Занятие по развитию метапредметных умений по теме "Цели и функции учебной деятельности. Роль учителя."
методическая разработка (2 класс) по теме

Кирилина Ирина Анатольевна

Данный материал раскрывает  все этапы работы по развитию метапредметности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект занятия560 КБ

Предварительный просмотр:

Урок№2(2 класс)

  Тема урока :

Цели и функции учебной деятельности. Роль учителя.

Основная цель :

-сформировать первичное представление о целях и функциях учебной деятельности ( результатом учебной деятельности являются новые знания и умения; результаты учебной деятельности нужны самому ученику для последующей учебы, работы и жизни) и о функциях учителя на уроке ( помогать, руководить и объяснять).

Демонстрационный материал:

-картинка Смайлика;

- таблички с прошлого урока :

- таблички по новой теме урока :

-карточки со словами :

-значки- рисунки :

- рисунки сказочных героев :Мальвины, Карабаса – Барабаса, Айболита, Золотой рыбки, дядьки Черномора.

Раздаточный материал :

-листочки на каждую группу, маркеры.

Ход урока :

Этап урока

Деятельность учителя

Деятель-ность учащихся

1.Мотива-ция.

- У нас сегодня снова необычный урок. К нам в гости опять пришел Смайлик.

-на какой вопрос мы с вами помогли ответить Смайлику на прошлом уроке ?

-Ребята, а можно научиться учиться ?

-Вы хотите научиться учиться ?

-Что значит учиться.

-Да.

-Да.

2.Ак-туали-зация зна-ний.

-Давайте вспомним, что же такое  «учиться» ?

(на доске появляется по ходу ответов детей опорный конспект)

-На прошлом уроке мы говорили, что учеба- это особая работа и мы назвали ее …(учебная деятельность). Состоит эта уч. деятельность из двух шагов.

-Каких?(если сначала говорят, что узнаю способ …, то спрашиваю: «А для чего вы узнаете новый способ и в чем вы тренируетесь?»)

-Что же сначала?

-А потом?

-А можно ли их поменять местами?

-Почему?

(вместо слов «Что значит учиться» - слова «Учебная деятельность» вывешиваются).

-А теперь попробуем наш полученный краткий текст зашифровать с помощью определенного знака-рисунка. Итак, задание : Из данных значков-рисунков выберите один, который по вашему мнению больше всех подходит для шифровки и обоснуйте свой выбор.

(работа по группам, а далее идет обоснование своего выбора)

(После обобщения шифровки наиболее понравившийся вариант остается на доске, а остальные снимаются).

-Учиться – это когда я понимаю чего не знаю и не умею, узнаю способ, тренируюсь.

-Учебная деятельность.

-1-ый шаг – это понимаю чего а не знаю и не умею, 2-ой шаг – узнаю способ действия и тренируюсь.

3.Открытие новых знаний.

№1

(результат)

№2

Кому и зачем?

-Физ. Пауза.

№3

Роль учителя

-Мы говорим с вами об учебной деятельности. А что будет результатом уч. деятельности, вы знаете?

-Мы решаем задачу. Что будет результатом?

-Урок технологии. Мы клеем картон. Что будет результатом?

-Мы рисуем. Что будет результатом?

-А вот мы учимся. Что будет результатом?

-А что в вас изменилось?

-Вопрос был один, а ответов так много и все разные. Почему?

-На какие же вопросы надо ответить нам сегодня на уроке?

-Хорошо. Давайте искать общий ответ. Зачем вы ходите в школу?

-Чему вы уже научились?

-А когда вы пришли в 1-ый класс, вы умели это делать?

-Когда вы только пришли в школу, вы не умели писать, решать задачи, а теперь умеете. Так что же в вас изменилось?

-Значит, результат уч. деятельности – это…

(на доске появляется табличка «новое умение»)

-А Даша сказала, что в школе она узнает новое. Значит, что еще является результатом уч. деятельности?

-И так повторите еще раз, что является результатом уч. деятельности?

