конспект метапредметного урока в 3 классе
план-конспект урока (3 класс) на тему

УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта метапредметного  урока

Предмет: окружающий мир, русский язык, литературное чтение

УМК «Перспектива»                                класс 3                

Оборудование :   интерактивная доска SMART BOARD 480

  Учебники и тетради с печатной основой: 

  1. Плешаков А.А., Новицая М.Ю. Окружающий мир. 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2013
  2. Плешаков А.А., Новицая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2013
  3. Климанова Л.Ф. Литературное чтение . 3 класс. Учеб. для общеобразов. учреждений. В 2 ч.\ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская,  В.Г. Горецкий;              Рос.акад.наук, Рос. Акад.образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2012.-160 с.: ил.-(Академический школьный учебник) (Перспектива).
  4. Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. С прил.на электрон. носителе. В 2 ч\ Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос. акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «просвещение».-2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-143 с.: ил.- (Академический школьный учебник) (Перспектива).
  5. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.  В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2013

 Тип урока:     урок построения системы знаний

 Тема урока «окружающий мир»: «Свет знания»

Тема урока «русский язык»: «Правила для говорящего и слушающего»

Тема урока литературного чтения : «Наставления детям Владимира Мономаха».


Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:

В новом учебном году это первый урок по предмету «окружающий мир»,  второй - по предмету «литературное чтение», третий - по предмету «русский язык». Учащиеся имеют представление, опыт и навык работы на метапредметных  уроках.

Уровень познавательной учебной мотивации учащихся находится на среднем  уровне. Преобладают игровые интересы (игры в планшетах, сотовых телефонах).  Учащиеся способны осуществлять согласование и объединение усилий при достижении результата. Не все учащиеся способны к волевой саморегуляции поведения, могут уклоняться от работы в группе и участия в учебном диалоге с учителем и одноклассниками.

Цель урока как планируемый результат обучения:

Сформировать представление о способах познания  ,  значении  позитивного взаимодействия  с окружающим миром и социумом

Задачи:

  1. Рассмотреть значение и способы познания окружающего мира;  значение  ответственности человека за последствия использования нового знания. Акцентировать внимание учащихся на том, что отличительная черта человека - стремление к творческому познанию окружающего мира, использованию научных знаний  во  благо человека.
  2. Дать понятие о любознательности как двигателе процесса познания при  формировании  умения самостоятельно приобретать и усваивать  новые знания и навыки; акцентировать внимание  на значении самосовершенствования.
  3. Обратить внимание учащихся на необходимость:
  • рефлексии  в дифференциации процессов осуществления собственной учебной и повседневной  деятельности  (созидательная \ разрушающая );
  • различения  дискуссии и ссоры  в диалоговом общении ; 
  • осуществления  диалога  в соответствии с правилами речевого этикета ;
  • планирования  своего  действия в соответствии с целью;  
  • выполнения  учебного действия в соответствии с планом;
  • ориентирования  в разных способах выполнения задания;
  • учета характера ошибок для  внесения  коррективов.

 4.Формировать умение самостоятельно пользоваться разными источниками  получения и применения  необходимой информации ( вычленять, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать сомнению, сохранять, излагать информацию).

5. Подчеркнуть роль книги в сохранении и передаче общечеловеческих ценностей , значение привычки к самостоятельному ежедневному чтению; критериев для  построения  собственной жизненной позиции в отношении окружающего социума  и мира. 


планируемый уровень их достижения:

1

уровень

А) Умение учащегося объяснить значение слов и терминов, используемых в тексте и устной речи: «знание», «невежество», «сила», «созидание», «любознательность»; «диалог», «дискуссия», «общение», «речь», «собеседник»,  «спор», «ссора», «текст», «язык».

Б) Называют и правильно расставляют порядок следования этапов  самоуправления познавательной и учебной деятельностью (постановка  целей, планирование, контроль и оценка успешности усвоения , коррекция своих действий ) на странице  интерактивной доски

В) Называют правила для слушающего, определяют критерии отбора и применения  речевых  средств  для говорящего : полное  и точное  представление темы , аргументация своей позиции,  уточнение  понимания позиции собеседника

2 уровень:

Воспроизведение обобщенной  информации, содержащейся в текстах учебника и применение  ее при формулировке ответа на вопросы рубрик «проверим себя» учебников  русского языка, литературного чтения, окружающего мира 

3

уровень

А) Формулируют   эффективные способы достижения  результата; причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Почему в названии параграфа учебника «окружающий мир» взята пословица: «Голова всему начало, сердце всему закон»?

