Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе
статья на тему

Данилова Светлана Викторовна

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе с применением проектных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Столипинская СОШ»

Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе с применением проектных технологий

Автор:

                               учитель начальных классов

                                                           МБОУ «Столипинская СОШ» Данилова С.В.

2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3

Концепция деятельности …………………………………….. ………………4

     3. Теоретические аспекты организации краеведческой деятельности …………5

          3.1.Принципы изучения краеведческого материала…………………………..5

     3.2. Уровни изучения краеведения в начальной школе ………………………6

          3.3. Основные разделы краеведения, изучаемые в начальной школе ……….7

          3.4. Задачи использования краеведческого материала на уроках в

                 начальной  школе…………………………………………………………. 8

     3.5. Введение краеведения в учебный процесс …………………………….. 11

     3.6. Использование краеведческого материала на уроках в

              начальной школе………………………………………………………….11

     3.7. Рекомендации по оптимизации отбора краеведческого материала

              в    начальной школе……………………………………………………. 16

    3.8. Результативность использования краеведения в учебно-воспитательном  

             процессе …………………………………………………………………. 17

Использование на уроках метода проектов…………………………………. 18

Метод проектов в педагогике …………………………………………. 18

История создания проектного метода обучения ……………………. 20

Типология проектов ………………………………………………….. 21

Основные условия применения методов проектов ………………… 26

Структура уроков проектной деятельности ………………………… 27

Значение метода проектов в начальной школе …………………….. 28

Заключение ……………………………………………………………………. 30

Литература ……………………………………………………………………. 31

1. ВВЕДЕНИЕ

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки.»

Д.С. Лихачев

Понятие национального образования разрабатывается в мировой педагогике около двух веков. В образовании и воспитании подрастающего поколения неизбежно присутствует национальный колорит. Он обращает ум и сердце ученика к национальному достоянию своего народа и способствует патриотическому воспитанию.

Важность данной проблемы отражена в Законе «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить:

историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

Творческий патриотизм необходимо культивировать с детства. Подобно любому другому чувству он обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Бесценна роль учителя начальных классов в организации системной, личностно – ориентированной деятельности по освоению историко-культурного наследия.

Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов. Приходя в школу, дети хотят больше знать о своем крае, об особенностях растительного и животного мира, об его истории, о великих и знаменитых людях своего края.

Воспитание патриотизма у современных школьников, формирование чувства любви к Родине, гордости за свой край, уважение традиций предков – эта проблема остро стоит перед образовательными учреждениями.

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гипотеза:

Если постоянно, в системе использовать на уроках в начальной школе краеведческий материал с применением проектных технологий,  то у учащихся формируется интерес к познанию окружающего его мира, истории родного края, особенностей природы, это будет способствовать оптимизации и гуманизации обучения.

Цель работы:

обобщить опыт  по активному использованию краеведения при организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе; показать, что системный подход по интеграции учебного процесса и краеведческой работы с применением проектных технологий – один из путей гуманизации и оптимизации обучения.

Задачи:

Изучить и  проанализировать научно-методическую литературу по теме.

Разработать основные разделы изучения краеведческого материала с применением метода проектов.

Вовлечь учащихся в активный творческий, познавательный процесс.

Практическое применение разработанного материала в начальной школе для оптимизации обучения

3.Теоретические аспекты организации краеведческой деятельности

3.1.Принципы изучения краеведческого материала

концентризма

маятника

спирали

связи с общественными событиями

Концентры определяются возрастными особенностями и целями краеведческих программ. Принцип концентризма предполагает изучение краеведения по концентрам – своеобразным кругам знаний.

«Тепло отчего дома»

Знакомство с культурой семейных отношений. Родословная семьи.

«Моя Малая Родина»

Формирование базовых краеведческих понятий. Изучение истории школы, района, города, страны.

«Наши традиции»

Приобщение к русской национальной культуре. Изучение фольклора, народных праздников.

«Мы и природа»

Формирование культуры отношения к природе. Изучение традиций взаимоотношения человека и природы.

«В гостях у туристов»

Знакомство с основными правилами туризма и элементами ориентирования.

«Важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, а, главное, понимали необходимость единства интеграции концентров, «прозрачность» их границ, возможность постоянного систематического перехода из одного «круга знаний» в другой, важность и целесообразность постоянной связи близкого с далёким, возвращение от далёкого к более близкому…» (Сейненский А. Е. Родной край – М.: Интер – пракс, 1994.) Такой принцип краеведческо-познавательной деятельности можно назвать принципом маятника. Изучая названия улиц своего района, дети узнают историю своей страны.

