Организация самостоятельной работы школьников в малых группах
статья по теме

Охотникова Татьяна Александровна

 

Традиционный «комбинированный урок» не всегда позволяет выявлять и опираться на индивидуальные особенности ученика, и это, одна из причин по которой, новая для младшего школьника, социальная роль «ученика» остается многими детьми внутренне не востребованной, являясь для них скорее ситуативной позицией часто нагруженной отрицательными эмоциональными переживаниями. Успешное решение проблемы изучения и организации развития индивидуальных познавательных стилей учащихся зависит от способности педагога сохранять устойчивый интерес ко всякому ребенку в течение всего занятия, а эту возможность и представляют «малые группы».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы школьников в малых группах

        

        Актуализация

Традиционный «комбинированный урок» не всегда позволяет выявлять и опираться на индивидуальные особенности ученика, и это, одна из причин по которой, новая для младшего школьника, социальная роль «ученика» остается многими детьми внутренне не востребованной, являясь для них скорее ситуативной позицией часто нагруженной отрицательными эмоциональными переживаниями. Успешное решение проблемы изучения и организации развития индивидуальных познавательных стилей учащихся зависит от способности педагога сохранять устойчивый интерес ко всякому ребенку в течение всего занятия, а эту возможность и представляют «малые группы».

 Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи — также естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни.

Малая группа включает ребенка в активную совместную деятельность. Позволяет встречаться со своими проблемами, как с реальными, а не безличными, контролируемыми педагогом препятствиями.

Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты своим творчеством, применительно к своим ученикам.

Выделяют следующие принципы организации совместной деятельности:

  1. Принцип «индивидуальных вкладов», который предполагает внесение различного рода предложений со стороны участников обсуждения задания. При использовании этого принципа учитываются различные способности детей:
  1. общительность;
  2. самостоятельность;
  3. умение посмотреть на проблеме с позиции другого человека;
  4. склонность к творческой работе;
  5. уровень знаний;
  6. характер межличностных отношений;
  7. уровень социально – психической зрелости группы.

  1. «Позиционный» принцип, когда выявляются и сталкиваются различные позиции учащихся, их взгляды на один и тот же объект, разброс точек зрения приводит к их сопоставлению и обсуждению для выбора наиболее правильной. Таким образом. Более точно понимается содержание решаемой задачи.

Общение со сверстниками в процессе работы приводит к конфликту позиций детей. Разрешая такой конфликт, учащиеся не только ищут ответ на поставленную задачу, но и учатся уважительно относиться к другой точке зрения. При этом обмен позициями в ходе учебной работы способствует формированию умения рассматривать свою точку зрения глазами другого человека, уточнению и обогащению собственных знаний, а также овладению учащимися действиями контроля и оценки, играющими важную роль для формирования учебной деятельности.

        

  1. Принцип «содержательного распределения действий».

Типичным для этого принципа является такая организация взаимодействия, в которой разделению между участниками подлежит само усваиваемое понятие. Если изучаемое понятие содержит в себе несколько закономерностей, свойств, то их можно распределить между участниками групповой работы так, чтобы каждый из них осуществлял только свое действие. В ходе поиска решения поставленной задачи учащиеся имеют возможность обмениваться действиями, что позволяет осуществлять данный процесс двунаправлено – на предмет усвоения и на других участников.

Отбор содержания для групповой работы.

Применяя коллективно – распределительную деятельность на уроке, следует помнить, что не всякое содержание учебного материала может быть использовано для работы в группе.

  1. Учебная задача, которая стоит перед учащимися, должна соответствовать групповому поиску решения. К этому типу можно отнести задания, направленные на нахождение общего способа решения определенного класса задач.
  2. Задания на уже открытый способ действия, когда ученику требуется «утвердиться» в своем знании, «проговорить» вслух способ действия, чтобы участники совместной работы могли оценить степень его усвоения. Задания такого рода очень экономят время на уроке, так как за небольшой временной промежуток все учащиеся класса смогут применить открытый способ действия на практическом материале.
  3. Задания, требующие оценить чье-либо решение, т.е. когда учащимся необходимо «примерить» открытый способ действия к готовому решению, сделать вывод о правильности его выполнения.

О результативности совместной деятельности можно судить по конечному продукту. Это может быть:  

 

  1. Способ решения задачи;
  2. Сам факт решения задачи;
  3. Количество предложенных решений;
  4. Количество задач, решенных в ограниченный интервал времени и т.д.

 Следует отметить, что вначале надо обсуждать не то, как работала группа, а какой результат достигнут. Группа собирается только ради достижения результата.

