Исследовательская работа «Дополнительное образование учеников начальной школы и его влияние на успеваемость»
презентация к уроку (4 класс)

Трунина Марина Викторовна

Исследовательская работа «Дополнительное образование учеников начальной школы и его влияние на успеваемость»

Выполнила: ученица 4А класса МОУ  «Лицей № 25 имени Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова» Самылина Полина

Руководитель: Трунина М.В.


Содержание работы:

I.Введение.
–Актуальность.
–Гипотеза.
–Цель.
–Задачи.
II.Теоретическая часть.
–Быть или не быть дополнительному образованию.
–Минусы и плюсы.
–Научные исследования.
III.Практическая часть.
–Личный опыт.
–Опрос и его результаты.
IV.Заключение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.pptx2.87 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа « Дополнительное образование учеников начальной школы и его влияние на успеваемость » Выполнила: ученица 4 класса «А» МОУ «Лицея № 25 имени Героя Советского Союза В.Ф. Маргелова » Самылина Полина Руководитель: Трунина М.В.

Слайд 2

Содержание: Введение. Актуальность. Гипотеза. Цель. Задачи. Теоретическая часть. Быть или не быть дополнительному образованию. Минусы и плюсы. Научные исследования. Практическая часть. Личный опыт. Опрос и его результаты. Заключение. 2 2

Слайд 3

Введение: Драмкружок, кружок по фото, Хоркружок — мне петь охота, За кружок по рисованью Тоже все голосовали… У меня еще нагрузки По-немецки и по-русски… А. Барто . . Тема дополнительного образования младших школьников очень актуальна в наши дни, потому что занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Актуальность: Несмотря на очевидную пользу, многие ребята отказываются от посещения кружков и секций из-за увеличения учебной нагрузки в школе и из-за нехватки времени. Меня заинтересовал данный вопрос, и мне захотелось узнать, как влияет дополнительное образование на успеваемость учащихся, и есть ли между этим какая-то связь и зависимость? Наблюдая за своими сверстниками, я обратила внимание, что многие из них получают дополнительное образование и при этом учатся на «4» и «5», а те ребята, у которых больше свободного времени, во многих случаях имеют низкие отметки. 3 3

Слайд 4

Введение: Гипотеза: «Посещение учащимися учреждений дополнительного образования положительно влияет на их успеваемость в школе» . Цель: Определить влияние дополнительного образования на успеваемость учеников . Задачи: Изучить теоретический материал на заданную тему; Расширить знания о дополнительном образовании; Проанализировать личный опыт; Провести опрос среди учащихся начальных классов; Представить результаты исследования. 4 4

Слайд 5

В России официально зарегистрировано более 18 тыс. учреждений дополнительного образования - домов и дворцов детского творчества, центров, спортивных школ. Занимается в них более десяти миллионов детей в возрасте от 5 до 18 лет. Среди школьников дополнительным образованием охвачено около сорока процентов. В начальной школе как правило родители решают за ребенка о дополнительной нагрузке. И их мнения различаются. Одни считают дополнительное образование лишним и ненужным, другие наоборот хотят раскрыть творческие способности у ребенка , отдавая его в различные секции и кружки. Среди учителей мнения так же не совпадают, т.к. многие считают, что качество учебных знаний при этом страдает. 5 Быть или не быть Так что же делать? Быть или не быть дополнительному образованию? Взвесим все плюсы и минусы. 5

Слайд 6

Плюсы: Занятия в кружке или секции – это: 1) Смена вида деятельности. Если ребенок посещает спортивную секцию, то школьная умственная активность здесь сменяется физической. Если это музыкальная школа или художественный кружок – творческой. В кружках прикладного творчества-ручным трудом. 4 Плюсы и минусы 2) Способ организации досуга. У ребенка, посещающего внешкольные занятия, меньше шансов попасть в какую-нибудь беду на улице, натворить что-нибудь дома, приобрести вредные привычки (например, научиться курить или пристраститься к игре на автоматах); 3) Общение. Как правило, дети в кружке более схожи между собой, поскольку у них общие интересы. Нередко именно в учреждениях дополнительного образования школьники находят себе друзей, с которыми дружат всю жизнь; 6 Поискав информацию по данной теме в интернете, я выбрала плюсы и минусы дополнительного образования. 6

