Рабочая программа по курсу "Народоведение" (2-3 класс)
рабочая программа (2,3 класс) на тему
Программа разработана мной для занятий в рамках общешкольного направления по этнокультурному русскому компоненту образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_narodovedeniyu.doc | 211 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по курсу «НАРОДОВЕДЕНИЕ»
учителя 3 класса Табаковой Г.П.
Пояснительная записка.
1. Актуальность изучения факультативного курса «Народоведение»
Перед системой образования в современной России остро обозначена проблема этнокультурного воспитания и обучения детей, приобщения новых поколений к исторической памяти народа, сохранение ее в наших потомках. е Традиционное наследие своего народа необходимо знать каждому человеку. Наше прошлое – это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем и залог плодотворного развития в будущем. Сегодня у нашего народа, в том числе и у подрастающего поколения, заметно стремление познать самих себя, ответить на вечные вопросы: кто мы? откуда мы? что берем из прошлого, во имя чего живем в настоящем, что передадим потомкам? Изучение в школе родного языка, литературы, отечественной истории, географии помогает ответить только на часть этих вопросов. Актуальными и открытыми остаются вопросы, касающиеся различных сторон жизни и культуры русского народа: его самосознания, языка, традиционно-бытовых сторон жизни. Факультативный курс «Народоведение» поможет заполнить этот пробел. Данный курс направлен на получение представлений о родном крае, национальном характере, психологии, мировоззрении русского народа; семье, родословной; познание национальных традиций, обычаев, осознание человеческой ценности; самобытность родной культуры; осмысление различных явлений народной жизни – ее уклад, семейно-социальные отношения, область умственной деятельности и искусства. Материалы курса направлены помочь учащимся не только приобщиться к великолепному наследию традиций русского народа, но и осознать себя русскими, а свою будущую жизнь строить по канонам народной нравственности.
2. Цели и задачи курса «Народоведение».
Главная цель - освоение учащимися нравственных и эстетических ценностей русского народа; воспитание стремления к духовно-нравственному совершенствованию на основе традиционного наследия нашего народа.
Кроме этого, одна из важнейших целей – развитие у ребят аналитических способностей, воображения, творческого потенциала, приобщение их к поисково-исследовательской деятельности, формирование в учащихся патриотизма и гражданственности.
Задачи курса.
Расширение кругозора детей о жизни, традициях, буднях и праздниках русского народа. Воспитание чувства уважения, любви, преданности к Родине, интерес к ее историческому прошлому, бережное отношение к настоящему своей страны, ее народу.
Формирование духовно-нравственных качеств, которые должны стать основой воспитанности и толерантности учащихся.
Развитие в детях творческого начала, артистизма, любознательности, стремления к сотрудничеству, умения организованно выполнять свои поручения, коллективную работу.
Программа 2 класс ( 34 часа )
Название раздела | Количество часов | Содержание | Этнокультурный компонент |
Природа – сердечный друг. Мать природа. | 5 | 1. Учимся видеть и понимать природу. | Влияние природы на жизнь человека в прошлом |
2. Осень – перемен восемь. Конкурс пословиц, поговорок, стихов, народных примет. | Пословицы, поговорки, стихи, народные приметы.
