Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов
методическая разработка по иностранному языку по теме
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов
С детьми к предмету, а не с предметом к детям.
Р. Штейнер
Концепция модернизации российского образования определяет новые социальные требования к формированию жизненных установок личности. Происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «подготовленность», «обученность» на понятия «компетенция», «компетентность» обучающихся.
Одной из целей обучения иностранному языку является развитие у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности:
- чтением,
- аудированием,
- говорением (монолог, диалог),
- письмом.
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку определено, что ведущим компонентом в коммункативной компетенцииявляются речевые (коммуникативные) умения, которые формируются на основе:
- языковых умений и навыков;
- лингвострановедческих и страноведческих знаний.
В коммуникативную компетенцию включаются следующие важнейшие умения:
- читать и понимать несложные аутентичные тексты;
- устно общаться в стандартных ситуациях учебно-трудовой, культурной, бытовой сфер;
- в устной форме кратко рассказать о себе, окружении, пересказать, выразить мнение, оценку;
- умение оформить и передать элементарную информацию (письмо).
Анализируя пути и способы формирования всех видов речевой деятельности – чтения, говорения, аудирования, письма, методы активизации учебного процесса, стимуляции познавательной деятельности учеников, я пришла к пониманию необходимости использования в процессе обучения игровых технологий.
Игра… Она входит в жизнь ребёнка с первых полусознательных движений. Без неё немыслимо детство. Через игру ребёнка можно не только научить читать и считать, закалить не только физически, но и нравственно. Ибо для ребёнка игра – не развлечение, а сама жизнь.
Еще В.А. Сухомлинский утверждал, что «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мир.
ИГРА – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Дети приступают к изучению английского языка с желанием и радостью. Новый предмет загадочен и влечет всех. Они еще не представляют себе какие это будут уроки и как они будут учиться, но все они уверенны в успехе и с нетерпением ждут первого урока. Как же хорошо нужно подготовиться учителю к этой первой встрече и как хорошо нужно работать дальше, чтобы не обмануть ожидания детей. В этом ему и поможет игра.
Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.
Проблемой внедрения игровых приёмов в обучение английскому языку занимались многие учёные: Биболетова М.З., Верещагина И.Н., разработавшие учебники, построенные на массовом использовании игровых приёмов; Колесникова О.А., Пассов Б.И., Царькова В.Б., изучавшие зависимость уровня мотивации от применения игровых приёмов; и другие.
Игровые технологии – действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет школьников волноваться и переживать. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.
Игра, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.
Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
В силу некоторых причин, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в учебных целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как методе обучения. Игры делятся на:
Предметные
Сюжетные
Ролевые
Деловые
Имитационные
Игры-драматизации
Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.
Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно - вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Игры способствуют выполнению следующих методических задач:
- Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
- Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;
- Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта;
Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:
1. Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии внеучебных умений и навыков.
2. Воспитательная функция заключается в воспитании такого качества как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре; Учащимся вводятся фразы- клише речевого этикета для импровизации речевого общения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.
3. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроке, превращение урока в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а пророй и в сказочный мир.
4. Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установление новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.
5. Релаксационная функция- снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.
6. Психологическая функция- состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности.
7. Развивающая функция направлена на гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.
Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д
Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.
Игры лучше всего использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.
Давайте запомним все – и учителя, и воспитатели, и родители – что точно так же, как взрослый человек обязан работать, ребенку необходима игра.
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Кроме того, в рамках темы можно выделить такие виды уроков:
1) ролевые игры на уроке (инсценирование);
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок -КВН); - Например: я использую игру «Кто хочет стать миллионером?»
- Первый слайд предлагает выполнить тест в игровой форме. Если ученик дает правильный ответ, он получает баллы и продолжает игру. Если ответ неправильный, то компьтер указывает на ошибку и игру продолжает другой ученик
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);.
4) использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);
5) различные виды внеклассной работы по английскому языку (лингвистические викторины, экскурсии, олимпиады и т.п)
Убеждена, что в условиях реализации задач концепции модернизации общеобразовательной школы игру можно считать эффективным средством обеспечения коммуникативной направленности уроков иностранного языка, которая позволяет повысить уровень качества и эффективности обучения.
Я провела эксперимент с целью определить эффективность применения игровых приёмов на уроках английского языка при изучении лексики.
В исследовании принимали 13 учащихся 4 класса.
Средний возраст детей в группе составляет 10-11 лет. Отношение к учебной деятельности оцениваю достаточно ровное. Общеучебные навыки сформированы. На уроке, как правило, достаточно быстро реагируют, активны.