Слайд 7

4 Плюсы и минусы 4) Самодисциплина. В клубах и кружках нет строгого контроля. Ребёнок сам заинтересован в своих успехах и достижениях, поэтому дополнительное образование развивает самоконтроль, самодисциплину и саморазвитие, которые пригодятся ему и на обычных уроках в школе, и в других областях жизни. 5) Повышение мотивации. Бывает, что ребёнок не хочет изучать в школе какой-то предмет: ему трудно или неинтересно на уроках. Тогда родители выбирают дополнительные занятия по этому направлению, чтобы ребёнок открыл для себя этот предмет с другой стороны и легче воспринимал его в школе; 6) Повышение самооценки. Посещая секцию, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Эта победа укрепит веру в себя, в свои силы. А это очень необходимо в жизни. 7

Слайд 8

Есть, конечно, и отрицательные моменты. Минусы: 1) Занятия в кружке , секции требуют дополнительного времени, дополнительной нагрузки. 2) Качество дополнительного образования не везде одинаково. Например, хорошая спортивная школа находится на другом конце города, и ребёнок самостоятельно туда добраться не может. А та, что рядом с домом, не имеет нужного оборудования или тренеры неопытные. Плюсы и минусы 3) Неправильный выбор кружка или секции. Например, ребёнок любит рисовать, а ходит в музыкальную школу без желания и результата. 4) Несколько секций и кружков разного направления. Очень часто родители водят ребёнка утром на плавание, после уроков – на танцы, музыку или рисование, а вечером ещё дополнительные занятия по предмету. Ребёнок ходит не потому, что ему это нравится, а потому, что так нужно родителям. На мой взгляд, это самая большая ошибка, так как всё, что делаешь дополнительно, должно приносить удовольствие. Таким образом, плюсов в дополнительном образовании больше, чем минусов. 8

Слайд 9

Научные исследования. 7 Посмотрим, каковы результаты научных исследований. Социологи Научно-исследовательского университета Санкт-Петербурга провели исследования в 129 школах города. Участие принимали 5,5 тысяч учеников. Они спрашивали ребят: какие оценки они получают и какие посещают дополнительные занятия, как относятся к учебе и к своим успехам вне школы. Исследования показали, что в каких бы кружках и секциях ребенок не занимался, внеклассная активность повышает его уверенность в себе и общую успеваемость в школе. Эксперты также пришли к выводу, что максимально лучше ходить в 2 разных кружка. Все это доказывают цифры. Например у школьников, посещающих хотя бы один вид занятий, средний полугодовой балл 4, 14 . Ученики, которые посещали более 2 видов занятий 4, 07 . Ребята, которые никуда не ходят, показали средний бал 3,93 Теперь я проанализирую свой личный опыт. 9

Слайд 10

Личный опыт. 8 Помимо школьных занятий, я дополнительно изучаю английский язык и ежедневно езжу на тренировки по художественной гимнастике в спортивный комплекс «Мордовия». Художественной гимнастикой я занимаюсь с 6 лет, посвящая этим занятиям по 24 академических часа в неделю и 2 часа - английскому языку. Мне нравятся мои тренировки: у меня опытные, требовательные, но справедливые тренеры, да и такой вид спорта отлично подходит моему характеру. Конечно, иногда бывает сложно, но я получаю удовольствие от занятий. Я хочу всегда быть спортивной, подтянутой, стройной. У меня увеличился круг общения, я приобрела новых подруг. Общие интересы сближают и всегда есть о чём поговорить и чем заняться. Теперь мы общаемся с моими подругами не только на тренировках. Мы успешно выступаем на соревнованиях. Наша команда занимает 1, 2 места. Групповые выступления сплачивают, учат работать в команде, что может пригодиться в жизни. В прошлом году нам присвоили 2 взрослый разряд. В этом году мы прикладываем все усилия для получения первого взрослого разряда. Этот вид спорта мне нравится все сильнее. Я мечтаю стать мастером спорта. Поступить в институт и стать спортивным психологом, чтобы помогать спортсменам преодолевать личные страхи и добиваться спортивных высот. 10

