Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе
статья по математике на тему

Храброва Ирина Юрьевна

Автор делится опытом  формирование устойчивых вычислительных навыков у младших школьников. на числовом материале, связанном  с историей Петербурга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya2.doc216 КБ

Предварительный просмотр:

Храброва И. Ю.

учитель начальных классов

школы № 298

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

Одной из важнейших задач изучения математики в начальной школе является формирование устойчивых вычислительных навыков у младших школьников. Конечно, это можно делать на абстрактных примерах, когда дети производят арифметические действия с произвольными числами, но нам кажется целесообразно, хотя бы периодически, обращаться к значимым для учащихся числовым данным, тем, которые непосредственно связанны с историей родного города. Это повышает интерес к предлагаемому заданию, ведь всегда интересно узнать что-то новое о том, что тебя окружает. Кроме того, дети, совершая действия с числами, непроизвольно будут запоминать и новые сведения о родном городе.

В нашем классе мы раз в неделю проводим «Петербургский устный счет». Первое время задания подбирались только учителем, постепенно и дети включились в работу по сбору материала для устного счета, стали составлять свои задания. Рассмотрим несколько вариантов проведения такой работы.

1 фрагмент урока (составлен учителем)

На доске записан материал для устного счета, вывешена карта метрополитена.

- Учитель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие, да не простое, а подземное. Кто догадался, какой вид транспорта нас ждет?

-Дети: Метро

- Учитель: Молодцы! Кто из вас знает, сколько линий в петербургском метрополитене?

-Дети: 4

- Учитель: Верно! А знаете ли вы, сколько станций на каждой линии? Выясним мы это, сосчитав цепочки примеров.

1 линия (показ по карте, ответ каждой цепочки записывается на доске)

100 – 31 + 8 - 15 + 4 – 47 = (19)

2 линия

9 * 4 : 6 + 57 - 9 – 36 = (18)

3 линия

7 * 6 + 9 * 6 – 47 - 39 = (10)

4 линия

25 + 18 – 4 + 11 – 22+ 63 - 64 = (13)

- Учитель: Умницы! А теперь догадайтесь, как узнать, сколько всего станций в Петербургском метрополитене. Кто может составить схему решения этой задачи?

Ученики рисуют на доске схему и устно решают задачу. (60 станций)

2 фрагмент урока (составлен учеником и учителем)

- Учитель, обращаясь к классу:

Санкт-Петербург часто называют культурной столицей России. И это - верно. Немного найдется в мире городов, в которых бы было столько памятников, музеев театров.

Хотите узнать, сколько музеев в нашем городе? Давайте заполним таблицу, а для этого вспомним, как найти сумму и неизвестное слагаемое (повторяют правило)

 

1 слагаемое

320

80

640

50

740

2 слагаемое

510

800

140

Сумма

400

660

160

840

930

850

Учащиеся выполняют задание.

Учитель: Найдите наибольшее из вставленных вами чисел, оно подскажет вам ответ на наш вопрос. Сколько же музеев в Санкт-Петербурге?

Учащиеся: 200

Учитель: Верно, в Санкт-Петербурге около 200 музеев.

3 фрагмент урока (составлен учителем)

На доске изображения: Казанского, Исаакиевского соборов и колокольни Петропавловского собора

-Учитель: Ребята, знакомы ли вам эти здания, назовите их.

Как вы думаете, какой из этих соборов выше всех?

Давайте проверим ваши предположения.

На доске рядом с фотографиями соборов находятся столбики примеров, вам нужно проверить верно ли они решены. Тот столбик примеров, где нет ни одной ошибки, и даст вам ответ на наш вопрос.

39 + 38 = 77

29 + 24 = 53

41 + 19 = 60

86 – 17 = 69

54 – 27 = 27

72 – 18 = 53

53 + 18 = 71

26 + 26 = 52

61 + 29 = 90

80 – 17 = 63

92 – 46 = 47

40 – 16 = 24

29 + 15 = 44

35 + 36 = 71

23 + 17 = 40

61 – 19 = 42

22 – 18 = 4

46 – 27 = 19

Казанский собор

Исаакиевский собор

Петропавловский собор

Учащиеся самостоятельно проверяют примеры.