| ||
3. Народный календарь. Зимние приметы. | Народные приметы, стихи | ||
4. «Матушка-весна - всем красна». Народные приметы. | Народные приметы, стихи | ||
5. Здравствуй, лето красное! | Народные приметы, стихи | ||
Моя Родина. | 2 | 1. Самое лучшее место на земле – мой город. Понятие «большая» и «малая» Родина. Из истории города. | Исторические сведения о городе |
2. Мы живем в России. Наша Родина на карте мира. Стихи и песни о России. | Стихи и песни о России. | ||
Уголок России – отчий дом. | 6 | 1. Моя родня. Мать, отец, бабушка, дедушка. Мачеха. Отчим. Братья и сестры. Родные и двоюродные. Тети и дяди, другая родня. Крестные отец и мать. | Русский «Домострой» Почитание старших |
2. Что в имени твоем… (из истории русских имен и фамилий). | Обычаи нарекания детей именами святых | ||
3. Народные традиции взаимоотношений детей и взрослых. Любовь, забота о маленьких, уважение к старшим. | Наказы. Заветы. Дразнилки, мирилки | ||
4. Народные песни и стихи о матери, семье, доме, родной земле. | Народные песни и стихи | ||
5. Дом, открой свою тайну. | Обряды, связанные с жизнью в доме. Убранство дома | ||
6. Праздник матери и детей. Выставка образцов творчества матерей и детей. Чаепитие. | Почитание матери | ||
Там русский дух… | 4 | 1. Скоро сказка сказывается… (русские народные сказки) | Русские народные сказки |
2. Сказка или быль? Верования в чистую и нечистую силу. | Народные верования, заговоры | ||
3. История народного фольклора. Былины. | Русские богатыри – защитники Родины | ||
4. Фольклор. Пословицы, поговорки, частушки, скороговорки, считалки, потешки, загадки, небылицы. | Пословицы, поговорки, частушки, скороговорки, считалки, потешки, загадки, небылицы | ||
Народный календарь | 9 | 1. Слава хлебу на столе (русские традиции, связанные с хлебом). | Русские традиции, связанные с хлебом |
2. Празднование сбора урожая на Руси. Капустник. | Осенние посиделки, игры, загадки, инсценирование | ||
3. Народные подвижные игры. | «Лапта», «Горелки», «Прятки» и др.игры | ||
4. «Вставай в хоровод – Новый год у ворот!» Подготовка и проведение новогоднего праздника. | Традиции и украшение рождественской елки | ||
5. «Коляда, коляда, ты подай пирога!» Зимние праздники в России | Колядки, маска- личина, соломенная кукла Традиции | ||
6. Широкая Масленица | Календарно-обрядовая культура народные игрушки, блины | ||
7. Встреча весны. Заклички. Весенние игры и песни | . Заклички. Весенние игры и песни | ||
8. Велик день (Пасха). День поминовения. Народные традиции | Обычаи праздника на Руси, пасхальный стол, игры | ||
9. Праздник русской березки. (Троица) | Традиции укашения веток березки разноцветными ленточками, плетение венков, гадания |
Руки не для скуки | 2 | 1. Творческая мастерская «Рождественские композиции». Изготовление. Выставка. | Традиционные занятия детей, игрушки, материалы |
2. Руки не для скуки… Народные игрушки. | Традиционные занятия детей, игрушки, материалы, технология изготовления | ||
Традиции русского гостеприимства | 2 | 1. Традиции русской кухни. Русские хлеб-соль. Еда обычная и праздничная. Русские пироги и калачи. | . Традиции русской кухни. |
2. Приглашение к чаю. Правила сервировки стола. Встреча и проводы гостей. | Обычай пить чай на Руси | ||
Экскурсионная работа | 3 | 1-3. Экскурсии в «Музей русского быта». | Знакомство с народными традициями, бытом |
Итоговое занятие | 1 | 1. Обобщение материала по всему курсу. | Оформление творческих папок учащихся, защита проектных работ |
Примерное тематическое планирование КОУ 2 класс (34 часа)
Число | № | Тема |
Учимся видеть и понимать природу. Экскурсия в осенний лес. | ||
Осень – перемен восемь. Конкурс пословиц, поговорок, стихов, народных примет. | ||
Слава хлебу на столе (русские традиции, связанные с хлебом). | ||
Празднование сбора урожая на Руси. Капустник. | ||
Самое лучшее место на земле – мой город. Понятие «большая» и «малая» Родина. Из истории города. | ||
Мы живем в России. Наша Родина на карте мира. Стихи и песни о России. | ||
Моя родня. Мать, отец, бабушка, дедушка. Мачеха. Отчим. Братья и сестры. Родные и двоюродные. Тети и дяди, другая родня. Крестные отец и мать. | ||
Что в имени твоем… (из истории русских имен и фамилий). | ||
Народные традиции взаимоотношений детей и взрослых. Любовь, забота о маленьких, уважение к старшим. | ||
Народные песни и стихи о матери, семье, доме, родной земле. | ||
Дом, открой свою тайну. | ||
Скоро сказка сказывается… (русские народные сказки) | ||