Б) Обобщают  знания об  известных орфограммах, группируют слова по наличию в их написании орфограммы, записывают в тетради по русскому языку по одному слову с данной орфограммой из  учебников русского языка, литературного чтения, окружающего мира, группируя по наличию орфограммы в слове:

- слова с проверяемой  безударной гласной;

-слова с непроверяемой безударной гласной;

- слова с парными звонкими - глухими согласными;

- слова с удвоенными согласными;

-слова с разделительным мягким и твердым знаками.

В) Выполняют задания в тетрадях с печатной основой

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Рассмотреть значение и способы познания окружающего мира.

2. Обратить внимание на  значение  ответственности человека за последствия использования нового знания.

3.Актуализировать осознание мудрости  народа,  роль книги в сохранении и передаче общечеловеческих ценностей от предков потомкам ,

4.Подчеркнуть роль  привычки к самостоятельному ежедневному чтению; необходимость соотнесения с окружающим миром себя и своего будущего через построение жизненных планов и перспектив (выработка собственной жизненной позиции в отношении окружающего социума  и мира)

5.Осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении окружающего мира и социума, использование имеющихся и новых знаний при построении диалога, управлении познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, оценки ( внешней и внутренней),    коррекции своих действий  в любой деятельности ( учебной, внеучебной, при общении с окружающими).

1.Организует:

  • чтение текста учебника;
  • учебный диалог об особенностях познания;
  • уточнение значения терминов;
  • обобщение  об основных  способах  экологически оправданного взаимодействия с объектами живой природы: познание, преобразование, сосуществование.
  • нахождение  примеров  того, как знания накладывают ответственность на человека за то, как они используются.
  • нахождение  примеров  того, как изучение природы и научные изобретения меняют жизнь самого человека.

2.Направляет учащихся  при  построении диалогов с использованием вежливых слов; при  обсуждении высказывания  в паре.  

3.Организует:

-знакомство с новыми  понятиями раздела: книжная мудрость, печатная книга;

- чтение текста «Наставления детям Владимира Мономаха»;

- выполнение заданий в «Творческой тетради» (с.3-5);

- чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о книге;

- обобщение полученных знаний о :

значении наставлений Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха для потомков  в сохранении и передаче общечеловеческих ценностей  потомкам;

- роли  привычки к самостоятельному ежедневному чтению;

- приемах  построения жизненных планов и перспектив (собственной жизненной позиции в отношении окружающего социума  и мира): Что я хочу? Зачем мне это надо? Как я это сделаю? 1.Напоминает правила ведения диалога.

2.Актуализирует уже сформированные  способы использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.

  1. 3. Организует работу с текстами с целью  выделения  главной  мысли, определения темы, построения  рассуждения  для аргументации высказываний, ответов на поставленные вопросы, обоснования собственной позиции при ведении диалога
  • 5. Организует повторное чтение предложений в текстах учебников с определением вида орфограммы в написании слова, группировку прочитанных слов по наличию общих орфограмм.

1.Называют основные функции общения, различия в ведении диалога и спора.

2. Обобщают знания в алгоритм «Правила  говорящего и слушающего» и на его основе ведут  диалог, выражают  свои мысли  с достаточной полнотой и точностью.

1.Читают текст учебника «окружающий мир».

Отвечают на вопросы:

  • на странице 7 в рубриках «Обсудим», «Проверим себя».
  • Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом?
  •  Как, по-вашему, почему они выделены? 
  • Называют тип текста, используемый в учебниках русского языка, литературного чтения, окружающего мира. Отбирают  необходимую информацию из содержания текстов учебников и обосновывают своё мнение.

2.Приводят примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека на основе интерпретации древнегреческой легенды о Дедале и Икаре.

3.Формулируют  вопросы  для проверки или уточнения смысла сказанного (непонятного), которые начинаются со слов: «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».

4. Читают в учебнике литературного чтения на странице 5 пословицы о силе человеческого ума и знаний.

  • Знакомятся с названием раздела «Книги - мои друзья». Высказывают  предположения  о содержании наставлений Владимира Мономаха.
  • Читают  высказывания Ярослава Мудрого и  Владимира Мономаха. Сопоставляют содержание прочитанного с результатами предвосхищения содержания текста, текста учебника «окружающий мир». Отвечают на вопрос: «Что значит «знать»?
  • Объясняют  значение пословиц, поговорок, загадок о книге; высказываний Ярослава Мудрого о книгах и  Владимира Мономаха. Слушают  мнение партнёра в рамках учебного диалога; при работе в паре; уточняют способы использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности (ответы на вопросы рубрики «Вспомните» на странице 5 учебника).
  • Находят похожие по смыслу пословицы в упражнении № 4 на странице 5 учебника «русский язык».

5.Ориентируются в способах выполнения  задания № 1 на странице 3 «Рабочей тетради. Окружающий мир», используя материал задания на странице 5 в «Творческой тетради по литературному чтению »,  текст  материала упражнения № 3 из тетради с печатной основой по русскому языку.

