Инегрированный урок по литературе и русскому языку "Авторская сказка М.Гаршина "Лягушка-путешественница. Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу", 4 класс, школа 8 вида
план-конспект урока на тему

Открытый урок проводился в 4 классе коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Приморского края

Краевое государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Спасская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Интегрированный урок

(литература и русский язык)

                                                                         Провела:  Е. А. Осикова,

        учитель начальных классов

        

        г. о. Спасск - Дальний

2012 – 2013 уч. год

Тема:

Мир авторской сказки Всеволода Михайловича    Гаршина «Лягушка – путешественница».

Правописание слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу,щу.

Цели урока:

- Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

- Развитие навыков правописания изученных сочетаний на основе  орфографической зоркости.

Задачи:

Образовательные :
- формировать умения распознавать в словах орфограмму и правильно обозначать на письме;

- учить давать характеристику героям произведения;
- закрепить знания школьников об авторских и народных сказках;
- учить делать выводы, работать с учебником;
- формировать умение отыскивать в тексте слова и выражения, характеризующие действующих лиц.

Развивающие :
- развивать  речь учащихся;

- активизировать и пополнять словарный запас учащихся;
- прививать интерес к литературному чтению;
- расширять кругозор;
- развивать навыки правильного чтения и письма;
- развивать психологические качества (внимание, восприятие, память,
логическое мышление, воображение)
- развивать положительную учебную мотивацию через формирование четких дидактических задач.

Воспитательные :
- воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие;
- воспитать любовь к родному языку и литературе;
- воспитывать любовь к творчеству Гаршина В. М. через его произведения;

- воспитывать положительное  отношения к учёбе;

- воспитывать умение слушать других, желание учиться, интерес к чтению, бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация (портрет В.М.Гаршина, книга и иллюстрации к сказке «Лягушка-путешественница»), магнитная доска, рисунок дерева и листьев, аромамасла, проектор, ноутбук.

Методы, применяемые на уроке:

работа с учебником;

приёмы самостоятельной работы: поиск слов в художественном произведении на определённую орфограмму ( жи – ши, ча – ща, чу – щу);

наглядные методы: метод иллюстраций и метод демонстраций;

словесные  и практические методы.

 

Ход урока

Ароматерапия. Масло мандарина и бергамота. Аромалампа.

I. Организационный момент.

Приветствие. – Здравствуйте все и взрослые, и дети! Сегодня у нас праздник потому, что к нам на урок пришли гости, которым мы всегда рады. Повернитесь, улыбнитесь и тихонечко садитесь.

Звонкий слышится звонок,

Начинается урок.

Желаю вам, мои юные читатели,

Чувствовать себя комфортно,

Но быть  внимательными и доброжелательными.

Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями.

СЛАЙД

- А урок у нас необычный. Урок русского языка и литературы. И сейчас на нашем уроке появится гостья. Но кто же это?

Актуализация знаний.

СЛАЙД

Отгадайте загадку.

Скачет зверушка,

Не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку

И комар, и мушка.

- Кто это?  (Лягушка)

Сообщение темы и целей урока.

 Предварительная беседа

СЛАЙД

- Как вы думаете, почему к нам на урок пришла  именно эта гостья? (ответы учащихся…)
- Мы сегодня познакомимся с 1 частью литературного произведения,  главной героиней которой будет лягушка.
 

СЛАЙД

Чтение слогов с добавлением:

- Пу-путе-путешест-путешествен - путешественни-путешественница

СЛАЙД

-Давайте вместе прочитаем название произведения:

«Лягушка – путешественница»

- Ребята, обратите внимание, какое интересное название у произведения, особенно второе слово.
- А что означает  слово «путешественница»?
(Ответы детей: это тот ,кто путешествует)

СЛАЙД

- Правильно! Я немного добавлю, в толковом словаре Владимира Ивановича Даля слово «путешественник»  - это тот, кто передвигается по какой - либо территории с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями.

СЛАЙД

-Лягушка хочет быть умной и сообразительной. И вот путешествуя по страницам «Русского языка» она встретилась с трудной темой: «Правописание слов с сочетаниями… А вот с какими, вы мне подскажете, посмотрев на эти слова шишка, жираф, пища, задача,  щука,  чулок.