Учитель: Кто готов ответить на наш вопрос, какой из столбиков 1, 2 или 3 полностью решен верно?

Учащиеся: 3 столбик. Выше всех Петропавловский собор.

Учитель: Молодцы! Высота Петропавловского собора 122 метра, давайте поставим его фотографию первой, затем идет Исаакиевский собор, его высота 102 метра, он у нас будет вторым, и, наконец, поместим фотографию Казанского собора, его высота 72 метра.

Совместно с детьми в классе составляется «Математическая азбука Петербурга», содержащая необходимые числовые данные, относящиеся к истории города. Используя азбуку, мы подбираем различные задания, например, придумываем задачи по предложенным схемам, составляем к ним обратные. Вот фрагмент нашей «азбуки» для чисел первого десятка.

1

  1 час устанавливали Александровскую колонну на Дворцовой площади.

2

2 Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова

 2 статуи украшают постамент каждой Ростральной колонны на Стрелке Васильевского острова

2 парка Победы в Петербурге

3

3 дня строился Домик Петра – первая жилая постройка Санкт-Петербурга

3 раза наш город менял свое название: Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград.

3 улицы – 3 луча отходят от здания Адмиралтейства: Невский проспект, Гороховая улица, Вознесенский проспект

3 памятника А. С. Пушкину в городе Пушкин

3 памятника Петру 1 было в Кронштадте

4

4 сфинкса охраняют Египетский мост

  1. льва поддерживают маленький пешеходный Львиный мост
  1.  линии метро сейчас в Петербурге

4 вагона было в первых поездах метро, сейчас на первой линии - 8, на других – 6)

4 км/час средняя скорость течения Невы

4 копейки стоил перевоз через Неву во времена Пушкина

4 года строили Малый Эрмитаж

5

  1. зданий принадлежит Русскому музею: Михайловский дворец, корпус Бенуа, Строгоновский и Мраморный дворцы и Инженерный замок
  1. км длина реки Мойки

5 км длина канала Грибоедова

5 мостов в Кронштадте

5 лет строили Эрмитажный театр

6

  1. цепных пешеходных мостов было в Санкт-Петербурге, сейчас осталось 3

6 метров ширина улицы Репина – самой узкой улицы города

7

  1. мостов в Ломоносове

7 памятников на Дороге жизни

8

8 – 10 метров средняя глубина Невы

8 первых станций метро было открыто на первой Кировско-Выборгской линии.

8 постоянных мостов через Неву построено в Санкт-Петербурге, из них 6 металлические и 2 железобетонные

9

9 км длина Обводного канала

9 статуй на здании Синода

9 лет строили Зимний дворец

10

10 лет строился Казанский собор

10 залов в Военно-морском музее

10 фигур Атлантов у портика Нового Эрмитажа

10 деревянных мостов в Петербурге

10 лет строили Большой (Старый) Эрмитаж

10 станций на третьей линии метро

По материалам «Азбуки» детьми были составлены различные задачи, приведем лишь несколько:

  1. На Стрелке Васильевского острова расположены 2 Ростральные колонны, около каждой колонны находятся по 2 статуи. Сосчитайте, сколько всего статуй?
  2. Через Неву построено 8 мостов, 2 из них железобетонные, остальные металлические. Сколько металлических мостов через Неву? Во сколько раз металлических мостов больше, чем железобетонных?
  3. Длина Обводного канала 9 километров, длина канала Грибоедова - 5 километров. Какой из каналов длиннее и на сколько?
  4. Казанский собор строили 120 месяцев. Сосчитайте, сколько это лет?

  Начиная с первого класса, учащиеся решают на уроке примеры и задачи о Петербурге. Теме города может быть посвящен как целый урок, так и отдельная его часть.

  В помощь учителю нами подготовлено и апробировано методическое пособие «500 задач о Санкт-Петербурге». В пособии содержатся 300 новых текстовых задач, охватывающих все разделы курса математики начальной школы и 200 логических задач. Все задачи составлены на краеведческом материале. Ребенок, решая их, не только совершенствует свои вычислительные умения и навыки, но и узнает много нового о родном городе, получает такую информацию, которая может удивить, потрясти, помочь увидеть красоту и своеобразие Петербурга. Пособие может быть использовано как на уроках, так и во внеурочной работе по математике.

