Конспект урока 1 сентября в начальной школе.Тема урока: «От пера до компьютера».
план-конспект урока на тему
Урок проведён 1 сентября 2011 года для учащихся начальной школы - интерната №31 города Москвы. материал урока позволяет детям проследить развитие образования в России с древних времён до наших дней, узнать об образовательных реформах эпохи Петра I. Использование компьютерной презентации, выполненной учителем вместе с учащимися 4 класса, создаёт у детей зрительные образы. способствующие лучшему усвоению программного материала. Игровые моменты делают учащихся актактивными участниками учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_1_sentyabrya_v_nachalnoy_shkole_-_kopiya.docx | 24.02 КБ |
prezentaciya_-_1_sentyabrya.pptx | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока 1 сентября в начальной школе.
Проводит учитель начальной школы Хромова Л. В.
Тема урока: «От пера до компьютера».
Цели урока: а) Обучающие:
-расширять знания обучающихся о развитии образования в России;
-познакомить детей с образовательными реформами эпохи Петра 1;
-пополнить знания обучающихся о великих русских учёных: И.П.Кулибине, М.В.Ломоносове;
-закрепить понятия «учебные вещи, «игрушки».
Б) Коррекционные:
-расширять словарный запас обучающихся;
-коррекция внимания, памяти, логического мышления детей.
В) Воспитательные:
-воспитывать интерес к учёбе, стремления к познанию нового,
-воспитывать навыки поведения в школе,
-воспитывать чувство патриотизма, нравственности, любви к своей школе. К своей Родине.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютерная презентация,
ранец Незнайки с игрушками и школьно-письменными принадлежностями, гусиные перья, чернила,
магнитофон с аудиокассетами песен о школе.
Ход урока.
Орг. момент.
Введение в тему урока.
Ребята! Сегодня 1 сентября – день знаний! Как вы думаете, почему его так назвали?
Правильно! 1 сентября начинается учебный год. Девчонки и мальчишки вновь садятся за парты, чтобы получать новые знания. И это – ваше право, ребята!
Вот у меня в руках небольшая книжечка. Это - Конституция России, то есть – основной закон страны. И в этом законе прописано, что каждый человек имеет право на образование!
Сегодня, ребята, вы вернулись в школу после каникул! Пришли к нам учиться и новые ученики. Это ребята «0», «1-А» и «1-Б» классов. Давайте их поприветствуем аплодисментами! Желаем вам, малыши, интересной учёбы, чтобы вы нашли верных друзей, чтобы полюбили школу так же, как любим её мы!
А сейчас мы все вместе дружно поздороваемся со школой! Внимание на экран.
«Здравствуй, школа!»
Знакомство с темой урока.
Тема нашего урока «От пера – до компьютера!»
Мы поговорим с вами о том, как дети учились раньше и как учатся сейчас!
Школа прошлого и школа настоящего.
Ребята, как вы думаете, всегда ли дети ходили в школу?
Нет! В старину школ не существовало. А как же учились дети? Многие вообще не учились, были безграмотными. А в богатых семьях детей учили гувернантки. Вот посмотрите на картинку:
Гувернантка ведёт урок со своим учеником прямо у него дома.
Так учиться, конечно, можно, но это не очень интересно, ведь рядом нет твоих товарищей, с кем можно работать сообща.
А вот сейчас все дети учатся … где? Правильно – в школе.
Вот она какая – наша школа! Не забыли номер нашей школы?
Мы учимся в школе-интернате №31 города Москвы!
Сейчас мы с вами, ребята, совершим виртуальную экскурсию по нашей школе!
Смотрим на экран:
светлые, удобные для занятий классы, где у каждого ученика есть своя парта,
уютные спальни, кабинеты для занятий лечебной физкультурой,
большой спортивный зал, светлая столовая, во дворе школы есть детская площадка.
Здорово! Правда?
Реформы образования эпохи Петра 1.
- А знаете ли вы, ребята, кто впервые предложил создать школы? Это был первый Российский император - Пётр 1. Вот его портрет. Пётр 1 правил в России в 18 веке и очень много сделал для развития в России образования.
- Он создал в нашей стране три типа школ: епархиальные, цифирные, солдатские школы. Появились медицинские, ремесленные школы.
- В Москве открылась первая гимназия, где изучались иностранные языки.
- Пётр 1 отменил в России церковную азбуку и ввёл гражданскую азбуку – ту, которой мы пользуемся и сейчас!
