Дистанционные конкурсы и телекоммуникационные проекты как способы активизации компетентностно-ориентированной и познавательной деятельности школьников
статья на тему
О важности участия в дистанционных и телекоммуникационных проектах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дистанционные конкурсы и телекоммуникационные проекты как способы активизации компетентностно - ориентированой и познавательной деятельности школьников
Н.М.Сергеева , учитель начальных классов
Бюджетное образовательное учреждение г.Омска «Средняя общеобразовательная школа №81», Natasha_08_70@mail.ru
Современная культура характеризуется ускорением темпа жизни, «ужесточением» требований к профессионализму, необходимостью принятия специалистом нестандартных решений. В такое время возникает необходимость развития творчески активной личности, обладающей способностью эффективно
справляться с возникающими проблемами. Следовательно, перед педагогами встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования всего учебно - воспитательного процесса.
Повсеместно в образовательных учреждениях педагоги ведут поиски оптимального пути вовлечения школьников в активную познавательную деятельность.
В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.
Особое место в образовательной деятельности школы занимают телекоммуникационные региональные и международные проекты.
Появившись в начале восьмидесятых годов, телекоммуникационные сети первоначально использовались в сфере науки и образования лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку вся сетевая работа тогда заключалась в обмене письмами между учащимися. Однако, как показала международная практика и многочисленные эксперименты, в отличие от простой переписки, специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в сети стал учебный телекоммуникационный проект.
Применительно к школе телекоммуникационный образовательный проект исследователями рассматривается, как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации. Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо предмету, всегда межпредметны, так как требуют привлечения знаний не из одной предметной области, как это в большинстве случаев происходит на уроках, а обязательно –интегрированного знания. Проводимый телекоммуникационный образовательный проект должен отвечать общим требованиям:
• в нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
• работа учащихся проводится в сетях, она осмысленна и активна – они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, им приходится посылать и получать большое количество текстовой, цифровой, а иногда графической информации.
Сетевые проекты, как и обычные проекты, могут быть различаться по срокам реализации (краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные), по характеру контактов (внутренние или региональные, международные), по предметно-содержательным областям (монопроекты, межпредметные).
Сетевые проекты могут организованы в виде:
- конкурсов по созданию тематических веб-страниц;
- викторин, соревнований, олимпиад по различным предметам (вопросы могут подготовить учителя и учащиеся);
- коллективного написания рассказов, сказок;
- цепных рассказов (одна из школ пишет первую часть и отправляет ее следующему участнику, и так - до тех пор, пока рассказ не будет завершен);
- сочинения (коллективного или по кругу);
- "дней" издания газет (проведение специальных выпусков газет или проведение конкурса на лучшую газету);
- читательских конференций по различным произведениям (обмен мнениями и вопросами);
- имитаций путешествий;
- исследований по публикациям (об исторических аспектах тех или иных стран, моделирования исторических событий; об экологических проблемах и т.д.);
- рефератов о традициях, обычаях стран;
- марафонов (интеллектуального, математического, литературного и т.п.).
При проведении сетевых проектов могут обсуждаться вопросы из совершенно различных областей знаний. Проекты могут быть связаны с литературным творчеством, лингвистикой или языкознанием, культурологией, изобразительным творчеством, музыкой, историей, географией, спортом и т.д.
По количеству участников существуют проекты:
- между двумя школами по схеме "школа - школа";
- групповые проекты по схеме "школа - несколько школ".
По доминирующей в проекте деятельности сетевые проекты могут быть:
- исследовательскими (в виде одновременно проводимого анализа данных);
- творческими, игровыми (в виде телекоммуникационных экскурсий: в музеи, в картинные галереи, в зоопарки и т.д.);
- информационными (в виде обмена народными играми, шутками, пословицами, народными сказками; сообщениями о здоровье, местных и национальных традициях и праздниках, туристической информацией о городах и т.п.);
- практико-ориентированными (в виде электронных публикаций: издания различных газет, журналов, альманахов и т.д.).
Если учитель хочет развить у ребенка навыки работы с информацией, умение анализировать тексты, ранжировать и проверять сведения из различных источников, то для этого лучше всего подойдет информационный проект – его цель сбор, оформление и представление информации.
