Организация работы в группах, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся начальных классов
статья (3 класс)

Фатькова Наталья Дмитриевна

В статье раскрыт опыт организации работы в группах на уроках, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_n.d.fatkova.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы в группах, как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся начальных классов.

Фатькова Наталья Дмитриевна

учитель начальных классов

коу ХМАО-Югры «Сургутская школа для обучающихся с ОВЗ»

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир. Проблема формирования навыков общения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) особенно актуальна в настоящее время. В рамках учебного процесса необходимо создавать специальные условия для развития и формирования коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Опыт работы в школе показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся. При работе в группе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Ученик вынужден научиться договариваться, поступаясь своими личными интересами, конструктивно и быстро разрешать конфликты. Постепенно учащийся привыкает ощущать классное сообщество частью своего мира, он заинтересован в поддержании дружеских взаимоотношений.

На протяжении нескольких лет, используя на уроках методику организации групповой работы, я провожу педагогические наблюдения и изучение деятельности учащихся, которые позволяют оптимально составить группу, способную интенсивно работать. За эти годы я опробовала различные варианты формирования групп. Об этом я и хочу рассказать.

Учение – это, конечно, труд, а не беззаботное развлечение. Но труд этот может быть разным: принудительным и угнетающим, добровольным и способствующим развитию творческого потенциала. Тогда даже утомительное дело приносит учащимся радость. Ученический труд останется трудом, но в этом случае эффективность его повысится.

Однако, по мнению некоторых ученых http://festival.1september.ru/articles/508231/Image547.gif не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, по существу является коллективной. Здесь следует различать такие понятия, как "деятельность в коллективе" и "коллективная деятельность". Сам факт присутствия в коллективе, возможность неформального контроля и сопоставления, невольной ориентации на других создает известную психологическую атмосферу, в той или иной степени влияющую на членов коллектива. И все-таки "факт присутствия" еще не есть коллективная деятельность.

Групповая работа – это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. [ 2 ] . Все ученики не доиграли в детстве. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. Как и в любой игре, здесь существуют свои правила. Правила могут быть заранее выработаны и можно ими пользоваться в дальнейшем. Групповая работа на уроке вводится во избежания бездумного списывания, которое приносит вред.

При подведении итогов каждый может сравнить свою работу с работой товарищей по группе, видеть тетради своих товарищей, слушать обоснования решения и анализ ошибок. Таким образом, расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Поскольку в группе идет совместный поиск, то ошибочные ответы не пугают ребят, а заставляют искать новое решение. Растерянности при неверном решении не наблюдается. Ребята должны научиться понимать, что учение – это не усвоение готовых знаний и выводов, а процесс познания, который включает в себя и неверные решения.

Наблюдения, проводимые мной, показывают ряд преимуществ групповой работы:

  • дает ученикам опыт разнообразного общения;
  • создает на занятиях атмосферу непринужденного сотрудничества;
  • без постоянного надзора со стороны учителя ученики высказываются свободнее.

Однако, как показывает практика, организация групповой работы не всегда проходит гладко: иногда бывает трудно добиться активности всех участников, часто говорящие не понимают друг друга. Грамотная организация групповой работы как формы дифференцированного обучения требует специального изучения механизмов совместной деятельности детей, возникающих в ней помех и затруднений, разработки принципов подбора групп.

В ходе применения групповой работы, я убедилась в том, что организация делового общения зависит от величины группы. Группа, состоящая из 3-4 человек представляет наиболее благоприятные условия для активности каждого. Эффективность групповой работы может снижаться по нескольким причинам:

  • недостаточной активности некоторых участников;
  • не понимания инструкции, данной учителем;
  • из-за ограниченного использования учебной терминологии, помогающей собеседникам понимать друг друга.

Иногда успешность работы группы зависит от того, кто возглавит группу: назначит лидера учитель или выберут лидера сами дети. В том и другом случае есть свои плюсы и минусы. [4] .

В классе найдутся ученики, которые захотят работать в одиночестве. Им так легче работать над поставленной проблемой, а совместная деятельность их отвлекает. Поэтому необходимо создавать такие условия при работе над проблемой, которые способствовали бы вовлечению всех учащихся в совместную деятельность.

Формирование группы также будет зависеть от той дидактической задачи, которую ставит сам учитель при подготовке к уроку. Допустим, что дидактическая задача заключается в том, чтобы дети эффективно, слаженно, продуктивно искали решение, чтобы “сильный” помог “слабому”, то в одну группу собирают учащихся с одной доминантой. [ 5 ] . Такие группы работают сплоченно, т.к. достаточно одной-двух реплик, чтобы снялось затруднение, и ученик продвинулся на следующий логический этап. Если же в группе нужны взаимообмен мнениями, обсуждение разных аспектов проблемы, поиск неодинаковых или многоплановых решений, то в нее включают школьников с разными подструктурами мышления. При ознакомлении с “чужими” методами решения, базирующимися на других подструктурах мышления, ученик способен осознанно и неформально овладеть другими способами решения. [ 6 ] .

Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, т.к. только при совместном обсуждении можно найти решение проблемы.

Опыт работы по формированию групп показал, что группы, организованные лидерами класса, не всегда работают успешно. Если лидер является авторитетом именно в учебной деятельности, то группа обычно набирается из близких ему по интересам учащихся. http://festival.1september.ru/articles/508231/Image548.gif

Работа групп, сформированных по уровню интеллекта, проходит наиболее успешной. Если уровень интеллекта низкий и средний или высокий, то сотрудничество распадается.

