Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.
статья по теме
Предназначение школы состоит в том, чтобы школьники смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить свой образовательный уровень, овладеть профессией и самоопределиться в жизни.
Важен свободный выбор видов и сфер деятельности, сообразный интересам и потребностям и основанный на принципе добровольности. Этому, на мой взгляд, способствует взаимодействие основного и дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_opyta_raboty.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе (Камаева Ж.А.)
Кадр 1
Предназначение школы состоит в том, чтобы школьники смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить свой образовательный уровень, овладеть профессией и самоопределиться в жизни.
Важен свободный выбор видов и сфер деятельности, сообразный интересам и потребностям и основанный на принципе добровольности. Этому, на мой взгляд, способствует взаимодействие основного и дополнительного образования.
В Государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Я представляю личный опыт работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе за последние 4 года.
Кадр 2
В нашей гимназии широко представлена возможность выбора детьми занятий, что называется «по душе»: хореография, вокал, обучение игре на музыкальных инструментах, прикладное творчество, изостудия и другие.
В соответствии с этим строится образовательно-воспитательный процесс, взаимодействие основного и дополнительного образования, что способствует развитию творческой одаренности учащихся и развитию интереса к обучению.
Кадр 3
Так, работая в классе хореографической направленности, я на общеобразовательных уроках использовала желание и умение детей выразиться в танце.
В рамках предмета «Окружающий мир» при изучении темы: «Зубы» (окружающий мир, 3 класс), ученики читают текст учебника, готовят сообщения и рисунки, встречаются со школьным врачом, а хореограф Новак Э.А. поставила танец, в котором дети выступали в качестве зубов, бактерий и зубной щетки. Шутливый танец помог актуализировать правила гигиены за полостью рта, внес интересный момент в урок и дал возможность почти трети части класса реализовать себя в танце.
Кадр 4
На литературном чтении в 4 классе при изучении произведения Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», учащиеся вспомнили, что изучали творчество композитора П.И.Чайковского и его балет «Щелкунчик» на уроках музыки и предложили провести праздник искусств, на котором они показали бы свои творческие способности. Через неделю подготовки мы провели данное мероприятие. Учащиеся не только делились впечатлениями и зачитывали фрагменты литературного произведения, но и смотрели фрагмент балета по музыкальному произведению П.И.Чайковского «Щелкунчик», затем рисовали героев сказки и делали объемные игрушки из картона и цветной бумаги.
Две ученицы, которые обучаются игре на музыкальном инструменте, специально для этого праздника разучили фрагмент музыкального произведения П.И.Чайковского и исполнили его на фортепиано.
В таких мероприятиях задействован весь класс. А уроки становятся событием для детей. Предоставляется возможность показать себя в различных видах деятельности.
Кадр 5
Разработка данного урока была представлена на областном конкурсе интегрированных уроков и отмечена дипломом 2 степени.
Кадр 6
Творческие способности, полученные на занятиях дополнительных образовательных услуг, дети активно применяют на основных уроках. Приведу пример урока, который я проводила в 4 классе. После объявления темы предстоящего урока – Погода - начинается «мозговой штурм». Дети предлагают идеи, связанные с темой для изучения. Создалась сетка, на которой я фиксировала предложения детей.
Так, тему «Погода» можно рассмотреть интегрируя литературу, математику, естествознание, подключая факты из таких областей знаний, как языкознание, метеорология и жанры искусства.
Учащиеся предлагают то, что им интересно, в какой области они с удовольствием будут вести поиск материала. На это дается 2-4 дня. Затем, проводится урок, на котором выступают учащиеся в роли искусствоведов, метеорологов, актеров, чтецов – риторов, математиков и так далее. Раскрывается тема, в которой учащиеся принимают активное и творческое участие.
На уроке был представлен и танец дождя, и поэтическая минутка, и изучена геометрическая форма снежинки, сравнивались замеры температуры по Цельсию и Фаренгейту и т.п.
Такой интегрированный урок дает возможность детям обменяться идеями и приобретенными знаниями, размышлять, сравнивать, измерять, узнавать; развивает речь. А главным образом – выбор той области для познания, которая интересна индивидуально каждому.
Кадр 7
Интересным получился урок по окружающему миру, где пригодились навыки, полученные на уроках литературы, математики. Урок начинался с единственной точки на доске, обозначенной буквой М и темы. Дети делали предположения, что может из себя представлять тема «Золотое кольцо России». По ходу работы, от данной точки образовывалось «кольцо» из городов, с их особенностями и достопримечательностями.
