Разработка урока "Мастера печатных дел"
методическая разработка (4 класс) по теме

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon mastera_pechatnyh_del.zip10.14 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  « Средняя общеобразовательная школа № 25».

Комбинированный урок

 по  окружающему миру и  трудовому обучению в 4 классе.

Тема урока: «Мастера печатных дел».

                                        Учитель:  Абрамова Г.В.

2010 год.

Тема урока: Мастера печатных дел.

Цели урока:

1. Обучающие:     сформировать представление учащихся о появлении первой печатной книги на  Руси, раскрыть причину и значение начала книгопечатания; создать яркие представления о  рукописных и первых печатных книгах;

2  Развивающие:     развитие речи, умения высказывать свои мысли, внимания, творческих

 способностей, аккуратности

3 .Воспитывающие:   воспитание уважение к книге и бережное отношению к ней, эстетический вкус, умение трудиться в группах.

Тип урока: Комбинированный урок.

Форма урока: Межпредметный интегрированный  - окружающий мир + трудовое обучение

Оборудование:

  1. Учебник « Мир вокруг нас» А.А Плешаков, Е.А. Крюкова, рабочая тетрадь, дневник.
  2. Презентация: папирус, пергамент, Кирилл и Мифодий, Нестер, Гуттенберг, Иван Федоров, печатный станок, страница первой печатной книги.
  3. Костюмы для инсценировки.
  4. Карточки с названиями профессий.
  5. Материал и инструменты для практической деятельности.
  6. Памятка для учащихся.
  7. Цветные магниты.
  8. Магнитофон.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и целей урока.
  3. Актуализация знаний по окружающему миру: рукописные книги.
  4. Изучение нового материала: изобретение книгопечатания, первые печатные книги.
  5. Физкультминутка.
  6. Закрепление изученного материала:
  1. слово учителя;
  2. актуализация знаний и умений;
  3. алгоритм волнения работы по созданию книги;
  4. выполнения задания по алгоритму;
  5. презентация работ.
  1. Итог урока.
  2. Домашнее задание.

                    «Книги – это реки, напояющие Вселенную, в  них ведь неисчетная глубина».

                                                                (Из высказывания старорусских книжников).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

     Ребята, сегодня у нас необычный урок.  Улыбнитесь друг другу. Вы у меня самые замечательные. У нас все получится!

     Спасибо. Сосредоточьтесь и давайте начнем нашу  работу.

  1. Сообщение темы и целей урока.

   Тема нашего урока «Мастера печатных дел». Мы вспомним, что собой представляла рукописная книга, узнаем имя первопечатника. А также на уроке вы самостоятельно попробуете освоить профессию переплетчика и концу урока ответить на проблемный вопрос «Какое значение имеет книгопечатание?

  1. Актуализация знаний.

     Давайте перенесемся в прошлое.

  1. Вспомните, какой год считается годом рождения книгопечатания.(1445 год).
  2. Кто первым предложил использовать разборный шрифт? (Иоганн Гутенберг).
  3. Что размещалось в наборной кассе? (Металлические буквы – литеры)
  1. Изучение нового материала.

        А теперь перенесёмся в Россию XVI века. Одним из первых выпустил книгу на русском языке Иван Федоров!  Иван Федоров – первый русский печатник. В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве  Печатный двор

       Первенцем типографии Ивана Федорова стала книга церковного содержания «Апостол», для создания которой понадобился почти год. Известно, что начали печатать книгу 19 апреля 1563 года, а закончили 1 марта 1564 года. В этой книге не было ни одной ошибки.

        Откройте учебник на стр. 83 и прочитаем, что  собой представляла  печатная книга Ивана Федорова.

  1. Физкультурная минутка.

