Конспект метапредметного урока в 4 классе учитель начальных классов "Слушай своё сердце"
план-конспект урока (4 класс)
На доске пословица : Чего ... не заметит, того и глаз не увидит. В ней пропущено одно слово, попробуйте догадаться, какое. Для этого вам надо собрать из пазлов картинку. У каждой группы своя картинка (1 - сердечко, 2 - сердце (орган), 3 - Москва, 4 - добро). Каждая группа высказывает предположение.
Есть ли какая-то связь между этими понятиями?
Какое слово пропущено в пословице? Да, слово СЕРДЦЕ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_serdtsa.docx | 63.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект метапредметного урока в 4 классе
учитель начальных классов
М.А. Лизунова
"Слушай своё сердце"
Цель: познакомить уч-ся с понятием "сердце", показать роль сердца в нашей жизни.
Предметные результаты:
-уметь записывать многозначные числа и величины;
-обобщить знания о морфологических признаках имени существительного;
-закрепить умения образовывать однокоренные слова, работать с фразеологизмами;
-расширить представления о роли сердца в организме человека;
Ход урока
1.Организационный момент
Доброе утро! Тихо сели девочки, тихо сели мальчики. Давайте улыбнёмся друг другу. От этих улыбок мы станем добрее, счастливее, веселее и с удовольствием будем работать на уроке.
2.Актуализация знаний (сценка)
Театральная сценка " Доброе слово согревает сердца"
Автор:
Многие любят давать свой совет, но если совет добротой не согрет, то такие советы совсем, ни к чему, они не помогут, поверь, никому!!
/появляется девочка ,бежит, спотыкается/
Автор:
Бежала куда-то девчонка,
напевала что-то звонко,
Она весело бежала,
но вдруг споткнулась и упала.
Девочка /всхлипывая, трёт колено/
ой, как больно, ой-ой!
Как дойду теперь домой ?
Автор:
И сразу собрался народ и каждый советы даёт!
/Подбегают соседка, дама в шляпке, сосед
Соседка :
Я знаю её ,я соседка. Советы даю я не редко, вылечу эту девчонку. Несите бинты и зелёнку...
/увидела соседа, удивлённо/
О-о-о! даже сосед подошёл, даже забыл про футбол? !
Сосед /машет рукой ,ворчливо/
Футбол давно уж прошёл , девочку вылечить может укол!
Этот укол, между прочим, очень болезненный, очень/морщится/
Но это полезный, считаю, совет /грозит пальцем/ Лучше совета, я думаю, нет!
Сосед и соседка вместе /убеждённо/
Поможет он девочке, значит!
Автор /печально /
а девочка плачет и плачет
Девочка: ой , что с моей ногой ? Ой!
/трёт колено, всхлипывает.
Подбегают две старушки /озабоченно, прижимая руки к груди,-
/тараторят /
- Мы услыхали, мы прибежали, прервали беседу в беседке, вылечить могут только таблетки!
1-я старушка ,жеманно
Ах, только таблетки ! /хватается за голову/
2-я старушка /вторит/ только таблетки / достают из сумочки,
Их можно глотать ,как конфетки /показывают
Подбегает гражданин
Гражданин /возмущённо машет рукой/
Нет! выход здесь только один, поможет ей вазелин!
Сосед строго:
Зачем так шутить, гражданин?/
Гражданин /убеждает/
Это с научной точки. Вот спросите, у дочки / достаёт телефон, звонит/
Так..так всё понятно, это полезный совет.
И лучше совета ты, думаешь, нет?
/победно оглядывает всех/
Старушки /сердито/ -Что- о-о?!
А наши советы, совсем не нужны ?
наши советы совсем не важны?
Что это значит? /угрожающе сжимают кулачки, наступают на гражданина, тот пятится/
Автор печально :
А девочка плачет и плачет ,/ девочка тихонько плачет/
Автор, вздыхая:
Ох, сколько советов с разных сторон.