Принцип «спирали» позволяет возвращаться к теме, расширяя круг привлекаемых источников, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Знакомство с архитектурными памятниками Тверской области мы начинаем с простого рассматривания фотографий. Далее идут слайды – экскурсия с небольшими комментариями, а пешеходная экскурсия дополняется более обширными пояснениями. Исследование «Я горжусь своей малой родиной» предполагает работу со справочной, художественной литературой, посещение краеведческого музея.

 

…И я давно уже мечтаю
Ту связь веков соединить,
Времен разорванную нить
Я потихоньку собираю –
Ведь чтоб себя не потерять,
Нам нужно память сохранять.

Именно тогда строки из этого стихотворения Людмилы Марасиновой становятся понятны и близки детям. У них возникает желание испытать свои творческие способности в поэзии.

Изучение тем краеведения в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает социальную значимость деятельности. Ко Дню Защитника Отечества проводится беседа «Наши земляки-полководцы. Не посрамим земли русской». Ко Дню Победы учащиеся проводят исследование «Великая Отечественная война и улицы нашего города».

3.2. Уровни изучения краеведения в начальной школе

Получение «готовых» знаний о крае из рассказа учителя.

Самостоятельное приобретение знаний, активизирующих познавательную деятельность через рассказы очевидцев, членов семьи.

Изучение материалов местных изданий, краеведческой литературы.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, включение краеведческого материала в учебный процесс осуществляется диффузным путём.

3.3.Основные разделы краеведения, изучаемые в начальной школе

Знакомство с культурой семейных отношений «Тепло отчего дома»

Формирование базовых краеведческих понятий «Моя малая Родина»

Приобщение к русской национальной культуре «Наши традиции»

Формирование культуры отношения к природе «Мы и природа»

Знакомство с основными правилами туризма и элементами ориентирования «В гостях у туристов»

Данные разделы  помогают преодолеть дискретность детских знаний, формируют целостную картину окружающего мира. Широкая содержательная область, наличие разнообразных тем, сочетание теоретических знаний и практических заданий дает возможность каждому ребенку найти в рамках занятий краеведением сферу своих интересов.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает интерес к изучению прошлого своей семьи, школы, района, города, страны. Именно это создает условия для формирования чувства сопричастности тому, что происходит в обществе.

При изучении краеведческого материала ребенок не только овладеет базовыми понятиями, но и научится способам исследовательской деятельности, умению работать в группе.

Привлечение родителей учащихся на этапе получения знаний, оценки результатов деятельности – непременное условие успешности овладения краеведческими понятиями. Родительские собрания, выставки работ, презентации имеют большой воспитательный потенциал.

 Цель использования на уроках краеведческого материала – создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности, в результате которой осуществляется:

формирование знаний, умений, навыков

развитие исторического мышления

организация самостоятельной деятельности связанной, с эмоциональными переживаниями

воспитание любви к малой Родине, национальной культуре.

3.4. Задачи использования краеведческого материала на уроках в начальной школе

«…Мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – мыслящей матери растущего организма.»
В.А Сухомлинский

Адаптация к обучению.
Практика показывает, что в школу приходят не только дошкольники с уже сформированной готовностью к обучению, нуждающиеся в новых обширных источниках знаний, но и дети, для которых учебные задачи являются непосильными.
Организация дополнительной развивающей среды (краеведение), сочетающая игровую форму, продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку, помогает детям из группы риска найти свою сферу интересов. Школьники, не столь успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе.  

Формирование положительной мотивации и увлеченности учением.
Одной из важнейших задач педагогической деятельности является формирование увлеченности учением. Часто проблема заключается в сочетании богатейшего содержания учебных предметов с достаточно узкими рамками урока. При этом из маленького ростка природной детской любознательности необходимо вырастить желание творить. А для этого каждое детское открытие должно быть

эмоционально значимо для маленького ученика;

услышано окружающими;

положительно оценено как оно само, так и личность, которая его совершила.

Обучение началам исследовательской деятельности.
Цель начального образования – всестороннее, многоаспектное развитие личности младшего школьника. Задача педагога состоит в том, чтобы открыть детям многообразие способов усвоения культурных ценностей, сформировать компоненты исследовательской культуры школьника во внеучебной, научно-образовательной, поисково-творческой деятельности.

