«Использование регионального материала на уроках в начальной школе»
статья на тему
Задача современной школы: воспитывать социально и культурно адаптированного, знающего и любящего свой край гражданина. Этому способствует включение в урок регионального материала. Задача современной школы: воспитывать социально и культурно адаптированного, знающего и любящего свой край гражданина. Этому способствует включение в урок регионального материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnyy_komponent.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №10 п. Горняцкий г. Белая Калитва
ДОКЛАД
НА ТЕМУ:
«Использование регионального материала
на уроках в начальной школе»
Подготовила:
Акименко Жанна
Александровна
2009 год
Задача современной школы: воспитывать социально и культурно адаптированного, знающего и любящего свой край гражданина. Этому способствует включение в урок регионального материала. Это могут быть пословицы и загадки, игры и сценки, былины и песни, сказки и предания, созданные коренными жителями Дона, стихи и рассказы наших наиболее талантливых писателей – земляков, а также всемирно – известных русских писателей – классиков о Доне – батюшке, его неповторимой природе, героическом прошлом, увлекательном настоящем, о взрослых и детях, которые жили на этой территории или населяют сегодня ее города, станицы, хутора.
Я считаю, что именно в начальной школе открывается большое поле деятельности для работы с регионально окрашенной литературой. Например, на первых уроках чтения (в сентябре) мы читаем стихотворения Вениамина Константиновича Жака «Первый день», «А в каком ты классе?», «Городок наоборот»:
Говорят, что есть на свете
Городок наоборот.
Город выстроили дети,
Чтобы жить в нем без забот…
Но не только на уроках литературного чтения можно использовать региональный компонент. В каждом классе начальной школы одной из тем уроков развития речи будет изучение родного города, поселка. Дети узнают, что наш поселок – шахтерский, знакомятся со словами: ШАХТА, УГОЛЬ, ТЕРРИКОН. Изучая тему «Родной край – частица Родины», мы ходим на экскурсию по поселку, выясняем, почему улицы получили свои названия, затем вспоминаем какие достопримечательности есть в нашем городе и районе, чем он знаменит и читаем рассказ П.Полякова «Не только игра» о том, как учились казачата, как готовились к будущей военной службе».
Изучая тему «Первые русские князья», говорим о событиях, произошедших в стародавние времена в районе хутора Погорелов.
Говоря о сезонных изменениях в природе, дети отгадывают загадки:
В небе родился,
В земле схоронился.
(Дождь.)
Без рук, без ног,
А двери открывает.
(Ветер.)
Посреди двора золотая голова.
(Солнце.)
Много загадок о овощах, животных, растениях:
Пришли казаки без топоров,
срубили избу без углов.
(Муравьи.)
Стоит старушка на грядках,
вся в сорока заплатках.
(Капуста.)
Очень интересны казачьи народные сказки. Спектр их применения в начальной школе очень широк: на уроках внеклассного чтения («Про царицу Лютру», «Кот и лиса», «Одноногий журавль» и т.д.), на уроках ИЗО (иллюстрация сказки «Две козы», прочитанной учителем), на уроках по ознакомлению с окружающим миром читаем сказки о животных. И во внеклассных мероприятиях: ко Дню матери читаем стихотворение Нинель Семерниковой «Спасибо, мама»:
Наверное не скажешь все словами
И словом каждый миг не назовешь,
К примеру, как сказать – спасибо, мама,
За то, что сердце ты хранишь мое.
Ко Дню освобождения Белой Калитвы от немецко-фашистских захватчиков, стихотворение М.Гвозденко «Высота Бессмертия»:
Бессмертными стали герои,
Их подвиг вовек не забыт.
На той высоте, что сражались,
Им памятник гордый стоит.
К Новому году, стихотворение Екатерины Кирьяновой:
Стынут лужи, замерзая,
Как хрусталь, звенит ледок.
Даже елочка густая
У зимы взяла платок.
Дети любят играть. Почему бы не поиграть в игру «Плетень заплетать»: участники игры, взявшись за руки попарно, говорят:
Заплетись, заплетись, плетень!
Завяжись, завяжись, узел!
Молодая утушка
Собирала детушек.
При этом начинается заплетание. Крайняя пара справа поднимает руки, и под ними, как через ворота проходит весь хоровод, начиная с крайней левой пары. После этого первая пара поворачивается в сторону движения. Так весь хоровод проходит под поднятыми руками второй, третьей пары, которые тоже поворачиваются, и так продолжается, пока все не заплетаются. Тогда начинается новый куплет:
Расплетись, расплетись, плетень!
Развяжись, развяжись, узел!
Молодая утушка
Растеряла детушек.
И под эти слова начинается расплетание, заключающееся в том, что хоровод все проделывает в обратном порядке.
Очень нравятся детям игры «Коршун», «Утенок», «Горелки» и др.
Играя в игры, дети заучивают наизусть веселые песенки-потешки, небывальщины и частушки.
Конечно, в рамках одного доклада невозможно рассказать обо всем, что мы используем в своей работе с младшими школьниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВВЕДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (с использованием ИКТ)
Совершенствование преподавания в школе предполагает наряду с другими факторами существенно больше, чем, прежде, внимание к истории своего края, уважение к культуре, народным традициям, религиозным убе...
Использование регионального компонета на уроках в начальной школе
Как приобщить ребят к истокам культуры родного края, как воспитать в них чувство гражданственности, любви к своей "малой родине"? Решению этой важной задачи могут помочь уроки лите...
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе с применением проектных технологий...
Система работы "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе"
Методическая система работы Пирожковой Н.В. "Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе."...
Использование технологии сотрудничества на уроках в начальной школе (слайд-шоу и методический материал)
Для реализации деятельностного подхода в обучении детей необходимо использовать работу в парах, в группе. В данном методическом материале описана и схематически показана пошаговая работа в...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »
Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...
Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе
Познание малой Родины детьми осуществляется через изучение своего родного языка и литературы, истории и традиции своего народа...