Возможности метода проблемного обучения в развитии метапредметных умений
учебно-методическое пособие по теме

Борисова Наталья Александровна


В статье преставлен краткий обзор сути проблемного обучения, даны примеры проблемных ситуаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности метода проблемного обучения в развитии метапредметных умений

Проблемное обучение - один из самых актуальных методов обучения, позволяющий активизировать познавательную и мыслительную деятельность обучающихся.

Проблемное обучение представляет собой организованный учителем процесс, в ходе которого обучающиеся учатся видеть проблемы, противоречия в собственных знаниях. Осуществляя поиск решения проблемы, ученики учатся анализировать, сравнивать, систематизировать, учатся быть самостоятельными, кроме того, осуществляют творческий подход к решению проблемы. Добытые детьми знания в процессе решения проблемы - более прочны, нежели при традиционном способе обучения, когда знания добываются в готовом виде.

Цели проблемного обучения: 
1. Развитие интеллектуальных способностей обучающихся. 
2. Прочное усвоение обучающимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем
3. Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы. 

Активные методы обучения учащихся позволяют на уроке: 
- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать свои мысли; 

- взаимодействовать с другими детьми, учиться слушать и слышать другого человека, уважать мнение собеседника; 
- обогащать свой социальный опыт путем включения в переживания тех или иных ситуаций; 
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность. 

Примеры использования метода проблемно-диалогового обучения на уроках

Математика

3 класс

Тема: «Множества. Пересечение множеств»

Проблемная ситуация.

 Учитель берет два обруча. Детям раздаются различные предметы: книга желтого цвета, желтый мелок, желтая пуговица, желтый зайчик, жираф, белка медведь и др. Задача детей разложить предметы в два множества, представляющих собой в данной ситуации обручи: «желтые предметы» и «игрушки».

Проблема возникает при размещении желтого зайчика- он принадлежит как множеству «желтые предметы», так и «игрушки». Дети приходят к выводу, что данные множества могут иметь общие элементы, значит они пересекаются.

Русский язык

4 класс

Тема: «Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»

Проблемная ситуация.

Детям предлагается для записи ряд слов: рож…, пезаж…, глуш…., шалаш…, печ…, силач…, лещ…, помощ…

Учитель задает вопрос: что общего в данных словах? Дети выясняют, что эти слова -имена существительные, с шипящей на конце.

Дети с языковым чутьем на конце некоторых слов напишут мягкий знак. И тут возникнет проблема: когда же надо писать мягкий знак? Дети размещают слова в два столбика. Наводящие вопросы учителя помогут ученикам начать определять число и род данных существительных. Дети приходят к выводу: на конце имен существительных единственного числа женского рода после шипящих пишется мягкий знак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика мотивации учебной деятельности и развития метапредметных умений

Диагностика мотивации учебнй деятельности и развития метапредметных умений....

Конспект занятия "Что значит учиться?" по развитию метапредметных умений

Данный материал  раскрывает наглядно и поэтапно работу над развитием метапредметности...

Занятие по развитию метапредметных умений по теме "Цели и функции учебной деятельности. Роль учителя."

Данный материал раскрывает  все этапы работы по развитию метапредметности....

Выступление на городском семинаре Тема: «Управление развитием метапредметных умений в рамках реализации образовательной программы школы»

Выступление на городском семинаре по теме: "Приемы и методы формирования УУД умений младших школьников на уроках литературног чтения в рамках реализации ФГОС НОО"...

Мастер-класс "Развитие метапредметных умений посредством применения метода проектов"

цель мастер – класса,  это возможность поделиться опытом, который мы приобрели за время работы по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проектов...

Проблемно – исследовательский метод преподавания как условие развития исследовательских умений младших школьников.

         Сейчас в образовании широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества учебно – воспитательного процесса,  так как современное общ...

Использование метода проектов для оценки сформированности метапредметных умений

Использование метода проектов для оценки сформированности метапредметных умений...