Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.
материал по русскому языку на тему
Теоритический материал для помощи учителям при подготовке к урокам русского языка в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_kak_sredstvo.rar | 2.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Сочинение как средство формирования коммуникативных УУД у учащихся начальных классов.
Содержание | Примечания |
Несмотря на то, что ФГОС, в наших образовательных учреждениях, успешно реализуется уже не первый год, некоторые учителя все еще испытывают затруднения при организации работы по формированию УУД на предметных уроках. Внеурочные занятия проходят в более свободной форме, простор для использования разнообразных методов и приемов, работающих на благо формирования УУД, не ограничен такими жесткими рамками как урок. Но как быть на таких уроках, как математика и русский язык. Материал данных предметов объемный и, скажем прямо, не всем детям дается легко. Хочется добиться усвоения учащимися основных понятий и их понимания. А тут еще нужно работать над формированием универсальных учебных действий. Лично у меня возник вопрос, как развивать коммуникативные умения на уроках русского языка, а конкретно на тех уроках, где идет работа над написанием сочинения. В программе ПНШ, по которой я работаю, большое количество часов отведено на уроки по развитию речи. Материал представлен обширный и ведется работа над различными видами сочинений. Но для развития коммуникативных УУД, наиболее подходящим я сочла сочинение-описание картины. Хочу представить вам описание урока с этапами формирования коммуникативных УУД по теме: «Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец»». Класс делится на три группы. На первом этапе, ребята рассматривают репродукцию в группах и выбирают основные аспекты картины, которые послужат опорой для составления текста-описания. На данном этапе формируются следующие КУУД: 1.инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 2.управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий Второй этап: составление общей схемы-кластера, каждая группа предлагает свой вариант опорных слов. При добавлении нового блока в кластер ученики, отвечая на вопросы, рассказывают об этом блоке. Также дети предлагают вынести на доску сложные слова и специальные слова (относящиеся к профессиональной лексике) На данном этапе формируются следующие КУУД: 1.умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; 2. владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; 3. Умение четко отвечать на вопросы учителя и одноклассников. 4. Выполнять различные роли в группе. Третий этап: По каждому пункту схемы ученики в группе устно по цепочке составляют предложения, чтобы получился текст-описание. На данном этапе формируются следующие КУУД: 1. Умение следить за выполнением устного задания, другими участниками группы; 2. Сотрудничество для достижения единой цели; 3. Умение слушать друг друга; 4. Оказание помощи своему товарищу в ситуации затруднения; 5. уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого Четвертый этап: Условия создания сочинения. Оно должно быть по типу речи – описание, по стилю – разговорно-художественное, по жанру – сочинение по картине, по степени самостоятельности учащихся – коллективное. Данный методический анализ, проведенный учителем, имеет большое значение для продуктивной работы учащихся. Анализ помогает детям понять структуру текста и его языковые особенности, количество частей, языковые особенности и орфографическую насыщенность. Пятый этап: Создание в группах сочинения по картине под руководством учителя. У каждого ребенка свой подписанный лист. По сигналу записывается предложение. Время 2 мин. Сигнал – по часовой стрелке обмен листами. Начиная с первого пункта плана, каждый участник группы добавляет по одному предложению. Задача других участников добавить свое предложение связанное по смыслу с предыдущим. На данном этапе формируются следующие КУУД: 1.Совместное выполнение практического задания; 2. Умение строить письменное высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей. Шестой этап: Анализ сочинения по классификации (см. 4 этап). Грамматическое и орфографическое редактирование. На данном этапе формируются следующие КУУД: 1. Умение выполнять анализ работы товарища, коррекция ошибок; 2. Умение адекватно воспринимать чужие ошибки и критику своей деятельности. Благодаря показанному на примере виду работы, у учащихся на каждом этапе формируются предметные общеречевые умения и универсальные учебные действия, в том числе и коммуникативные. При этом работа проходит непринуждённо, интересно и достаточно насыщенно. Реакция на коллективное сочинение у детей, как на чудо. Им очень интересен тот факт, что могут получиться замечательные цельные работы и как они сами говорят: « меньше, чем за урок, мы написали не одну, а несколько работ». И хоть план работы был общим, все сочинения получились разными. | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных компетенций у учащихся начальной школы
Данный материал раскрывает проблемы КК младших школьников; значение КК учентка в процессе образования; формы учебной коммуникации; условия для достижения цели; ожидаемые результаты....
Технология проблемного диалога как средство формирования учебно-познавательной мотивации учащихся начальных классов
Здесь описан опыт работы по теме "Технология проблеммного диалога"...
Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"
Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...
Использование интерактивной доски на уроках математики как средство формирования коммуникативной компетентности слабослышащих учащихся.
В обучении математике должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс применения информационных технологий....
Применение ИКТ в учебном процессе как средство формирования ключевых компетенций у учащихся начальных классов
Работа даёт представление о применении ИКТ на уроках в начальных классах. На каких уроках, в какой форме это лучше сделать. Работа рассказывает о внедрении ИКТ на уроках в различных направлениях: ...
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов
Роль игровых технологий в формировании коммуникативной компетенции у учащихся начальных классов...
Художественно-педагогический анализ музыкальных произведений как средство формирования познавательных УУД у учащихся начальных классов
Задача современного учителя музыки - не сводить проблемы музыкального образования к простой передаче информации, а в процессе слушания и анализа музыкальных произведений формировать у учащихся п...