- Была создана московская типография. Стала выходить первая газета. Прочитайте, как она называлась? Ведомости.
- Появилось много книг. При Петре 1 в Петербурге была построена первая библиотека.
- Развивалась наука. Была создана Академия наук, где учили разным наукам.
- В России было сделано много научных открытий, изобретений.
Вот учёный-изобретатель Иван Петрович Кулибин. Он своими руками смастерил часы в виде яйца, сконструировал вот такую лёгкую повозку, создал проект первого моста через реку Неву. Иван Петрович Кулибин имеет 60 изобретений.
А это великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Это учёный - физик, химик, астроном, географ, историк. Он так же был литературоведом. Прекрасно сочинял стихи. Вот какой знаменитый человек. Сейчас в Москве самый главный университет носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Вот видите, ребята, как важно учиться! Кто старается, трудится, (а учёба – это ваш труд), тот много знает! И, может быть, кто-то из вас, ребята, тоже станет в будущем учёным. Только нужно не лениться, а трудиться, на уроках не зевать, а внимательно слушать и всё запоминать!
Дифференциация понятий «учебные вещи» - «игрушки».
(Выход Незнайки) – Ой –ой – ой! Опоздал! Скорее в школу!
Здравствуйте! Здравствуйте!
- Ребята, кто это к нам пришёл? Здравствуй, Незнайка? Ты пришёл учиться?
- Да! Не хочу быть незнайкой! Вот постараюсь, поучусь, и стану знайкой!
- Молодец! А это что у тебя за сумка?
-А!!! это – мои вещи для школы! Сейчас покажу! (высыпает на пол).
-Ребята, правильно Незнайка собрался в школу?
Незнайка, в школу приносят только учебные вещи. То есть те, что нужны для учёбы. И складывают их в ранец или в портфель! Понял?
-Понять – понял, но в первый раз, пожалуй, я сам-то не смогу собрать ранец!
-Ничего! Ребята – первоклассники тебе помогут!
Игра «Собери ранец!» (дети сортируют предметы по понятиям «учебные вещи и игрушки).
-Спасибо, ребята!
Правила посадки и правила поведения в школе.
-Ну а теперь, Незнайка, садись вот сюда – за парту, и мы продолжим урок!
(Незнайка садится за парту неправильно)
-Незнайка! Так ученики не сидят! Ну-ка, выпрями спинку и сядь ровно! Посмотри на ребят! Ребята, покажите Незнайке как нужно правильно сидеть! А как мы складываем руки? Вот так (показывают)
(Незнайка исправляется)
-Молодец! Сейчас я научу тебя правилам поведения в школе. А вы, ребята, мне помогайте!
Парта – это не кровать. И на ней нельзя лежать! Ты сиди за партой стройно И веди себя достойно! На уроках будь старательным, Будь спокойным и внимательным! Всё пиши, не отставая, Слушай, не перебивая! Отвечай всё чётко, внятно, Чтобы всем было понятно! Если хочешь отвечать, Надо руку поднимать! | Если друг стал отвечать, Не спеши перебивать! Знай: закончился урок, Коль услышал ты звонок! Когда звонок раздался снова, К уроку будь всегда готовым! Чтоб не встревожились врачи, На переменах не кричи! |
-Ой-ой-ой!!! Как я всё это запомню?!
-Ах! Незнайка, озорник! Ведь теперь ты – ученик!»
Твой послушный подчинённый – карандашик очинённый,
Букварь, пенал, тетрадки-
Держи их все в порядке! Они – твоё хозяйство,
Владей им без зазнайства!
-Ну, хорошо, постараюсь!
История школьных вещей.
А сейчас, ребята, я загадаю вам загадки о школьных вещах.
-А можно я буду отгадывать?
-Пожалуйста! Ты отгадывай, а вы, ребята, проверяйте Незнайкины ответы! Если он даст правильный ответ, хлопайте в ладоши! Ну – ка попробуем похлопать! А если Незнайка, ошибётся, ответит неверно, то топайте ножками! Ну-ка, как мы потопаем?
Все приготовились?
Загадки: тетрадь, ручка, книга – учебник.
Одновременно после отгадывания каждой загадки дети сравнивают школьные вещи – тетради, ручки и гусиные перья, учебники: какими они были в старину и, какие – сейчас.
Видео альбом «Как нам живётся в нашей школе!»