Конечно в проекте любого типа есть этап сбора информации, но там это только средство работы, а в информационном проекте это – цель. Здесь, для ученика доминирующей стороной деятельности будет именно работа с информацией и, соответственно, развиваться и совершенствоваться у него будет в основном именно информационная компетентность.
Для развития аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации в большей степени подходят исследовательские проекты. Целью учащегося в данном случае является доказательство или опровержение гипотезы проекта. Для этого ему потребуется проводить эксперименты, анализировать их результаты, обобщать, сравнивать, выявлять закономерности, проводить аналогии, а также делать выводы, обосновывать свою точку зрения. Таким образом, основной упор будет сделан на мыслительную компетентность.
Часто возникает необходимость совершенствовать практические предметные умения и навыки учащихся. Скажем, умение строить графики функций, уместно использовать различные речевые обороты, понимать исторические закономерности и т.д. В этих случаях применяется практико-ориентированный проект. Организаторы дистанционного конкурса или телекоммуникационного проекта могут заказать ученикам разработку раздаточного материала по предмету или сценария математической игры, словаря фразеологизмов, исторического атласа и т.п. В ходе работы над созданием такого проектного продукта учащиеся освоят необходимые им предметные знания, умения и навыки, разовьют у себя деятельностную компетентность. Самый большой простор предоставляет проектная деятельность для развития творческих способностей.
Творческий проект позволяет учащемуся проявить себя, создав произведение любого жанра. Такие проекты способны кардинальным образом изменить представление окружающих об авторе созданного произведения, поднять его статус в классе, снизить тревожность, повысить самооценку, не говоря уже о непосредственном развитии творческих способностей ребенка. Как известно, любое творческое произведение нуждается в презентации и обратной связи с аудиторией (зрителями, слушателями, читателями), поэтому основное развивающее воздействие будет оказано на коммуникативную компетентность
Развитие коммуникативных навыков также осуществляется в ходе игровых или ролевых проектов. Целью организаторов такого проекта является вовлечение публики (детей и взрослых) в решение проблемы проекта. Чтобы добиться этого, придется не просто искать информацию или создавать произведение искусства, нужно будет организовать деятельность других людей, вовлечь их в работу, сделать ее интересной для всех. Надо ли говорить, как важно для замкнутых, застенчивых подростков освоить эти умения, приобрести или усовершенствовать свою коммуникативную компетентность.
Многообразие типов проектов дает возможность учителю решать самые
разные задачи обучения и воспитания подростков в интересной для них форме. Это позволяет учащимся активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
Итак, тип проекта зависит от ведущей деятельности учащегося и, в свою очередь, во многом определяет вид проектного продукта.
Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений
искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий.
Практико-ориентированные проекты, как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п.
В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные
статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад.
Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся
брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть опубликованы на бумажных носителях или размещены в Интернете.
Игровые и ролевые проекты почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта.
Каким бы ни был проектный продукт по своему виду и жанру, он должен
полностью соответствовать требованиям качества, то есть быть эстетичным, удобным в использовании, соответствовать целям проекта (напомню, что проектный продукт – это воплощение найденного автором оптимального способа решения проблемы проекта). При работе над проектным продуктом автор должен все время помнить, что он создает этот продукт не только для себя, но и для любого другого человека, которому доведется столкнуться с проблемой, решению которой посвящен данный проект. Обобщим все вышеизложенное в виде таблицы.
Тип проекта | Цель проекта | Проектный продукт | Тип деятельности учащегося | Формируемая компетентность |
Практико-ориентированный | Решение практических задач заказчика проекта | Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации | Практическая деятельность в определенной учебной области | Деятельностная |
Исследовательский проект | Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы | Результат исследования, оформленный определенным способом | Деятельность связана с экспериментированием, логическими мыслительными операциями | Мыслительная |
Информационный проект | Сбор информации о каком-либо объекте или явлении | Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу | Деятельность, связанная со сбором, проверкой и ранжированием информации из различных источников; общение с различными людьми как источниками информации | Информационная |
Творческий проект | Привлечение интереса публики к проблеме проекта | Литературные произведения, произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, видеофильмы | Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики | Коммуникативная |
Игровой или ролевой проект | Предоставление публике опыта участия в решении проблемы проекта | Мероприятие (игра, викторина, экскурсия и т.д.) | Деятельность, связанная с групповой коммуникацией | Коммуникативная |
Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:
- предусматриваются множественные, систематические, разовые или длительные наблюдения за тем или иным природным, физическим, социальным, природным явлением, требующие сбора данных в разных регионах для решения поставленной проблемы;
- предусматривается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события, происшедших или имеющих место в различных местностях для выявления определенной тенденции или принятия решения, разработки предложений;
- предусматривается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций, решения, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого способа решения проблемы;
- предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической или творческой;
- предполагается провести увлекательные приключенческие совместные компьютерные игры, состязания.