В 1-2 классах детям предлагают решать простейшие виды задач:

Задачи на нахождение суммы

№ 1

Через Фонтанку построено 14 мостов, через Мойку столько же. Найди сколько мостов построено через обе реки.

№ 2

Вычисли длину реки Невы, если известно, что 32 километра она течет по городу и 42 километра по области.

№ 3

Высота арки Главного штаба без скульптурной группы 28 метров, высота скульптурной группы 10 метров. Найди высоту арки Главного штаба со скульптурной группой.

Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

№ 4

Казанский собор строился 10 лет, Петропавловский собор строился на 11 лет дольше. Сколько лет строили Петропавловский собор?

№ 5

Высота Александринского театра 32 метра, высота памятника Екатерине Второй в сквере около театра на 18 метров меньше. Найди высоту памятника Екатерине 2.

№ 6

Высота стен Петропавловской крепости 12 метров, высота Петровских ворот на 4 метра больше. Найди высоту Петровских ворот.

 Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого и слагаемого

№ 7

Через Неву построено 8 мостов, из них 6 металлических, остальные железобетонные. Сколько железобетонных мостов построено через Неву в Петербурге?

№ 8

Современный Петербург располагается на 42 островах, из них 5 крупных, остальные мелкие. Сколько мелких островов?

№ 9

 

В водоемах Ленинградской области обитают более 70 видов рыб, из них 27 обитают в Неве, сколько видов рыб обитают в других водоемах?

Задачи на разностное сравнение

№ 10

В современном Санкт-Петербурге 18 каменных мостов и 10 деревянных. На сколько деревянных мостов меньше, чем каменных?

№ 11

Строительство и облицовка гранитом Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) длились около 15 лет, строительство и облицовка Обводного канала продолжались 27 лет Сравни, на сколько лет дольше строился Обводный канал.

№ 12

Ладожское и Онежское озера – самые крупные в Ленинградской области.

Средняя глубина Ладожского озера 51 метр, средняя глубина Онежского озера – 30 метров. Сравни на сколько метров средняя глубина Ладожского озера больше, чем Онежского.

Задачи с косвенными вопросами

№ 13

Длина Обводного канала 9 километров, это на 4 километра больше, чем длина канала Грибоедова. . Найди длину канала Грибоедова.

№ 14

В Кронштадте 5 мостов, это на 2 моста меньше, чем в Ломоносове. Сколько мостов в Ломоносове?

№ 15

Сейчас здание Адмиралтейства украшают 34 скульптуры, это на 22 скульптуры меньше, чем было первоначально. Сколько скульптур украшали здание Адмиралтейства раньше?

Со 2 класса учащиеся начинают решать более сложные составные задачи.

Составные задачи на нахождение суммы

№ 16

На берегах Невы расположено 4 города, а поселков на 26 больше. Сколько всего жилых населенных пунктов на берегах Невы?

№ 17

В Меншиковском дворце было 14 печей на 1 этаже, а на втором на 12 печей больше. Сколько всего печей отапливало Меншиковский дворец?

№ 18

По проекту Карло Росси в Петербурге построили 12 улиц, а площадей на 1 больше. Сколько всего улиц и площадей построили в Петербурге по проекту Росси?

Составные задачи на нахождение третьего числа, включающие отношения «больше на», «меньше на».

№ 19

Ширина Певческого моста 72 метра, Казанский мост шире, чем Певческий на 23 метра. Синий мост шире Казанского на 2 метра. Узнай размеры Синего моста, самого широкого моста Санкт-Петербурга?

№ 20

В Кронштадте 5 мостов, в Пушкине на 49 мостов больше, чем в Кронштадте, в Петродворце на 3 моста меньше, чем в Пушкине, а в Павловске на 39 мостов меньше, чем в Петродворце. Сколько мостов в Павловске.

