конспект метапредметного урока в 3 классе
план-конспект урока (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта метапредметного урока
Предмет: окружающий мир, русский язык, литературное чтение
УМК «Перспектива» класс 3
Оборудование : интерактивная доска SMART BOARD 480
Учебники и тетради с печатной основой:
- Плешаков А.А., Новицая М.Ю. Окружающий мир. 3класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2013
- Плешаков А.А., Новицая М.Ю. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2013
- Климанова Л.Ф. Литературное чтение . 3 класс. Учеб. для общеобразов. учреждений. В 2 ч.\ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий; Рос.акад.наук, Рос. Акад.образования, изд-во «Просвещение».-М.: Просвещение, 2012.-160 с.: ил.-(Академический школьный учебник) (Перспектива).
- Климанова Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. С прил.на электрон. носителе. В 2 ч\ Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина; Рос. акад.наук, Рос.акад. образования, изд-во «просвещение».-2-е изд.-М.: Просвещение, 2012.-143 с.: ил.- (Академический школьный учебник) (Перспектива).
- Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Изд 3-е. М., «Просвещение», 2013
Тип урока: урок построения системы знаний
Тема урока «окружающий мир»: «Свет знания»
Тема урока «русский язык»: «Правила для говорящего и слушающего»
Тема урока литературного чтения : «Наставления детям Владимира Мономаха».
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок:
В новом учебном году это первый урок по предмету «окружающий мир», второй - по предмету «литературное чтение», третий - по предмету «русский язык». Учащиеся имеют представление, опыт и навык работы на метапредметных уроках.
Уровень познавательной учебной мотивации учащихся находится на среднем уровне. Преобладают игровые интересы (игры в планшетах, сотовых телефонах). Учащиеся способны осуществлять согласование и объединение усилий при достижении результата. Не все учащиеся способны к волевой саморегуляции поведения, могут уклоняться от работы в группе и участия в учебном диалоге с учителем и одноклассниками.
Цель урока как планируемый результат обучения:
Сформировать представление о способах познания , значении позитивного взаимодействия с окружающим миром и социумом
Задачи:
- Рассмотреть значение и способы познания окружающего мира; значение ответственности человека за последствия использования нового знания. Акцентировать внимание учащихся на том, что отличительная черта человека - стремление к творческому познанию окружающего мира, использованию научных знаний во благо человека.
- Дать понятие о любознательности как двигателе процесса познания при формировании умения самостоятельно приобретать и усваивать новые знания и навыки; акцентировать внимание на значении самосовершенствования.
- Обратить внимание учащихся на необходимость:
- рефлексии в дифференциации процессов осуществления собственной учебной и повседневной деятельности (созидательная \ разрушающая );
- различения дискуссии и ссоры в диалоговом общении ;
- осуществления диалога в соответствии с правилами речевого этикета ;
- планирования своего действия в соответствии с целью;
- выполнения учебного действия в соответствии с планом;
- ориентирования в разных способах выполнения задания;
- учета характера ошибок для внесения коррективов.
4.Формировать умение самостоятельно пользоваться разными источниками получения и применения необходимой информации ( вычленять, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать сомнению, сохранять, излагать информацию).
5. Подчеркнуть роль книги в сохранении и передаче общечеловеческих ценностей , значение привычки к самостоятельному ежедневному чтению; критериев для построения собственной жизненной позиции в отношении окружающего социума и мира.