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель:     Итак,  мы с вами в нашей творческой мастерской, где  попробуем свои  силы в переплетной работе. Мы будем заниматься выпуском книг, в которые войдут ваши рассказы. Проверим все ли у нас на своих местах. Садитесь поудобнее, улыбнитесь, вы замечательные и у вас все получится.  Сегодня мы вспомнили о книгопечатании, узнали об Иване Федорове – первопечатнике и только что прочли о том, как выглядела печатная книга «Апостол».  Она по праву считается шедевром типографского искусства.

     Давайте проследим, через руки скольких человек проходит рукопись, чтобы найти своего читателя. Откроем последнюю страницу учебника «Мир вокруг нас», здесь мы видим фамилии людей, принимавших участие  в ее создании. Кто может сказать, какими  профессиями должны овладеть создатели книги?  (Ответы детей).

  1. Редактор – читает и обсуждает с автором как сделать книгу лучше, какие места переделать
  2. Художник - готовит к книге рисунки. для более полного представления героев и событий книги.
  3. Художественный редактор – выбирает лучшие рисунки.
  4. Технический редактор – проверяет все ли страницы и иллюстрации на своих местах, подбирает шрифт.
  5. Корректор – заботится о том, чтобы книга была без ошибок.
  6. Переплетчик – занимается переплетом  напечатанных листов книги.

- Давайте послушаем отрывки из рассказа « Как печатали вашу  книгу». (Выступление учащихся.).

- Девиз нашей сегодняшней деятельности, «Каков мастер, такова и работа». 

  1. Как вы понимаете эту пословицу?
  2. Почему так говорят, объясните?
  3. А вы хотите стать хорошими мастерами?

      Хороший мастер знает, в какой последовательности верстаются страницы. Вспомним и мы с  вами, как называется  двойной лист между сторонами переплета и блоком книги; (показываю разворот книги) (Форзац).  А первая страница, на которой помещаются все данные издания? (Титульный лист). Кроме этого книга содержит рисунки, фотографии.

 Пора приступать к работе. Вспомним, что необходимо сделать, чтобы создать нашу книгу:

  1. Приготовить блок (прошиваем страницы).
  2. Сделать переплетную крышку.
  3. Вырезать обложку и обклеить ею  переплетную крышку.
  4. Подготовить двойной лист – форзац.
  5. Вклеить блок в переплетную крышку.
  6.  Готовая книга должна пролежать  10-12 часов под прессом.

Работа выполняется в группах, редакторы групп: (назвать фамилии детей)

(Дети работают, звучит спокойная музыка).

 Учитель по окончании работы: Работа наша закончена, теперь вы обладатели единственного в мире уникального издания тиражом 1 экземпляр.

  А теперь проведем презентацию наших изданий.

 На доске вывесить:

  1. карточку «презентация» – публичное представление ваших работ;
  2. изображения книг с названиями, где дети будут оценивать свои работ).  

(От каждой группы ученик рассказывает о том, что за книгу они создали, о чем она, что к книге надо относиться бережно).

Учитель: Молодцы. Вы правильно сказали, что книгу надо беречь, Ведь книга – источник знаний. Я приготовила для вас памятки о нашем уроке, в ней вы найдете правила правильного обращения с книгой.

VII.  В начале урока был поставлен проблемный вопрос: Какое значение имеет книгопечатание? Кто     смог из вас для себя решить эту  проблему? (ответы детей).  «Каков мастер, такова и работа». С этой пословицы началось творчество в нашей переплетной мастерской, своим трудом мы постарались доказать, что мы хорошие мастера. Я предлагаю оценить свою работу вам самим. Пусть «редактор» каждой группы возьмет столько фишек – магнитов, на какую оценку вы выполнили работу, и прикрепит к своей книге (изображение книги на доске).

VIII. Домашнее задание. Стр. 82-83. Написать названия десяти любимых вами книг.

 Учитель:    Закончить урок я  хочу словами Томаса Карлейля « Самый несчастный из  людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Так пусть же вы всегда будете счастливыми людьми. Спасибо всем за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...