Формирование коммуникативных умений у обучающихся начальных классов
статья по теме
Некоторые методические приемы формирования коммуникативных компетенций у обучающихся начальной ступени, в том числе и через использование метода проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_umeniy.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
А.Н.Бирева
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Древняя мудрость гласит: если ты хочешь помочь голодному, не давай ему рыбу, а дай сеть и научи, как самому эту рыбу поймать. Применительно к школьному обучению эти слова можно истолковать следующим образом: предметные знания и умения являются той самой рыбой, а общеучебные – сетью, с помощью которой «рыбу» можно добывать.
Общеучебные умения и навыки – это универсальные практически для всех предметов способы получения и применения знаний, тогда как предметные ЗУНы имеют свою специфику в каждой отдельной дисциплине. Иными словами, предметные знания, умения и навыки – это цель обучения, а общеучебные – его средства.
До сих пор в большинстве случаев о качестве работы учителя судят по тому, насколько глубоки и прочны предметные знания его учащихся, а общеучебные формируются в ходе учебного процесса стихийно. Однако необходимо придать этому процессу целенаправленный характер.
Среди общеучебных умений и навыков традиционно выделяют следующие группы: организационные, интеллектуальные и коммуникативные. Все эти навыки начинают формироваться уже в начальных классах, однако о сознательном владении ими можно говорить лишь к началу обучения в среднем звене. Однако именно в течение первых лет обучения закладывается основная база общеучебных умений и навыков, необходимых в дальнейшем.
Рассмотрим, как происходит этот процесс, на примере коммуникативных умений. Развиваясь от первого к четвертому классу, у детей формируются следующие компетенции:
- способ изложения собственных мыслей: от выражения ее с помощью наводящих вопросов до умения самостоятельно донести свою мысль до окружающих;
- умение отвечать на вопросы: от затруднений при ответе из-за бедности активного словарного запаса или волнения до уверенных, развернутых ответов;
- способность формулировать корректные вопросы по теме беседы или прочитанному материалу: от кратких до полных и точных;
- способность отстаивать собственную позицию: от отсутствия аргументированных доводов до способности гибкого подхода к проблеме, умения обосновать и, в случае необходимости, изменить свою позицию;
- умение работать в группе и подчиняться общему решению;
- умение соблюдать социальную дистанцию в ходе общения.
Целенаправленная работа над этими компетенциями позволяет учащимся уже в начальной школе приблизиться к положительному полюсу этой шкалы, ясно и четко излагать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы, задавать их собеседнику; подыскивать и излагать возражения, аргументировано отстаивать свое мнение или изменять свою позицию в случае необходимости, а также подчиняться решению группы ради общего успеха; понимать актуальную ситуацию общения и адекватно на нее реагировать.
Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
«Слабому» ученику следует подбирать не столько «сильного» в учебном плане, сколько доброжелательного, готового помочь, не унижая при этом. Но работать группами часто нельзя:2—3 раза в неделю, так как ввиду неустойчивой детской психики этот вид организации работы утрачивает учебную активность.
Форма работы «задание для товарища» направлена на воспитание у детей учебной самостоятельности. Основная роль учителя состоит здесь прежде всего в помощи отдельным группам детей по налаживанию совместного характера их действий.
Организуя групповую работу, учитель налаживает не только деловые, но и личностные взаимоотношения между детьми, т. е. воспитывает их.
Воспитательный эффект совместной работы детей на уроке очевиден. В совместной работе дети получили недостающий им опыт самостоятельного контроля: по отношению к работам других учеников они выполняли функцию учителя, что не могло не сказаться на их собственной учебной самостоятельности.
Работа с информацией.
Обладая большим количеством абстрактной информации, 6-8-летний ребенок не всегда ориентируется в непосредственно окружающем. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. При этом повышается формальный интеллектуальный уровень детей, но не сформировано умение общаться, принимать правила, вести беседу, договариваться и т.д. Чувствуя себя свободно в медиа-пространстве, дети все больше теряются в мире человеческих отношений.
