Урок чтения на тему: Согласные звук [ш]. Буквы Ш, ш, Правописание сочетания "ши"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Ингрид Хенновна Эннок

Урок  представлен в системе УМК Гармония. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. На уроке используются разлиные формы и методы направленные на развитие функциональной грамотности учащихся. Каждый этап урока направлен на изучение правописания слога "ши".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: Чтение (обучение грамоте).

Вводная часть.

Тема урока: Согласные звук [ш]. Буквы Ш, ш, Правописание сочетания «ши».

Дата: 17 ноября 2022 года.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с твёрдым согласным звуком [ш], буквами Ш, ш, развития речи, памяти, логического мышления.

Планируемые результаты:

Предметные: выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук [ш] глухой и всегда твёрдый. Делать вывод (под руководством учителя): эти буквы не указывают на то, как надо произносить звук [ш]; звук [ш] всегда остается твёрдым.

Метапредметные: воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы действий. Владеть монологической и диалогической формами речи.

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Формирование универсальных учебных действий:

1. Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию; адекватной самооценки; готовности открыто выражать свою позицию на уроках, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

2. Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

3. Познавательные: отличать новое от уже известного, характеризовать букву Ш.

 4. Коммуникативные: учатся выполнять различные роли в коллективе.

Технологическая карта урока

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(УУД)

  1. Оргмомент (1 мин.)

Проговариваем девиз урока:

Знаешь-говоришь, не знаешь-слушаешь!

Девиз урока:

Знаешь-говори, не знаешь-слушай!

КУУД

  1. Дыхательная

гимнастика (3 минут)

Подготовимся к чтению: проведем дыхательную гимнастику.

Надуем шарик и выпустим на счет воздух.

Покажите

-как шипит змея?

-как шуршат листья?

-как шипит гусь?

Зачем мы учимся произносить правильно звуки?

Давайте, проговорим нашу чистоговорку:

Вывод по данному этапу:

ЛУУД

РУУД

ПУУД

  1. Актуализация опорных знаний учащихся. (2 минут)

- Поиграем в звуки, какие звуки мы с вами сегодня поймаем?

 

А-о-у-и-э-ш

Какие звуки мы с вами пропустили?

Докажите

Давайте споем их все вместе, я показываю звук, а вы его поете

Те звуки, которые мы еще на изучали.

Поймали звук [ш]

Гласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой…

Проговаривают звуки по таблице, те которые показывает учитель.

РУУД

ПУУД

  1. Постановка учебной задачи (3 минуты)

А какой звук мы не пропустили?

Почему?

Докажите

Какую задачу мы поставим сегодня на уроке?

А еще мы откроем один секрет про эту букву.

Давайте зафиксируем этот звук в тетрадке.

(учитель на индивидуальной доске)

Дадим характеристику этому звуку.

-может ли быть мягким?

Кто знает, какой буквой обозначается звук ш?

На что она похожа?

Давайте напечатаем эту букву.

[ш]

он согласный

Согласные согласны шелестеть, шептать, шипеть….

(открывают тетрадь)

Познакомимся со звуком [ш] и буквой, его обозначающей.

твердый, глухой, шипящий.

(проверка)

-нет, получается другой звук

Дети дублируют на доске.

(называют на что похожа буква ш)

Ш

ПУУД

РУУД

  1. Построение плана выхода из затруднения (построение плана для достижения учебной задачи)

(7 минут)

Словарная работа:

Работа в парах: Найдите среди букв букву ш, и подчеркните её.

авкишаруошумшапкамышшаошашип

Сколько таких букв вы нашли?

Какие слова вы нашли?

Значение какого слова вам непонятно?

Кто может объяснить значение этого слова?

Физкультминутка: шуршат камыши.

7 букв

Шар, шум, шапка, камыш, шип, ум

Камыш-

Дети под музыку передают шуршание камыша.

ПУУД

РУУД

  1. Реализация плана. Открытие новых знаний (10 минут)

Откройте букварь на стр.100

Рассмотрите иллюстрацию в верхнем левом уголке.

Это камыш растение, которое растет около воды, достигает высоты 4 метров и имеет в соцветии жесткие метелки.

На ветру эти метелки шуршат.

Физкультминутка: шуршат камыши.

Рассматривают иллюстрацию

Проверка по букварю стр.100.

Камыш

Дети под музыку передают шуршание камыша.

РУУД

ЛУУД

ПУУД

ЛУУД

  1. Первичное закрепление. Чтение прямых и открытых слогов по букварю.

(5 минут)

Страница букваря 100 (верхние столбики).

а) Чтение столбиками в парах выделяя слоги

б) Что заметили? Почему? Интересно? Расскажу!

Полторы тысячи лет назад наши славянские предки произносили звук ш мягко и звук дружил со звуком и.

Но со временем звук отвердел, стал произносится твердо, но настоящую дружбу ничем не разрушишь, поэтому ши пишется с буквой и, чтобы сохранить более древний облик слова.

Это старинная особенность, которую сохраняют в правиле.

Работа с правилом стр. 100

Чтение слов в столбиках.

Буква И на может заставить букву ша стоять мягко. Слог читаем твердо.

Фиксируют правило на доске:

ШИ пиши с буквой и

РУУД

ЛУУД

ПУУД

ЛУУД

  1. Включение нового знания в систему ранее изученных знаний. Обобщение усвоенного материала. (2 минут)

1.Чтение текста страницы 100

(Чтение ведется в паре. Один читает, другой слушает и оценивает соседа, работа с файлом

Многозначность слов:

Что у Маши?

Что у Миши?

Учащиеся работают в паре с оцениванием деятельности соседа по парте.

Шишка (от ели)

Шишка (на лбу)

РУУД

ЛУУД

ПУУД

ЛУУД

  1. Рефлексия

(2 минут)

Создание синквейна:

  1. С чем мы знакомились на уроке.
  2. Какие мы знаем звуки речи?
  3. Что мы делаем со звуками?
  4. Во что складываются звуки?
  5. Что состоит из слов?

Записывают синквейн знаками:

  1. Звуки речи
  2. Гласные, согласные
  3. Слышим, произносим, видим
  4. Звуки складываются в слова
  5. Речь

РУУД

ЛУУД

ПУУД

ЛУУД

  1.  Итог

(2 минуты)

Что нового узнал на уроке?

Как вы оцените свою работу на уроке?

Спасибо за работу

Сигналами светофора показывают, как поработали на уроке.

РУУД

  1. Домашняя работа

(1 минута)

Продолжим работу с этими буквами на уроке письма.

Находите и читайте слова с новыми изученными буквами.

КУУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 1 класс. Тема "Согласные звуки и буквы,обозначающие согласные звуки"

Технологическая карта урока. Система Л. В. Занкова. Учебник "Русский язык 1класс" автор А.В. Полякова....

конспект урока на тему " Согласный звук щ, буквы Щ, щ."

Урок по обучению грамоте по УМК Школа России....

Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Технологическая карта урока по теме: "Согласный звук [ц], буквы Ц, ц"

Термины и понятия: Звуки гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие, парные согласные, предложения, слого-звуковая схема слова, многозначные слова, значение слова, изменение слова....

Урок русского языка на тему «Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки» ( 1 класс)

Данный урок разработан для 1 класса УМК «Школа России» В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого. Урок проводится с использованием электронного приложения и компьютерной презентации. Это урок из разде...

технологическая карта урока на тему: Согласный звук и буква Цц [ц]

1 класс.Тема: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц».   Тип урока: открытие новых знаний.Задачи:Познакомить с согласным звуком [ц] и буквами Ц,ц, учить соотносить...