Урок русского языка во 2 классе (УМК «Перспективная начальная школа»). Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Цель: создание условий для формирования умений составлять и записывать слова с соединительными гласными о, е.
Задачи:
-обогащать письменную и устную речь уч-ся;
-создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
-развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку.
Прогнозируемые результаты:
- ценностное отношение к процессу определения сложного слова;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения слов ;
- осознание практической важности определения соединительной гласной;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения сложного слова;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа записи сложного слова
- осознание практической важности сложных слов;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по записи слов с соединительной гласной;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о признаках сложного слова;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение находить сложные слова и записывать их правильно
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Используемые методы обучения: работа в парах, проблемный диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической работы, во время письменного выполнения заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnye_slova.ppt | 1022 КБ |
pravopisanie_soedinitelnyh_glasnyh.doc | 734 КБ |
analiz_uroka_2_b.ppt | 793 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Девиз урока: ХОТИМ ВСЁ ЗНАТЬ!
9 апреля. Классная работа.
ПЕТУХ
Тема урока: "Сложные слова"
Вывод Сложные слова образуются сложением основ.
САМ О ЛЁТ пыл е сос
Соединительные гласные о е после твёрдой основы после мягкой основы
Работа по учебнику стр.95 упр.106 Обратный словарь Толковый словарь «Произноси правильно» «Пиши правильно»
Исследователи - лингвисты
Исследовательская группа №1 вод о воз книг о люб рыб о лов звезд о пад пчел о вод скал о лаз
Исследовательская группа №2 пеш е ход земл е трясение зме е лов везд е ход каш е вар овощ е вод
Сложные слова образованы сложением основ сложением слов Молодцы! Тест
Соединительная гласная е пишется после мягкой основы твёрдой основы Молодцы! Тест
о а отсутствует Молодцы! Тест В слове мух…мор соединительная гласная
е и отсутствует Молодцы! Тест В слове пыл…сос соединительная гласная
отсутствует е о Молодцы! Тест В слове стен…газета соединительная гласная
Обобщение Сложные слова образованы сложением основ . Корни в сложных словах соединяются соединительными гласными о и е . После твёрдой основы пишется соединительная гласная о . После мягкой основы пишется соединительная гласная е . Сложные слова служат для краткости речи.
Молодцы!
Предварительный просмотр:
Урок русского языка во 2 классе
(УМК «Перспективная начальная школа»).
Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Цель: создание условий для формирования умений составлять и записывать слова с соединительными гласными о, е.
Задачи:
-обогащать письменную и устную речь уч-ся;
-создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;
-развивать умение работать в парах, выполнять самоконтроль и самооценку.
Прогнозируемые результаты:
- ценностное отношение к процессу определения сложного слова;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения слов ;
- осознание практической важности определения соединительной гласной;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Личностные:
- ценностное отношение к процессу определения сложного слова;
- осознание учащимися ценности изучаемого способа записи сложного слова
- осознание практической важности сложных слов;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по записи слов с соединительной гласной;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о признаках сложного слова;
- умение применять знания в жизненных ситуациях;
- умение находить сложные слова и записывать их правильно
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации.
Используемые методы обучения: работа в парах, проблемный диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.
Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической работы, во время письменного выполнения заданий.
Ход урока.
- Орг. момент.
-Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости. (слайд №4) . Поздороваемся с гостями.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните плохое настроение. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Садитесь.
Сегодня мы откроем тайну,
Ведь в нашей жизни часты чудеса.
Секреты русского языка, ребята,
Узнаем мы всего за полчаса.
Орешек знанья тверд, но все же
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его помогут
Волшебные слова : «Хотим все знать!» (Слайд 2)
- Итак, дорогие мои почемучки пусть эти слова станут девизом нашего урока.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 3)
2. Актуализация знаний.
Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов!
-Сегодня нашей исследовательской лаборатории предстоит сделать очередное научное открытие.