Среди современных методов обучения развитию коммуникативных умений и навыков в наибольшей степени способствует проектная деятельность. Элементы проектной деятельности мотивируют учащихся на работу, придают личностный компонент обучению, развивают самостоятельность, дают возможность использовать свои сильные стороны, показать себя, применить имеющиеся знания и жизненный опыт. В процессе работы над проектами формируются следующие умения и навыки:
- сотрудничества (умения коллективного планирования, взаимодействия с другими членами группы, взаимопомощи, умение находить и исправлять ошибки в работе других);
- коммуникации (организация и взаимодействие со взрослыми: формулировка вопросов, ведение диалога, участие в дискуссии, отстаивание своей точки зрения или поиск компромисса);
- презентации (навык выступления, монолога, умение уверенно держать себя, отвечать на неожиданные вопросы без дополнительной подготовки и т.п.).
Наконец, немаловажно то, что в процессе подобной деятельности у детей появляется чувство коллективизма, переживание общей радости. Ведь для учащихся начальной школы особенно важна эмоциональная привлекательность умений, они с удовольствием применяют в дальнейшем те действия и приемы учебной деятельности, которые вызывали у них радостные переживания, эмоционально положительно окрасили учебный процесс.
Выполнение проекта предполагает наличие у автора определенных первоначальных знаний, умений и навыков. Если ребенок совсем ничего не сможет делать без помощи взрослого, такую работу нельзя поручать ему как проект. Это то ограничение, которое имеет проектная деятельность как метод обучения: автор проекта должен иметь возможность действовать максимально самостоятельно, прибегая к помощи педагога лишь в отдельных случаях.
Например, не имея предметных знаний по теме проекта, он должен иметь доступ к источнику этих знаний; не имея навыка работы в библиотеке или пользования Интернетом, он должен не только получить помощь в этой части своей работы, но и научиться делать это самостоятельно, и так далее.
В этом заключается смысл работы над проектом: знания, умения и навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас академических знаний и практического опыта и в дальнейшем легко переносятся на другие виды школьной работы и частной жизни.
Вывод:
— если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;
— если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;
— если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он уже умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то и завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу.
Типы проектов
Практико-ориентированный проект. Цель проекта — решение практических задач, поставленных заказчиком проекта. Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т.п. Такой продукт имеет реальные потребительские свойства — он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и др.
Исследовательский проект. Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы. Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.
Информационный проект. Цель проекта — сбор информации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению. Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр. Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.
Творческий проект. Цель проекта — привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.
Игровой или ролевой проект. Цель — представление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж).
Тип проекта во многом связан с его целью, а значит, с задачами и способами работы учащегося. Заранее планируя, какой будет доминирующая деятельность, учитель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащимся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков.
Использование разнообразных способов и приёмов организации учебного процесса позволяет мне эффективно формировать коммуникативные навыки, направленные на практическую реализацию в условиях естественной коммуникации, развивать коммуникативную сторону речи и мышления на начальном этапе обучения. Что получает ребенок?
Успех. Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха – необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.
Успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз пережив успех, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему.
Удивление. Ребенок шести-семи лет – активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу. Необходимо сделать так, чтобы ученики сами «открывали» новые для себя знания, являлись исследователями окружающего мира.
Уверенность. Уверенно чувствует себя тот, кто в своей деятельности использует личные психологические особенности и опирается на них. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. Использование принципа «мини–макси» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум: максимум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, неуверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение» – почему бы не предложить детям такое?
Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное – у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, вырабатывает способность к самоконтролю и переживанию, получает яркие эмоции. Методы активной педагогики используются на всех уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов, как способ формирования исследовательских компетенций у обучающихся начальных классов.
Организация исследовательского проекта "Редкие и исчезающие животные Горной Шории "...
Особенности формирования духовно-нравственной позиции обучающихся начальных классов через внеклассную деятельность
На классных часах с учащимися начальной школы проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков св...
Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.
Теоритический материал для помощи учителям при подготовке к урокам русского языка в начальной школе....
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов...
Формирование коммуникативных умений у обучающихся с нарушением интеллекта посредством театральной деятельности на уроках чтения.
В статье предложен проект работы над сказкой С.Михалкова "как медведь трубку курил"....
Организация работы в группах, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся начальных классов
В статье раскрыт опыт организации работы в группах на уроках, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....
Занятие по формированию коммуникативных умений учащихся 2-4 классов " Учимся решать конфликты"
Актуальность данного занятия обусловлено тем, что в современном миредетям всё труднее становится взаимодействовать с другими. Они всё меньше говорят о действительно важных для них проблемах и делах. И...