- Можно я скажу! (поднимает руку)
-Да! Слушаю тебя, Незнайка!
-Я хочу сказать: «Ребята, спасибо вам за помощь, какие вы дружные!»
-Конечно? Мы дружные, помогаем друг другу во всём, ведь наша школа не простая.
Мы живем в школе всю неделю – с понедельника по пятницу!
- Вот здорово!
-Да, в школе мы не только учимся, но и отдыхаем, проводим интересные утренники, конкурсы!
-Как интересно! Вот бы мне хоть глазком посмотреть!
-А мы сейчас пролистаем наш видео альбом, вспомним, какие мероприятия проходили у нас в прошлом году, и ты всё увидишь!
-Давайте! Я весь во внимании!
Показ слайдов. Дети вместе с учителем комментируют каждый слайд.
- Мне понравилось в школе! Буду учиться на одни пятёрки!
-Это очень хорошо, что ты так решил!
-Ребята, а вы будете стараться?
- Мы – учителя желаем вам, ребята, в учёбе активности, настойчивости, усидчивости, взаимопомощи – тогда вы достигните отличных успехов!
В добрый путь!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: «От пера до компьютера»
В старину школ не существовало. В богатых семьях детей учили гувернантки.
Наша школа Школа-интернат № 31 города Москвы
Реформы образования Петра первого Создано три типа школ : 1. Е пархиальные школы готовили священнослужителей. 2. Цифирные школы для обучения чиновников. 3. Гарнизонные школы для обучения солдатских детей. В Москве создана первая «гимназия », в которой обучали главным образом иностранным языкам .
В 1707 году была открыты м едицинская школа, кораблестроительные , штурманские , инженерные, горные и ремесленные школы. · Изменилось содержание образования : на первом месте – не церковные , а светские науки
Петр 1 ввёл в России гражданскую азбуку, которой мы пользуемся и сейчас . Были переведены на русский язык западноевропейские учебники, по естественным, математическим и техническим предметам. В ХУ111 веке при Петре 1 Печатный двор получил название «Московская типография».
В 1714 году в Санкт Петербурге по указу Петра 1 основана первая библиотека Издается первая печатная газета «Ведомости »
В 1725 году создана Академия наук
Иван Петрович Кулибин. Его изобретения: часы в виде яйца, п одъёмное и спусковое кресло – прототип лифта, первый мост, самоходное водное судно, оптические семафоры, первый телескоп и многое другое. Всего 60 изобретений.
Ломоносов Михаил Васильевич [8(19).11.1711 — 4(15).4.1765], первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, человек энциклопедических знаний, разносторонних интересов и способностей, один из основоположников физической химии, поэт, заложивший основы современного русского литературного языка, художник, историк, поборник отечественного просвещения и развития самостоятельной русской науки.
Т етрадь
Ручки и карандаши
Старинные книги и учебники
Современные учебники
Как мы учимся в нашей школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка плана-конспекта родительского собрания в начальной школе Тема: «Детская ложь: способы профилактики».
План-конспект выступления.1. Что такое детская ложь?2. Какие причины могут лежать в основе детской лживости?3. Признаки, по которым можно догадаться, что ребенок обманывает.4. Как поступить, если реб...
Урок математики 3 класс . Перспективная начальная школа. Тема урока: «Десять сотен , или тысяча»
...
Урок Русского языка-2 класс УМК «Классическая начальная школа» Тема урока: « Упражнение в написании слов с безударными гласными» Использование: технологии разноуровневое обучение , технологии самооценки.
Урок Русского языка-2 класс УМК «Классическая начальная школа» ...
Урок русского языка во 2 классе (УМК «Перспективная начальная школа»). Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.Цель: создание условий для формирования умений составлять и записывать слова с соединит...
Контрольная работа. Тема: «Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальной школы». Тема урока по русскому языку 2 класс. «Корень слова, образование однокоренных слов».
Тема урока по русскому языку «Корень слова, образование однокоренных слов».Класс: 2Цель:-совершенствовать умения находить корень слова в однокоренных словах.Задачи: -учить находить корень в слов...
Методическая разработка плана – конспекта родительского собрания в начальной школе. Тема: «Как формировать учебные интересы и мотивы».
Тема: «Как формировать учебные интересы и мотивы»....
Конспект внеурочного занятия для начальной школы. Тема: В мире загадок.
Конспект внеурочного занятия для начальной школы. Тема: В мире загадок....