Из опыта работы по созданию системы управления качеством образования в начальной школе
материал по теме
Предварительный просмотр:
Пауль Н.А.,
зам. директора по ИР
МОУ СОШ № 38
Из опыта работы по созданию системы управления качеством образования в начальной школе
Ни для кого не секрет, что сегодняшняя школа, и в особенности, начальная, находится в сложной ситуации. Падение рождаемости, сокращение количества классов, уменьшение почасовой нагрузки ставят учителей в условия острой конкурентной борьбы.
Сегодня перспективы развития школы во многом зависят от заказа родителей и их поддержки. Всякая школа и всякий учитель заинтересованы в создании собственного привлекательного образа, но всякий образ требует реального развертывания того содержания образования, которое будет социально значимо для родителей, детей и государства.
По счастью на современном этапе у школ и педагогов, особенно начальных классов, для создания собственного имиджа, есть большой выбор как программ обучения, так и форм организации учебно-воспитательного процесса (УВП). Но в данных условиях особую значимость приобретает проблема управления качеством образования не только и не столько для руководителей школ, сколько для самих педагогов. А значит, и остро встает вопрос об умении каждого из работников образовательного учреждения управлять этим процессом.
Роль учителя начальных классов в процессе управления качеством образования трудно переоценить и в постоянно изменяющихся условиях современной жизни она все возрастает. Сегодняшний педагог не может быть творцом не научившись наблюдать за педагогическим процессом, видеть, анализировать и, затем уже действовать на основе этого. Тот социальный заказ, который мы выполняем, требует от каждого из нас выработки своего эффективного подхода к управлению качеством образования. Социальная значимость этого подхода для родителей и детей, в конечном счете, определяет, доверят ли нам родители своего ребенка, выберут ли нас среди множества других учителей.
Данная ситуация в образовании диктует все более высокие требования к профессиональному уровню учителей начальных классов. Ведь чтобы управлять качеством образования педагог должен в полной мере владеть рефлексией, т.е. способностью к самопознанию, формой теоретической деятельности, направленной на осмысление собственных действий, своей практической деятельности. Он должен быть динамичным и гибким, способным перестроить свою работу, исходя из особенностей данного класса.
Что же такое управление качеством образования?
С определенной долей упрощения можно сказать, что это процесс приведения системы к некоторым стандартам. Показатели качества образования, которые определяют результаты на уровне государственных стандартов и государственных заказов являются общими для всех образовательных учреждений. Это:
- обученность школьников;
- уровень сформированности общеучебных умений и навыков, владения творческой деятельностью;
- уровень воспитанности, развития личности в психическом, социальном и биологическом аспектах;
- уровень жизненной защищенности, социальной адаптации.
Но для каждой школы и каждого учителя показатели качества образования всегда специфичны, они соответствуют той модели выпускника, которую определяют цели, задачи и условия образования.
Сегодня мне предоставлена возможность ознакомить вас с той работой, которая ведется в начальном звене школы № 38 города Озерска по внедрению развивающего обучения (РО) Эльконина-Давыдова и созданию системы управления качеством образования.
В мае 2003 года МОУ «СОШ №38» присвоен статус муниципальной экспериментальной площадки по теме «Проектирование образовательного пространства для технологии РО в условиях общеобразовательной школы». Опытно-экспериментальная работа рассчитана на 11 лет и охватывает все три ступени образовательного процесса. В настоящее время основная работа по внедрению системы Эльконина-Давыдова ведется на начальной ступени обучения.
Можно с определенной долей уверенности говорить сегодня о том, что образовательное пространство для РО в начальной школе сформировано. В доказательство этого факта можно привести следующие аргументы:
во-первых, подготовленность учителей начальных классов к работе в системе РО через прохождение курсов переподготовки в СибИРО «Пеленг» города Томска (педагоги обучаются в течение 4 лет, получая лицензию на право преподавания по данной программе на каждый класс начальной школы), повышение их квалификации через участие в работе ГМО и ежегодных методических неделях;
во-вторых, наличие организации УВП в начальной школе в трех пространствах – предметного содержания, форм организации деятельности учащихся и организации общения детей;
в-третьих, создание ГПД для классов РО, целью которой является индивидуальная помощь учащимся при продвижении в предметном содержании программы;
в-четвертых, востребованность инновационных процессов в школе родителями, стремящимися вникнуть в содержание и особенности новых прогамм в начальной школе.
Параллельно с внедрением самой технологии учителями начальных классов, работающими в системе Эльконина-Давыдова (а это более половины классов – 6 из 9), ведется постоянная работа по модернизации системы управления качеством образования.
Организация процесса управления качеством образования, как было сказано выше, в первую очередь определяется целью, которую ставит перед собой педагог. Конечная цель РО по системе Эльконина-Давыдова состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющего субъекта учения. Быть таким субъектом – значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться.