Обучая детей сотрудничеству, следует помнить об условиях организации работы в малых группах:        

  1. группы учащихся формируются учителем до урока, разумеется, с учетом психологической совместимости. При этом в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый (если группа состоит из трех учащихся), девочки и мальчики. Если группа на протяжении ряда уроков работает слаженно, дружно, нет необходимости менять их состав (это так называемые базовые группы). Если работа по каким-то причинам не очень клеится, состав группы можно менять от урока к уроку;
  1.  группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы (роли обычно распределяются самими учениками, но в некоторых случаях учитель может дать рекомендации);
  2. оценивается работа не только одного ученика, но и всей группы; важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся (у каждого своя «планка»).

Преимущества работы в группах:

  1. этот метод может использоваться на начальной стадии обучения, что позволяет группе лучше узнать друг друга;
  2. приучает школьников к коллективным методам работы, а общение, как утверждают психологи, является непременным условием формирования правильных понятий, так как позволяет освободиться от субъективности;
  3.  предполагает честное обсуждение, особенно, когда преподаватель отсутствует;
  4. учит практике ведения  дискуссии и выступления;        метод выступления перед группой позволяет каждой группе сравнить свой подход и понимание вопроса с другими группами;
  5.  активное привлечение участников в обсуждение поощряет учебный процесс;
  6.  процесс обсуждения не должен затягиваться. Каждой группе предлагаются различные положения одной общей темы, что позволяет сэкономить время; подгруппы делятся своими мнениями по заданным вопросам и полностью освещают тему. Также этот способ помогает избегать повторений в выступлениях групп, так как это может быть неинтересно или для группы или для вас;
  7.  может использоваться для тестирования знаний обучающихся; для проверки прежних знаний всегда эффективно использовать предварительные упражнения или чтение, это даст возможность определить общий уровень знаний перед началом обучения.

Этапы работы в группе:

1 этап – подготовительный:

1. Распределение ролей.

2. Выяснение понимания условий задачи.

3. Определения способа работы над заданием.

2 этап – основной:

1. Сбор мнений, предложений.

2. Обсуждение.

3. Выбор решения.

4. Проверка способа решения.

3 этап – заключительный:

1. Оформление итогов работы.

2. Подготовка к защите.

Отдельного внимания требует организация самостоятельной работы в малых группах, когда нужно решить сложные проблемы коллективным разумом. Существует несколько условий для эффективной организации такой работы:

  1. Прежде всего, ученики должны владеть знаниями и умениями для выполнения задания.
  2. Объединять учеников нужно в группы из трёх-пяти человек (это оптимальные пределы для данной работы), ни в коем случае не вешайте «ярлыки» на учеников.
  3. Все члены группы должны хорошо видеть друг друга.
  4. В каждой группе ученик играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (спикер, секретарь, посредник, докладчик). В обязанности спикера входит: читка задания группе, организация выполнения, поощрение группы к работе, подведение итогов работы и назначение докладчика. Секретарь ведёт записи работы группы (коротко и разборчиво), одновременно он должен быть готов высказывать свои мысли при подведении итогов. Посредник следит за временем и стимулирует работу в группе. Докладчик высказывает мысли группы, показывая результаты работы группы.
  5. Каждая группа должна получить одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению.
  6. Если какая-то из групп справилась с заданием раньше остальных, то учителю нужно занять эту группу ещё чем-то.
  7.  Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников.
  8.  Учитель должен быть готов к шуму, который возникает при такой работе. При этом учитель должен помогать в организации работы групп, не привлекая на себя особого внимания.
  9. Если  задание  состоит  из нескольких  вопросов или  изобилует  терминами,  его  лучше  записать  на  доске  или  раздать карточки с заданием.
  10.  В   зависимости  от  сложности  и  объема  задания сразу оговаривается  время. Желательно, чтобы  временной  интервал находился  в  отрезке 15 - 30  минут.  Учитель следит  за  тем,  чтобы  участники  малой  группы  расположились  комфортно: 
  1. расселись вокруг  стола  или  приняли  форму,  максимально  приближенную  к  кругу;
  2. группы  сели  на  значительном  удалении  друг  от  друга.

Рекомендуется  для  работы  участникам  выделить  бумагу  большого  формата (А2, А1)  и  маркеры,  что  значительно  облегчить представление  результатов  выполненного  задания.
        По  мере  выполнения  задания  учитель  подходит  к  каждой  группе  и  контролирует  правильность  выполнения  инструкции (правильно  ли  воспринята  цель),  следит,  чтобы  не  было  захвата  власти  одним  человеком,  дает  возможность  высказаться  другим. Если  на  выполнение задания  отведено более  20  минут,  то необходимо  напоминать  участником, сколько  они  уже  отработали.
        За  три  минуты  до  завершения  работы  учитель  сообщает  участникам: 
"Осталось  три  минуты,  пожалуйста,  завершайте  работу  и  определите  спикера  от  каждой  команды".