Каковы же социально-педагогические условия развития творческой активности учащихся в процессе реализации сетевых проектов?
С учетом возрастных задач, решаемых личностью в школьном периоде, наиболее значимыми являются возможности выбора видов и способов деятельности, личного вклада в решение проблем, сотрудничества, свободного общения и обмена опытом, предъявления результатов деятельности и их оценки.
Любой сетевой проект, особенно если он долгосрочный, должен предусматривать мероприятия соревновательного характера, стимулирующие творческую активность.
Сетевые проекты являются эффективным средством развития творческой активности детей, поскольку располагают комплексом возможностей, удовлетворяющих возрастным задачам:
- возможность выбора содержания и способов деятельности;
- возможность личного вклада в решение проблем;
- возможность сотрудничества;
- возможность свободного общения и обмена опытом;
- возможность предъявления и оценки результатов деятельности.
В условиях сетевых проектов педагогические возможности реализуются через соответствующий комплекс условий организации:
- выбор темы на основе актуальной для потенциальных участников проблематики (определение, формулировка);
- вариативность содержательной части проекта, которая обеспечивает возможность выбора видов и способов деятельности;
- выбор оптимальных способов и средств достижения проектных целей;
- создание партнерской сети (привлечение потенциальных участников, определение их субъектных позиций и полномочий);
- обеспечение интерактивности проекта как условия взаимодействия участников (чат, форум, реальные встречи и др.).
Участие в сетевых проектах, изменяет роль учащегося в образовательном процессе с пассивно-потребительской к активно-действенной, а также способствует становлению тьюторской позиции учителя.
Литература:
- Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся».– Самара, 2003.
- Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании // Начальная школа: плюс-минус. – 2001. – №1.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
- Ступницкая М.А. Критериальное оценивание проектных работ
учащихся / Педагогические технологии и учебное проектирование. Сборник
статей / Под научн. ред. Н.Ю.Пахомовой. – М.: МИОО, 2006.
- Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать
над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. –
Ярославль: Академия развития, 2008.
- Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-
исследовательская деятельность: организация, сопровождение, опыт. Сбор-
ник статей / Под общей редакцией Н.Г.Минько – М.: Учебно-методический
центр ЮАУО, 2005.
- Ступницкая М.А.Творческий потенциал проектной деятельности
школьников // Развитие творческих способностей школьников и формировние различных моделей учета их индивидуальных достижений. – М.: Центр
«Школьная книга», 2006.
- Ступницкая М.А., Белов А.В., Родионов В.А. Критериальное оценива-
ние как здоровьесберегающий фактор школьной среды // Школа здоровья. 2003. № 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него...
Технология игры как средства активизации познавательной деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе
Развитие учебных интересов прямо зависит от организации учебной работы. Поэтому учителю необходимо ориентироваться на закономерности развития интересов школьников, помнить, что развитие идет от ...
Нестандартные формы урока – один из способов повышения эффективности познавательной деятельности школьников.
Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал? Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать уроки любимыми, увлекательными? Ответы на эти вопросы ...
"Проектный метод - как один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе."
quot;Проектный метод - как один из способов реализации компетентностно - ориентированного обучения в начальной школе." Учитывая психологические особенности детей младшего возраста, не...
Дистанционные конкурсы и интернет проекты как форма работы с одарёнными детьми
Дистанционные конкурсы и интернет проектыкак форма работы с одарёнными детьми...
Выступление на тему "Активизация познавательной деятельности школьников на уроках литературного чтения в 4 классе"
В статье рассказывается о методах и приёмах, используемых учителем для привития детям интереса к чтению....