Возможности метода проблемного обучения в развитии метапредметных умений
учебно-методическое пособие по теме
В статье преставлен краткий обзор сути проблемного обучения, даны примеры проблемных ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Возможности проблемного обучения | 15.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Возможности метода проблемного обучения в развитии метапредметных умений
Проблемное обучение - один из самых актуальных методов обучения, позволяющий активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся.
Проблемное обучение представляет собой организованный учителем процесс, в ходе которого обучающиеся учатся видеть проблемы, противоречия в собственных знаниях. Осуществляя поиск решения проблемы, ученики учатся анализировать, сравнивать, систематизировать, учатся быть самостоятельными, кроме того, осуществляют творческий подход к решению проблемы. Добытые детьми знания в процессе решения проблемы - более прочны, нежели при традиционном способе обучения, когда знания добываются в готовом виде.
Цели проблемного обучения:
1. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся.
2. Прочное усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем
3. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Активные методы обучения учащихся позволяют на уроке:
- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать свои мысли;
- взаимодействовать с другими детьми, учиться слушать и слышать другого человека, уважать мнение собеседника;
- обогащать свой социальный опыт путем включения в переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.
Примеры использования метода проблемно-диалогового обучения на уроках
Математика
3 класс
Тема: «Множества. Пересечение множеств»
Проблемная ситуация.
Учитель берет два обруча. Детям раздаются различные предметы: книга желтого цвета, желтый мелок, желтая пуговица, желтый зайчик, жираф, белка медведь и др. Задача детей разложить предметы в два множества, представляющих собой в данной ситуации обручи: «желтые предметы» и «игрушки».
Проблема возникает при размещении желтого зайчика- он принадлежит как множеству «желтые предметы», так и «игрушки». Дети приходят к выводу, что данные множества могут иметь общие элементы, значит они пересекаются.
Русский язык
4 класс
Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»
Проблемная ситуация.
Детям предлагается для записи ряд слов: рож…, пезаж…, глуш…., шалаш…, печ…, силач…, лещ…, помощ…
Учитель задает вопрос: что общего в данных словах? Дети выясняют, что эти слова -имена существительные, с шипящей на конце.
Дети с языковым чутьем на конце некоторых слов напишут мягкий знак. И тут возникнет проблема: когда же надо писать мягкий знак? Дети размещают слова в два столбика. Наводящие вопросы учителя помогут ученикам начать определять число и род данных существительных. Дети приходят к выводу: на конце имен существительных единственного числа женского рода после шипящих пишется мягкий знак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика мотивации учебной деятельности и развития метапредметных умений
Диагностика мотивации учебнй деятельности и развития метапредметных умений....
Конспект занятия "Что значит учиться?" по развитию метапредметных умений
Данный материал раскрывает наглядно и поэтапно работу над развитием метапредметности...
Занятие по развитию метапредметных умений по теме "Цели и функции учебной деятельности. Роль учителя."
Данный материал раскрывает все этапы работы по развитию метапредметности....
Выступление на городском семинаре Тема: «Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы»
Выступление на городском семинаре по теме: "Приемы и методы формирования УУД умений младших школьников на уроках литературног чтения в рамках реализации ФГОС НОО"...
Мастер-класс "Развитие метапредметных умений посредством применения метода проектов"
цель мастер – класса, это возможность поделиться опытом, который мы приобрели за время работы по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проектов...
Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.
Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса, так как современное общ...
Использование метода проектов для оценки сформированности метапредметных умений
Использование метода проектов для оценки сформированности метапредметных умений...