При подведении итогов работы ученики предлагают результаты работы. От  каждой  группы  спикер  презентует  наработанные  материалы.  На данном  этапе  допускаются  вопросы  на  уточнение  от  участников  других  команд,  критика  категорически  пресекается.
        На  этап  презентаций  отводится 15 - 20  минут,  по  5 – 7 минут  на  одного  выступающего.
        Во  время  презентации  задача  учителя  следить  за  соблюдением  выступающими  регламента  и  пресекать  критические  замечания  от  участников  других  команд.  
Учитель комментирует работу групп с точки зрения учебных задач и задаёт вопрос, была ли полезна для учащихся эта работа, и чему они научились.


    Вот примеры некоторых конкретных методик работы в малых группах.

1) «Круг идей» - целью является разрешение острых спорных вопросов, составление списка идей и привлечение всех учеников к обсуждению вопроса. Все группы должны выполнять одно и то же задание, которое состоит из нескольких вопросов (позиций), которые представляются группами по очереди. При ответах каждая из групп озвучивает только один аспект проблемы, а учитель задаёт вопросы по кругу до тех пор, пока идеи не закончатся. Это исключает возможность доклада всей информации одной группой.

2) Обучение и взаимотренировка с помощью наглядных пособий и контрольных вопросов.

 

Изложение материала происходит с помощью различных приемов фронтальной работы, при которой учитель предлагает основные понятия, характеризует умения и навыки, связанные с темой занятия, а также способы приобретения этих умений и навыков и их отработки. Изложение может иметь форму лекции с использованием наглядных пособий, либо материал может быть целиком представлен с помощью аудиовизуальных средств.

Команды должны состоять из 4—5 учащихся. После того как команды составлены, они должны поработать в течение примерно одного урока, используя заранее приготовленные учителем материалы. Команды во время своей работы могут воспользоваться материалами и упражнениями на отработку, приведенными в учебнике. Учитель может составить свой список вопросов по материалу изучаемой темы, которыми учащиеся воспользуются для взаимообучения и взаимотренировки. Они могут работать в парах, а затем эту пары обмениваются усвоенным материалом.

После того как работа в учебных командах закончена, проводится контрольный опрос для выяснения знаний по отработанному материалу. Каждому учащемуся дается индивидуальное задание, и во время подготовки на этом этапе помогать друг другу не разрешается.

Каждому учащемуся устанавливается исходный минимум баллов, который он должен заработать по итогам контрольного опроса. Оценка эффективности исходит из того, насколько учащимся удалось превысить этот базовый минимум. Эффективность работы команды определяется суммой баллов, превышающей базовый минимум всех членов команды.

Достижения в работе каждой команды отражаются в бюллетене новостей класса, в котором указывается количество баллов, полученных каждой командой, и ее место среди всех команд класса.

3). «Мозаика»

«Мозаика» — это такая модель, в которой каждый из членов команды становится экспертом по определенной части темы, изучаемой в данный момент, и обучает остальных членов команды. Те учащиеся, которым предстоит стать экспертами по определенной части темы, собирают необходимую информацию из разных источника: они не только читают литературу, но и смотрят видеофильмы и диафильмы, выполняют лабораторные работы, используют компьютерную сеть и банки данных.

Для мозаики выбираются темы, которые могут быть легко подразделены таким образом, чтобы члены команд могли сосредоточиться на одной из подтем. Например, изучение строения Солнечной системы: внутренних планет (Меркурия, Венеры, Земли, Марса), внешних планет (Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, Плутона). Для каждого раздела изучаемой темы подготовятся экспертные листы и контрольные вопросы для проверочной работы. В экспертном листе указывается, что учащиеся должны сделать: прочитать, посмотреть, ответить на вопросы, выполнить практические задания и т.п.

Каждый член учебной команды на время становится членом одной из создаваемых в классе экспертных групп. Распределите учащихся по экспертным группам. Раздайте экспертные листы и объясните, что каждый учащийся станет экспертом определенной части темы, которую изучает весь класс. Учащимся нужно дать время поработать над подтемой до того, как они соберутся в соответствующих экспертных группах. Цель работы экспертных групп — освоить данную подтему и приготовить короткое сообщение для последующего обучения членов своих команд.

После того как экспертные группы завершили работу, учащиеся возвращаются в свои команды. Каждому эксперту предстоит обучить других членов своей команды той части материала, которую он освоил, работая составе группы экспертов. Они могут изложить основную идею усвоенного материала, прочитав доклад; воспользоваться для своего сообщения компьютером; проиллюстрировать свою тему фотографиями, схемами, таблицами, рисунками.