Кадр 8
Принцип интеграции оправдывает себя и во внеурочной деятельности. Так, ко Дню Матери ребята предложили провести классный час с мамами и придумали интересную форму его проведения: игровой экзамен для мам. Всем классом придумывали вопросы по всем изучаемым предметам, затем выбирались лучшие и интересные. Дети приготовили программу с конкурсами, песнями и инсценировками. А мамы вспомнили детство и побывали в роли учениц. Они отвечали на вопросы детей. Было интересно смотреть, как дети экзаменуют своих родителей-мам.
Данная методическая разработка и фотографии представлены на школьном сайте.
---------
Второй год проводится экспериментальный спецкурс «Хочу всё знать», разработанный и апробированный мною. При посещении данного курса у детей появилось желание участвовать в конкурсах, олимпиадах и различных проектах, чтобы попробовать свои силы в разных областях знаний. На спецкурсе они с удовольствием готовятся к выступлениям на городских площадках.
Кадр 9
Мы приняли участие в конкурсе «По дорогам национальных сказок» от детско-юношеской организации «Улей», на уроках внеклассного чтения знакомились со сказками, а на уроках творчества создавали рисованный диафильм к народной сказке.
Похожая работа проведена в рамках городской программы «Дорогою добра», где дети представляли творческие работы по теме: «О чем рассказала легенда моего народа»
Кадр 10
Мы с удовольствием приняли приглашение участвовать в городской программе «Летопись города». Тему «Космос», которая изучается на уроках по ознакомлению с окружающим миром, мы углубляли на спецкурсах и выступили с проектом. А наглядность (модели планет ) изготавливали на уроках технологии в технике папье-маше.
Кадр 11
Практически все занятия спецкурса «Хочу всё знать» интегрированы. Например, рассматривая тему: «Класс птиц», дети много узнали нового, а помогли в этом и знания по математике.
Кадр 12
Опытом своей работы я делилась с коллегами как в рамках нашей гимназии, так и на Всероссийской и областной научно-практической конференции «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад-школа-университет».
Кадр 13
Охотно сотрудничают и интегрируют урочную и внеурочную деятельность и мои коллеги. Мы не только с хореографами и педагогом по прикладному творчеству сотрудничаем, но и с учителями «среднего и старшего звена». Например, на данном семинаре мы представляли интегрированный урок технологии, который проходил в 3 А и 5 Б классах. При этом младшие дети много узнали от старших, а пятиклассники получили возможность показать свои умения младшим. + Кадр 14
Кадр 15
Ещё одним итогом работы по интеграции стала победа во Всероссийском интегрированном молодежном чемпионате «Старт».
Кадр 16
Развитие познавательного интереса к обучению у ребят, дает возможность делать учебный процесс интереснее, т.к. ученики активно и творчески подходят к изучению учебного материала.
Педагогический коллектив гимназии № 13 рассматривает дополнительное образование как равнозначную часть основному образованию. Сложившийся блок дополнительного образования — неотъемлемая часть целостного образовательного процесса. Он дает широкие возможности личностного развития детей и возможность интегрировать воспитательный и образовательный процессы, формировать активную жизненную позицию и инициативу детей.
Список используемой литературы:
- Журнал «Заместитель директора школы по воспитательной работе» №8,2009
- Камаева Ж.А. статья в сборнике «Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад-школа-университет» Томск 2010
- Уолш К.Б. «Создание классов, ориентированных на ребёнка», Бишкек 1998
- http://standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы по созданию системы управления качеством образования в начальной школе
Из опыта работы...
Возможности интеграции основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС
Использование педагогических технологий и методов на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся по дополнительной образовательной программе "Волшебный клубок"...
Исследовательская деятельность школьников в условиях интеграции основного и дополнительного образования
Данная работа предназначена для учителей начальных классов...
публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....
Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одаренной личности
Интеграция основного и дополнительного образования на примере ГБОУ СОШ "Центр образования" пос.Варламово м.р.Сызранский...
Статья на тему "Интеграция основного и дополнительного образования в процессе реализации образовательной программы "Творческая мастерская""
Большие возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личного опыта могут предоставить...
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Данный текст отмечает некоторые трудности преподавания математики и приемы их решения....