-И снова поиграем в шифровальщиков. На этот раз я предлагаю вам самим придумать значок-рисунок по новому материалу.

(ребята работают в группах на листочках с помощью маркеров или фломастеров – придумывают значок, затем показывают его и обосновывают свой выбор; далее выбирается наиболее подходящий значок и прикрепляется к доске)

-А кто учится?

-Значит, кому нужен результат уч. деятельности?

-В результате у вас появляются новые знания и умения. А зачем они вам нужны (зачем понадобятся)?

-Итак, для чего нам нужен результат уч. деятельности, повторите?

 - 1) -Прочитаем следующие слова:

Помогает

Руководит

Объясняет

Наказывает

Исполняет желания

- Объясните значение этих слов.

 - 2) –Назовите, кто изображен здесь и из каких оно сказок.

- 3) –Соотнесите каждого героя сказок  с данными словами.

- 4) –Ребята, а кого из этих сказочных героев вы видите на месте учителя и почему? ( С кем из них вы смогли бы продолжать учиться так же, как и раньше со мной? Что я делаю на уроке?)

- Значит, для чего нужен учитель на уроке? Повторите.

-Нет.

-Ответ задачи.

-Поделка.

-Рисунок.

-Оценки, знания, красиво пишем, читаем и т.д.

-Мы становимся умнее. Больше знаем.

- Не знаем как правильно ответить.

-Что является результатом уч. деятельности? Что меняется в учениках в ходе уч. деятельности?

-Учиться.

-Читать, писать, считать.

-Нет.

-Мы не умели писать, а теперь умеем. Мы не умели решать задачи, а теперь умеем.

-Новое умение.

-Новые знания.

-Новые знания и умения.

-Мы, ученики.

-Нам, ученикам. Мне.

-Чтобы получить профессию, уметь считать деньги, найти хорошую работу, чтобы хорошо жить.

-Для успешной учебы, работы и в жизни.

-Золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке», Карабас-Барабас из «Буратино», Мальвина из «Буратино», Айболит из «Айболит», дядька Черномор из русских сказок.

-Золотая рыбка - исполняет желания, Карабас-Барабас - наказывает, Мальвина - объясняет, Айболит - помогает, дядька Черномор - руководит.

-Мальвина – нужно на уроке объяснять, дядька Черномор – нужно руководить всем классом, Айболит – иногда достаточно просто помочь.

4.Рефлексия.

-На какие вопросы мы должны были ответить сегодня на уроке?

-Мы смогли ответить на них?

-Докажите(ответьте на них еще раз).

-Что является результатом уч. деятельности? Кому это нужно и для чего? Что делает учитель на уроке?

-Да.

-Результат уч деятельности – новые знания и умения, которые нужны нам для успешной учебы, работы, в жизни. Учитель на уроке объясняет, руководит и помогает добывать нам новые знания и умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика мотивации учебной деятельности и развития метапредметных умений

Диагностика мотивации учебнй деятельности и развития метапредметных умений....

Конспект занятия "Что значит учиться?" по развитию метапредметных умений

Данный материал  раскрывает наглядно и поэтапно работу над развитием метапредметности...

Занятие по развитию метапредметности по теме "Роль учителя."

Данный материал раскрывает подробно и поэтапно развитие метапредметности на занятии....

Выступление на городском семинаре Тема: «Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы»

Выступление на городском семинаре по теме: "Приемы и методы формирования УУД умений младших школьников на уроках литературног чтения в рамках реализации ФГОС НОО"...

Мастер-класс "Развитие метапредметных умений посредством применения метода проектов"

цель мастер – класса,  это возможность поделиться опытом, который мы приобрели за время работы по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проектов...

Возможности метода проблемного обучения в развитии метапредметных умений

В статье преставлен краткий обзор сути проблемного обучения, даны примеры проблемных ситуаций...

«Роль чтения в развитии творческого мышления воспитанников Центра как основа учебной деятельности»

       Появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой д...