Для выражения уровня знаний я использовала пятибалльную систему оценок, соответствующую отметочной школьной системе. Результаты эксперимента для удобства занесла в таблицу:
№ п/п | Фамилия | Результат |
1. | Агасиева Виолетта | 5 |
2. | Бугиев Муслим | 3 |
3. | Глушенин Саша | 4 |
4. | Каширина Вика | 4 |
5. | Коновалов Андрей | 4 |
6. | Курмышова Вика | 5 |
7. | Маматалиева Айша | 3 |
8. | Молаев Якуб | 3 |
9. | Молаева Асия | 3 |
10. | Сараева Оксана | 4 |
11. | Сизоненко Андрей | 3 |
12. | Хамицевич Аделя | 4 |
13. | Хачатрян Саркиз | 5 |
Изучение первой темы « Мой дом» («Enioying your home»)(4 урока) составило первую часть эксперимента. При введении, отработке, тренировке и контроле новых лексических единиц по данной теме, не было использовано никаких дополнительных материалов, за исключением данных в учебнике; кроме того, в материале учебника больший упор на уроках был сделан на неигровые виды упражнений, направленные на тренировку употребления новой лексики: чтение и перевод текстов, подстановка слов, беседы и опросы. Контроль усвоения был проведён в форме проверочной работы с заданиями, аналогичными использовавшимся на этой стадии эксперимента. Оценки за диктант показали средний уровень усвоения лексического аппарата по данной теме:
Высокий уровень – 3 человека, или 23% детей;
Средний уровень – 5 человек, или 38.4% детей;
Низкий уровень – 5 человек, или 38,4% всей группы.
Получив указанные результаты, я приступила к проведению второй части эксперимента, с учётом всех полученных теоретический знаний. Следующая лексическая тема, согласно планированию, - «Магазин и покупки» - «Shopping for everything». В ходе проведения второй части формирующего эксперимента, детям на всех уроках предлагались различные игровые задания при введении, отработке и контроле новых лексических единиц. Все игровые задания были согласованы с изучаемой темой и проводились согласно методике проведения дидактических игр на уроках английского языка в начальной школе. Новая лексика вводилась постепенно, в течение первых 3 занятий; четвёртое занятие носило характер закрепления материала. При введении лексики, активно использовалась наглядность, преимущественно предметная, поскольку именно яркая предметная наглядность вызывает у детей наибольшую эмоциональную реакцию.
- Игра «Кто хочет стать миллионером» ( «Who wants to be amillionary»)
- Ролевая игра «Купить одежду» ( «Buying clothes»)
- Ролевая игра «В продуктовом магазине» ( «Shopping for food»)
- Игра «Лото»
- Игра «Что исчезло?» («Watis missing?»)
Все игровые задания носили коммуникативный характер, на всех уроках этой серии широко использовались различные режимы работы, доступные в методике преподавания иностранного языка на начальном этапе
Дл я получения результатов по уровню усвоения лексики были использованы оценочные баллы контрольной работы, завершившей эксперимент. В диагностировании принимали участие все дети наблюдаемой группы, это количество – 13 человек.
№ п/п | Фамилия | Результат 1 | Результат 2 |
1. | Агасиева Виолетта | 5 | 5 |
2. | Бугиев Муслим | 3 | 3 |
3. | Глушенин Саша | 4 | 5 |
4. | Каширина Вика | 4 | 5 |
5. | Коновалов Андрей | 4 | 4 |
6. | Курмышова Вика | 5 | 5 |
7. | Маматалиева Айша | 3 | 4 |
8. | Молаев Якуб | 3 | 3 |
9. | Молаева Асия | 3 | 3 |
10. | Сараева Оксана | 4 | 4 |
11. | Сизоненко Андрей | 3 | 4 |
12. | Хамицевич Аделя | 4 | 5 |
13. | Хачатрян Саркиз | 5 | 5 |
Высокий уровень – 6 человек, или 40,1% детей;
Средний уровень – 4 человека, или 30,7% детей;
Низкий уровень – 5 человек, или 23% всей группы.
Динамику усвоения детьми младшего школьного возраста лексики английского языка с применением игровых технологий можно увидеть в сравнительной таблице.
Уровень | Эксперимент 1 | Эксперимент 2 |
Высокий | 23% | 40,1% |
Средний | 38,4% | 30,7% |
Низкий | 38,4% | 23% |
Активное использование игровых технологий в обучении детей английскому языку позволяет мне говорить о положительных результатах моей работы: повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного языка , их познавательная активность и, самое главное, уровень качества знаний детей.
Таким образом, игра может быть не только приятным времяпровождением, но и господствующей технологией образования.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы
Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....
Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.
Теоритический материал для помощи учителям при подготовке к урокам русского языка в начальной школе....
Применение ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов
Работа даёт представление о применении ИКТ на уроках в начальных классах. На каких уроках, в какой форме это лучше сделать. Работа рассказывает о внедрении ИКТ на уроках в различных направлениях: ...
Формирование исследовательской компетенции у учащихся начальных классов.
В работе показаны приемы формирования иследовательской компетенции у учащихся начальных классов....
Значение игровых технологий в формировании ключевых компетенций обучающихся 1 - 4 классов
Игровые педагогические технологии - обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они облад...
Особенности игровых технологий в работе учителя-логопеда, с учащимися начальных классов.
В статье разъясняются игровые приемы, которые помогут учителю-логопеду в работе с детьми....