударении | Ладыжен- ская Т. А. Детская риторика | |||
5 | Утешение | Продуктивная | Упражнения | Коллективная | Уметь оказать поддержку, помощь словом | Работа по составлению диалогов | |||
6 | Какой я слушатель? | Поисковая | Проблемные задания | Групповая | Уметь обсудить свою роль | ||||
7 | Типы текстов. Цель: развитие умений различать типы текстов | Продуктивная | Проблемные задания | Групповая | Уметь различать типы текстов | Работа с текстами | Ладыжен- ская Т. А. Речь. Речь. Речь | ||
8 | Абзацные отступы. Цель: развитие умений составлять текст | Объяснительно- иллюстративная | Упражнения | Коллективная | Иметь представление о начальном предложении, завершающем абзаце | Уметь делать выводы | Работа с текстами | ||
9 | Запреты | Продуктивная | Диалог | Групповая | Уметь вести диалог | Уметь делать устные, письменные предостережения | Работа по составлению диалогов | Разыгрывание ситуаций | |
10 | Знаки дорожные. Знаки языковые. Знаки-символы | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, наблюдение | Коллективная | Знать информационные, запрещающие, предупреждающие знаки | Работа с знаками. Самостоятельная работа | Знаки дорожные | ||
11 | Опорные конспекты. Цель: развитие умений выполнения опорного конспекта | Продуктивная | Проблемные задания | Индивидуальная | Уметь делать опорный конспект | Соревнование команд | Ладыжен- ская Т. А. Детская риторика | ||
12 | Текст. Текст-описание | Продуктивная | Проблемные задания | Индивидуальная | Знать признаки теста-описания | Уметь различать типы текстов | Работа по сюжетным картинкам | Сюжетные кар-тинки. Разыгрывание ситуаций | |
13 | Текст-рассуждение. Вежливая оценка | Продуктивная | Проблемные задания | Парная | Уметь составлять текст-рассуждение, делать вежливую оценку | Работа с текстом | |||
14 | Аргументы | Продуктивная | Проблемные задания | Парная | Уметь рассуждать, выражать свои мысли на письме | Разыгрывание ситуаций | |||
15 | Вступление и заключение | Продуктивная | Проблемные задания | Коллективная | Уметь делать вступление и заключение | Иметь представление о тезисах | Работа с текстом | ||
16 | Общение. Речевые жанры. Статья. Сло-варная статья. Цель: развитие умений составления статьи | Творческая | Практикум | Индивидуальная | Иметь представление о разных речевых жанрах | Уметь различать разные речевые жанры | Работа над статьей | Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь | |
17 | Рассказ | Творческая | Практикум | Индивидуальная | Уметь последовательно развивать мысль | Работа с текстом рассказа | Ладыженская Т. А. Детская риторика | ||
18 | Служба новостей. Что такое информация | Репродуктивная | Проблемные задания | Коллективная | Иметь представление о составлении информации, о службе новостей | ||||
19 | Газетная информация. Цель: развитие умений отбирать информацию для газетной заметки | Продуктивная | Практикум | Индивидуальная | Уметь отбирать информацию для газетной заметки | Работа со статьями газет | Газетные статьи | ||
20 | Факты, события и отношение к ним | Продуктивная | Практикум | Коллективная | Уметь отбирать факты, выражать свое отношение к ним | Работа со статьями газет | Газетные статьи, «Детская риторика» | ||
21 | Информационные жанры. Цель: знакомство с информационными жанрами | Репродуктивная | Беседа | Коллективная | Иметь представление | Работа со статьями газет | Газетные статьи | ||
22 | Хроника | Репродуктивная | Упражнения | Групповая | Знать газетные жанры. Уметь отбирать факты | Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь | |||
23 | Информационная заметка | Репродуктивная | Проблемные задания | Индивидуальная | Знать и выполнять требования к составлению заметки | Работа по составлению газетной заметки | |||
24 | Подпись под фотографией | Творческая | Практикум | Индивидуальная | Уметь выполнять подпись под фотографией | ||||
25 | Деловая речь | Продуктивная | Проблемные задания | Коллективная | Знать и выполнять требования к деловой речи | Уметь различать деловую, художественную и разговорную речь | Разыгрывание ситуаций | ||
26 | Этикетные жанры. Слова вежливости. Цель: знакомство с этикетными жанрами | Продуктивная | Практикум | Парная | Уметь различать этикетные жанры | Уметь делать отказ, благодарность, запрет, извинение, поздравление | Разыгрывание ситуаций | ||
27 | Этикетные диалоги | Продуктивная | Практикум | Парная | Уметь составлять этикетные диалоги | Составление диалогов | Разыгрывание ситуаций | ||
28 | Речевые привычки | Исследовательская | Проблемные задания | Коллективная | Уметь замечать речевые манеры, повадки; вежливо, учтиво их исправлять | Разыгрывание ситуаций | |||
29 | Цитата, правило. Цель: развитие умений подбирать цитату к тексту | Репродуктивная | Проблемные задания | Коллективная | Уметь понимать цель использования цитаты, правила | Уметь подбирать цитаты к тексту | Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь | ||
30 | Опорные слова. Как составить текст | Продуктивная | Проблемные задания | Коллективная | Уметь подбирать текст по опорным словам | Работа по составлению текста | |||
31 | Зачем нужен план. Цель: развитие умений составлять план текста | Продуктивная | Упражнение | Коллективная | Уметь составлять план, понимать его роль | Знать разные виды планов | Работа по составлению плана | ||
32 | Аннотация | Творчес- кая | Практикум | Коллективная, индивидуальная | Уметь понимать, что такое аннотация; составить аннотацию прочитанной книги | Работа по алгоритму | Алгоритм составления аннотации | ||
33 | Текст-повествование | Творчес- кая | Практикум | Индивидуальная | Знать виды текстов. Уметь составить текст- повествование | Работа по составлению текста | Ладыженская Т. А. Детская риторика | ||
34 | Письмо | Продуктивная | Проблемные задания | Индивидуальная | Знать виды писем, правила их составления | Составление текстов писем | Ладыженская Т. А. Речь. Речь. Речь | ||
35 | Майская газета | Творчес- кая | Проблемные задания | Групповая | Уметь подобрать материал к газете, озаглавить рубрики | Выпуск газеты | Газетные статьи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/17/picture-19523.jpg)
Рабочая программа по риторике 3 класс
Разработана на основе примерной типовой программы по риторике в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...
Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс
Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-14035-1481134707.jpg)
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"
Рабочая программа по риторике 4 класс ОС "Школа 2100"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-190902-1394691202.jpg)
Рабочая программа по риторике. 3 класс. УМК "Школа 2100". ФГОС.
Данное перспективно-тематическое планирование составлено на основе авторской программы по риторике, Т.А.Ладыженской, Н.В.Ладыженской (М., «Баласс», 2012), рекомендованной Министерством образования и н...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/25/picture-266494-1372151360.jpg)
Рабочая программа по риторике 4 класс УМК «Школа 2100» (авторы: Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская)
Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникати...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-717299-1448788708.png)
Рабочая программа по риторике 2 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по риторике для 2 «А» класса создана на основе ФГОС НОО, Примерной основной образовательной программы начального общего образования по риторике и авторской программы «Риторика» под р...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/29/picture-717299-1448788708.png)
Рабочая программа по риторике 3 класс "Школа 2100"
Рабочая программа по риторике для 3-а класса разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273, на основе ФГОС НОО, авторской прогр...