- Нам знакома эта тема?

-Какая цель нашего урока русского языка? (Повторение правила написания слов   с сочетаниями жи – ши, ча- ща, чу- щу)

Пальчиковая гимнастика.

«Я сильней наверняка!» -

Молвит правая рука.

«Почему же? Вот и нет!» -

Спорит левая в ответ.

СЛАЙД

- Лягушка просит вас открыть тетради, записать в них число и классная работа.

Начинаем с речевой разминки.

- Прочтите  правильно скороговорку на стр. №35 учебника «Русский язык»

- Прочитайте сначала спокойно( жужжащее чтение), а затем быстро (хором)

С и пишу я жи и ши:

лыжи, мыши, малыши.

С а пишу я ча и ща:

 роща, дача и свеча.

С у пишу я чу и щу:

щука, плачу и ищу.

Слоги эти заучу!

- Слова, с какими сочетаниями вы увидели?

СЛАЙД

-Но лягушка не знала этого правила и допустила ошибки в написании предложения: Луна освещяла лесную чящю.

- Помогите ей. В каких словах допущены ошибки?

- Спишите предложение без ошибок. Подчеркните орфограмму «Гласные после шипящих».

- Лягушка предлагает вам поработатьв группах.

 Работа по учебнику. Упр. 1 на стр. 35

1 группа: найти и выписать слова с сочетаниями жи – ши.

2 группа: …………ча - ща

3 группа: ………….чу - щу

Проверка.

Вывод:

- Какое правило вспомнили, когда писали слова?

СЛАЙД

(Хором читают правило)

В СОЧЕТАНИЯХ ЧА, ЩА

ПИШЕМ ТОЛЬКО БУКВУ А!

В СОЧЕТАНИЯХ ЧУ, ЩУ

ПИШЕМ ТОЛЬКО БУКВУ У!

В СОЧЕТАНИЯХ ЖИ И ШИ

ТОЛЬКО БУКВУ И ПИШИ!

Физкультминутка.  Игра: «Кто внимательный».

«Если в слове буква И - то приседаем, если буква Ы – то руки вверх поднимаем»

Шило, мыло, шина, жир, сын, жираф, жизнь, мышь.

СЛАЙД

Мотивация. Звучит музыка Н.И.Чайковского «Осень».

- Нам немного взгрустнулось, так как музыка навеяло на нас картины осени  (все опустело, идёт дождь, птицы улетают, тихо кругом)

А у лягушки наоборот поднялось настроение. Любит она дождливую осень. Ей понравилось путешествовать с нами по страницам «Русского языка» и она хорошо запомнила правила написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу. И вот она довольная лежит и мечтает. И тут она вспомнила о своём удивительном путешествии, о котором мы узнаем из нового произведения. Тема урока литературы  В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Эмоциональный настрой на восприятие произведения.      

СДАЙД

Вступительное слово учителя.

- Перед вами портрет Всеволода Михайловича Гаршина (1855-1888), русского писателя. За свою творческую   жизнь он написал один сборник рассказов и несколько сказок для детей.

- Всеволод Михайлович написал «Лягушку-путешественницу» последним в своей жизни. Сказка “Лягушка-путешественница” авторская, но начинается такими же словами, которые часто встречаются в русских народных сказках. Кто помнит эти слова? (Жила-была…)

Работа по теме урока.

- Перед тем как начать читать произведение, нам необходимо разобрать и понять незнакомые слова, которые встретятся при слушании и чтении текста.

СЛАЙД

- Посмотрите, наша лягушка приготовила для вас незнакомые, трудные слова.
- Первое слово, которое встретиться нам – это слово
«благополучно».
- Поставим в слове ударение (ответ учащихся)
- Прочитаем слово по слогам (ответ учащихся: бла – го – по – луч - но)
- Как вы думаете, что обозначает это слово? (ответ учащихся: удачно, хорошо)
Слово «благополучно» означает удачно, успешно.