- Какими нужно быть, чтобы исследования прошли успешно?
(активными, внимательными, помогать друг другу)
- Ребята, чтобы узнать объект нашего исследования, мы отгадаем загадки. И так вы готовы?
а) - В синем небе пролетает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?
(Самолет) (слайд №4)
(Почему его так назвали?) (слайд 5)
Запишите слово в тетрадь.
б) - Есть у нас в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер ТУ.
Что это? (пылесос) (слайд №6 ) Запишите.
в) Сидел на заборе, пел да кричал,
а как все собрались, взял да замолчал (петух) (слайд № 7)
Запишите.
-Ребята, какое слово здесь лишнее?
(петух)
-Почему так думаете?
(Потому что петух-простое слово, а самовар и пылесос- сложные)
Докажите, что эти сложные слова. Разберите по составу.
(ученик называет и выделяет основы)
Как видите, есть слова, которые образуются при помощи сложения 2 основ и они имеют своё название. СЛАЙД 9
-Какое?
Учитель прикрепляет карточку со словами –
Сложные слова на карточку ЧТО МЫ ЗНАЕМ
Что общего в этих словах, кроме того, что они сложные?
(состав слова, 3 слога, обозначают предмет, отвечают на вопрос что?)
Чем отличаются эти слова? (смыслом, гласной между корнями) СЛАЙД 10
Как вы думаете, какую работу выполняет гласная между корнями слов? (соединяет)
Как можно назвать эту гласную? (соединительная).
3. Сообщение темы урока, постановка цели урока.
- Как называется глава, в которой мы начали работать? (Как делаются слова.)
- Итак, что будет объектом наших исследований? ( СЛОЖНЫЕ СЛОВА.)
- А кто помогает нам на наших уроках? (Анишит Йокоповна, Асырк, Торк, Маша и Миша, Летучая Мышь.)
- Какую цель поставим перед собой? (Научиться писать правильно сложные слова.)
- Поскольку соединительные гласные разные, мы должны разобраться, когда писать соединительную гласную о, а когда – е. Слайд 11
- прикрепляет карточку на место –ЧТО Я ХОЧУ ЗНАТЬ
- –Правописание соединительного гласного о.
- Правописание соединительного гласного е.
4. Проблемная ситуация.
- Вернёмся к словам – отгадкам. Кто может предположить, почему в них разные соединительные гласные?
- Это звуковые схемы слов отгадок. Разберитесь, где чья модель. (ученики прикрепляют схемы к словам)
- Какой вывод можете сделать? (после тв. согл. – о, после мягк. согл. - е)
5. Физминутка. Слайд 12,13,14.
6. Первичное закрепление.
Работа по учебнику. Упр. 106 . стр.95.
- Прочитайте 1 предложение.
- Зачем нужен такой словарь? (Он помогает грамотно писать)
- А какие ещё словари мы используем на уроке?
(Толковый – объясняет значения слов,
«Произноси правильно» - знакомит нас с тем, что правильное произношение – это не только верно поставленное ударение, но и правильное произнесение отдельных звуков,
«Пиши правильно» - знакомит с правильным написанием слов.)
- Прочитайте 2 предложение из задания 106.
- Из обратного словаря найти букву –д.
- Найти сложные слова.
- В каких словах буква о является буквой соединительного гласного, а в каких словах буква -е является буквой соединительного гласного?
- Ребята, обратите внимание на слово, которое на стр.141- это слово-ПЕШЕХОД. Образовано от каких слов?
(пеш-пешком, ход-ходить)
Давайте прочитаем это слово. Какая у них соединительная гласная?
(е)
-Первый корень заканчивается на какой звук? Дайте характеристику этому звуку.
( согласный, глухой, парный, всегда твердый)
- А какие ещё звуки всегда твёрдые ? ( ж, ш,ц)
-Какие правила мы знаем с ними?
