«Роль чтения в развитии творческого мышления воспитанников Центра как основа учебной деятельности»
статья по чтению
Появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга и является залогом успешной учебной деятельности воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chtenie.docx | 19.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
Центр для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Центр содействия семейному воспитанию № 4»
«Роль чтения в развитии творческого мышления
воспитанников Центра как основа учебной деятельности»
Он руку над партою тянет и тянет.
Неужто никто на него и не взглянет?
Не нужно отметок в журнал и в дневник,
Довольно того, что он в тайну проник
Что чудо свершилось, задача решилась...
Спросите, пожалуйста!
Сделайте милость!
В. Берестов
Для современной школы исключительно важной является проблема развития творческих способностей учащихся. Этой проблемой занимались и продолжают заниматься ряд отечественных и зарубежных ученых. Однако в практической работе сдвиги в направлении решения этой проблемы еще очень незначительны.
В настоящее время всем очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль чтения в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей.
Что же характеризует творческое мышление? Это особенность необходимости применения нетрадиционного способа мышления, необычного видения проблемы, выхода мысли за пределы привычного способа рассуждений.
Основная особенность творческого мышления как интеллектуальной системы - это умение анализировать любые проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить для них решение на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развитий.
Творческое мышление - это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового.
Серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и падение интереса к чтению. Чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения, через привитие интереса к чтению рекомендуется развивать творческие способности ребенка.
Воспитание ребенка через творчество – уникальное средство, особенно если речь идет о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Уникальность состоит в том, что свой внутренний мир ребенок может корректировать через силу воздействия книги, объединенного с эффектом детского творчества. Дети попадают в Центр содействия семейному воспитанию с неустойчивой психикой, неспособностью к обучению, у них, как правило, бедный словарный запас, они не уверены в своих силах, испытывают трудности в общении с окружающими, отсутствует либо не определены жизненные и профессиональные перспективы, не развиты природные задатки.
Традиционно считалось, что основная задача чтения – формирование у ребенка интереса и любви к книге, но в условиях детского дома этого не достаточно, ведь помочь воспитаннику адаптироваться, научить его бороться со своими неудачами, развивать интеллектуально возможно, вовлекая ребенка в активную творческую деятельность. Поэтому я считаю, что воспитание на материале художественных произведений может помочь ребенку учиться жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей; помочь детям через поступки литературных героев осмыслить состояние добра и зла, любви и ненависти, поражения и победы. Помощником и советчиком на протяжении всей жизни у воспитанника должна стать книга.
Работу по развитию творческих способностей и привития интереса к чтению я провожу по следующим разделам: литературное творчество, театральное творчество, художественно-оформительское творчество. В каждом из разделов предусматривается работа по следующим направлениям: интеллектуальное, коммуникативное, эстетическое, здоровьесберегающее, патриотическое, профессиональная ориентация.
Как известно, дети любят выдумывать различные игры, сочинять сказки, небылицы, создавать ситуации, которые мы, взрослые, иногда считаем баловством. А ведь это не что иное, как стихийное проявление творчества. Литературное творчество проявляется не только в сочинении стихов, оно гораздо разнообразнее. Развивать способность к самостоятельной творческой активности можно на занятиях по внеклассному чтению. Представление о литературе формируется на встречах с местными поэтами, а затем расширяется в процессе поиска материалов о творчестве поэтов, систематизации найденных источников, их изучение.
Знакомство с литературным творчеством поэтов и писателей может стать толчком творческой энергии юного читателя.
Доброй традицией литературных встреч стало то, что гости дарят нам свои книги и книги коллег с автографами. В результате воспитанники детского дома обрели памятные подарки: серию детских книг Гелии Мауры, Николая Бутенко, Дмитрия Кукушкина, Изольды Ивановой. На таких встречах воспитанники расширяют свой кругозор о людях интересных профессий. Дети задают много вопросов о творчестве авторов, и появляется живой интерес к книге.
Благодаря тесному сотрудничеству с местной газетой “Выборгская сторона” наши воспитанники имеют свои публикации. Статья воспитанницы Фадеевой Александры «Петербургские тайны» заняла второе место в районном конкурсе юных журналистов «Проба пера». Эти детские произведения помогают не только юным авторам, но и многим взрослым не дают отвердеть душой, заставляют верить в светлое будущее, которое строят наши воспитанники в своих фантазиях. Стихи и прозу собственного сочинения дети читают на конкурсах в детском доме. Содержание их разнообразно: дети мечтают о будущем, пишут о любви, выражают чувства благодарности людям, которые их воспитали.
Я стараюсь развивать в своих воспитанниках тягу к работе мысли, побуждать воображение, дать стимул к формированию и высказыванию собственных суждений о жизни, о литературе. Проявление творческого воображения стимулируется не только чтением литературных произведений, но и регулярными посещениями музеев, выставок, театров, экскурсиями по городу, инсценировками и театральными постановками прочитанных произведений, занятиями с педагогами дополнительного образования.