№ 21

Казанский собор строился 10 лет, Петропавловский собор строился на 11 лет дольше, чем Казанский, а Исаакиевский собор строился на 9 лет дольше, чем Казанский и Петропавловский вместе взятые. Сколько лет строился Исаакиевский собор?

Составные задачи на разностное сравнение

№ 22

Из 56 скульптур, установленных на здании Адмиралтейства до наших дней сохранилось лишь 34. На сколько больше скульптур сохранилось, чем утрачено?

№ 23

В первые годы основания города на Адмиралтейской верфи было построено 105 ботов и шлюпок. Известно, что ботов построено 38, узнай, на сколько шлюпок построено больше, чем ботов.

В 3 -4классах изучаются простые и составные задачи на все 4 арифметические действия.

Простые задачи на умножение

№ 24

На Стрелке Васильевского острова находятся 2 Ростральные колонны. Каждую колонну украшают 8 ростров. Сколько ростров украшают обе Ростральные колонны?

№25

В 19 веке за перевоз через Неву одного человека брали 4 копейки. Сколько стоил перевоз через Неву 4 человек? 8 человек?

№ 26

В современном Петербурге ежегодно устанавливается 8 памятников и памятных знаков. Сосчитай, сколько их установили в нашем городе за 2 года? За 5лет, за 8 лет?

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз

№ 27

Длина Черной речки 30 километров, длина реки Мойки в 6 раз меньше. Найди длину реки Мойки.

№ 28

Первый Биржевой мост был деревянный и имел 25 пролетов, затем мост сделали металлическим, а число пролетов уменьшилось в 5 раз. Сколько пролетов сейчас на Биржевом мосту?

№ 29

В Петербурге 320 автодорожных мостов, а пешеходных в 4 раза меньше. Сколько пешеходных мостов в Петербурге?

Задачи на деление по содержанию и на равные части

№ 30

Для освещения Александровской колонны в центре Дворцовой площади используют 20 светильников, по 5 светильников на каждом фонарном столбе. Сколько фонарных столбов установлено для освещения Александровской колонны?

№ 31

В Петербурге два самых длинных проспекта: проспект Обуховской Обороны и проспект Народного Ополчения. Их общая длина 22 километра. Найди длину каждого проспекта, если они равны по своей величине.

№ 32

В 1706 году в Санкт-Петербурге был построен первый корабль Царь Петр 1 подарил построившему его мастеру 54 серебряных рубля, по 3 рубля за каждую пушку. Сколько пушек было на корабле

Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма)

№ 33

Более 60 зданий в Петербурге построил архитектор Растрелли, это в 2 раза больше, чем построил архитектор Кваренги. Сколько зданий в Петербурге построил Кваренги?

№ 34

Аничков мост – это первый мост на Невском проспекте. Тогда Фонтанка была шире и длина Аничкового моста достигала 150 метров, это примерно в 3 раза больше, чем длина современного моста. Найди длину современного Аничкового моста.

Составные задачи на разностное и кратное сравнение

№ 35

В Ладожское озеро впадает 33 реки, а вытекает одна Нева. Узнай, во сколько раз больше впадает рек, чем вытекает из озера? На сколько меньше вытекает, чем впадает в озеро?

№ 36

Самый длинный канал Петербурга – Обводный, он достигает почти 9 километров в длину, а один из самых коротких каналов – Зимняя канавка, ее длина 288 метров. Сравни, на сколько Зимняя канавка короче Обводного канала.

Задачи на нахождение периметра и сторон геометрических фигур

№ 37

Ширина Зимнего дворца 160 метров, его длина на 40 метров больше. Найди периметр Зимнего дворца.

№ 38

Длина улицы Росси в 10 раз больше ее ширины. Вычисли периметр улицы, если ее ширина 22 метра.

Задачи на нахождение числа по доле и доли по числу

№ 39

В Санкт-Петербурге 200 музеев, 1/10 часть располагается на Васильевском острове. Сколько музеев на Васильевском острове?

№ 40

  В современном Петербурге 20 районов, 1/5 их часть находится целиком на островах. Сколько районов Петербурга находится целиком на островах?