Вот не спеша подошёл чемпион
Чемпион: важно стучит в грудь/
Я- чемпион ,я- знаменит! Если нога вдруг заболит, нужна тугая повязка.
поверьте –это не сказка,
нужна прохладная ванна ! Меня здесь не слушают , странно?!
Пожимает обиженно плечами/
Все удивлённо хором:
Но почему девчонка всё плачет?!
Все, молча, смотрят, на девочку.
/Кто-то чешет в затылке, кто-то вздыхает, разводят руками…
Автор /весело/
И тут подбегает мальчишка.
Мальчишка /ласково гладит девочку по голове/
-о чём же ты плачешь,малышка?
/улыбаясь / Столько солёных слёз, что у тебя стряслось?
Девочка - У меня болит колено.
Мальчишка : Улыбнись. Всё пройдет, непременно. Попробуй тихонечко встать.
/помогает девочке встать/
Девочка радостно : Ой! Я здорова опять! Могу и попрыгать немножко, /прыгает/
Мальчишка : ну, как не болит
твоя ножка?
Девочка: /смеётся/ Нет! Совсем не болит!
Мальчишка: Тогда , кто быстрей добежит? Вот сейчас до этих ворот ?
Девочка побежала. Машет рукой
А ну, догоняй ,смелее ,вперёд!
Убегают, пробегают круг и возвращаются
Автор /радостно/
Она подхватила мальчишку, они побежали вприпрыжку,
А люди кричали вдогонку:
Поочерёдно :
-Как вылечил эту девчонку?
-Она , посмотрите, снова здорова!
-Лекарство для нас удивительно ново.
-Наверно, здесь есть какой-то секрет!
Мальчишка:
Поверьте, секрета здесь нет!
Лекарство такое вовсе не ново
Алёнку лечило ДОБРОЕ СЛОВО!
Все/удивлённо / Доброе слово?
Девочка /радостно / И теперь я здорова! /топает ножкой/
Мальчишка:
Не раз и не два учил меня дед,
Ты навсегда запомни совет:
Когда к человеку подступит беда,
Ты поспеши на помощь тогда,
Доброе слово возьми ты с собой.
И буду я , внук, гордиться тобой!
Автор :
Доброе слово всех согревает,
Доброе слово сердца открывает.
3. Самоопределение к деятельности
1)На доске пословица : Чего ... не заметит, того и глаз не увидит. В ней пропущено одно слово, попробуйте догадаться, какое. Для этого вам надо собрать из пазлов картинку. У каждой группы своя картинка (1 - сердечко, 2 - сердце (орган), 3 - Москва, 4 - добро). Каждая группа высказывает предположение.
Есть ли какая-то связь между этими понятиями?
Какое слово пропущено в пословице? Да, слово СЕРДЦЕ.
Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит.
Вспомните, какими словами закончилась сценка.
Доброе слово всех согревает,
Доброе слово сердца открывает.
Как вы их понимаете? Что значит "отрыть сердца"?
Не секрет, что мы с вами живем в трудное время. Наша страна переживает сложный период. Появилось равнодушие, разобщенность между людьми, негативное отношение друг к другу. Но мы ведь с вами не Робинзоны. Мы живем в обществе и наши слова, поступки не безразличны окружающим.
4. Работа по теме урока
2)А сейчас я предлагаю вам поиграть в ассоциации. (на стенах и потолке класса таблички со словами, среди них есть слова-подсказки и слова, которые хотят вас запутать)
Какие ассоциации у вас вызывает слово "сердце"? (любовь, кровь, мотор, ритм, биение, душа, орган, боль, пульс, мышца, стук, добро, пламя, кардиограмма)
3)
В груди у каждого из нас
И день, и ночь, и всякий час
Мотор стучит чудесный,
Конечно, вам известный,
Любой его назвать бы мог.
Лишь только жизни огонёк
Однажды разгорится -
Начнёт тут сердце биться.