С младшими школьниками мы увлеченно играем в слова, понятия, составляем смысловые цепочки, сочиняем стихи – буриме, где дети находят удобное сочетание звуков. Дети с большим удовольствием фантазируют над продолжением произведений. Многие дети сочиняют добрые, веселые сказки. Эти сказки собственного сочинения вселяют в детские души веру, надежду в светлое будущее.
Тем самым литературное творчество участвует в воспитании – общественном, интеллектуальном, эмоциональном.
Дети от природы актеры. Поэтому большой популярностью у детей нашего Центра пользуется театральное творчество. И это неслучайно, ведь театральные постановки помогают ребенку увидеть разные модели поведения людей в ситуации, сходной с той, в какой оказался ребенок, найти в ситуации новые смыслы. Театральное творчество служит средством эмоционального и интеллектуального развития ребенка. При подготовке к любой театральной постановке дети заняты работой.
Процесс подготовки спектакля начинается с выбора пьесы. Ребята сочиняют на основе внимательного чтения отдельные эпизоды, домысливают. Начинаются репетиции – читки по ролям, дети делают первые пробы в поисках будущих сценических образов. В ходе репетиций идет работа над выразительностью речи, определяется уровень громкости, скорости чтения. Разучивая текст, дети развивают память, что впоследствии положительно сказывается на успеваемости в школе.
С педагогами дополнительного образования ребята готовят макеты декораций, художники по костюмам – эскизы костюмов для героев постановки. Воспитанники изучают историю моды, вспоминают литературные произведения, связанные с ней, демонстрируют собственные дизайнерские способности.
Результаты творческой работы интересны не только детям, которые участвовали в спектакле, но и зрителям. Это повышает самооценку ребят. С удовольствием и интересом дети занимаются в кукольном театре и выступают со спектаклями в дошкольных группах. Частые зрители спектаклей детского дома – пенсионеры, ветераны войны.
При помощи театрального творчества дети совершают увлекательное путешествие в любую эпоху, заглядывают в будущее, а главное театральное творчество учит видеть прекрасное в жизни и в людях.
Общение с книгой начинается с иллюстрации. Значение иллюстраций в том, что она повышает интерес к книге. Путем рисунка дети высказывают свое отношение к героям произведения.
В сказках добро борется со злом, правда, пройдя все испытания, торжествует. В основе детских рисунков лежит сопереживание, отклик сердца на прочитанное.
Ребята нашего дома коллективно иллюстрируют различные произведения.
Восприятие и отношение к произведениям углубляется, как только дети становятся художниками. Ребята погружаются в мир фантазий, размышлений.
Развитие художественно-оформительских способностей способствует творческому воображению детей, развитию эстетического вкуса, побуждает ребенка к самостоятельному творческому мышлению.
Образовательный уровень подавляющего большинства воспитанников оставляет желать лучшего. И основная причина здесь заключается в том, что дети приходят в сиротские учреждения в состоянии глубокой педагогической запущенности, с низкой обучаемостью, проистекающей, прежде всего, из низкого уровня мотивации к учебной деятельности. В таких условиях достаточно сложно добиться высокой эрудиции воспитанников. Имеется в виду низкая приспособляемость к жизни в обществе в силу несоответствующего уровня знаний и социально-культурных представлений.
Следовательно, для продуктивного развития творческого мышления воспитанников в учебно-воспитательном процессе посредством чтения, необходимо взаимодействие эстетических, психологических (индивидуально-психологические особенности каждого воспитанника) и педагогических (взаимодействие педагога с воспитанником) условий, объединение которых позволяет формировать положительную мотивацию к обучению; радость освоения новых способов самовыражения в деятельности и в общении; удовольствие от учебы; чувство ответственности за результаты учебной деятельности.
Появление у детей потребности в читательском самовыявлении, осознание своих возможностей для включения в ту или иную творческую деятельность, желание посвящать этой деятельности часть своего досуга и является залогом успешной учебной деятельности воспитанников.
Нанушева Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ТДМ
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ЗАИНТЕРЕСУЕТ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....
Развитие творческого мышления младших школьников на уроках русского языка и чтения
Русский язык в школе – это инструмент познания, мышления, развития, он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. А развитие творческих способностей ведёт к формированию познавате...
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления младших школьников на уроках математики" Дипломная работа успешно защищена в 2011г
Научно-исследовательская работа по теме: "Роль проблемного обучения в развитии творческого мышления на уроках математики"...
Доклад "Формирование учебных компетенций на основе развития творческого мышления младших школьников"
Компетентность – это опыт успешного осуществления деятельности по выполнению определённой компетенции. Владение той или иной образовательной компетентно...
Педагогическая статья "Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения".
В данной статье представлен опыт педагогической деятельности по теме самообразования....
Презентация на тему:"Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения"
Краткий обзор способов работы над развитием творческого мышления в системе РО Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова по учебнику Е. И. Матвеевой....
Отчёт по теме самообразования "Развитие творческого мышления на уроках литературного чтения"
Данный материал предоставлен для отчёта на ШМО....