Примеры образовательных задач и способов их решения при изучении краеведческого материала в начальной школе:

Задачи

Способы их решения

Примеры

1. Формировать понятийный аппарат

Введение новых слов. Новое понятие может быть ключом, разгадкой для продолжения игры.

Работа с новыми словами, выделенными шрифтом и цветом, в информационных текстах

Соотнесение новых слов с музейными экспонатами.

2. Учить выдвигать гипотезы

Сопоставление известных и неизвестных вещей, выполнение специальных заданий.

Научная экспедиция «О чем рассказала лучина».

Проведение аналогии между разнообразными осветительными приборами.

3. Учить планированию деятельности

Выполнение заданий по схеме. Планирование выполнения задания.

Проект «Парк будущего»

Складывание по схеме тряпичной куклы стригашки, почули, закрутки.

4. Учить находить пути реализации

Самостоятельное определение способа выполнения задания.

Изготовление куклы в народном костюме, выбор техники ее изготовления.

5. Прививать навыки самостоятельного обучения

Ролевые игры (выстраивается алгоритм поведения)

«Мои семейные обязанности»

«Любимые занятия членов моей семьи»

6. Стимулировать познание

Театрализация. Креативные игры.

Открытие мини-выставки «Традиционные ремесла Тверской области».

Фольклорный праздник «Деревенька моя»

7. Оптимизировать эмоциональную сферу

Пантомима. Выбор понравившихся предметов. Личностный подход.

«В гостях у бабушки Устиньи»: выполнение заданий, предполагающих пластические движения.

8. Развивать воссоздающее воображение

Выявление несоответствий в изображениях, воспроизведение элементов процесса с помощью слов, рисунков; сопоставление явлений; выбор верного ответа; составление целого из частей.

Задание «Что перепутал художник?».

Воспроизведение этапов работы.

Соедини названия предметов с названиями материалов, из которых они изготовлены.

«Потешный промысел».

9. Формировать пространственно-временные представления

Сопоставление, изучаемых явлений со своим жизненным опытом, использование временных категорий, понятных ребенку.

Метод «погружения» в историческое прошлое; идентификация исторических предметов (сравнение игрушки современной и народной).

Формирования условий для эмоционального восприятия.
Эмоции: удивление, сомнение, восторг – возникают в процессе познавательной деятельности, связанной с изучением «живых» предметов старины, вещественных источников исторических знаний.
«Чувственная грамотность» (по терминологии А.У. Зеленского) способствует пробуждению познавательной активности. Наиболее эффективно использование методов музейной педагогики.

Решение проблем межличностных отношений учащихся.
Проблема – начало любого исследования. Проблема обидных прозвищ по фамилии дала импульс для коллективной творческой работы «Защита фамилии». Она в свою очередь стала частью проекта
« История фамилии, имени, рода».

Использование воспитательного потенциала краеведческой деятельности.
Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствует бережному отношению к традициям и сохранению вертикальных семейных связей, помогает улучшению отношений между поколениями, изменяет статус юного исследователя среди одноклассников. Система работы с семьями учащихся предполагает беседу «Кто такие наши предки?»; ролевую игру «Мои семейные обязанности»; выставки «Золотые руки моей семьи», «Этому я научился в своей семье»; собраний «Гордитесь, я – ваш ребенок», «Я горжусь своей семьей». Анкетирование родителей учащихся позволяет корректировать работу детского коллектива.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

3.5. Введение краеведения в учебный процесс способствует успешному решению двуединой задачи обучения и воспитания детей в процессе их участия в изучении и бережном использовании культурного наследия.

История России сложна и многообразна, она вбирает в себя историю деревень, сел, городов, областей и краев. Использование краеведческого материала в начальной школе, несомненно, играет большую роль в формировании патриотического сознания учащихся.

Использование краеведческого материала на уроках.

Уроки литературного чтения дополняются результатами начального литературно-краеведческого исследования по связям жизни и творчества известных писателей, художников с реальными историческими лицами, жившими в Зубцове и Тверской области.  

Изучение природного наследия края (совокупности растительного и животного мира, полезных ископаемых, рек) помогает формировать экологическое мышление. Например, создание письма рыбакам от лица рыбки хариус, которая практически исчезла в Волге, помогло детям осознать глубину проблемы. Такой подход помогает формированию нравственного запрета наносить ущерб природе.