№ 41

В процессе строительства Санкт-Петербурга были заключены в трубы или засыпаны около 50 речек, это составляет ¼ часть от количества засыпанных озер и прудов. Сколько всего водоемов исчезло при строительстве Санкт-Петербурга?

Простые задачи на движение

№ 42

На дорожном велосипеде по городу можно ехать со скоростью 12 км/час. На метро на 18 км/час быстрее, чем на велосипеде, а на автобусе в 2 раза медленнее, чем на метро. С какой скоростью ездит автобус по городу?

№ 43

Первый поезд прибыл из Петербурга в Царское Село 30 октября 1837 года. Он преодолел путь в 23 версты за 35 минут. На обратном пути поезд показал все свои возможности и прибыл в Петербург за 27 минут. Найди скорости поездов и сравни их.

Задачи на нахождение площади.

№ 44

В петровские времена на территории Адмиралтейства разместились верфи, склады, мастерские по строительству и ремонту судов. Длина Адмиралтейства - 250 метров, ширина на 80 метров меньше. Найди площадь и периметр территории Адмиралтейства.

№ 45

В Петродворце, возле Большого дворца, были вырыты два глубоких, почти квадратной формы пруда, которые так и назвали Квадратные. Найди площадь обоих прудов, если известно, что длина пруда 54 метра, а ширина на 9 метров меньше.

Кроме решения стандартных задач, уже с 1-2 класса мы предлагаем учащимся разнообразные задания, направленные на всестороннее развитие ребенка. Это задания на обобщение, установление закономерностей, поиск «лишнего» числа или выражения, решение логических задач. Нестандартные задания позволят с одной стороны развить интерес к предмету у ребенка, с другой стороны - разнообразить работу на уроке. Приведем примеры заданий для каждого класса.

Логические задачи

1 - 2класс

№ 1

Два мальчика плыли на теплоходе по Неве 2 часа. Сколько часов плыл на пароходе каждый мальчик?

№ 2

На скамейке в Александровском саду сидели Петя, Боря и Коля. Петя справа от Бори, Боря справа от Коли. Кто сидел посередине?

№ 3

Синий мост и Эрмитажный мост построены из чугуна и камня. Узнай, из какого материала построен каждый мост, если известно, что Эрмитажный мост построен не из чугуна.

№ 4

Насте на день рождения подарили 6 книг с рассказами и стихами о Петербурге. Книг с рассказами было столько же, сколько со стихами. Сколько книг с рассказами о Петербурге подарили Насте?

№ 5

Московский вокзал старше Балтийского вокзала, но моложе Витебского. Назови самый старый вокзал Санкт-Петербурга. (Его раньше называли Царскосельский вокзал)

№ 6

Три девочки побывали в музее, две из них были в Эрмитаже, а одна в Русском музее. Где была каждая из них, если известно, что Катя с Леной и Оля с Леной были в разных музеях.

№ 7

Канал Грибоедова больше Лебяжьей канавки, но меньше Обводного канала. Назови самый длинный и самый короткий каналы Петербурга.

№ 8

Улица Репина, бывший Соловьевский переулок, – самая узкая улица города. Узнай ее ширину, если известно, что мальчик переходил улицу, прошел 3 метра и достиг ее середины.

№ 9

Определи количество залов в Военно-морском музее, если известно, что оно соответствует сумме наибольшего и наименьшего однозначных чисел.

№ 10

Второклассники собрались на прогулку в Летний сад. В подъехавший пустой автобус сели учитель и 25 учеников. Сколько человек оказалось в автобусе?

№ 11

В трех конвертах лежат открытки с Эрмитажем, Адмиралтейством и Кунсткамерой. На первом конверте написано «Эрмитаж», на втором – «Адмиралтейство», на третьем – «Эрмитаж или Кунсткамера». Какая открытка в каком конверте находится, если все надписи неверны?

№ 12

 Главный вход Адмиралтейства украшают 28 колонн, по 8 с каждой стороны. Как это может быть?

3-4 класс

№1 3

Распредели по величине самые большие острова Петербурга; Крестовский, Васильевский, Петроградский и остров Декабристов, если известно, что Петроградский остров не самый большой, но он больше, чем остров Декабристов и Крестовский, а остров Декабристов не больше Крестовского острова.

