Проблемно-диалогическое обучение как способ реализации системно-дятельностного подхода на уроках (в соответствии с требованиями ФГОС)
статья на тему
Важнейшим показателем профессионализма является формулировка педагогического кредо:
«Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Открываем знания вместе с детьми».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_pdo.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемно-диалогическое обучение как способ реализации системно-дятельностного подхода на уроках (в соответствии с требованиями ФГОС)
Полищук Л.А.
Важнейшим показателем профессионализма является формулировка педагогического кредо:
«Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Открываем знания вместе с детьми».
В современном обществе обучение должно быть проблемным, так как формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции.
Школьник нового типа - это внутренне свободный, любящий и умеющий творчески относиться к действительности и другим людям, способный решить не только старую, но и поставить новую проблему, способный делать осознанный выбор и самостоятельное решение.
Исходя из этого, поставила задачи.
Задачи:
1) создавать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования;
2) повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями;
3) применять дифференцированный подход в учебном и воспитательном процессе.
В соответствии с главной целью образования было проведено комплексно-диагностическое тестирование в начале 1 года обучения, в результате которого были выявлены проблемы организации внимания, организации темпа работы, активизации мышления и других познавательных процессов. Результаты представлены на слайдах. Этим и был обусловлен выбор технологии обучения.
В конце первого класса были проведены педагогическая диагностика и психологическое тестирование. Полученные результаты позволяют сделать вывод о положительной динамике универсальных учебных действий. Бесспорно проблемно-диалогическая технология положительно сказывается как на процессе обучения, так и на отношении обучаемых к самому процессу.
Проблемно-диалогическое обучение - не просто интеграция двух технологий, это новое качество образования.
Кроме того, проблемно-диалогическое обучение базируется на психологии творчества. Обучение направлено на развитие самостоятельности ученика.
Понятие: Проблемно-диалогическая технология в обучении и воспитании включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, в которой ученик совершает субъективное открытие явления, закономерности, осваивает способ познания и механизм приобретения новых знаний. Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных учебных задач или заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа.
В соответствии с вышесказанным используется
Модель организации учебного процесса
«Обучение через открытие». Строится на реализации принципа проблемности в обучении, который реализуется:
а) в содержании учебного предмета,
б) в процессе развертывания этого содержания в учебном предмете.
Проблемно-диалогическое обучение осуществляется на основе проблемных вопросов, задач, заданий и ситуаций. Рассмотрим более конкретно каждое понятие.
Проблемный вопрос - это вопрос, на который у ученика нет готового ответа, этот ответ он ищет самостоятельно. В отличии от обычного, проблемный вопрос не предполагает простого вспоминания и воспроизведения знаний.
Для реализации компетентностного подхода в обучении необходимо регулярно задавать детям вопросы вида:
- Где в жизни вы встречаетесь с данными явлениями и объектами?
- Где в жизни вам пригодятся эти знания и умения?
- Что произойдет, если всю воду из реки человек потратит на свои нужды? - Как ты думаешь, может такое случиться?
- Какое участие в сбережении воды мог бы принять ты и твои друзья?
- Бывает ли буква одна, а орфограммы две? Учащиеся высказывают гипотезы. Далее отгадывают загадку: - С окна зеленый ежик не убежит, нет но[жы]к. – К каким словам можно применить правила о правописании жи-ши. Почему к некоторым словам это не подходит?
Проблемная задача- это форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. Поиск этих данных предполагает от учащихся активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения объектов. Решение такой задачи может быть в форме словесного рассуждения, поисковой работы, математических расчетов.
Проблемное задание дает указания, которые предлагаются учащимся для их самостоятельной поисково-познавательной деятельности. Они направлены на получение необходимого результата. Проблемные задания выполняются в формах поиска, сочинительства, изобретательства, эксперимента, моделирования и других формах.
- Например, задание экологического характера. Прочитай просьбу Кикиморы Болотной, которую она направила экологам: «Лягушки по ночам мне спать не дают. Хочу извести их, да не знаю как, каким последствиям может привести полное исчезновение лягушек. Дайте мне мудрый совет!»
Предположи, какой ответ дал эколог:
а) станет меньше комаров и мошек;
б) станет больше цапель и аистов;
в) нельзя нарушать природные связи.
- Задание на понимание значения молчаливого чтения. Прочитай абзац молча. Прочитай этот же отрывок шепотом. Сравни, на какое чтение времени затрачено больше. Как ты думаешь, какое чтение больше востребовано человеком в жизни? Почему?
- Задание на овладение правилами культурного поведения: разговор по телефону, ведение диалога по теме.
- Задания на построения речевых высказываний и формирование умения дискутировать:
- Выслушай мнения одноклассников. Выскажи свое мнение. Сравни свое мнение с доводами других. Чьи аргументы выглядят убедительнее?
- Задания на поиск закономерностей:
- Откройте секрет превращения слов. Продолжи игру.
- Определи закономерность и продолжи.