(ЖИ,ШИ всегда пиши с и)
-Правильно, ребята. А в сложных словах после этих букв пишется соединительная гласная буква –е.
7. Работа в тетради на печатной основе.
- А сейчас мы поработаем в тетрадях на печатной основе. Откройте с.46 упр.61.
- Прочитайте задание. Запишите, выделите корни.
8. Игра «Исследователи-лингвисты»
- Ребята, а теперь поиграем в игру “Исследователи – лингвисты”.
- А кто такие “ЛИНГВИСТЫ”? (учёные, которые изучают язык, языковеды)
- Правильно, лингвисты прекрасно разбираются в частях речи. Хорошо знают состав слова и различные орфограммы. Сейчас мы посмотрим, какая команда лингвистов лучше справится с заданием.
- Первый вариант из предложенных слов выбирает сложные слова с соединительной гласной о, а 2 вариант – с соединительной гласной е, записывают их и устно объясняют значение.
Вод…воз, пеш…ход, земл…трясение, книг…люб, рыб…лов, зме…лов, везд…ход, каш…вар, звезд…пад, овощ…вод, пчел…вод, скал…лаз.
Предлагаю проверить работу в парах.
- Оцените себя.
— Какое качество ученика важно при оценивании своей работы? (Честность.)
— Почему оно важно? (Потому что, обманывая себя, не поймёшь своих затруднений и не получишь хороших результатов)
- Ошибаться не страшно. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Физминутка. Давайте сейчас немножко отдохнём.
(песня «почемучки любознательный народ»)
ТЕСТ
V.Домашнее задание. (дифференцированно по выбору учащихся )
-А домашнее задание вы выберите себе сами. У меня на столе вы видите две карточки: жёлтую и розовую. На жёлтой карточке задание более трудное, а на розовой - полегче. Кто желает, тот может выполнить оба задания.
VI. Итог урока.
-Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. Кто считает, что выполнил эту задачу?
-На следующем уроке мы продолжим работу над сложными словами. Это значит, что на уроках русского языка нас ждут новые открытия.
VІІ. Рефлексия.
- В конце урока предлагаю побывать альпинистами. Знаете, кто это? (Люди, достигающие вершин гор). У каждого на парте фигурка своего альпиниста.
- Поместите на панно своего альпиниста. Если вы усвоили на уроке всё и можете объяснить другим, поместите альпиниста на вершину горы. Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите человечка на середину горы. Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте альпиниста у подножия горы. (Ученики размещают фигуры альпинистов).
- Молодцы! Спасибо всем за урок! (слайд
Правописание соединительной гласной
О
Правописание соединительной гласной
Е
Образуйте сложные слова по образцу: Красная грудка – (какая?) красногрудая Яркая голова - Длинные ноги - Короткий хвост - Пёстрые крылья - По воде плавает - | Образуйте сложные слова по образцу: Красная грудка – (какая?) красногрудая Яркая голова - Длинные ноги - Короткий хвост - Пёстрые крылья - По воде плавает - | Образуйте сложные слова по образцу: Красная грудка – (какая?) красногрудая Яркая голова - Длинные ноги - Короткий хвост - Пёстрые крылья - По воде плавает - | |
Образуйте сложные слова по образцу: Красная грудка – (какая?) красногрудая Яркая голова - Длинные ноги - Короткий хвост - Пёстрые крылья - По воде плавает - | Образуйте сложные слова по образцу: Красная грудка – (какая?) красногрудая Яркая голова - Длинные ноги - Короткий хвост - Пёстрые крылья - По воде плавает - | Образуйте сложные слова по образцу: Красная грудка – (какая?) красногрудая Яркая голова - Длинные ноги - Короткий хвост - Пёстрые крылья - По воде плавает - | |
Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. | Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. | Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. |
Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. | Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. | Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. |
Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. | Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. | Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. |
Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. | Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. | Из ряда слов выписать сложные слова: Ледокол, снеговик, пешеход, островок, паровоз, землекоп, земляника, самолёт, утконос, стенгазета, вездеход. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного. УМК «Перспективная начальная школа»
Характеристика класса В классе 30 человек. Сегодня присутствовало 29 учащихся. В классе ребята с разным уровнем развития, разным темпераментом. 12 человек учатся на «хорошо» и «отлично»
Цель урока: Создание условий для формирования умений составлять и записывать слова с соединительными гласными о,е.