№ 14

Вероника выехала из Петербурга в Саратов, а Кирилл из Саратова в Петербург. Они выехали одновременно. Через пять часов Вероника была дальше от Саратова, чем Кирилл от Петербурга. Кто ехал быстрее?

№ 15

Петербургу сейчас 305 лет, Москве – 861 год. Через сколько лет Петербург станет старше, чем Москва?

№ 16

Лиза увидела на решетках Литейного моста гербы города и спросила папу: «Сколько же всего гербов Петербурга на решетках Литейного моста?» Папа ответил загадкой: «Если ты из числа, записанного тремя пятерками, вычтешь наибольшее однозначное число, то узнаешь количество гербов города на решетках Литейного моста» Сколько же их? (546)

№ 17

В середине 19 века множество водовозов наполняли свои бочки водой из рек и каналов Петербурга. Воду доставляли жителям города в бочках разного цвета: в белых, желтых и в зеленых. Невская вода была самая чистая и самая дорогая, вода из Мойки и Фонтанки похуже, а из каналов самая грязная и дешевая. По цвету бочки определяли, откуда взята вода. Догадайся, какого цвета была бочка с самой лучшей невской водой, если известно, что вода в желтой бочке не самая чистая, но она чище, чем в зеленой бочке.

№ 18

Зимний дворец за 240 лет своего существования много раз менял свою окраску: он был то темно-красным, то серо-оливковым, то песочным с прожелтью, то зеленым. Неизменными оставались лишь белые колонны. Определи, каким дворец был первоначально, если известно, что темно-красная окраска не самая первая, но она появилась раньше зеленой, а серо-оливковая окраска появилась позже, чем песчаная с прожелтью.

№ 19

Чтобы узнать расстояние от Петербурга до Москвы, нужно к числу, записанному тремя пятерками прибавить наибольшее двузначное число и из результата вычесть наименьшее однозначное число, увеличенное в 3 раза. (555 + 99 -9 * 3 = 627)

№ 20

В одном из четырех дворцов: Мраморном, Павловском, Гатчинском или Екатерининском есть подземный ход. Определи, где он находится, если верны все три высказывания:

1) или в Мраморном, или в Павловском, или в Гатчинском есть подземный ход

2) или в Мраморном, или в Екатерининском, или в Гатчинском есть подземный ход

3) в Мраморном дворце нет подземного хода

№ 21

Растрелли, Ринальди и Кваренги – это великие зодчие Санкт-Петербурга. Растрелли и Ринальди построили вместе 87 зданий, Кваренги и Ринальди –

 55 зданий, Растрелли и Кваренги – 92 здания. Сколько зданий в Петербурге построил каждый архитектор? (25 зданий построил Ринальди, 30 зданий – Кваренги, 62 здания – Растрелли)

№ 22

В пяти маленьких и пяти больших альбомах 375 видов Петербурга, а в 3 маленьких и в пяти больших альбомах 325 видов города. Сколько видов города в одном маленьком и в одном большом альбоме? (в 1 маленьком альбоме – 25 видов Петербурга, в 1 большом – 50)

№ 23

Сумма двух чисел равна 462, одно из них оканчивается нулем. Если этот нуль зачеркнуть, то получится второе число. Найди эти числа, наименьшее из них подскажет тебе на скольких островах располагается современный Петербург.( 420 и 42)

№ 24

На колокольню Исаакиевского собора ведет 562 ступени. На какую ступень надо встать, чтобы быть посередине лестницы? (такой ступени нет, т.к. число 562 четное, если бы ступеней было 561, то средняя ступень была бы 281-й)

№ 25

Турист, путешествуя по Петродворцу, сделал 36 фотографий, фонтанов снято в 7 раз больше, чем дворцов, а скульптур сфотографировано больше, чем дворцов, но меньше, чем фонтанов. Сколько фотографий фонтанов, скульптур и дворцов сделал турист? (3 дворца, 12 скульптур и 21 фонтан)

Важно отметить, что дети очень любят уроки, на которых мы совершаем «математическое путешествие по Петербургу», с нетерпением ждут их, сами предлагают возможные маршруты путешествия.