Оно как маленький насос,
Совсем не в шутку, а в серьёз
Качает кровь, качает
И устали не знает.
И если кто из вас сидит,
Читает или пишет,
Оно тихонечко стучит,
И мы его не слышим.
Но если быстро побежать,
Иль сказку стоит услыхать
Про злого Бармалея, -
Забьётся посильнее
Моторчик наш, он непростой,
Он не железный, а живой.
Он тосковать умеет,
И любит, и жалеет.
Так, что же такое сердце, если оно не только "качает кровь", но и "тоскует", и любит и жалеет. Если бы я вас попросила дать объяснение этому слову, к какому источнику вы бы обратились?
Совершенно верно, к толковому словарю.
Скажите, слово сердце можно назвать многозначным?
У каждого из вас есть карточка со значениями слова "сердце" из словаря Сергея Ивановича Ожегова. Прочитайте и подумайте, какое определение соответствует картинке из пазлов, собранной вашей группой?
1- Центральный орган кровеносной системы в виде мышечного мешка. (сердце-орган)
2- (перен.) Этот орган как символ души, переживаний, чувств, настроений. (любовь)
Притча.
С древних времен люди соревнуются в силе, ловкости, тренируют руки, ноги. Однажды пришел к соревнующимся старый человек и сказал: «Вы тренируете руки, ноги, но забыли об одном органе - о сердце. Соревновались бы в мощи сердца, в проявлении великодушия».
Можно ли это сделать? И кто же победит, а кто проиграет в этом соревновании?
3- (перен.) Важнейшее место чего-нибудь, средоточие. (Москва)
4- Символическое изображение средоточия чувств, в виде вытянутого по бокам овала, мягко разведенного сверху, книзу сужающегося и заострённого. (сердечко)
Прочитайте.
Сегодня мы с вами говорим о сердце.
4) Послушайте и скажите, что это за звуки? (звуки биения сердца -нормальный ритм и учащённый )
- Когда сердце бьётся медленно? (Когда человек спокоен, выполняет нетрудную работу)
- Когда сердце бьётся сильнее? (когда человек переживает, выполняет тяжёлую работу, быстро бежит:)
- Было ли у вас состояние, когда сердце "готово выскочить из груди"? Приведите примеры.
Давайте каждый из вас послушает, как бьётся его сердце сейчас. Знаете, где находится сердце?
5) Физкультминутка
А теперь как бьются ваши сердца?
Наше сердце постоянно в работе. Сердце качает нашу кровь, и благодаря сокращениям распределяет её по кровеносным сосудам.
6)А сейчас я буду читать текст, а вы должны из него выписать все числовые значения и математические величины.
Математический диктант
Сердце — самый мощный в мире мотор. В течение жизни человека сердце совершает от 2 до 3 миллиардов сокращений! Водный смеситель на кухне должен быть включен, по крайней мере, 45 лет, чтобы пропустить такое же количество крови, какое прокачивает через себя сердце за весь период средней продолжительности жизни. Сердце обычного взрослого человека бьется 72 раза в минуту; 100 тысяч раз в сутки; 36 миллионов раз в год, и 2,5 миллиарда (два миллиарда пятьсот миллионов) раз в течение всей жизни. Ученые подсчитали, что за сутки оно расходует количество энергии, достаточное для поднятия груза в 900 кг на высоту 14 м. А ведь оно работает непрерывно 70—80 лет и более! Каждый день, в самом сердце тратится столько полезной энергии на перекачивание крови, что её вполне бы хватило, чтобы проехать на грузовике 32 километра. А за всю жизнь – это эквивалентно полёту на Луну и обратно. А весит сердце всего-то 250-300 граммов.