- Задания-ловушки. Например, учитель дает неверный ответ, а детям предоставляется выбор: либо согласиться с учителем, либо попробовать ответить самостоятельно. В слове кошка два звука. Кто со мной согласен?
- Проблемная ситуация создается при помощи дискуссии в процессе анализа литературного произведения:
- Почему все засмеялись, а Ваня заплакал?
- Прием яркое пятно. Урок русского языка по теме дательный падеж. Учитель: «Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина сказал:
Такой падеж как… я с детства не терплю;
Давать, делиться чем-нибудь с друзьями не люблю
Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно. Дательный падеж тема нашего урока.
Очень уместным будет высказывание Ф.М.Достоевского: «Две, три мысли, два, три впечатления поглубже выжатые в детстве собственным усилием (а если хотите, так и страданием) проведут ребенка гораздо глубже в жизнь, чем самая облегченная школа.»
Проблемная ситуация-это состояние умственного затруднения учащихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы.
Проблемная ситуация специально создается учителем с помощью определенных приемов, методов и средств:
- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ ее решения,
- изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос,
- предложить классу рассмотреть явления с различных позиций,
- побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты,
- ставить конкретные вопросы на обобщения, обоснования, конкретизацию, рассуждения,
- определить проблемные теоретические и практические знания (противоречие между теоретическим путем решения задачи и его практической осуществимостью, между достигнутым результатом выполнения задачи и отсутствием теоретических знаний),
- ставить проблемные задачи.
Пример создания проблемной ситуации при выполнении практического задания. В набор заданий включается задание, внешне похожее на уже знакомые, но способ выполнения, которого не известен. Учащимся предлагается открыть новый способ действия.
Работа может быть организованна не только фронтально (используется частично-поисковый метод), но и в микрогруппах (используется исследовательский метод). В микрогруппах предлагается открыть способ решения новых примеров и составить памятку-алгоритм по их решению.
В случае низкого уровня обучаемости детей в классе в целом или в микрогруппе учитель может дать задание восстановить памятку из предложенных частей: на отдельных листах пишутся части алгоритма (включая и части, которые не нужны для данного вычислительного приема), нужно разложить листы, исключив, ненужное.
Таким образом, существуют три метода постановки учебной проблемы:
- побуждающий от проблемной ситуации диалог;
- подводящий к теме диалог;
- сообщение темы с мотивирующим приемом
Их сходство в том, что названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие – в характере учебной деятельности и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.
Поставив учебную проблему, любым из названных методов, переходим к организации поиска решения.
В развивающем обучении взаимодействие учителя и учащегося строится в форме сотрудничества, то есть совместной деятельности.
« Не мыслям надобно учить, а мыслить»
Иммануил Кант
Каждый новый урок-это элемент сложной системы взаимодействия учителя и ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры. Проблемные уроки эффективны, детям нравятся. Можно проводить на всех предметах. Работа трудоемкая, необходимо подбирать упражнения для создания проблемных ситуаций, продумывать постановку проблемы и выбор путей ее решения в соответствии с принципом рациональности.
Что нужно учителю для освоения технологии?
- Технология проблемно-диалогического обучения носит общепедагогический характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю.
- Всего две вещи нужны учителю для осознания освоения технологии проблемно-диалогического обучения: знания и желание их применять.
Скажи мне, и я забуду
Покажи мне – и я смогу запомнить
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость
Список использованной литературы:
- Горенков Е.М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Занкова Л.В.//Н.Школа 2002
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками – М., 2006.
- www.zankov.ru
- http://www.zavuch.info
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения по системе Л.В. Занкова.Тема урока "Число и цифра 7".
В разработке представлен подробный план изучения темы "Число и цифра 7" с вариантами ответов учащихся....
Влияние новых технологий обучения на структуру и содержание урока в соответствии с требованиями ФГОС
Структура урока и ее изменение в результате использования на уроках новых технологий обучения. Влияние цели урока на содержание....
Тема по самообразованию "Освоение новых подходов к образованию в соответствии с требованиями ФГОС"
Федеральный государственный стандарт второго поколения утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373. С 1 сентября 2011 г. все российски...
Проектирование заключительного этапа урока в соответствии с требованиями ФГОС. Организация рефлексии на уроках в начальной школе
Статья посвящена организации рефлексии на уроках в начальной школе...
Проект «Обеспечение результативности образовательного процесса в условиях введения ФГОС НОО». Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО по русскому языку в 1 классе на тему «Перенос слова».
В проекте представлен методический материал к уроку русского языка в 1 классе на тему «Перенос слова», включающий в себя технологическую карту урока. Карта разработана на основе УМК « Перспектива», с ...
Современные подходы в образовании в соответствии с требованиями ФГОС
laquo;Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Дж. ДьюиТребования к урокуТрадиционный урокУрок современного типаОбъявление темы урокаУчитель сообща...
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат» УМК «Школа России»
Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС Урок математики во 2 классе по теме «Квадрат»УМК «Школа России»...