Исходя из этой цели и опираясь на определенные результаты опытно-экспериментальной работы школы по внедрению РО, у нас сложился определенный алгоритм действий в управлении качеством образования:
- Первым шагом этого алгоритма является ознакомление родителей в подготовительный период с программами, по которым ведется обучение в нашей школе, и знакомство с педагогами, набирающими 1-ые классы, посредством выхода на родительские собрания в детские сады.
- Далее мы предоставляем родителям и детям право выбора учителя и программы обучения через организацию подготовительных к школе занятий. Одновременно с будущими первоклассниками специалисты школы готовят и их родителей к принятию статуса родителя школьника. В этот период учитель, психолог и социальный педагог проводят первичный сбор информации о семьях. Организацию школы будущего первоклассника мы рассматриваем как ускорение процесса адаптации к школе, являющееся одним из здоровьесберегающих факторов.
- В конце года подготовительных занятий проходит предварительный ППК с воспитателями и психологами детских садов, откуда прибывают дети, с целью обмена информацией.
- Следующим шагом в наших действиях является обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества (т.к. это ведущий тип взаимодействия между учителем и учащимся в системе РО), через курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Поливанова и Цукерман), который проводится в первые 10 учебных дней; здесь же происходит первичная диагностика уровня воспитанности, развития личности в психическом, социальном и биологическом аспектах.
- Анализируя полученную информацию, мы применяем ее в проектировании урока и выборе формы организации УВП, исходя из особенностей детей в классе. Большую помощь педагогу в этом оказывает коллективное проектирование уроков (особенно уроков постановки учебной задачи), ежегодные тематические методические недели, отражающие практическое применение тех тем самообразования, над которыми педагоги работают в течение года, и совместный анализ педагогической деятельности.
- Следующий шаг – это контроль уровня обученности школьников через централизованную организацию стартовых и итоговых контрольных работ, анализ (совместно с психологом) проблем в обучении, поиск эффективных приемов построения проекта урока, исходя из того принципа, что трудности в усвоении школьниками знаний зависят в наибольшей степени от педагогического мастерства учителя.
- С целью повышения этого мастерства организуется психолого-педагогический лекторий для учителей для более глубокого изучения вопросов возрастной психологии учащихся и технологии процесса обучения. К организации данного лектория мы стараемся привлекать и специалистов высшей школы.
- По результатам контроля за степенью обученности производится организация уроков коррекции усвоения знаний, на которых работают группы детей со сходными проблемами в обучении. На этом этапе педагог проводит огромную работу по дифференциации ошибок учащихся, подбору материала для коррекции и организации групповой работы.
- Большое внимание в системе РО уделяется формированию само- и взаимооценки, которая является многоаспектной, и содержательно анализируется учащимися. Поэтому коллективом учителей разработана система безотметочного оценивания учащихся (за основу взято положение о безотметочном обучении, разработанное в ЭУК «Школа развития» города Москвы под руководством Воронцова Алексея Борисовича), благодаря которой педагог постепенно подводит детей к умению оценить себя в балльной системе.
- Начиная со 2 класса, происходит введение групповой формы работы в воспитательный процесс, работа с детьми и родителями ведется по семейкам, используется методика КТД.
- Управление развитием творческой деятельности учащихся происходит через организацию работы групп по интересам с привлечением педагогов дополнительного образования (уроки театра, танца, литературного и художественного творчества, спортивно-оздоровительную работу), а также организацию предметных факультативов для учащихся, проявляющих способности в различных областях образования.
- Управление развитием личностных качеств учащихся мы ведем через работу с родителями. Мы отказались от публичного разбора успеваемости на родительских собраниях и заменили его проведением педагогических лекториев, консультаций учителя и социального педагога, и психологических тренингов для родителей, у детей которых сходные проблемы.
- Управление развитием коммуникативной сферы учащихся происходит через организацию коллективного учебного диалога на уроках и психологических тренингов по формированию толерантности.
- Учитывая, что современная начальная школа часто страдает от перегрузки учащихся, для сохранения здоровья детей мы используем не только широко распространенные приемы, такие как физпаузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, элементы самомассажа, подвижные перемены, но и внутренние резервы процесса обучения. Во-первых, системный характер учебного материала и перенос центра тяжести в обучении с запоминания отдельных правил на усвоение общих принципов построения практических действий позволяет существенно сократить число упражнений, необходимых для выработки соответствующих навыков, и тем самым существенно уменьшить объем домашнего задания. Во-вторых, в процессе организации групповой работы ребенок имеет возможность из множества равнодостойных вариантов выбрать свою собственную рабочую позу, удобную для его тела, пластики, исходя из своего физического и психического состояния. Такой факт смены (динамизации) рабочей позы является действенным фактором здоровьесбережения. В-третьих, интенсивное развитие УПИ как основного мотива УД и овладение способами ее осуществления, а также постоянное психологическое сопровождение процесса обучения резко снижают уровень учебной тревожности, являющейся одним из наиболее мощных факторов, отрицательно воздействующих на работоспособность и состояние здоровья школьников.