         Математика является неотъемлемой и значимой частью человеческой культуры, источником познания окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Необходимость в математическом и жестко привязанном к нему информационном образовании ощущается во всех областях профессиональной деятельности.

        В качестве одного из средств формирования элементов математической культуры можно рассматривать текстовые задачи. Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретными жизненными ситуациями, что помогает показать младшим школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развить их умения применять математические знания на практике.

        Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от педагога и из учебной литературы. Только та информация, которая как-то созвучна потребностям школьников, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ученик получает импульс к последующей деятельности.

        На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только стимулируют мотивацию и активизацию познавательной деятельности школьников, но и обеспечивают взаимосвязи, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества, придавая им целостный характер, способствуя развитию мировоззрения. Важным средством осуществления межпредметных связей при изучении общеобразовательных предметов является краеведческий материал.

        Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления с новыми знаниями, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках.

        Числовые данные могут быть взяты из справочников, энциклопедий. Некоторые данные могут быть производными, но они должны соответствовать фактическим. Для составления задачи достаточно иметь 2-3 числовых данных. Недостающие данные учитель может подобрать по своему усмотрению в соответствии с возрастными особенностями учащихся и требованиями программы. Задачи с жизненно-практическим содержанием могут быть и такими, в которых фактические данные явно не показаны.

        Можно выделить требования к формулировке задач, составленных на краеведческом материале:

Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.

Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями.

Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.

В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения, следует избегать произвольных сокращений слов.

Работа по составлению задач упрощается  том случае, когда учитель собирает и накапливает разнообразный числовой материал постепенно, что освобождает педагога от необходимости поспешно подбирать данные для задач.

В процессе работы по использованию на уроках математики задач краеведческого содержания полезно вести специальные дневники и заносить в них всевозможные числовые данные, ярко иллюстрирующие особенности жизни края, его развитие.

Учитель может привлекать школьников к составлению и решению жизненно-практических задач уже с первого класса. Можно использовать задачи, связанные с сезонными явлениями, календарем природы, различными видами спорта, проведением ремонта или праздника и другой разнообразный близкий и интересный для детей материал, в сборе которого они принимают непосредственное участие.

Сформировать у младших школьников умение составлять текстовые задачи – это значит научить их излагать и воспроизводить структуру высказывательной модели задачи. При составлении задач обогащаются знания школьников, приобретенные в учебном процессе. Это происходит потому, что задача содержит новую для ученика информацию, имеющую связь с жизненным опытом. Решение краеведческих задач при обучении математике не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания при обучении математике активизирует деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляют их на поиск нужной информации, необходимой для составления текста задачи и ее успешного решения.

Жить достойно, пользоваться заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только в том случае, если сам уважаешь себя и своих соседей, когда знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Для того, чтобы приобщить детей к традиционному наследию, на уроках используется краеведческий материал. Кроме чисто познавательного, это имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного исторического пути любого народа.

Родной край для учащихся младшего школьного возраста – это окружающее пространство, освоенное ими с детства, прочувствованное и принятое как семья, дом, друзья, село (город), река и лес. Для учителей и родителей это еще окружающий природный и материальный мир, который всегда рядом, основа, дающая чувство устойчивости в жизни, источник жизненной силы и умиротворения. Я.А.Коменский, рассматривая окружающий человека мир как начальный способ обучения и развития думающего и действующего человека на основе заложенных в нем задатков, советовал приучать учащихся, «подобно молодым деревьям, распускаться из собственных корней», а не «привешивать к себе сорванные на стороне ветки и таким образом, подобно эзоповской вороне, украшать себя чужими перьями». Окружающая жизнь – великолепный воспитатель и учитель. Территориально-бытовая и природно-географическая среда, духовные и материальные связи  с родными местами являются мощными источниками патриотизма, накладывают отпечаток на национальный характер, язык и культуру, формируют чувство личной причастности и ответственности за все происходящее в родном крае. Основная задача изучения родного края – обогащение духовного мира, формирование ценностного отношения к культурному и природному наследию. Основными слагаемыми краеведческой работы для учителя являются поиск и методическая обработка материала, различные варианты и приемы его использования на уроках и во внеклассной работе. Важная составляющая такой работы – элементарная самостоятельная поисково-исследовательская деятельность учащихся по заданию или инструкции учителя.

Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные: составление и разбор предложений, отражающих факты истории и культуры села (города, края), изучение соей семьи, своего рода, профессии родителей, встречи и беседы с интересными людьми, привлечение материалов местной прессы, отрывков из книг, проведение экскурсий к памятникам истории и культуры, в музеи, по городу, области.