(2 000 000 000 - 3 000 000 000, 45 лет, 72 р./мин., 100 000 р./сут., 36 000 000 р./год, 2 500 000 000 р./ ж., сутки 900 кг, 14 м, 70-80 лет, 32 км, 250-300 г)
Между прочим, секундную стрелку в часах изобрёл английский врач около трёхсот лет назад для того, чтобы приступить к исследованиям ритма сердца.
Возьмите теннисный мячик и по очереди сильно сожмите его в руках. Вот точно так сжимается сердце в работе по перекачиванию крови.
Размеры сердца человека практически такие же как у его сжатого кулака. Сожмите кулак, и вы увидите, какого размера ваше сердце.
7) "Кот в мешке". У каждой группы в мешочке какие-то предметы. Достаньте их. (1 - кукла-младенец и чашка, 2 - женщина и мужчина, 3 - голубой кит, 4 - кольцо) Вы должны внимательно прочитать текст и рассказать интересный факт именно об этом предмете)
Прочитайте текст.
Интересные факты о сердце.
В организме новорождённого ребенка циркулирует всего лишь одна чашка крови. В системе кровообращения взрослого человека насчитывается более чем четыре с половиной литра крови, которые сердце качает во все ткани из лёгких в течение одной минуты примерно 75 раз. Сердце женщины обычно бьется чуть быстрее, чем сердце мужчины. Мужчина имеет 70 сердечных сокращений в минуту, тогда как женщина – почти 78 сокращений. Человеческое и свиное сердце практически полностью идентичны. Чем больше млекопитающее, тем медленнее бьётся его сердце и наоборот. Медленнее всего бьётся сердце голубого кита. Его сердце считается самым медленным в мире, бьётся оно в районе 9-10 ударов в минуту, для сравнения - сердце этрусской землеройки, которая не более 4 см в длину , бьётся 1 500 раз в сутки (62 раза в минуту). Древние египтяне считали, что четвертый палец руки связан с сердцем специальным каналом. Именно из-за этого пошёл обычай носить обручальное кольцо на безымянном пальце. Наше сердце полно загадок! В истории современной медицины известен случай, когда сердце человека остановилось и снова начало биться через 4 дня. Если человека легонько взять за кисть руки, то у него замедлится ритм сердца и понизится кровяное давление.
Группы по очереди представляют информацию классу.
А что ещё интересного вы узнали из этого текста.
8)Что означает символ "сердце"? Мы очень часто в жизни сталкиваемся с ним. Когда? Расскажите.
Символ известен, пожалуй, во всех странах мира без исключения. Он несет только положительные эмоции и закрепился в нашем сознании, как обозначение добра, милосердия и конечно же любви.
Врачи и вообще люди, которые хоть немного разбираются в медицине знают о том, что символическое изображение сердца не имеет ничего общего с реальным человеческим сердцем.
Существует несколько версий происхождения символа сердца.
- Обратите внимание на лебедей, которые плывут по озеру в направлении друг к другу, а точнее на их шеи и положение голов и постепенно перед вашим взором возникнет символ сердца.
Лебеди отличаются сильной привязанностью к одному партнеру, они раз и навсегда выбирают себе вторую половинку.
- Имеется еще одна интересная версия. В Древней Индии изначально не существовало символа сердца. Похожим образом индийцы изображали женскую и мужскую ауру. Они предполагали, что у каждого человека имеется своя энергетическая аура, когда объединяются две любящие души, их ауры тоже сливаются, образуя собой фигуру, напоминающую современное обозначение сердца.
9)Слово "сердце" относится к какой части речи?( Имя существительное)
Назовите морфологические признаки этого существительного ( нарицательное, неодушевлённое, средний род, единственное число)
Какая орфограмма в этом слове? (непроизносимый согласный в корне) Как проверить?
Подберите и запишите однокоренные слова, докажите , что они однокоренные. (сердечко, сердечный, сердобольный, сердцебиение, сердцеед, сердцевина, сердцевидный, милосердие) (корень сердц-сердеч)
Сердце получило имя по своему местоположению в теле. Слово сердце восходит к той же основе, что и середина: изначально – «то, что находится в центре».