Сказка или быль? Верования в чистую и нечистую силу. | ||
История народного фольклора. Былины. | ||
Фольклор. Пословицы, поговорки, частушки, скороговорки, считалки, потешки, загадки. | ||
Народные подвижные игры. | ||
«Вставай в хоровод – Новый год у ворот!» Подготовка и проведение новогоднего праздника. | ||
«Коляда, коляда, ты подай пирога!» Зимние праздники в России | ||
Творческая мастерская «Рождественские композиции». Изготовление. Выставка. | ||
Народный календарь. Зимние приметы. | ||
Руки не для скуки… Народные игрушки. | ||
Традиции русской кухни. Русские хлеб-соль. Еда обычная и праздничная. Русские пироги и калачи. | ||
Приглашение к чаю. Правила сервировки стола. Встреча и проводы гостей. | ||
Праздник матери и детей. Выставка образцов творчества матерей и детей. Чаепитие. | ||
Широкая Масленица. | ||
«Матушка-весна - всем красна». Народные приметы. | ||
Велик день (Пасха). День поминовения. Народные традиции. | ||
Встреча весны. Заклички. Весенние игры и песни. | ||
Праздник русской березки. | ||
Здравствуй, лето красное! | ||
Экскурсии в течение года. | ||
Экскурсии в течение года. | ||
Экскурсии в течение года. | ||
Итоговое занятие. |
Программа 3 класс (34 часа)
Название раздела | Количество часов | Содержание | Этнокультурный компонент |
Природа – сердечный друг. Мать природа. | 3 | 1. Символы России. Береза в жизни русских. Рассказы, стихи и песни о березе. | Влияние природы на жизнь человека в прошлом. Применение, традиции |
2. Цветы России. Стихи и песни о цветах, картины русских художников. | Легенды, предания старины
| ||
3. Хлеб – чудо земли. | Почитание земли, выращивание хлеба | ||
Моя Родина. | 3 | 1. Государственные символы России. | Исторические сведения о возникновении символики |
2. Москва – столица России. Герб и флаг. Стихи и песни о Москве. | Легенда о гербе. Стихи и песни о Москве. | ||
3. Как строилась Москва. | Исторические сведения о строительстве Москвы | ||
Уголок России – отчий дом. | 6 | 1. Отцы и дети. Произведения об отцах, о мужских профессиях. | Русский «Домострой» Почитание отцов |
2. Именинные дни (из истории русских имен). | Обычаи нарекания детей именами святых | ||
3. Из истории моего микрорайона. | История возникновения района, названия улиц | ||
4. Я среди родных и близких | Распределение обязанностей в семьях | ||
5. Округа. Районы. Район Царицыно. Парк Царицыно. | Исторические сведения о строительстве дворцового ансамбля | ||
6. Рассказы о вещах, хранящихся в твоем доме. | Воспоминания, связанные с этой вещью | ||
Там русский дух… | 3 | 1. Скоро сказка сказывается… (русские народные волшебные сказки) | Русские народные сказки |
2. Читаем былины. Русь былинная. | Русские богатыри – защитники Родины | ||
3. Фольклор. Дразнилки, перевертыши, потешки, небылицы. | Дразнилки, потешки, небылицы | ||
Народный календарь | 7 | 1. Календарь. Народный сельскохозяйственный календарь. Церковный календарь. | Календарные песни. Свадьбы, именины по календарю. |
2. Народные приметы погоды и урожая. | Народные приметы | ||
3. Празднование сбора урожая на Руси. Осенины. | Осенние посиделки, игры, загадки | ||
4. Осенние игры и состязания. | «Лапта», «Горелки», «Прятки» и др.игры | ||
5. Зимние праздники. Изготовление рождественских подарков. | Традиции, изготовление подарков и украшение рождественской елки | ||
6. Зимние игры и забавы. | Снежные баталии, катание с гор, снежные фигуры | ||
7. Летние обряды и традиции. Лекарственные травы. | Воспевание поля, травы, цветов, | ||
Руки не для скуки | 1 | 1. «Русская красавица рукоделием славится». Вязание. Вышивание | Традиционные узоры для вышивки |
Тайны народных игрушек | 4 | 1. Тайны народных игрушек. Русские игрушки из глины | Традиционные занятия детей, игрушки, материалы |
2. Руки не для скуки… Народные деревянные игрушки. | Традиционные занятия детей, игрушки, материалы, технология изготовления | ||
3. Куклы – обереги. Расскажи о своей кукле. | Традиционные занятия детей и взрослых, материалы, технология изготовления | ||
4. Вкусные игрушки | Традиционные занятия детей и взрослых, материалы, технология изготовления | ||
Путешествие в глубину веков | 2 | 1. Ученье – свет, неученье – тьма. Как учились в старину. | Исторические сведения об обучении детей в России |
2. Из истории отечественной почты. Путешествие письма. Практическая работа на тему: “Искусство писать письма”. | История отечественной почты | ||
Традиции русского гостеприимства | 1 | 1. Трапеза в России в разные времена | . Традиции русской кухни. |