При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил:

События местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;

Факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;

Предоставить учащимся возможность совершать маленькие «открытия», привлекая их к участию в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;

Формировать умение наблюдать окружающую действительность, искать неизвестное в известном, незнакомое в знакомом;

Вызывать интерес к познанию родных мест, содействовать формированию патриотических чувств.

Краеведческий материал можно использовать фрагментарно на всех уроках: в предложениях и текстах по русскому языку, в задачах по математике, в беседах и использованию произведений местных авторов по литературному чтению, на истории, технологии, музыке и рисовании.

Помимо включения сведений из истории и культуры края, используется чтение небольших отрывков из художественных произведений, маленькие сообщения учащихся, наглядные пособия, отражающие прошлое и настоящее края (пейзажные, портретные, сюжетные), карты и путеводители.

Стихотворные тексты используются для орфографических физкультминуток и письма по памяти, объяснения орфограмм, определения рода, числа, падежа существительных и прилагательных, времени, спряжения глаголов. Эти тексты несут смысловую нагрузку: в каждом из них рассказывается о каком-либо объекте Тверской области, народных промыслах. Такие тексты легко ложатся на слух, быстро запоминаются и способствуют развитию памяти, воспитанию патриотизма и бережного отношения к родной природе.

При изучении родного края на уроках в начальной школе используется доступный возрасту детей материал окружающей действительности, факты из истории и культуры своего села, города, края, знакомство с общественно-политическими событиями наших дней. С большим интересом учащиеся принимают участие в экскурсиях в музеи, к историческим местам и памятникам истории и культуры. А проведение уроков по литературному чтению и математике в форме народных гуляний «Коляда», «Встреча зимы», «Масленица», «Весенние обряды», разучивание народных игр, песен, танцев и хороводов – это настоящий для них праздник.

3.7.Рекомендации по оптимизации отбора краеведческого материала для младших школьников

Не обрушивайте на ребенка лавину знаний… под лавиной могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл пред детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
                                                                                                В.А.Сухомлинский

При отборе содержания краеведческой деятельности учитываются следующие аспекты:

Аспект

Значение

Иллюстрация (Изучение праздника «Масленица»)

1. «Позитивный центризм»

Отбор знаний актуальных для ребенка (по Н.Ф.Виноградовой)

Детям знаком только современный искаженный вариант праздничной недели.

2. Конгитивность

Познавательный потенциал, включение новой информации.

Знакомство со структурой праздничной недели, изучение жанров фольклора (считалки, частушки, дразнилки). Создание чучела.

3. Эффективность

Эмоциональная окрашенность информации.

Поиск, рассматривание, манипуляция «живыми предметами» старины (полотенце, самовар, ухват). Инсценизация фольклорных жанров.

4. Продуктивность

Введение заданий, основанных на моделировании, изобразительная деятельность.

Изобразительное искусство – выполнение эскиза полотенца

Трудовое обучение – создание чучела Масленицы (возможно создание проекта) – коллаж «Лошадь банченая»

5. Интеграция

Осмысленный перенос знаний способствует раскрытию общих закономерностей в окружающем мире.

Окружающий мир – раскрытие принципа природосообразности (связи праздника с бытом крестьян и временем года)

Литературное чтение – задания на различение малых жанров фольклора.

Математика – задания на проектирование: «Школьный городок», «Моя деревня» с использованием заданий на вычисление расстояния, площади и др.

6. Социализация

Освоение культурных форм существования в социуме, создание модели поведения.

Театрализованное воспроизведение событий праздничной недели.

 3.8 .Результативность использования краеведения в учебно-воспитательном процессе

Параметры результативности исследовательской деятельности

Результаты деятельности

Успешность исследовательской деятельности

Грамоты

Уровень усвоения краеведческих знаний

Олимпиады по краеведению для младших школьников, участие в районных краеведческих мероприятиях.

Уровень развития коммуникативных качеств

Проведение итоговых праздников в конце года

Освоение культурных форм сосуществования в социуме

Фотоколлекция

Сотрудничество с центрами дополнительного образования, театрами, музеями.

Фотоколлекция , школьный музей, составление классной летописи

4. Использование на уроках в начальной школе метода проектов

4.1. Метод проектов в педагогике.

        Понятие «инновация» в современном словаре иностранных слов трактуется как нововведение. В научной литературе «нововведение» определяется как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.

