Использование краеведческого материала на уроках математики как средство развития мировоззрения учащихся начальных классов
статья по математике (4 класс) по теме
Цель работы:
мотивировать и активизировать познавательную деятельность младших школьников;
обеспечить взаимосвязь, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества родного края, придавая им целостный характер;
способствовать развитию мировоззрения посредством использования краеведческого материала на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование краеведческого материала
на уроках математики как средство развития
мировоззрения учащихся начальных классов
Аммосова Л.В., учитель начальных классов МОУ СОШ №15
Математика является неотъемлемой и значимой частью человеческой культуры, источником познания окружающего мира, базой научно-технического прогресса и важным компонентом развития личности. Необходимость в математическом и жестко привязанном к нему информационном обеспечении ощущается во всех областях профессиональной деятельности.
Цель работы:
- мотивировать и активизировать познавательную деятельность младших школьников;
- обеспечить взаимосвязь, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества родного края, придавая им целостный характер;
- способствовать развитию мировоззрения посредством использования краеведческого материала на уроках математики.
В качестве одного из средств формирования элементов математической культуры младших школьников можно рассматривать решение. Большое обучающее и воспитательное значение имеет наличие в них познавательного материала, связанного с конкретным жизненными ситуациями, что помогает показать младшим школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развить их умения применять математические знания на практике.
Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от педагога и из учебной литературы. Только та информация, которая как-то созвучна потребностям школьников, подвергается эмоциональной (оценочной) и умственной (рациональной) переработке. В результате ученик получает импульс к последующей деятельности.
На учебно-познавательную деятельность учащихся положительно влияют межпредметные связи, которые не только мотивируют и активизируют познавательную деятельность школьников, но и обеспечивают взаимосвязи, обобщение и систематизацию знаний об объектах природы и общества, придавая им целостный характер, способствуя развитию мировоззрения. Важным средством осуществления межпредметных связей при изучении общеобразовательных предметов является краеведческий материал.
Использовать задачи с краеведческим содержанием можно на уроках ознакомления, закрепления, применения знаний и умений, проверки и контроля, а также на комбинированных уроках.
Основные требования формулировки задач, составленных на краеведческом материале:
1. Сюжет и числовые данные задачи должны отражать разнообразные стороны окружающей действительности, носить познавательный, воспитательный характер, возбуждать любознательность и интерес учащихся к математике.
2. Содержание задачи должно быть кратким, но понятным учащимся. Математическая сторона задачи не должна заслоняться излишними комментариями, поясняющими ее содержание. Отдельные детали, связанные с композицией задачи, можно выяснять устно.
3. Числовой материал необходимо подбирать в строгом соответствии с программой данного класса по математике.
4. В тексте задачи для записи именованных чисел должны быть использованы только принятые сокращения; следует избегать произвольных сокращений слов.
В ходе обсуждения задач у учащихся формируются следующие ключевые компетенции (умения): извлекать пользу из опыта; решать возникшие проблемы, связанные с нахождением величин площади имеющей разные и одинаковые длины сторон; вносить свой вклад для решения задачи; развивать математически грамотную речь, мотивировать ответ.
Очевидно, что деятельность, направленная на формирование и развитие ключевых компетенций учащихся через решение задач с краеведческим материалом, требует от учителя, как глубоких математических знаний, так и тщательной подготовки к уроку.
Сформировать у младших школьников умение составлять текстовые задачи – это значит научить их излагать и воспроизводить структуру высказывательной модели задачи. При составлении задач обогащаются знания школьников, приобретенные в учебном процессе. Это происходит потому, что содержание задачи может содержать новую для ученика информацию, имеющую связь с жизненным опытом.
Дальнейшая работа учителя заключается в организации учебного процесса, способствующего развитию мировоззрения учащихся посредством использования краеведческого материала.
Вывод: Решение краеведческих задач на уроках математики не только знакомит учащихся с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. Составление задач краеведческого содержания мотивирует и активизирует познавательную деятельность школьников по использованию имеющихся знаний на практике. Обеспечивает взаимосвязь, обобщает и систематизирует знания об объектах природы и общества родного края, придает им целостный характер. Модель активизации математического образования младших школьников посредством использования краеведческого материала способствует развитию мировоззрения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ на уроках математики как средство формирования УУД в начальной школе
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Каждый педагог, использующий мультимедиа, неминуемо столкнется с проблемой модификации методов преподавания, направленной на органичное включение компьютера в структуру урока. В простейшем вариа...
Использование технологии сотрудничества как условие развития са-мостоятельности учащихся начальных классов (статья)
Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, это наука о способах воздействия учителя на учеников в процессе обучения...

Школьные праздники как средство воспитания учащихся начальных классов
Ключевые слова:Функции праздника, педагогическое единство, межличностные отношения, технология праздника. Мы живём в сложнейшее время смены исторической формации. Экономические тяготы, поли...

Обобщение опыта работы по теме «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»
ИКТ – это визуальный ресурс, который позволяет сделать уроки живыми и привлекательными для учениковПри умелом использовании , ИКТ помогают учителюне только разнообразить урок, но и экономить вре...

Проект «Использование ИКТ как основной компонент активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов»
Сегодня использование ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышлени...

Мастер - класс "Использование элементов технологии ТРИЗ для активизации познавательной деятельности учащихся начальных классов на уроках".
Цель: освоение участниками встречи одного из приемов технологии ТРИЗ....