В заключении мы хотим привести пример урока-путешествия. Тип урока - урок закрепления изученного материала, на котором отрабатываются необходимые вычислительные умения и навыки.

Тема «математического путешествия» - «Невский проспект – главная улица города». 2 класс

Задачи урока:

1) формировать интерес к истории родного города, познакомить учащихся с главной улицей Петербурга.

2) продолжать работу по формированию навыка счета в пределах 100; отрабатывать умение решать составные задачи

3) развивать логическое мышления учащихся

Учитель: Сегодня наше путешествие начнется у берегов главной реки города. Поэт Вольт Суслов посвятил этой реке такие строчки:

Куда бы ни поехал ты,

Кругом у нас – мосты, мосты!

И острова, и острова!

И тихих речек синева

И корабли, и корабли-

Со всех морей!

Со всей земли!

Закат в вечерней тишине

Качает чаек на волне.

Застыли каменные львы –

 Немые стражи синевы.

И рыбаки, и поплавки

Застыли в зеркале реки.

Плывут года. Плывут мечты.

Ныряют чайки с высоты.

Буксиры к Балтике спешат…

Плывут дворцы…

Узор оград…

Перил чугунных кружева…

А вместе все это… ( Нева)

Учитель: Ребята, а что интересного о Неве вы узнали из стихотворения? (Дети отвечают) На нашем «петербургском устном счете» мы узнаем о Неве еще несколько интересных фактов.

1)Чтобы узнать протяженность Невы нужно решить первую математическую цепочку:

25 + 5 + 21 + 9 + 18 + 2 + 19 + 1 - 30+4 =  (74 км)

2) Ответ на вопрос: «Из какого озера вытекает Нева?» нам подскажет вторая математическая цепочка.

 Из какого озера вытекает Нева?

А. Онежское - 5

Б. Ладожское - 6

В. Финский залив – 7

54 -9 + 15 + 13 – 33 – 30 + 3 = 

3)Третья математическая цепочка подскажет ответ на следующий вопрос:

 Сколько различных видов рыбы водится в Неве?

34 + 5 + 21 + 9 - 18 - 21 – 3 =  (27)

 -Учитель: От реки Невы начнется сегодня наше новое путешествие.

 300 лет назад при планировке будущей столицы была проложена просека. Она соединила Адмиралтейство, расположенное у берегов Невы, (учитель на доске прикрепляет схему) со старой Новгородской дорогой, по которой в строящийся Петербург доставлялись необходимые грузы. Позже эту просеку стали называть Большой першпективной дорогой (Большой першпективой)

 А как сейчас она называется, ты узнаешь из стихотворения

Е. Ефимовского

Не сразу наш город встал над Невой,

В красе ослепительной, дивной.

Невский был раньше дорогой простой.

Дорогой Большой першпективной.

 -Учитель: Как же сейчас называется Большая першпектива?

Ученики: Невский проспект.

 -Учитель: Невский проспект протянулся через всю центральную часть города. На нем расположены самые красивые дома, музеи, крупнейшие магазины, рестораны и кинотеатры.

Чтобы узнать протяженность Невского проспекта сосчитай, сколько на доске прямоугольников.

- Ученики: На доске 4 прямоугольника.

 -Учитель: Значит протяженность Невского

проспекта 4 километра 600 метров.

 -Учитель: Начали застройку Невского проспекта почти сразу после основания города. Хотите узнать через сколько лет это произошло?

Тогда сосчитайте сколько на чертеже прямоугольников, через столько лет после основания города появился Невский проспект

- Ученики: На чертеже 7 прямоугольников, значит

Невский проспект появился через 7 лет после основания города.

 -Учитель: Как вы думаете, почему Невский проспект получил такое название?

Ученики высказывают свои предположения.

 -Учитель: Проверьте себя, выполнив следующее задание.

Перед вами два утверждения. Попробуйте догадаться, какое из них верное. Подсказка: под верным утверждением все равенства и неравенства записаны правильно.