        Школа – это открытая социально-педагогическая система, которая создается обществом и призвана выполнять социально-значимые функции. По мере обновления общества и изменения социального заказа меняется и школа. Современная ситуация характеризуется глобальными изменениями во всех сферах жизни, и в образовании в частности.

Развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс.

        Установка на личностное развитие предполагает выделение в качестве основных критериев инновационной образовательной системы следующие:

        - свободный доступ учащихся к информации, приобщение к культуре, к творчеству;

        - сохранение жизни, физического, психического и нравственного здоровья учащихся;

        - способность системы образования включать не только познавательные, но и социальные программы, направленные на решение жизненных проблем учащихся;

        - способность инновационной образовательной системы адаптироваться к потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитание, внедрять культуросообразный подход, обеспечивающий морально-психологическую комфортность учащегося в образовательном процессе;

        - демократическое устройство совместной жизни учащихся и педагогов; способность школы гуманитарной культуры обеспечивать уровень воспитанности, отвечающий требованиям общечеловеческой нравственности и достижениям учащихся, проявленных в культурном саморазвитии.

        Инновационный урок – это урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение – в проект, проект – в технологию реальной деятельности, результаты которой, по сути, и выступают в качестве новации.

Мир вступает в новую фазу развития, переходя от общества индустриального к постиндустриальному информационному. Это ведет к необходимости изменения и образовательной системы. На смену выходят образовательные технологии нового поколения – деятельностные и деятельностно-ценностные. В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности, например, таких, как: архитектура и строительство, машиностроение, технологические процессы и др. популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое и др. Все перечисленное, в том числе и проекты сугубо гуманитарные: в журналистике, на телевидении, в шоу-бизнесе, образовании – позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности. Проектирование осваивается современным человеком в силу необходимости его применения в различных сферах жизни, профессиональной и пр. деятельности. Одной из целей современной школы является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному умению.

         Проект – это замысел, план.

         Метод – это система приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями.

        Метод проектов – совокупность последовательных учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Метод проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

        Методом проектов может реализовываться способ обучения в группах по

 технологии сотрудничества. Главным отличием метода проектов является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают новые знания, а создают какой-либо учебный продукт, материальный результат совместного труда. Работа над проектом тщательно планируется преподавателем и обсуждается с обучаемыми.

В основу метода проектов положены: идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить; находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

4.2. История создания проектного метода обучения

В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни, что означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». «Метод проектов» первоначально называли методом решения проблем. Его возникновение связано с именем американского философа и педагога Дж. Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. метод проектов возник во второй половине 19 века в сельскохозяйственных школах США. Обучение должно было строится на активной основе, в ходе практической деятельности ученика.

В 20-е годы прошлого века метод проектов привлек внимание советских педагогов, которые использовали его способность формировать связи между знаниями и умениями и их применением на практике. К сожалению, сторонники этого метода использовали его в ущерб систематическому приобретению знаний на уроках, что привело к значительному снижению уровня общеобразовательной подготовки школьников и дискредитации самого метода. Более 50 лет метод проектов применялся в нашей школе чрезвычайно редко, преимущественно на

уроках труда. В то же время в США, Западной Европе он рационально использовался, развивался, вошёл как обязательный компонент в программы и учебники.

В России интерес к методу проектов усилился в 90-е годы в период реформы образования, демократизации отношений в школе в связи с необходимостью развивать активные формы познавательной деятельности учащихся. Но теперь уже учитывалось, что далеко не все темы могут быть преподаны методом проекта.

Педагогические технологии вовсе не предполагают жесткой алгоритмизации действий. Они не исключают творческого подхода, развития и совершенствования применяемых технологий, но при условии правильного следования логике и принципам, заложенным в том или ином методе. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно с учетом различных факторов и условий ее решения и реализации результатов.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

4.3. Типология проектов.

Рассмотрим общедидактическую типологию проектов. Прежде всего определимся с типологическими признаками:

 доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.;

 предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника
проекта);                                                                                                                        

4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;

 количество участников проекта (личностные, парные, групповые); продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

В соответствии с признаком доминирующего в проекте метода (пункт 1) можно обозначить следующие типы проектов: исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентированные. Рассмотрим каждый из них.

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения.

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т.д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика.

Оформление результатов проекта требует  четко  продуманной   структуры   в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.