Подберите эпитеты к слову "сердце". Сердце какое? (доброе, львиное, человеческое, любящее, большое, железное, горячее, материнское, ледяное, здоровое, трепещущее, чёрствое, искусственное)
Что может сердце? Подберите глаголы (бьётся, колотится, сжимается, останавливается, замирает, подсказывает, болит, разрывается, трепещет)
Звучит музыка (вальс)
-Вальс! Именно эта музыка по утверждению специалистов, больше всего напоминает ритм человеческого сердца.
Физминутка.
Давайте немного подвигаемся в ритме вальса ( звучит музыка)
10) Попробуйте догадаться, о ком идёт речь?
Я знаю их, как свои пять пальцев. Иногда они трещат как сороки, иногда молчат как рыбы. У них голова на плечах, но иногда в ней гуляет ветер. У них золотые руки, и они не держат камень за пазухой. Они любят заговаривать зубы. Они всё мотают на ус, у них ушки на макушке, а некоторые считают ворон и витают в облаках. Когда надо, они за словом в карман не лезут, но умеют держать язык за зубами. Они иногда играют у меня на нервах, поэтому я держу их в ежовых рукавицах. Но всё равно я люблю их всем сердцем.
Что особенного в этом тексте? (много фразеологизмов) Что такое фразеологизм?
Доброго, отзывчивого человека часто называют сердечным, подарки дарят "от чистого сердца". Много в русском языке фразеологизмов со словом "сердце", наверное, потому что русские люди многое воспринимают душой, сердцем.
Я предлагаю сейчас в группах выполнить следующее задание: угадайте фразеологизм по рисунку (1 - разбитое сердце - наносить душевные травмы, лишать определённых надежд, 2 - золотое сердце - о добром человеке, 3 - каменное сердце - о равнодушном, бесчувственном человеке, 4 - сердце кровью обливается - чувствовать сострадание, горесть)
А теперь соедините фразеологизм и его значение. (карточки)
1 группа
Положа руку на сердце - откровенно.
Сердце не камень - пожалеть кого-либо.
Скрепя сердце - крайне неохотно
Вырвать из сердца - забыть.
2 группа
Отлегло от сердца - (почувствовать облегчение).
По сердцу пришлось - (понравилось)
Сердцу не прикажешь - (о проявлении чувств, неподвластных воле разума)
Большое сердце -(о том, кто способен горячо и сильно чувствовать)
3 группа
Сердце не лежит - (кто-то не симпатичен)
Предлагать руку и сердце - (делать предложение девушке выйти замуж)
Отлегло от сердца - ( исчезли какие-то тревожные чувства, волнения)
Принимать близко к сердцу - (очень глубоко переживать по какому-либо поводу)
4 группа
Сердечный друг - (о душевно близком нам человеке)
Дама сердца - (возлюбленная)
Нож в сердце - (то, что вызывает переживания, муку)
Сердце радуется (находиться в хорошем настроении)
11.Отгадайте героя, произведение и автора по отрывку.
1.Вытащил он свое черное – пречерное, маленькое – премаленькое сердце и посадил его на конец иглы. Иглу положил в яйцо, яйцо в щуку, а щуку в утку, а утку запер в сундук, обвязав его толстыми – претолстыми цепями. Сел он на своего ворона, и тот отнес его к высокому – превысокому утесу на котором рос могучий дуб. (Кощей Бессмертный из русской народной сказки)
2.Когда разбилось волшебное зеркало и осколки разлетелись по миру, один осколок угодил ему в сердце, другой - в глаз. Мальчик разучился видеть хорошее вокруг, стал непослушным, бесчувственным. (Кай, "Снежная королева", Андерсен)
3.Дровосек был когда-то самым обычным человеком. Когда он решил жениться, тётка его избранницы, желая расстроить их свадьбу, обратилась к злой волшебнице Гингеме. Заколдованный ею топор отрубил Дровосеку сначала ноги, затем руки, а потом и голову. Однако Дровосек не погиб — его друг-кузнец раз за разом заменял ему утраченные части тела на железные. Став полностью железным, Дровосек обнаружил, что не может любить свою невесту, потому что кузнец не сумел сделать ему сердце. Желание получить настоящее живое сердце стало заветной мечтой Дровосека.( Железный дровосек, "Волшебник изумрудного города, Волков)
.