6.Осуществляют взаимопроверку работы в тетрадях с печатной основой. Находят, подчеркивают орфограммы в словах, группируя их:

- слова с проверяемой  безударной гласной;

-слова с непроверяемой безударной гласной;

- слова с парными звонкими - глухими согласными;

- слова с удвоенными согласными;

-слова с разделительным мягким и твердым знаками.

7. Формулируют ответ на вопросы:

 «Что служит ключом к познанию окружающего мира?»,

«Какой выбор должен делать человек, обладая знаниями?» ( рубрика «Проверим себя» на странице 7 учебника «окружающий мир»)

«Может ли человек быть успешным, не приобретая новые знания?»

Формулируют вывод о:

- значении наставлений Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха для потомков  в сохранении и передаче общечеловеческих ценностей  потомкам;

18. Осуществляют самооценку усвоения учебного материала на основе критерий успешности:

Создатели учебников хотели, чтобы мы задумались о…

Они поместили в учебники такие иллюстрации для того, чтобы…

Сегодня я понял(а), что мне надо….

Ежедневное чтение поможет мне….

Чтобы быть успешным в учебе и жизни, мне надо….

Что я хочу? Зачем мне это надо? Как я это сделаю?


Работа на этапе обобщения итогов метапредметного урока.

Вид планируемых учебных действий

Планируемый уровень достижений результатов обучения

предметные

Выделяют основной  нравственный  аспект и  этические принципы поведения человека

Называют  запомнившиеся из прочитанных в учебниках « литературное  чтение», «окружающий  мир» , тетрадях с печатной основой  пословицы о силе человеческого ума и знаний. Приводят свои примеры.

Осуществляют  преобразование имеющихся и полученных знаний при участии в дискуссии : «Может ли человек быть успешным, не приобретая новые знания?»

Приводят примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека на основе интерпретации древнегреческой легенды о Дедале и Икаре, содержания прочитанных текстов из учебников по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

Называют   мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения,  эталоны  социальной роли успешного ученика.

 Объясняют роль личной  ответственности в освоении способов  познания окружающего мира.

Объясняют зависимость успеха от самоорганизации  процесса познания окружающего мира и овладения научными знаниями, универсальными учебными действиями

Определяют  роль  систематического  чтения.  

Прогнозируют  результат собственной учебной деятельности в третьем классе.

1 уровень:

А) Умение учащегося объяснить значение слов и терминов, используемых в тексте и устной речи: «знание», «невежество», «сила», «созидание», «любознательность»; «диалог», «дискуссия», «общение», «речь», «собеседник»,  «спор», «ссора», «текст», «язык».

Б) Называют и правильно расставляют порядок следования этапов  самоуправления познавательной и учебной деятельностью (постановка  целей, планирование, контроль и оценка успешности усвоения , коррекция своих действий ) на странице  интерактивной доски

В) Называют правила для слушающего, определяют критерии отбора и применения  речевых  средств  для говорящего : полное  и точное  представление темы , аргументация своей позиции,  уточнение  понимания позиции собеседника

метапредметные

познавательные

Регулятивные

коммуникативные

2 уровень:

Воспроизведение обобщенной  информации, содержащейся в текстах учебника и применение  ее при формулировке ответа на вопросы рубрик «проверим себя» учебников  русского языка, литературного чтения, окружающего мира 

личностные

Формулируют   эффективные способы достижения  результата; причины успеха/неуспеха учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

метапредметный урок 2 класс

Можно провести как кружковое занятие или при изучении Странички для любознательных...

Конспект метапредметных уроков (окружающий мир + технология) по теме ""Кто такие звери?" Изделие:"Коллаж"" в 1 классе по программе Школа России.

Уроки направлены на создание условий для полноценного усвоения учебного материала по теме.Цель урока (окружающий мир) – сформировать знания учащихся о том, кто такие звери, узнать их отличительные при...

Конспект метапредметного урока по русскому языку 4 класс по теме "Словосочетание"

В конспекте урока показано, как на примере фразеологизмов в русском и английском языке можно отработать связь слов в словосочетании. Дети в исследовательской работе подбирают к английским фразеологизм...

Конспект метапредметного урока в 4 классе учитель начальных классов "Слушай своё сердце"

На доске пословица : Чего ... не заметит, того и глаз не увидит. В ней пропущено одно слово, попробуйте догадаться, какое. Для этого вам надо собрать из пазлов картинку. У каждой группы своя картинка ...

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0.

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0. Входе урока, через практическую работу, обучающиеся приходят к правилам +/- 0Матери...

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0.

Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0. Входе урока, через практическую работу, обучающиеся приходят к правилам +/- 0Матери...