Задачи урока: -Обогащать письменную и устную речь уч-ся. -Создавать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, помочь ощутить радость успеха в проявлении своих знаний.
Прогнозируемые результаты - -осознание учащимися ценности изучаемого способа определения слов. --ценностное отношение к процессу определения сложного слова. - -осознание практической важности определения соединительной гласной. - -ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу. - -осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. .
Личностные УУД Ценностное определение к процессу определения сложного слова; Осознание учащимися ценности изучаемого способа записи сложного слова; Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.
Метапредметные УУД Умение принимать и сохранять цель урока; -умение находить способы решения поставленной цели по записи слов с соедини- тельной гласной; -умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; -умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.
Предметные УУД Знание о признаках сложного слова; - Умение применять знания в жизненных ситуациях; Умение находить сложные слова и записывать их правильно
На уроке использовала методы: работа в парах Проблемный диалог Метод демонстрации Частично-поисковый практический
Тип урока: урок изучения нового материала Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической работы, во время письменного выполнения заданий.
На уроке можно выделить несколько этапов: 1 Мотивирование к учебной деятельности цель : создать положительное самоопределение к деятельности на уроке; средства: стихотворение 2 Актуализация опорных знаний цель: воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания ; средства: работа с загадками
3 Постановка проблемы, планирование действий по разрешению проблемы цель: учиться видеть мини-проблемы, правильно формулировать тему и цель урока, ставить задачи. средства : работа со звуковыми схемами, побуждающий и подводящий диалоги) 4 Первичное закрепление цель: повторить виды словарей, умение находить сложные слова, применять полученные знания, средства: работа с обратным словарём
5. Игра «Исследователи – лингвисты» цель: умение находить способы решения поставленной цели по записи слов с соединительной гласной, средства: работа в парах 6. Итог и рефлексия учебной деятельности ( цель : осознание метода собственной познавательной деятельности; средства: «лесенка успеха»
Учитель- ученик Урок строила в русле субъективизации. Учитель выступал в роли помощника, координатора деятельности учащихся. Использовала демократический стиль общения, создавала психологический комфорт, ситуацию успеха для каждого ученика.
Ученики в течение всего урока были включены в активную деятельность. Все этапы урока были логически связаны между собой, способствовали достижению поставленных целей.
Спасибо за внимание! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по русскому языку для 2 класса ПНШ Тема“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»
“ Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»...
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.
Конспект урока русского языка во 2 классе по программе Перспективная начальная школа на тему:Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного....
Урок русского языка во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа". Тема "Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"
Предоставляется технологическая карта урока "Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного". Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний. Также предоставляется презентаци...
Учебно-методический комплект по русскому языку для 2 класса на тему "Сложные слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного"
Цели: учить делить слова на группы: слова-названия предметов одушевленные и неодушевленные; формировать умение выполнять разбор сложных слов....
Конспект урока русского языка на тему: «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного»
Урок закрепления по УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс....
Технологическая карта к уроку русского языка, 1 класс. УМК «Перспективная начальная школа» Тема урок: Правописание сочетаний ча, ща, жи, ши.
Тип урока: закрепление изученного материала...
Конспект урока русского языка «Как делаются слова. Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс).
Цели деятельности учителя: обобщение знаний об образовании сложных слов, правильном употреблении приставок НА- и О- в словах надеть, надевать; одеть, одевать, правописании приставок и предлогов.Планир...