планируемый уровень их достижения:
1 уровень | А) Умение учащегося объяснить значение слов и терминов, используемых в тексте и устной речи: «знание», «невежество», «сила», «созидание», «любознательность»; «диалог», «дискуссия», «общение», «речь», «собеседник», «спор», «ссора», «текст», «язык». |
Б) Называют и правильно расставляют порядок следования этапов самоуправления познавательной и учебной деятельностью (постановка целей, планирование, контроль и оценка успешности усвоения , коррекция своих действий ) на странице интерактивной доски | |
В) Называют правила для слушающего, определяют критерии отбора и применения речевых средств для говорящего : полное и точное представление темы , аргументация своей позиции, уточнение понимания позиции собеседника | |
2 уровень: | Воспроизведение обобщенной информации, содержащейся в текстах учебника и применение ее при формулировке ответа на вопросы рубрик «проверим себя» учебников русского языка, литературного чтения, окружающего мира |
3 уровень | А) Формулируют эффективные способы достижения результата; причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Почему в названии параграфа учебника «окружающий мир» взята пословица: «Голова всему начало, сердце всему закон»? Б) Обобщают знания об известных орфограммах, группируют слова по наличию в их написании орфограммы, записывают в тетради по русскому языку по одному слову с данной орфограммой из учебников русского языка, литературного чтения, окружающего мира, группируя по наличию орфограммы в слове: - слова с проверяемой безударной гласной; -слова с непроверяемой безударной гласной; - слова с парными звонкими - глухими согласными; - слова с удвоенными согласными; -слова с разделительным мягким и твердым знаками. В) Выполняют задания в тетрадях с печатной основой |
Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Рассмотреть значение и способы познания окружающего мира. 2. Обратить внимание на значение ответственности человека за последствия использования нового знания. 3.Актуализировать осознание мудрости народа, роль книги в сохранении и передаче общечеловеческих ценностей от предков потомкам , 4.Подчеркнуть роль привычки к самостоятельному ежедневному чтению; необходимость соотнесения с окружающим миром себя и своего будущего через построение жизненных планов и перспектив (выработка собственной жизненной позиции в отношении окружающего социума и мира) 5.Осознание и выработка собственной жизненной позиции в отношении окружающего мира и социума, использование имеющихся и новых знаний при построении диалога, управлении познавательной и учебной деятельностью на основе постановки целей, планирования, контроля, оценки ( внешней и внутренней), коррекции своих действий в любой деятельности ( учебной, внеучебной, при общении с окружающими). | 1.Организует:
2.Направляет учащихся при построении диалогов с использованием вежливых слов; при обсуждении высказывания в паре. 3.Организует: -знакомство с новыми понятиями раздела: книжная мудрость, печатная книга; - чтение текста «Наставления детям Владимира Мономаха»; - выполнение заданий в «Творческой тетради» (с.3-5); - чтение и обсуждение пословиц, поговорок, загадок о книге; - обобщение полученных знаний о : значении наставлений Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха для потомков в сохранении и передаче общечеловеческих ценностей потомкам; - роли привычки к самостоятельному ежедневному чтению; - приемах построения жизненных планов и перспектив (собственной жизненной позиции в отношении окружающего социума и мира): Что я хочу? Зачем мне это надо? Как я это сделаю? 1.Напоминает правила ведения диалога. 2.Актуализирует уже сформированные способы использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
| 1.Называют основные функции общения, различия в ведении диалога и спора. 2. Обобщают знания в алгоритм «Правила говорящего и слушающего» и на его основе ведут диалог, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 1.Читают текст учебника «окружающий мир». Отвечают на вопросы:
2.Приводят примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека на основе интерпретации древнегреческой легенды о Дедале и Икаре. 3.Формулируют вопросы для проверки или уточнения смысла сказанного (непонятного), которые начинаются со слов: «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…». 4. Читают в учебнике литературного чтения на странице 5 пословицы о силе человеческого ума и знаний.
5.Ориентируются в способах выполнения задания № 1 на странице 3 «Рабочей тетради. Окружающий мир», используя материал задания на странице 5 в «Творческой тетради по литературному чтению », текст материала упражнения № 3 из тетради с печатной основой по русскому языку. 6.Осуществляют взаимопроверку работы в тетрадях с печатной основой. Находят, подчеркивают орфограммы в словах, группируя их: - слова с проверяемой безударной гласной; -слова с непроверяемой безударной гласной; - слова с парными звонкими - глухими согласными; - слова с удвоенными согласными; -слова с разделительным мягким и твердым знаками. 7. Формулируют ответ на вопросы: «Что служит ключом к познанию окружающего мира?», «Какой выбор должен делать человек, обладая знаниями?» ( рубрика «Проверим себя» на странице 7 учебника «окружающий мир») «Может ли человек быть успешным, не приобретая новые знания?» Формулируют вывод о: - значении наставлений Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха для потомков в сохранении и передаче общечеловеческих ценностей потомкам; 18. Осуществляют самооценку усвоения учебного материала на основе критерий успешности: Создатели учебников хотели, чтобы мы задумались о… Они поместили в учебники такие иллюстрации для того, чтобы… Сегодня я понял(а), что мне надо…. Ежедневное чтение поможет мне…. Чтобы быть успешным в учебе и жизни, мне надо…. Что я хочу? Зачем мне это надо? Как я это сделаю? |
Работа на этапе обобщения итогов метапредметного урока.