В.И. Даль

- Второе слово, на которое следует обратить ваше внимание
– коряга.
- Поставим в слове ударение (Ответ учащихся…)
- Прочитаем по слогам  (Ответ учащихся: ко – ря - га)
- Как вы думаете, что обозначает это слово? (Ответ учащихся: это кусок дерева)
«Коряга – суховатый (погруженный в воду) кусок сваленного, подгнившего дерева» В.И. Даль

Первичное восприятие текста.

Прослушивание записи 1 части сказки.
- Сейчас мы прослушаем начало этой сказки в исполнении мастера художественного слова, с помощью аудиозаписи.
- Запомните интонацию!  После прослушивания отрывка мы продолжим самостоятельно знакомиться со сказкой.

Слушание сказки (1 мин  34 сек)

Выразительное чтение  1 части сказки бегло читающими  учениками, остальные следят.

Работа над содержанием сказки.

Беседа по прочитанному:

-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)

-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку,весной громко  квакала вместе со своими подругами.)

-О чём думала, когда сидела на сучке коряги? (выразительное чтение слов лягушки)

-Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелкимдождиком.)

-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)

-Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.)

- Озаглавьте. (Беззаботная жизнь лягушки.)

СЛАЙД

Релаксация. Покажите настроение лягушки  (позой, мимикой и жестами)

Довольная, расслабленная, нежилась, наслаждалась.

Работа в творческой мастерской (составление рассказа о лягушке по группам)

- Расскажите друг другу, что вы узнали о лягушках (опрос групп)

(Живут в болотах. Питаются комарами и мошками. Ими питаются аисты. Любят мокрую погоду. У лягушек мокрая лакированная спинка. Они квакают только весной.)

Учитель добавляет.

- Лягушка пьет воду всей кожей тела, рта не раскрывает, просто впитывает воду как губка.

- Меня удивил ещё один факт. Лягушки – своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трёхметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров.

Работа в парах. В руках простой карандаш.

- Прочитайте 1 часть сказки и помогите лягушке найти слова на изученную орфограмму. Отметьте карандашом (8 слов: жила, прожила, в случае, жить, чуть – чуть, к счастью, промолчала, нежиться).  Проверка.

Работа в тетрадях. Письмо по памяти.

1 предложение сказки (Жила – была на свете лягушка – квакушка.)

СЛАЙД

Рефлексия.

Закончите фразы.

Я сегодня на уроке узнал…………………….

Самым интересным на уроке было……………………

Психологический приём «Дерево успеха» на выявление настроения детей, их отношение к учёбе.

–Оцените свою работу на уроке,  создайте дерево успеха по следующим критериям:

Зеленый листик – не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

желтый листик – допустил неточность;

красный листик – надо постараться и успех придёт.

Оценки.

СЛАЙД

Дом. Зад. 

Выписать из 1 части сказки слова с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу.   Нарисовать иллюстрацию к 1 части сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения по теме: Русская народная сказка «Пых» в 4-м классе (по программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида).

На уроке чтения в 4-м классе по  программе специальных образовательных учреждений VIII-го вида изучается русская народная сказка «Пых». Проводится коррекционная работа, направленная на формирован...

Проект урока русского языка . Тема: «Правописание слов с разделительными ъ и ь . 3 класс школа 2100

Проект урока по теме"Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" с презентацией. В проекте показана работа по развитию у детей рефлексии, использован учебник по программе "Школа 2100"...

Урок по русскому языку по теме "Правописание парных согласных на конце слова." 4 коррекционный класс (8 вида)

Урок разработан для  учащихся 4 коррекционных классов (8 вида). Урок изучения нового материала....

Конспект урока русского языка в 3 классе. Тема: Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши. Закрепление школа 8 вида

Тема: Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.                   ЗакреплениеЦель: закрепление навыка правописания изученных сочетанийЗадачи:1. Обра...

Урок по родному языку (русскому) 3класс ( на основе рабочей программы по учебному курсу «Родной язык» для 1-4 классов, «Школа России»).

Цели: закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи.Планируемые результаты:предметные:распознавать местоимения среди других частей речи;определять лицо и число местоименийметапредметные:п...

Урок чтения на тему: Согласные звук [ш]. Буквы Ш, ш, Правописание сочетания "ши"

Урок  представлен в системе УМК Гармония. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. На уроке используются разлиные формы и методы направленные на развитие функциональн...