Способы реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании.
статья по теме
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
( К.Д. Ушинский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Способы реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании. | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы реализации
компетентностно- ориентированного подхода в образовании.
Блинова Н.И.
МАОУ СОШ № 27 , г. Тюмень
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал»
( К.Д. Ушинский)
Компетенция - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели.
Ключевые компетентности - результат образования, выражающегося в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.
Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения» издательства «Просвещение», понимаешь, что с целью реализации компетентностно- ориентированного подхода в образовании, в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. Рассмотрим урок с позиции требований стандарта второго поколения в сравнении с уроком традиционным. Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
Как известно, самый распространённый тип урока – комбинированный. Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:
Требования к уроку | Традиционный урок | Урок современного типа |
Объявление темы урока | Учитель сообщает учащимся | Формулируют сами учащиеся |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться | Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания |
Планирование | Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование учащимися способов достижения намеченной цели |
Практическая деятельность учащихся | Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы | Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию | Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Оценивание учащихся | Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке | Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) |
Итог урока | Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
| Проводится рефлексия |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И здесь, пожалуй, действительно не обойтись без новых педагогических технологий.
Так, обучая детей целеполаганию, можно вводить проблемный диалог, создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.
Например, на уроке русского языка во 2 классе (учебник А.В. Поляковой) по теме «Разделительный мягкий знак» можно предложить учащимся под диктовку написать слова «польёт», «семья», «солью». Пройдя по классу и просмотрев записи в тетрадях, выписать на доске все варианты написания слов (конечно, среди них будут как правильные, так и неправильные). После прочтения детьми написанного, встают вопросы: «Задание было одно? («Одно») А какие получились результаты? («Разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то ещё не известно , и далее – не всё известно о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах. «Какова же цель работы на уроке?» («Узнать больше о мягком знаке»). «Для чего нам это необходимо?» («Чтобы правильно писать слова»). Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся могут сформулировать тему и цель урока. Вообще технология ведения проблемного урока, разработанная автором Е.Л. Мельниковой, даёт возможность учителю по-новому открывать знания с учениками. А это в свою очередь позволяет формировать учебно-познавательные компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение;
- организовывать планирование, анализ , рефлексию, самооценку своей
учебно- познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать своё понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, формулировать выводы
На этапах планирования , практической деятельности учащихся и осуществления контроля возможно применение групповой деятельности, которая , при правильной организации, позволит формировать коммуникативные компетенции:
- владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями;
-владеть различными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо) лингвистической и языковой компетенциями;
-владеть способами совместной деятельности в группе, приёмами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы.
Необходимо наполнить урок не только новыми подходами к организации деятельности учащихся , но и иными подходами к содержанию.А именно:компетентностно-ориентированными заданиями (КО),которые позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения изучаемого материала и применения в деятельности.
Новый подход в образовании предполагает создание новых методик обучения, и новых методик проверки эффективности обучения. Титаренко Наталья Николаевна (кандидат педагогических наук, доцент ЧГПУ ) разработала методику развития ключевых компетентностей у учащихся начальной школы с помощью КО заданий, разработав их структуру.
Структура КО заданий:
| Коля гостил у бабушки, когда у той случился сердечный приступ. После приезда скорой помощи бабушка попросила внука позвонить в поликлинику и записать ее на прием к врачу-специалисту. |
| Прочитай тексты № 1 и № 2. Запиши, какая информация необходима Коле, чтобы выполнить просьбу бабушки. Подчеркни, к какому специалисту на прием он записал бабушку |
| Текст № 1 Сердечный приступ – это результат болезни сердца Текст № 2 Окулист – врач-специалист по глазным болезням. Кардиолог – врач, диагностирующий все заболевания сердечно-сосудистых систем. Ортопед – врач, восстанавливающий нормальные функции опорно-двигательного аппарата, осуществляющий лечение и профилактику их повторного возникновения. |
| Бланк 1. Текст №____________ 2. Коля записал бабушку к:
|
Примеры:
- Благодаря работе сердца в нашем теле совершается постоянная циркуляция крови. За один круг из одной половины сердца в другую кровь преодолевает путь в среднем около 240 см.
Требуется ей для этого около 40 секунд.
Задание: определи, с какой средней скоростью течет кровь
- В степной зоне почвы черноземные, в лесной, где значительно больше животных и растений, почвы подзолистые сероземные. Почему?
3. 4кл. (5 баллов) Время работы. Вы переехали в новый район, и мама попросила тебя собрать информацию о некоторых предприятиях вашего района. Перед тобой вывески графика работы предприятий сферы услуг.
- Какие из предприятий в отдельные дни недели открываются одновременно?
А) Мебель Б) Видеопрокат В) Спортивные товары Г) Библиотека
Д) Нет таких предприятий
- У каких предприятий часы работы в будни зависят от дня недели?
А) Мебель Б) Видеопрокат В) Спортивные товары Г) Библиотека
Д) Нет таких предприятий
- Какие предприятия закрываются позже всех?
А) Мебель Б) Видеопрокат В) Спортивные товары Г) Библиотека
Д) Нет таких предприятий
- У каких предприятий одинаковая продолжительность рабочего дня?
А) Мебель Б) Видеопрокат В) Спортивные товары Г) Библиотека
Д) Нет таких предприятий
- Выбери часовой отрезок, в течение которого можно попасть в любое предприятие в любой день недели, кроме воскресенья.
от | до | ||
час | мин | час | мин |
Например | |||
9 | 0 | 10 | 0 |
Литература
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
- Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.; под ред. Асмолова А.Г.; Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя; М.: Просвещение, 2008. — 151 с.;
- Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н.; “Все вместе” программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству; М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К.; Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Практическое пособие; под ред. Маскина В.В.; М.: АРКТИ, 2006. – 64 с.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы реализации принципа индивидуального подхода при обучении младших школьников
В статье рассматривается индивидуализация процесса обучения младших школьников как один из способов реализации принципа индивидуального подхода...
Методическая мастерская учителя. Тема: «Технология проектной деятельности, как средство реализации компетентностно - ориентированного обучения младших школьников»
Необходимость организации групповых проектов младших школьников возникла в результате внедрения и реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани...
Проблемно-диалогическое обучение как способ реализации системно-дятельностного подхода на уроках (в соответствии с требованиями ФГОС)
Важнейшим показателем профессионализма является формулировка педагогического кредо:«Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Открываем знания вместе с детьми»....
"Проектный метод - как один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе."
quot;Проектный метод - как один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе." Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, не...
Дистанционные конкурсы и телекоммуникационные проекты как способы активизации компетентностно-ориентированной и познавательной деятельности школьников
О важности участия в дистанционных и телекоммуникационных проектах...
Трансформация урока как способ реализации системно-деятельностного подхода в обучении
Какие изменения происходят в работе учителя по внедрению в учебный процесс занятий «вне школы»?Как трансформация урока в современной школе позволяет наиболее эффект...
«Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»
laquo;Учебная ситуация как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе»...