Этап урока Методы и приемы | Хронометр. | Содержание урока
|
Формируемые УУД |
Деятельность учителя, формы деятельности учащихся | Деятельность ученика |
I.Этап самоопределения к деятельности
Психологический настрой | 1-2 мин | Парная форма работы Повернитесь лицом друг к другу, положите ладони в ладони друг другу и улыбнитесь, пожелайте хорошей дружной работы на весь урок. Фронтальная форма работы -Я хочу начать урок с изречения Д.Дидро-французкого писателя, философа: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» -Как понимаете высказывание? -На уроке литературного чтения мы будем читать и учиться мыслить. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.
Если люди не будут читать, то они перестанут мыслить, рассуждать, размышлять. Чтение книг расширяет кругозор. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II.Актуализация знаний и мотивация Наглядный: рассматривание иллюстрации Практический: метод проблемного изложения, создание проблемной ситуации | 4-5мин | Фронтальная форма работы - В начале урока литературного чтение выполним дыхательную гимнастику. Упражнение 1. Сели, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись. Правую руку положили на верх живота. Вдохнули... Плавно, не спеша, выдохнули. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 5–6 раз. Упражнение 2. Сели прямо, улыбнулись. Вдохнули. На выдохе считаем от 1 до 10. Слова произносим громко, четко, красиво. Особо выделяем гласные звуки. Плечи неподвижны, «работают» живот и грудная клетка. Повторите 3–4 раза. Повторение изученного Фронтальная форма работы Какую сказку мы изучили на уроке? -Чему учат нас сказки? - Кто автор сказки «Теремок»? – Значит какая это сказка? Вывод. Это сказка авторская. -А если у сказки нет автора, то как такая сказка называется? |
Выполняют гимнастику в соответствии с заданием
- сказка «Теремок» - дружбе, взаимопомощи… - Е. Чарушин - авторская
- Народная | П: осмысление читаемого текста П: анализ объектов с целью выделения признаков(существенных, несущественных)
|
III. Постановка учебной задачи Практич.: заполнение таблицы
Словес.: подводящий диалог
| 4-5м | Фронтальная форма работы - Теперь отгадайте загадку и узнайте, какую сказку мы будем изучать на данном уроке. Едва повеяло зимой, Они всегда с тобой. Согреют две сестрички, Зовут их ……….. - Как вы думаете, о чем будет сказка, которую мы будем читать? -Откройте учебник на с.38. -Прочитайте название сказки. Есть ли автор у данной сказки? -Как называется такая сказка? - Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством народа. -Какова тема нашего урока? -А цель?
|
- Рукавички
- О рукавичках
- нет - народная
Тема: русская народная Сказка «Рукавичка». Цели: познакомиться с сказкой «рукавичка» |
П: подведение под понятие
П: построение речевого высказывания
Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Практич: слушание и чтение Т
| 2м | Первичное знакомство с текстом. Фронтальная форма работы Кто читал эту сказку? На какую сказку она похожа? -Прочитаем сказку «Рукавичка» и попробуем установить сходства и различия в сказках «Теремок» Е. Чарушина и народной сказке «Рукавичка» |
Слушают образец чтения | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания |
V. Первичное закрепление Практич: чтение Т, сам.работа с словами.
| 3м | Словарная работа. Индивидуальная и фронтальная формы работы - подумайте, какие слова вам непонятны. - Объясните значение слова: Бредет – идет медленно, с трудом. Врассыпную – в разные стороны. Обронил – уронил. |
Ищут необходимую информацию.
| П: смысловое чтение, поиск и выделение информации |
Практич: чтение и анализ Т | 4м | Чтение и первичный анализ. Фронтальная форма работы Кто пришёл первым и поселился в рукавичке? Подтвердите свой ответ выдержкой из текста. - С чего начинается сюжет? - Кто первым поселился в рукавичке? - Как просился в рукавичку кабан? -Кто пришёл за мышкой? - Кто за кем появлялся в сказке? - Кто был последним? -Кто сломал «домик» зверей. - Пустили ли звери в рукавичку медведя? -Почему дед вернулся в лес? - Давайте дадим характеристику каждому животному. -Ребята, так много героев и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленькой рукавичке? - Кто испугал зверей? -Чему учит сказка «Рукавичка»? -Что такое дружба? В толковом словаре С.И. Ожегова говорится, что Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. - Понравилась вам сказка? О ком она? - Докажите, что это сказка? - Чем похожа и чем отличается сказка от сказки «Теремок»? - У вас на партах лежат листы бумаги, разделённые на 2 части, и карточки (разные по размерам) со словами (героями сказок). - я часть - сказка «Теремок»,
2-я часть – сказка «Рукавичка») - Расположите персонажей сказок по порядку с помощью карточек. Сказка «Теремок» | Мышка![]() Лягушка![]() Заяц![]() Лисичка![]() | Сказка «Рукавичка» | дед ![]() мышка ![]() лягушка ![]() зайка ![]() лисичка ![]() волк ![]() кабан ![]() медведь![]() |
|
|
- Проверим, как ребята выполнили задание. Какой вы можете сделать вывод? Чтение сказки по цепочке -Задайте друг другу вопросы по тексту. - Можно ли эту сказку назвать сказкой-цепочкой?