Вид планируемых учебных действий | Планируемый уровень достижений результатов обучения | ||
предметные | Выделяют основной нравственный аспект и этические принципы поведения человека Называют запомнившиеся из прочитанных в учебниках « литературное чтение», «окружающий мир» , тетрадях с печатной основой пословицы о силе человеческого ума и знаний. Приводят свои примеры. Осуществляют преобразование имеющихся и полученных знаний при участии в дискуссии : «Может ли человек быть успешным, не приобретая новые знания?» Приводят примеры того, как изобретения изменяют жизнь современного человека на основе интерпретации древнегреческой легенды о Дедале и Икаре, содержания прочитанных текстов из учебников по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру. Называют мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения, эталоны социальной роли успешного ученика. Объясняют роль личной ответственности в освоении способов познания окружающего мира. Объясняют зависимость успеха от самоорганизации процесса познания окружающего мира и овладения научными знаниями, универсальными учебными действиями Определяют роль систематического чтения. Прогнозируют результат собственной учебной деятельности в третьем классе. | 1 уровень: А) Умение учащегося объяснить значение слов и терминов, используемых в тексте и устной речи: «знание», «невежество», «сила», «созидание», «любознательность»; «диалог», «дискуссия», «общение», «речь», «собеседник», «спор», «ссора», «текст», «язык». Б) Называют и правильно расставляют порядок следования этапов самоуправления познавательной и учебной деятельностью (постановка целей, планирование, контроль и оценка успешности усвоения , коррекция своих действий ) на странице интерактивной доски В) Называют правила для слушающего, определяют критерии отбора и применения речевых средств для говорящего : полное и точное представление темы , аргументация своей позиции, уточнение понимания позиции собеседника | |
метапредметные | познавательные | ||
Регулятивные | |||
коммуникативные | 2 уровень: Воспроизведение обобщенной информации, содержащейся в текстах учебника и применение ее при формулировке ответа на вопросы рубрик «проверим себя» учебников русского языка, литературного чтения, окружающего мира | ||
личностные | Формулируют эффективные способы достижения результата; причины успеха/неуспеха учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
метапредметный урок 2 класс
Можно провести как кружковое занятие или при изучении Странички для любознательных...
Конспект метапредметного урока по окружающему миру для 3 класса "Молоко и молочные продукты"
Разработка урока по окружающему миру....
Конспект метапредметных уроков (окружающий мир + технология) по теме ""Кто такие звери?" Изделие:"Коллаж"" в 1 классе по программе Школа России.
Уроки направлены на создание условий для полноценного усвоения учебного материала по теме.Цель урока (окружающий мир) – сформировать знания учащихся о том, кто такие звери, узнать их отличительные при...
Конспект метапредметного урока по русскому языку 4 класс по теме "Словосочетание"
В конспекте урока показано, как на примере фразеологизмов в русском и английском языке можно отработать связь слов в словосочетании. Дети в исследовательской работе подбирают к английским фразеологизм...
Конспект метапредметного урока в 4 классе учитель начальных классов "Слушай своё сердце"
На доске пословица : Чего ... не заметит, того и глаз не увидит. В ней пропущено одно слово, попробуйте догадаться, какое. Для этого вам надо собрать из пазлов картинку. У каждой группы своя картинка ...
Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0.
Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0. Входе урока, через практическую работу, обучающиеся приходят к правилам +/- 0Матери...
Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0.
Конспект открытого урока 1 класс, математика ("Школа России) Тема урока : Сложение и вычитание с числом 0. Входе урока, через практическую работу, обучающиеся приходят к правилам +/- 0Матери...