Исследовательская деятельность школьников в условиях интеграции основного и дополнительного образования
статья на тему
Данная работа предназначена для учителей начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность школьников в условиях интеграции основного и дополнительного образования
Знание только тогда знание,когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет оценивать свою работу.
Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.
Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Эта работа становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием кристаллов соли в домашних условиях, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
На разных этапах начального образования ставлю свои задачи для формирования исследовательской деятельности.
1 этап: (1 класс)
- поддержание исследовательской активности
- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать
- формирование первоначальных представлений о деятельности исследований
2 этап: 2 класс:
- приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя
- развитие умений определять тему исследований, анализировать, сравнивать . формулировать результаты исследования
- поддержание инициативы, активности, самостоятельности
3 этап: (3 – 4 классы)
- Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности.
С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, работа по программе Занкова предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира и литературного чтения. С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Дети увлечены компьютером. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребенок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков.
Ведущее место среди современных методов обучения принадлежит сегодня и методу проектов.
В своей педагогической практике я активно использую метод проектов. Проектная деятельность даёт мне ощутимый педагогический эффект, связанный, прежде всего с личностным развитием учащихся. Хочется сказать, что учебники, разработанные под стандарты нового поколения, ориентируют учащегося в умении исследовать, наблюдать, проектировать изучаемый материал, т.е. учебник является одним из ведущих звеньев в проектной деятельности учащегося в урочное время.
Для направления деятельности учеников была разработана памятка для начинающего исследователя:
• Выбери тему исследования.
• Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
• Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
• Реши, где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
• Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
• Сделай выводы.
• Оформи результаты своей работы.
• Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.
Такой памяткой пользуется каждый ученик. Работая в проекте, памятка помогает ученику самостоятельно использовать информацию, систематизировать материал, пошагово выполнять проектную или исследовательскую работу.
Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.
Также практикую такие формы для презентации проектов:
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Игра с залом.
- Научная конференция.
- Путешествие.
- Ролевая игра.
- Спектакль.
- Телепередача.
- Экскурсия.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.
Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, отмечаю дипломами или памятными подарками, при этом должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Памятный проект», «Красочный проект», «Веселый проект» и т.д. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Это может быть поход на выставку, в музей, на экскурсию и т.п.
Активное включение учеников в создание проектов даёт возможность осваивать новые способы деятельности. А как показывает опыт, деятельностный подход к обучению и метод проектов как нельзя лучше решают задачи новой школы.
Неоценимую роль в проектной или исследовательской работе играет и внеурочная деятельность.
В нашей школе работают кружки по интересам. На своем кружке «Я – патриот» использую разнообразные формы работы, среди которых – исследовательская и проектная деятельность. Учащиеся, посещающие кружок участвовали в проектах: «Музеи города», «Дети тыла», «Памятные места города Волгограда» - ведь каждый памятник или монумент ставят в городе не просто так. А вот почему, можно выяснить с детьми. А также такие темы: "В память о солдате…" - исследовательская деятельность о дедушке. А сколько социальных проектов: "Помоги ветерану". Нужна идея и проект будет. Итогом деятельности работы кружка стал проект «Поколение 21 века о войне…». Ожидаемым результатом данного проекта предполагается:
- Создание альбома о Великой отечественной войне.
- Подготовить диски – презентации о событиях в годы войны.
- Выпуск Боевых листков «Города – герои».
- Постановка литературно – музыкальных композиций.
- Сочинения учащихся о Великой отечественной войне.
А сколько социальных проектов: "Поздравление ветерана", «Ветеран живёт рядом»
Актуальным является идея сохранения воспоминаний о событиях Великой Отечественной войны для современного и будущего поколений, освещение судеб земляков, участников и свидетелей, героических и трагических страниц Великой Отечественной войны.
Проекты «Театр здоровья», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке», «Мой любимый вид спорта». Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. Многие дети приходят в школу уже с ослабленным здоровьем, а формирование мотивации здорового образа жизни у школьников, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных, востребованных детьми, разнообразных видах деятельности – является целью данных проектов.
Учащиеся лучших работ участвуют в школьном конкурсе исследовательских работ
«Конкурс Вернадского», а также в районном конкурсе «Аистенок», во Всероссийских конкурсах «Спорт против наркотиков», «Мы помним день Победы». Ребята приобретают опыт выступления перед большой аудиторией, имеют возможность сопоставить свою работу с работами других ребят, у них появляется стимул к творческому самосовершенствованию, стремление продолжить работу над проектом.
К положительным факторам исследовательской и проектной деятельности можно отнести:
- повышение мотивации учащихся;
- развитие способности к активной практической деятельности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учеником, совместной творческой деятельности учителя и учеников, способствующей демократизации учебно-воспитательного процесса;
- приобретая необходимые умения и навыки, а именно: работать самостоятельно, использовать различную информацию, уметь использованную информацию переработать и систематизировать, уметь пользоваться ресурсами компьютера, делать презентации и другие виды творческих работ положительно влияют на адаптацию ученика в среднем и старшем звене.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Сущность учебного предмета и его специфики раскрывается на основе системно-деятельностного подхода, согласно которому учебный предмет строится как система целенаправленно организованной учебной деятел...
Интеграция оновного и дополнительного образования в условиях городской местности в условиях перехода на новый ФГОС НОО
В статье раскрываются основые этапы построения интеграции основного и дополнительного образования в условиях городской местности. Расктывается ресурсное обеспечение данного направления....
Возможности исследовательской деятельности школьников в условиях реализации ФГОС
lt;«Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто» А. Сент-Дьердьи Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в ...
Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.
Предназначение школы состоит в том, чтобы школьники смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить свой образовательный уровень, овладеть профе...
Возможности интеграции основного и дополнительного образования в рамках реализации ФГОС
Использование педагогических технологий и методов на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся по дополнительной образовательной программе "Волшебный клубок"...
Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одаренной личности
Интеграция основного и дополнительного образования на примере ГБОУ СОШ "Центр образования" пос.Варламово м.р.Сызранский...
Статья на тему "Интеграция основного и дополнительного образования в процессе реализации образовательной программы "Творческая мастерская""
Большие возможности для удовлетворения индивидуальных, личностных потребностей, общения, обогащения и совершенствования личного опыта могут предоставить...