Ролево-игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Информационные проекты.

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе в сети Интернет, обсуждение в телеконференции и т.п.).                                                                                              

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентированные проекты.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальный заказ общества.

Внутренние, или региональные, проекты.

Это проекты, организуемые или внутри одной школы, на уроках по одному предмету, или междисциплинарные, или между школами, классами внутри региона, одной страны.

По количеству участников проектов (пункт 5) можно выделить проекты: личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах); парные (между парами участников) и групповые (между группами).

В последнем случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта из различных школ, стран и т.д.). Роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.

По продолжительности проведения (пункт 6) проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на уроках по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности и долгосрочных, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу (совокупность проектов, решающих одну значимую проблему). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со                                                                  

смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Отдельно следует сказать о координации проектов и организации внешней оценки, поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация та, которая хорошо подготовлена. Поэтому, если учитель решил использовать при изучении какого-то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательно продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что учащиеся по предложенной им ситуации должны сформулировать проблему, учитель сам должен спрогнозировать несколько возможных вариантов. Учащиеся могут назвать некоторые из них, к другим учитель подводит ребят наводящими вопросами, ситуациями и т.п. Учитель должен четко определить учебные задачи для учащихся (что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать), подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео и т.п., в том числе и из электронных источников) или дать рекомендации школьникам, где можно найти его, например, в сетях, на компакт-дисках. Надо продумать, какую помощь можно оказать ученикам, не предлагая готовых решений. Желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Кроме того, важно иметь в виду необходимость отслеживания деятельности каждого ученика на всех этапах работы над проектом. С этой целью используют возможности само- и взаимоконтроля. На уроки защиты проектов можно пригласить других учителей, которые могут выступить как эксперты. Характер внешней оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от его темы (содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он непременно включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при

обучении в сотрудничестве, необязательно оценивать деятельность учащихся                                                                                                отметками. Можно использовать разнообразные формы поощрения, включая самое

 обычное: «Все правильно. Продолжайте» или «Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите». В ролево-игровых проектах, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система (от 12 до 100 баллов). В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты, но отслеживать работу необходимо, чтобы вовремя прийти на помощь, если она потребуется (но не как готовое решение, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Учитель или доверенные внешние независимые эксперты проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично, приходя на помощь ребятам в случае необходимости.

4.4. Основные условия применения метода проектов

существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);

применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;

структурирование этапов выполнения проекта;

самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержанием в нем новых проблем, которые могут прослужить основой для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

- заинтересованность ученика в работе.

                                                                                                                             

Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

4.5. Структура уроков проектной деятельности

Первый этап включает в себя организационный момент. На этом этапе дети знакомятся со спецификой проектной деятельности вообще (первый урок по проектной деятельности) и конкретной деятельности на данном уроке (все остальные уроки). В ходе этого же этапа происходит распределение детей на инициативные группы (например: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели).

Второй этап направлен на формулирование темы и целей деятельности. Он строится по-разному в зависимости от содержания урока.

Третий этап является подготовительным. В ходе его на первом уроке подготавливается общий план деятельности по разработке проекта. На дальнейших уроках этот план лишь корректируется при необходимости. Третий этап также необходим для определения основных разделов проекта. Проект – это разработка определенной темы, результатом которой является определенный продукт. В начальной школе это могут быть: составленные детьми опорные таблицы по теме, иллюстрированные альбомы, дидактические игры, поделки и др.

Четвертый этап представляет собой этап собственно проектной деятельности. В ходе этого этапа осуществляется разработка основных разделов проекта. Работа проводится по группам. Работа может быть организованна по-разному. Каждый раздел может разрабатывать каждой группой по очереди. Тогда результат оформления каждого раздела будет складываться из промежуточных проектов деятельности групп. Эта форма организации удобна на первых уроках                                                                                                               проектной деятельности, когда идет обучение учащихся данному виду работы, и необходима руководящая роль учителя. В дальнейшем можно каждой группе поручить разработку своего раздела и повысить этим степень самостоятельности детей. На четвертом этапе урока очень важно ролевое участие детей в проекте. Именно здесь каждый участник должен внести свой вклад в соответствии с выбранной им ролью.

Пятый этап – подведение итогов, оформление результатов.

Шестой этап  - презентация проекта.

Седьмой этап – этап оценки и рефлексии. Ставятся три оценки: самооценка, оценка эксперта, оценка учителя. Оценивается не только результат работы, но и ее процесс. Основные итоговые вопросы:

Все ли проходило гладко?