Было бы ошибкой считать, что достаточно объединить ребят в группы, дать им учебное задание и пойдет настоящая эффективная работа. Все этапы групповой работы требуют специального освоения. (Причем, не только со стороны детей, но и педагогов).   На начальном этапе формирования групп необходимо обучать детей совместной деятельности, отрабатывать приемы работы в группах.

Рассмотрим вопрос формирования групп с учетом пожелания учеников. Группы, сформированные по желанию учеников не всегда приносят желаемый результат. В группы могут попасть учащиеся со слабой подготовкой по предмету, группы могут быть организованы неформальным лидером, группы могут быть организованы по случайному принципу. Однако, по мнению отдельных авторов[ 7] группы, сформированные по адресному принципу, реализуют деловое сотрудничество наиболее эффективно.

В результате наблюдений за работой в группах выработались требования по организации групповой работы на уроках.

1. Задание должно быть сформулировано ясно и четко.

Ясные формулировки задания - залог успешной работы. Перед началом работы следует объяснить ученикам, что именно от них требуется, дается небольшая инструкция. Зная особенности своих учеников, учитель может зачитать инструкции, а потом можно использовать разминки или подготовительные упражнения.

2. Нужно распределить роли внутри группы.

При групповом обсуждении можно предложить распределить роли в группе. Распределение ролей в группе учителем на первых этапах формирования групп необходимо, т.к. ученики только учатся совместной работе над заданием. В дальнейшем, по мере освоения методики работы в группе, учитель делегирует право распределения ролей самим ученикам. Ученики могут предложить назначить ведущего, секретаря и докладчика (участники могут меняться ролями). Ведущий руководит обсуждением и следит за тем, чтобы все говорили только о данном вопросе. Секретарь записывает реплики участников, а потом на основе своих записей составляет тезисы (один или вместе с докладчиком). После окончания обсуждения докладчик "отчитывается" о работе группы. Все остальные активно участвуют в обсуждении. Таким образом, каждый член группы, вне зависимости от уровня владения вопросом, имеет свои обязанности, и каждый вносит вклад в общую работу.

3. Поведение учителя во время групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

  • он может контролировать;
  • организовывать;
  • оценивать работу учеников;
  • участвовать в работе группы;
  • предлагать участникам разные варианты решений;
  • выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

  • сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;
  • воспринимать групповую работу как "законную передышку", когда можно позволить себе выйти из класса;
  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;
  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);
  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться;
  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;
  • нельзя давать слишком категоричных оценок - они действуют на участников подавляюще;
  • и не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников;
  • не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Таким образом эффективность групповой работы зависит от состава групп и от того, какую роль выбирает для себя преподаватель. Полагаю, что рассмотренное может заинтересовать всех учителей - ведь в любом классе есть "молчуны", которым трудно работать в группе. Однако если учитель сумеет правильно организовать групповую работу и обеспечит участников достаточным количеством заданий с обязательным обменом информацией -"молчуны" тоже заговорят.

Литература:

  1. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников – М.,1977
  2. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности. В кн: Избранные труды. М.,1995
  3. Поливанова Н.И., Ривина И.В. Принципы и формы организации совместной учебной деятельности//Психологическая наука и образование, 1996
  4. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр “Эксперимент”, Рига, 1997.
  5. Каплунович И.Я.,Казанина С.М. К мотивации через особенности мышления// Биология в школе, 2004,№ 6
  6. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников / Под ред. Н.И.Чуприковой М., -Воронеж, 1998
  7. Развитие субьекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под редакцией Е.Д.Божович. М.: ПЕР СЭ, 2005
  8. Н.Г. Малкова, Г.Б. Пичурина – О развитии доминантных подструктур мышления пространственного мышления учащихся в процессе обучения /Педагогическое обозрение, научно-методический и информационный журнал, 2005, № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальное партнёрство как средство развития коммуникативных навыков младшего школьника»

Выступление из опыта работы. Презентация к выступлению размещена на сайте школы -  http://s06014.edu35.ru/index.php/2012-11-15-06-24-59/288-l-r.html...

Танец, как средство развития коммуникативных навыков младших школьников с ОВЗ

Мы все откликаемся на музыку, которая окружает нас с самого рождения. Она способна регулировать настроение, улучшать самочувствие. Дети в разной степени музыкальны от природы и не случайно голосовые п...

Игровые технологии как средство развития коммуникативных навыков у обучающихся с умственной отсталостью

Игра занимает важное место в жизни ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, являясь ведущим видом их деятельности. Как сделать так, чтобы игра стала неотъемлемым элементом жизни каждого ребе...

Игры на развитие коммуникативных навыков у учащихся начальных классов

Набор простых и в тоже время увлекательных игр поможет развивать учителю коммуникативные навыки как во внеурочной деятельности, так и во время урока....

Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий в 1 классе.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни,  вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго пок...

Групповая работа на уроках как средство развития коммуникативных универсальных действий во 2 классе.

Изменения, происходящие в современной социальной жизни,  вызвали необходимость разработки новых подходов к системе обучения и воспитания, которые заложены в государственных стандартах второго пок...