Почему?
-Какие ещё сказки – цепочки вы знаете? |
Анализируют язык произведения
Читают вслух
Описывают характер каждого героя
- наверно, они уступали друг другу, помогали и пр. - медведь - доброте, дружбе…
- о животных - здесь оживают различные животные, могут разговаривать и выполнять человеческие действия
Заполняют таблицу
Герои сказки похожи, но отличаются количеством и кличками
- да
- В ней действия повторяются
- «Теремок», «Колобок» | П: смысловое чтение, поиск и выделение информации
П: осмысленное чтение худож. текста
П: смысловое чтение, поиск и выделение информации
П: осмысленное чтение худож. текста |
| 1м | Физминутка
|
|
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: выборочное чтение, чтение в парах с анализом, поиск авторских оценок;
Словесный: обобщение по наблюдениям по тексту, выразительное чтение с взаимооценкой; | 7-8мин | Повторное чтение и углубленный анализ. Анализ образов и подготовка к выразительному чтению. Фронтальная и парная формы работы. Викторина: « Да или нет.» 1«Рукавичка» - русская народная сказка? ( Нет) Идет дед с собачкой полем? (Нет.) 3.Первой увидела рукавичку лягушка-поскакушка? (Нет) 4. С мышкой и лягушкой поселился в «домике» зайчик?… (Да) 5.После волка там спрятался медведь? (Нет) 6 .Из-за медведя разорвалась рукавичка? (Да.) 7.Прибежала собачка и тоже влезла в рукавичку? (нет) 8.Звери ей обрадовались? (Нет.) 9.Дед пришёл и забрал рукавичку? (Да) - Какие ответы у вас получились? Сколько шибок вы совершили? |
Выполняют задание самостоятельно
Осуществляют сампороверку. | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; П: поиск и выделение необходимой информации П: осознанное построение речевого высказывания П: осмысленно читают худож Т П: осуществляют синтез |
VII. Включение в систему знаний, повторение
Частично-поисковый: чтение и анализ пословиц, соотнесение смысла скороговорки | 4-6мин | Фронтальная и парная формы работы - Теперь, мы поиграем в игру «Найди нужный сюжет в сказке». Я буду показывать вам иллюстрации к сказке, а вы должны соотнести момент из нее. Учитель показывает иллюстрации, дети зачитывают нужный сюжет в учебнике - По каким признакам вам удалось это сделать? - Играем в следующую игру «Найди пару» - Давайте подберём вторые части имён. Мышка Лягушка Зайчик Лисичка Волчок Кабан Медведюшка - Молодцы |
Соотносят иллюстрацию и сюжет сказки
- по количеству героев в рукавичке
- нарушка -побегайчик - серый бачок - поскребушка - батюшка -клыкан - сестричка | П: построение рассуждения; осуществление синтеза; К: планирование учебного сотрудничества; П: анализ объектов |
VIII. Рефлексия деятельности
Практический: заполнение признаков басни в таблице;
Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2-4мин | - Какую сказку мы сегодня изучали? - Что вам в ней запомнилось? - Какую цель мы ставили на уроке? - Мы смогли ее достич? Б. Деятельностная -Что нового вы узнали? -Что запомнили? - Что смогли сделать? В.Эмоциональная -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? Спасибо за урок! |
Воспроизводят сведения об особенностях произведения. Формулируют собственное понимание и навык произношения. Смысл с собственным практическим опытом
Проводят самоанализ деятельности | П: построение речевого высказывания П: осуществление синтеза
П: построение рассуждения
Р: осуществление итогового контроля |