Все ли принимали одинаково посильное участие в реализации проекта?

Какие проблемы общения возникли в процессе совместной деятельности?

Как они разрешались?

Если можно было бы начать с начала – что бы ребята изменили?

Хотели бы работать над следующим проектом? Каким? В каких группах?

Если да, то работу над проектом можно считать успешной.

        

3.6 Значение метода проектов в начальной школе

Проекты могут иметь разную сложность. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы и предполагать углубление знаний учащихся по этому вопросу, дифференциацию процесса обучения. Однако чаще всего темы проектов относятся к какому-то вопросу, актуальному для практической жизни и требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а сразу из нескольких областей, а также творческого мышления и исследовательских навыков.                                                                                        

        Решив использовать проект при изучении какого-либо раздела или вопроса программы, учитель должен разработать план проектной деятельности, соответствующий этапам проведения проекта (подготовительный, организация      

работы, учебные задачи для учащихся, дать рекомендации по подбору материала, спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов). Необходимо отслеживать деятельность учащихся поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. Внешняя оценка проекта, как промежуточная, так и итоговая необходима и может принимать различные формы.                                                                                                      Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:

занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся;

учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию не только из учебников, но и других источников.

В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие (сотрудничество) учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.

Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая в микрогруппах, должен представить результат своей деятельности.

Проектная деятельность должна быть направлена на формирование у школьников творчества, способностей к изобретательству и рационализаторству. Следовательно, при её организации главное внимание следует уделить наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, составлению замысла в соответствии с поставленной целью.

Учебный проект не нуждается ни в громоздком наукообразном оформлении,

ни в масштабном и помпезном представлении. Творчество, мышление,                

изобретательские и рационализаторские способности учеников, ради развития которых и организуются учебные проекты, скорее требуют сосредоточенности и тишины.

5.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Введение элементов краеведения с применением метода проектов в структуру уроков в начальной школе способствует раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности младшего школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души, богатые национальные традиции родного народа.

Жить достойно, пользоваться заслуженным уважением окружающих хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только в том случае, если сам уважаешь себя и своих соседей, когда знаешь свою культуру, понимаешь свое место в мире природы и в мире людей. Для того, чтобы приобщить детей к глубокому традиционному наследию, на уроках использую краеведческий материал. Кроме чисто познавательного, это имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании тех духовных ценностей, которые рождены веками длительного пути любого народа.

6. ЛИТЕРАТУРА

Лихачев Д.С. Земля родная. М. – 1983.

Маханева М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России. М.: АРКТИ. – 2005.

Моя родословная: Пособие для начальной школы. Автор составитель Василевская В.С. М.: Вита-Пресс. – 2001.

Петров В.Н., Гришина Л.А. Зимние (весенние) праздники, игры и забавы для детей. М. – 2001.

Пшеницына Н.А. Времена года. Песни, пословицы, приметы, загадки на уроках в начальной школе. М.: ВЛАДОС. – 2004.

Работа со школьниками в краеведческом музее. Сценарии занятий. // Под ред. Н.М.Ланковой. – М.:ВЛАДОС. – 2001.

Сейненский А.Е. Родной край. М.: Интерпракс. – 1994.

Ляшенко Е.А. Школа юного краеведа. Волгоград. – 2007.

Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок.Часть 5. Инновационные уроки. Учитель. - 2007г.

 Мясцова В.И. Краеведческий материал как средство художественно-творческого развития школьников. Начальная школа. - №7 2006.

 Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Начальная школа. - №1 2006.

 Вострикова М.В. Топонимика как элемент краеведческой работы. Начальная школа.- №6 2006.

Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе. Начальная школа. - №3 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)

В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....

«Использование регионального материала на уроках в начальной школе»

Задача современной школы: воспитывать социально и культурно адаптированного, знающего и любящего свой край гражданина. Этому способствует включение в урок регионального материала. Задача современной ш...

Система работы "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе"

Методическая система работы Пирожковой Н.В. "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе."...

Использование краеведческого материала на уроках математики как средство развития мировоззрения учащихся начальных классов

Цель работы: мотивировать и активизировать познавательную деятельность младших школьников;обеспечить взаимосвязь, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества...

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

Автор делится опытом  формирование устойчивых вычислительных навыков у младших школьников. на числовом материале, связанном  с историей Петербурга....

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе/...