После того как эксперты отчитаются в своих командах, проводится короткое общеклассное обсуждение.

Проверочная работа проводится на индивидуальной основе. Процесс подсчета баллов, определение и поощрение победителей, описанные в первой модели, могут быть применены и здесь.

4). «Ко-оп, Ко-оп»

 

Главная идея третьей модели — создать условия, чтобы целью работы каждой команды стало умение передать свои знания всему классу.

В начале проводится общеклассная дискуссия, которая дает учащимся возможность высказать свои соображения и сформулировать интересы, относящиеся к данной теме. Дискуссию можно провести после того, как уже введен материал нового раздела, проведены практические лабораторные занятия, дана литература по теме для чтения и отработки дома и т.п.

Комплектование команд может проводиться на достаточно демократической основе, хотя вы должны проследить, чтобы команды формировались исходя из интереса ребят к определенному материалу, а не из-за приятельских или иных соображений.

Темы предстоящей групповой работы определяются во время обсуждения. Каждая команда выбирает свою тему. Каждой команде нужно будет помочь проанализировать выданную тему, чтобы разбить ее на мини-темы. Каждый член команды будет ответственен за сбор материалов по одной из мини-тем и ознакомление с этой информацией своей команды.

Учащиеся могут исследовать свои мини-темы, изучая материалы, имеющиеся в библиотеке, выполняя исследования с помощью компьютера, собирая материал и находя такие эксперименты, которые позволили бы им продемонстрировать основную идею. Учащиеся должны приготовить для своих команд короткие сообщения.

Представление результатов работы каждой команды классу. Необходимо поощрять самые разнообразные способы представления полученных результатов: дебаты, демонстрации, практические работы, пьесы, видеопрезентации (с помощью видеотехники), компьютерное моделирование и т.п.

Оценка результатов работы. Подход к оценке результатов работы в этой модели имеет широкий диапазон — от полного отсутствия таковой до общепринятой формальной оценки с помощью контрольных вопросов и выставления итоговых оценок. Очень эффективный способ оценки — это дать возможность классу оценить работу каждой группы.

Все перечисленные методы интерактивных методов обучения относятся к технологиям кооперативного обучения, когда ученикам нужно скооперироваться для выполнения заданий учителя, активной работы на уроке, усвоения материала и выработки навыков общения при дискуссии и аргументации своих позиций. Огромным плюсом данного вида учебной деятельности является привлечение абсолютно всех учеников класса в общую работу. Трудности заключаются в умении учителя организовать работу учеников и приучить их к такой работе как постоянной. Конечно, это не всё, что можно использовать. На основе этих методов можно строить другие, или придумывать что-то принципиально новое.

Групповая работа учащихся может применяться для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала.

Особенно благотворное влияние групповая работа оказывает на отношение «слабых» учеников к учебной деятельности. Их поведение и активность на уроке значительно меняются: дети обретают уверенность в себе, между учащимися устанавливаются доброжелательные взаимоотношения.

В заключении хотелось бы перечислить положительные моменты данной формы работы.

  1. Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают. Подобная форма располагает к общению. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
  2. Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты в которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию.
  3. Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, возрастает чувство ответственности за проделанную работу.
  4. Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение им оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.
  5. При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

В малых группах фронтальная работа в течение длительного отрезка урока невозможна. Ее нужно использовать минимально. Мотивация деятельности школьника может быть переориентирована необъективным оцениванием его работы. Особенно на этапе наблюдения и исследования, когда дети действуют самостоятельно и лишь потом сверяются с образцом и закрепляют полученные знания, отметка будет мешать стимулу деятельности и ее коррекции. Нам же важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

Как пишет Г.А.Цукерман, «мы хотим приучить детей к самостоятельности суждений, сформировать умения спорить, отстаивать свое мнение, задавать вопросы, быть инициативными в получении новых знаний».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы младших школьников во внеучебной деятельности

 Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспита...

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Методика организации самостоятельной работы при изучении живой природы младшими школьниками

Усвоение материала происходит более успешно, если применяются разнообразные виды самостоятельных работ на каждом уроке «Окружающего мира»....

Исследовательская работа ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Значение понятия «самостоятельная работа» многогранно.Цель исследования:  выявить  основные  направления  самостоятельной  работы  при  изучении  ху...

Организация самостоятельной работы младших школьников в учебной деятельности.

В настоящее время практически всеми исследователями отмечается значительная роль организации самостоятельной работы школьников в процессе обучения, однако, на практике зачастую под самостоятельной раб...

О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени...