Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Познание малой Родины детьми осуществляется через изучение своего родного языка и литературы, истории и традиции своего народа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_kraevedcheskogo_materiala_na_urokah_v_nachalnoy_shkole.docx | 24.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучая культуру своего народа, изучая прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, Отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции. Все это относится и к нашим родным местам – к замечательной Карамасской земле.
Россию можно представить, как благоухающую поляну, полную ярких цветов. Каждый цветок в ней – это язык отдельного народа. Если исчезнет хоть бы один вид цветка, поблекнет красота поляны. Исчезнет язык – обеднеет Россия. А наша Родина издавна славится своей многонациональностью. «Родной край, его история», - писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, - основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Познание малой родины детьми осуществляется и через изучение своего родного языка и литературы, истории и традиции своего народа.
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе – необходимый компонент школьного образования. Знать историю своего народа, пользоваться своим родным языком, культурой, уважать народные традиции являются главными задачами школы. Предметы этнокультурного направления ставят перед собой не только учебную цель, но и воспитательную цели. Это и ознакомление с историко-культурным наследием своего края, и приобщение к духовному богатству народа мари.
Карамасская земля взрастила славных сынов и дочерей. Щедрая на таланты, она подарила достойных, известных деятелей искусства, литературы, науки и культуры. Это общественный деятель литературы А.К.Эшкинин, кандидаты наук А.М.Митрофанов, В.В.Филиппов, М.С.Сергеев, заслуженный художник Российской Федерации И.М.Ямбердов, журналист, заслуженный деятель культуры Республики Марий Эл Р.М.Данилова, поэтесса Мардан Рая и многие другие. При изучении темы «Пале мут» во 2 классе ознакомлю с творчеством заслуженной артистки Марий Эл Раисии Михайловной Даниловой. Дети на вопрос имени прилагательного какой? (Какими качествами обладала наша любимая землячка?) они охотно включаются в работу и составляем Кластер. Также слушаем отрывки песен в ее исполнении. На уроках родной литературы особое место уделяем к творчеству поэтессы Раисии Ивановны Николаевой (Мардан Рая), читаем стихи Анжелы Тимоевой. А скоро мы начинаем читать стихи начинающего поэта Надежды Крыловой.
В каждом населенном пункте есть свои памятники истории. Наиболее почитаемым местом для жителей Карамасского края является историко-культурный комплекс «Чоткар Патыр», расположенный около деревни Нурмучаш Карамасского сельского поселения. Чоткар – марийский герой, живший в середине XIII века, который защищал марийцев от нападения татар. Читаем легенды о легендарном герое, воспетыми классиками марийской литературы Сергеем Чавайном, Шабдаром Осыпом, Олыком Ипаем. Мы гордимся своим национальным героем. Ежегодно совершаем экскурсии в историко-культурный центр «Чоткар Патыр». На это историческое место приезжают учащиеся из разных районов нашей республики. Учащиеся начальных классов принимаем участие в республиканском празднике «Чоткар тукым улына».
Много материала используется на уроках окружающего мира. Учащиеся 2 класса подготовили проект «Красная книга моей малой родины» о животных, которые обитаются в нашей местности. При подготовке проекта большую помощь оказывают родители. Они помогают оформить работу, находить нужную информацию. Работа достойно представлена в школьном конкурсе исследовательских работ. Также учащиеся 3 класса подготовили исследовательскую работу «Моя малая родина, ты на свете одна». В ходе работы совершили обзорную экскурсию по д.Чодраял. Прошли по главной улице Центральной, выявили самый красивый дом, долгожителя деревни Чодраял Детям было интересно узнать, сколько детей из каждой деревни посещают нашу школу. Следующим объектом нашего внимания стал обелиск павшим героям Великой Отечественной войны. Во время Великой Отечественной войны с нашего поселения было призвано 597 человек, не вернулись с войны 375 человек. Из 222 человек, вернувшись с фронта, в настоящее время не осталось ни одного ветерана Великой Отечественной войны. Мы стараемся, чтобы молодое поколение не забывало, какой ценой куплена эта победа, это мирное небо над головой. В память о погибших школьники ухаживают за территорией у обелиска, сажают каждую весну цветы. Детям очень понравилась работа. В ходе работы они сплотились друг с другом, сделаны много красивых фотографий и работа достойно представлена в школьном конкурсе исследовательских работ. Материал, который был собран в ходе работы, используется на уроках начальной школы.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. У этого дерева есть корни. Корни питают дерево, удерживают его падения. Корни -это то, чем мы жили вчера, год назад. Это наша история. Чем больше человек знает о своих корнях, тем дороже ему родная земля. Я хочу, чтоб мои дети уважали традиции наших предков, гордились богатством и красотой марийского языка.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время в начальной школе (из опыта работы)
В статье представлен опыт работы по краеведческому материалу на уроках и во внеурочное время в начальной школе....
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе с применением проектных технологий...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ...
Система работы "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе"
Методическая система работы Пирожковой Н.В. "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе."...
Использование краеведческого материала на уроках математики как средство развития мировоззрения учащихся начальных классов
Цель работы: мотивировать и активизировать познавательную деятельность младших школьников;обеспечить взаимосвязь, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества...
Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе
Автор делится опытом формирование устойчивых вычислительных навыков у младших школьников. на числовом материале, связанном с историей Петербурга....
Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе
Использование краеведческого материала на уроках математики в начальной школе/...