Невский проспект получил свое название от реки Невы

Невский проспект получил свое название от Александро-Невского монастыря (Лавры)

12 – 3 > 11 – 5

20 – 4 = 8 + 8

40 – 9 > 14 + 25

6 + 7 <20 – 6

14 – 6 < 16 – 7

20 – 5 = 8 + 7

50 – 6 >13 + 26

4 + 8 <20 – 7

Учащиеся выполняют задание самостоятельно и делают вывод, что

Невский проспект получил свое название от Александро-Невского

монастыря (Лавры)

Учитель: Невский проспект – это главная улица Петербурга. Невский проспект пересекает две реки и один канал (дополнение схемы на доске изображение рек и каналов).. Давайте прочитаем загадки Ефима Ефимовского и расшифруем названия двух рек и канала, пересекающих Невский проспект.

1

2

3

4

*

М

А

Ф

Н

+

Т

О

Л

Г

!

Р

И

Й

Б

?

Е

Д

В

К

От Инженерного моста

Берет начало речка та.

Когда-то речку звали Мья.

1*

2+

3!

4?

2*

А как теперь, спрошу вас я?

Мост театральный всякий знает,

И что оттуда вытекает?

Наверно, каждый отгадал:

Екатерининский канал.

Сейчас канал называется по-другому:

4?

2*

4*

2*

3+

4+

1!

2!

4!

2+

1?

2?

2+

3?

2*

Был раньше ерик Безымянный,

Но сад украсили фонтаны –

И ерик имя поменял.

Он знаменитой речкой стал.

3*

2+

4*

1+

2*

4*

4?

2*

 На схеме дети отмечают название рек и каналов, пересекающих Невский проспект.

-Учитель: Послушайте условие задачи. По Фонтанке плыли 20 катеров, а по реке Мойке на 5 катеров меньше.

Задайте вопрос так, чтобы задача решалась в 1 действие.

Задай вопрос так, чтобы задача решалась в 2действия.

Учащиеся решают задачу в 2 действия, тем, кто справился раньше других, предлагается

придумать свою задачу о речном путешествии.

В заключении урока учащиеся разгадывают головоломку.

Учитель: Догадайтесь, какие мосты переброшены через Мойку, Фонтанку и канал Грибоедова.

После выполнения задания схема на доске дополняется названиями мостов.

  Учитель: - Вот и заканчивается наше путешествие по главной улице Петербурга. Что интересного вы узнали о Невском проспекте?

(повторение целесообразно провести по составленной схеме)

Путешествие наше было не простое, а математическое, какие задания вам было легко решать, были ли затруднения? Какие задания были самыми интересными?

Ребята, в следующий раз мы отправимся в путешествие по площадям Невского проспекта.

Все желающие могут принять участие в подготовке будущего путешествия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИАГРАММ И ТАБЛИЦ ДЛЯ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ПРОЦЕССА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье описан практический опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке математики в 4-м классе по системе общего развития Л.В.Занкова...

Использование краеведческого материала на уроках математики как средство развития мировоззрения учащихся начальных классов

Цель работы: мотивировать и активизировать познавательную деятельность младших школьников;обеспечить взаимосвязь, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества...

Эколого-краеведческая работа на уроках математики в начальной школе как аспект личностного развития ребенка

    Работая с учебниками математики для начальной школы, я обратила внимание на то, что в них мало  задач связанных с экологией и совсем нет задач по краеведению. Восполнить этот...

Использование дидактического материала на уроках математики в начальной школе

Трудности в усвоении учебного материала учащимся  школы нередко приводит к снижению их интереса к учению. Особенно трудным и, на первых порах, нелюбимым предметом становится математика. Это и пон...

Материал для устного счета с использованием национального компонента на уроках математики в начальной школе.

Современные дети ввиду своей занятости в различных кружках и секциях  плохо знают свой родной край. Эти задачи  помогают формировать навыки устного счета. Помогают расширить знания о флоре и...

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе

Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе/...

Статья на тему «Использование познавательного материала на уроках математики в начальной школе как средство повышения качества математического образования»

Педагогическая практика показывает, что ученический интерес к математике из года в год активно снижается, и это объясняет актуальностьпоиска путей развития познавате...