5.Закрепление изученного.
Подумайте и скажите, почему о сердце так много говорят, пишут, изображают, а вот о других органах человека мало что услышишь?
Да, сердце – один из органов, но это, самый «одушевленный» орган. На все наши чувства, на все наши ощущения в первую очередь реагирует сердце.
Сердце играет настолько важную роль в нашей жизни, что во всём мире решено было отмечать специальный «день Сердца» 25 сентября. В этот день принято уделять особое внимание самому важному органу человека.
Знаете ли вы, какие продукты полезны для сердца? (просмотр видеоролика) Назовите их.
Ежедневная быстрая ходьба в течение 30 минут позволяет существенно снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний.
В нашей стране есть даже памятник сердцу! Это огромное сердце из красного гранита весом четыре тонны. Вот такой символ жизни украшает двор Института Сердца в городе Перми.
6. Рефлексия
Посмотрите, что я вам принесла (большое сердце). Оно очень большое! Мы все, наверное, поместимся в нем. Мы с вами – теперь одно целое, один коллектив. Одно вот такое большое сердце, но каждому из вас в нем есть место. Вы это сейчас увидите. Возьмите цветные карандаши или фломастеры, возьмите маленькое сердечко. Это маленькое сердечко ваше. Раскрасьте его. Напишите на нем свое имя. Давайте приклеим их на наше большое сердце.
Посмотрите, что у нас получилось. В большом сердце нашлось место каждому из вас. Найдите глазами ваше сердечко, посмотрите, какие они красивые.
Когда-нибудь, когда вам станет одиноко и грустно, вспомните, что где-то есть большое сердце, в котором есть место для вас.
6. Подведение итогов урока.
Давайте напишем синквейн про сердце.
Синквейн (в переводе с французского - 5 строчек) - это нерифмованное стихотворение. Оно пишется по инструкции
1-я строка – тема (одно существительное);
2-я строка – описание темы в двух словах (2 прилагательных);
3-я строка – описание действия в рамках темы (три глагола);
4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.
Д. з. :Представьте, что это вы стучите в груди. Напишите сочинение по плану:
Вы - сердце.
1.В груди какого человека ты бьёшься?
2.Что тебя радует?
3.Что огорчает ?
4. О чём ты мечтаешь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».
В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...
Конспект метапредметного урока по окружающему миру для 3 класса "Молоко и молочные продукты"
Разработка урока по окружающему миру....
Конспект метапредметных уроков (окружающий мир + технология) по теме ""Кто такие звери?" Изделие:"Коллаж"" в 1 классе по программе Школа России.
Уроки направлены на создание условий для полноценного усвоения учебного материала по теме.Цель урока (окружающий мир) – сформировать знания учащихся о том, кто такие звери, узнать их отличительные при...
конспект метапредметного урока в 3 классе
УМК "Перспектива"...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 «Б» классе учителя начальных классов МБОУ СОШ №1 Яковлевой Л.В. Тема « В гостях у частей речи»
Тема « В гостях у частей речи»Цель:· Формировать умение распознавать части речи.· Совершенствовать умени...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов
Цели и задачи темы:познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;закрепить представления детей о социально-нравственном значении сов...
Конспект урока по русскому языку для 2 класса учителя начальных классов МБОУ «Угловская СОШ» Пономаревой Аллы Алексеевны
laquo; Обобщение и закрепление знаний о глаголе»....