Слайд 11

Личный опыт. 10 Английский же нужен мне для успешного усвоения школьной программы. На уроках я боялась отвечать, боялась получить плохую отметку, и сама попросила родителей о дополнительных занятиях. Сейчас мы готовимся по школьной программе, а ещё преподаватель задаёт дополнительную информацию для изучения. На уроках появилась уверенность и хорошие результаты. Итак, исходя из личного опыта, можно сказать, что дополнительное образование не мешает мне в обучении, а наоборот, повышает уверенность в себе, вырабатывает самодисциплину и положительно влияет на успеваемость. Я четвёртый год учусь на «отлично», принимаю активное участие в жизни класса и школы. 11

Слайд 12

Личный опыт. Правда был у меня один момент, когда в третьем классе из-за второй смены я многое не успевала, и уже хотела бросить спорт, но заболела и некоторое время находилась дома, не ходя на тренировки. И казалось бы, времени больше, теперь буду все успевать. Но нет. Все было совсем не так. Приходя из школы я не спешила сесть за уроки. Я смотрела телевизор, играла, беседовала с подругами по телефону. Незаметно приходил вечер и уроки опять я учила в то же время, что и после тренировок. И я сделала для себя вывод, что в моем случае гимнастика помогает мне соблюдать режим и дисциплинировать себя. Теперь я более бережно отношусь ко времени: домашнее задание стараюсь выполнять быстро и качественно, стремлюсь эффективно использовать каждую минуту. Вместо телевизора и смартфона я читаю книги или иду на активную прогулку, взяв коньки или лыжи. Чаще всего я это делаю с родителями. С ними по выходным хожу в кафе, кино, театры, стараюсь помочь маме по дому. Общения со сверстниками мне хватает на тренировках и в школе. Правда свободного времени остаётся совсем немного, но меня это нисколько не огорчает. Как говорится в пословице : «Скучен день до вечера, коли делать нечего.» 12

Слайд 13

Опрос и его результаты 11 А как относятся к дополнительному образованию мои сверстники? Я решила провести исследование среди одноклассников и девочек из группы по художественной гимнастике. Всем были розданы небольшие анкеты. 13 Опросный лист Какие дополнительные занятия (кружки, спортивные секции, худ.и муз.школы) ты посещаешь? Как давно ты занимаешься? С какой целью ты их посещаешь? (твоя мечта, пример друзей или родных, заставили родители) Нравится ли тебе чем ты занимаешься или хотел бы делать что-то другое? Что именно? Сколько раз в неделю ты посещаешь доп.секции/кружки? Если можешь, напиши сколько часов в неделю. Как твои успехи в школе? Какие у тебя больше оценки "5" или "4"? Есть ли "3"? Пожалуйста, ответь честно, ведь эта анкета анонимная, никто не будет оценивать лично тебя. Хватает ли у тебя времени на выполнение домашнего задания? Часто ли ты гуляешь с друзьями? Тебе достаточно этого времени или хотелось больше? Ты помогаешь родителям по дому? Что конкретно ты делаешь? Благодарим Вас за участие в нашем опросе! Ваши ответы помогут мне написать работу.

Слайд 14

Собрав результаты получила следующие значения: из 18 опрошенных одноклассников 5 человек не получают никакого дополнительного образования и имеют среднюю оценку 3.5. Остальные ученики заняты дополнительно и имеют средний балл выше, от 4 до 5. 12 14

Слайд 15

По длительности посещения 6 ребят занимаются дополнительно уже более 3-х лет и также имеют хорошие отметки. Как видно из графика успеваемость не ухудшается со временем, а наоборот растет, т.е. ребенок уже имеет навыки правильно организовывать свое время, чтобы дополнительные занятия не мешали обучению в школе. 12 15