С переходом детей в 5 класс участие в образовательном процессе учителя начальных классов не заканчивается, и его роль здесь далеко не последняя. Ведь за 4 года обучения он накопил огромное количество информации о детях в классе, об их учебных умениях, межличностных контактах, психологических особенностях.
Поэтому в 5 классе первый учитель и классный руководитель работают в тесном контакте. Учитель начальных классов посещает уроки в своем классе, наблюдает за процессом адаптации учащихся, а также отслеживает преемственность в методах и организационных формах обучения. В 5 классе проходят 2 ППК:
в ноябре – по предварительным итогам адаптации учащихся;
в апреле-мае – итоговый по преемственности, где обсуждаются все возникшие в течение года проблемы в работе с классом и способы их эффективного разрешения.
Итак, что же нам дает именно такая организация образовательного пространства при внедрении системы РО?
Во-первых, мы можем наблюдать 3 типа изменений в ходе организации самого УВП. Это:
- переход от «педагогики памяти» к «педагогике мышления»;
- переход от «педагогики исполнительности» к «педагогике инициативности»;
- переход от «педагогики принуждения» к «педагогике социальной пробы».
Во-вторых, наша система организации УД и управления качеством образования создает иную среду жизнедеятельности ребенка, подлинную социальную ситуацию развития личности. Это проявляется в том, что:
- утверждается система отношений равенства со сверстниками и взрослыми;
- складывается обстановка увлеченного интеллектуального поиска;
- снимается груз внешней социальной стимуляции, что способствует формированию чувства ответственности за свою деятельность.
Детство поднимается на новую качественную ступень. Ребенку интереснее жить, интереснее ходить в школу - свой новый дом. Учение становится осмысленным, потому что удовлетворяются базовые потребности личности ребенка: потребность в безопасности, потребность в признании, потребность в причастности к делам сообщества, потребность в самореализации.
Здесь не страха, нет оснований для школьного невроза – для любого ребенка, способного или неспособного.
В-третьих, наш подход к организации образовательного пространства получил одобрение родителей. Все дети в классы нашей программы пришли по выбору родителей, которые осознанно приняли условия обучения своего ребенка еще до поступления в 1 класс.
Суммируя все сказанное выше, хочу уточнить, что РО по системе Эльконина-Давыдова – это целостная педагогическая система, альтернативная традиционной системе обучения. Но это вовсе не означает, что для того, чтобы эффективно организовать образовательное пространство и грамотно управлять качеством образования нужно брать сверхновую программу. Работая в любой системе, можно и нужно выработать свой индивидуальный алгоритм данного процесса. И может быть, наш опыт натолкнет кого-то на интересные находки в этой области.
Литература.
- Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? – Томск: «Пеленг», 1993.
- Рындак В. Управление качеством образования// Народное образование. – 1999.– № 1-2. – С. 162-165
- Тахтамышева Г.Ч. Управление качеством образования и методическая служба школы// Мониторинг образовательного процесса. – 2002. – № 4. – С. 41-45
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление опыта работы по интеграции основного и дополнительного образования в начальной школе.
Предназначение школы состоит в том, чтобы школьники смогли овладеть системой компетенций, которая позволит им в дальнейшем повысить свой образовательный уровень, овладеть профе...
Оценка развития личности ребёнка как основа управления качеством образования в начальной школе
Методическая статья о различных видах оценки развития личностных качеств учащихся начальной школы. Качество образования подразумевает не только анализ качества знаний, но и сформированость у ученика ...
Проектирование модели управления качеством образования в начальной школе
В статье представлен опыт работы школы по проектированию модели управления качеством образования....
Инструменты управления качеством образования в начальной школе по ФГОС
В данном разделе опубликован материал "Инструменты управления качеством образования в начальной школе по ФГОС"...
Адаптивная система обучения (АСО) как средство повышения эффективности и качества образования в начальной школе для учащихся с разными образовательными возможностями.
Адаптивная система обучения (АСО) А.С.Границкой помогает учителю так организовать урок, чтобы учесть по возможности особенности детей....
Мониторинг как средство управления качеством образования в начальной школе
Программа мониторинга уровнясформированности УУД в начальной школе...
Управление качеством образования в начальной школе. Из опыта работы ШМО начальных классов.
Качество образования, управление качеством образования, начальная школа, доклад...