Слайд 16

Большинство ребят занимаются дополнительно 3 раза в неделю. Три человека 6 раз в неделю. На вопрос достаточно ли времени на выполнение домашнего задания практически все ответили положительно, и лишь те, кто занимается дополнительно 6 раз в неделю ответили, что им часто не хватает времени. Из этого можно сделать вывод, что занятость 3 раза в неделю оптимальная и не мешает подготовке к урокам. 13 16 С какой целью ты их посещаешь? мечта 10 заставили родители 1 нравится 2 Сколько раз в неделю ты посещаешь доп.секции/кружки? 1 раз в неделю 2 3 раза в неделю 8 6 раз в неделю 3 Хватает ли у тебя времени на выполнение домашнего задания? да 14 нет 2 не всегда 2 Часто ли ты гуляешь с друзьями? Тебе достаточно этого времени или хотелось больше? да, но хотелось больше 7 редко, но достаточно 8 редко, нет времени 2 часто, много времени 1 Ты помогаешь родителям по дому? Что конкретно ты делаешь? Помогают по дому: моют посуду, убираются дома, поливают цветы 18

Слайд 17

94% учащихся ответили, что заниматься дополнительно им нравится, и это их инициатива, а не родителей. При этом все ребята помогают родителям по дому, и большинство успевают гулять и общаться с друзьями. 7 ребят ответили, что хотелось бы, конечно, больше времени на свободное общение. 13 17 Мои подруги девочки гимнастки все занимаются 3-4 года, при этом учатся на 4 и 5 и оставлять спорт не собираются. Проанализировав полученные результаты мы пришли к следующему выводу: школьники, посещающие объединения дополнительного образования успешны в обучении. Данный факт может быть обусловлен следующими причинами: занятия в спортивных секциях помимо укрепления здоровья помогают развивать терпение, настойчивость и самоконтроль; занятия в творческих объединениях развивают фантазию, внимание, память, воображение. Таким образом полученные результаты свидетельствуют о положительном влиянии посещения детьми учреждений дополнительного образования на их обучение в школе и способствует их всестороннему развитию.

Слайд 18

Заключение. Некоторые могут недооценивать влияние дополнительного образования на развитие детей и считать его лишней тратой времени. Я могу сделать вывод, что это не так. Дополнительное образование расширяет возможность развития творческих способностей, приобретения дополнительных знаний, умений и навыков. Роль дополнительного образования нельзя недооценивать. С ранних лет ребенок учится планировать свое время. Этот навык, с возрастом, будет оттачиваться и войдет с ним во взрослую жизнь. Круг общения, который мог бы быть ограничен только школой и двором, становится шире. Укрепляются навыки общения с разными людьми. Помимо этого, в учреждениях дополнительного образования ребенок находит близких по духу и увлечениям друзей. И, наконец, ребенок получает те дополнительные знания, которые расширяют его кругозор. А в случае спортивных секций – идет укрепление его физической формы и иммунитета. В результате знания, умения и навыки, приобретенные в учреждениях дополнительного образования, формируют у ребенка расширенный кругозор, способствующий успешности обучения в школе, и способствуют активному участию в жизни школы и класса. Итак, выдвинутая мною гипотеза о том, что посещение учащимися учреждений дополнительного образования положительно влияет на их успеваемость в школе, подтвердилась. Таким образом, цель моей работы достигнута. 14 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дополнительного образования учащихся начальной школы в условиях внедрения ФГОС

Система дополнительного образования в начальной школе в условиях введения ФГОС признана объединить все виды деятельности учащихся.О том, как это было организовано в нашей школе, вы можекте узнать из д...

Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.

Предназначение школы  состоит в том, чтобы школьники  смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить  свой образовательный уровень, овладеть профе...

Программа кружка дополнительного образования для начальной школы "Happy kids".

Программа кружка для начальной школы рассчитана на 2 часа в неделю. 36 в год. Соответствует уровню elementary....

Программа дополнительного образования по начальной школе"ЛФК"

Программа для учителей физической культуры, которые ведут ЛФК....

Проблемы эффективного взаимодействия с родителями в рамках программ дополнительного образования в начальной школе

      Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, соц...

Рабочая программа ОФП "красивая осанка" для дополнительного образования в начальной школе 1-4 класс

Программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории общей физической подготовки с направленностью на коррекцию осанки, а также основополагающие практические уме...

Рабочая программа по степаэробике для дополнительного образования в начальной школе 1-4 класс

программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории аэробики (в частности, степ-аэробики), а также основополагающие практические умения и навыки в дан...