Экскурсионная работа | 3 | 1. Экскурсия в парк «Здравствуй, лето красное». Игры и состязания. | Знакомство с народными традициями |
2. Экскурсия в «Музей матрешки» | Знакомство с символом России | ||
3. Экскурсия в парк Царицыно | Знакомство с архитектурным ансамблем | ||
Итоговое занятие | 1 | 1. Обобщение материала по всему курсу. Викторина. Выставка работ учащихся. | Оформление творческих папок учащихся, защита проектных работ |
Примерное тематическое планирование КОУ 3 класс (34 часа)
Число | № | Тема |
Календарь. Народный сельскохозяйственный календарь. Церковный календарь. | ||
Народные приметы погоды и урожая. | ||
Осенние игры и состязания. | ||
Празднование сбора урожая на Руси. Осенины. | ||
Именинные дни (из истории русских имен). | ||
Государственные символы России. | ||
Москва – столица России. Герб и флаг. Стихи и песни о Москве | ||
Как строилась Москва. | ||
Округа. Районы. Район Царицыно. Парк Царицыно. | ||
Из истории моего микрорайона. | ||
Хлеб – чудо земли. | ||
Русские игрушки из глины. | ||
Русские деревянные игрушки. | ||
Куклы – обереги. Расскажи о своей кукле. | ||
Вкусные игрушки. | ||
Зимние праздники. Изготовление рождественских подарков. | ||
Фольклор. Дразнилки, перевертыши, потешки, небылицы. | ||
Скоро сказка сказывается… (русские народные волшебные сказки) | ||
Читаем былины. Русь былинная. | ||
Я среди родных и близких. | ||
Рассказы о вещах, хранящихся в твоем доме. | ||
Отцы и дети. Произведения об отцах, о мужских профессиях. | ||
Зимние игры и забавы. | ||
Ученье – свет, неученье – тьма. Как учились в старину. | ||
Из истории отечественной почты. Путешествие письма. Практическая работа на тему: “Искусство писать письма”. | ||
Трапеза в России в разные времена. | ||
Символы России. Береза в жизни русских. Рассказы, стихи и песни о березе. | ||
Цветы России. Стихи и песни о цветах, картины русских художников. | ||
Летние обряды и традиции. Лекарственные травы. | ||
«Русская красавица рукоделием славится». Вязание. Вышивание. | ||
Экскурсия в течение года. | ||
Экскурсия в течение года. | ||
Экскурсия «Здравствуй, лето красное!» | ||
Итоговое занятие. Обобщение материала по всему курсу. Викторина. Выставка работ учащихся. |
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
К концу 1 года обучения курсу «Народоведение» дети должны знать и уметь различать малые разделы русского фольклора, знать и уметь величать свою семью, освоить практические умения по изготовлению изделий некоторых промыслов, получить представления о народных традициях и праздниках, получить навык самостоятельного поиска материала и его использования в жизни.
К концу второго года обучения дети должны знать влияние природы на жизнь человека в прошлом, народные приметы и традиции; легенды, предания старины; традиционные занятия детей, игрушки, игры; научиться использовать элементы народной культуры в повседневной жизни; иметь представления обучения детей в России; владеть историческими сведениями о возникновении символики государства, строительстве Москвы.
По окончании учебного факультативного курса учащиеся должны:
- знать основные народные традиции;
- владеть основами народного календаря;
- иметь представление о своей малой родине;
- уважать и чтить родителей и память предков;
- уметь пользоваться дополнительными источниками информации для дальнейшего самообразования; добиваться поставленной цели;
- приобрести навыки коллективной работы в едином темпе;
- осознать и научиться соблюдать социально-этические нормы поведения со сверстниками и взрослыми, представителями разных национальных и социальных групп.
Литература.
- М. Короткова «Путешествие в историю русского быта», Москва: «Дрофа» 2006 г.
- Л. Михеева «Русские народные праздники», Москва: «Дрофа-Плюс» 2007 г.
- М. Новицкая «Введение в народоведение. Родная земля. 3 класс. Книга для учителя», Москва: «Дрофа» 2003 г.
- Сборник «Русский быт», составитель Н.Астахова, Москва: ООО «Белый город» 2010 г.
- Т. Тарабина, «Пословицы поговорки», Ярославль «Академия развития», 1997 г.
- Т. Тарабина, «Тысяча загадок», Ярославль «Академия развития», 1997 г.
- В. Степанов «Русские пословицы и поговорки в играх», АСТпресс Москва, 1998 г.
- http://festival.1september.ru/articles/563385/ Программа «Народоведение» (2-4 кл.) И. Полищук
- http://www.олитературе.рф/4/0.htm Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования при Ульяновском государственном педагогическом университете им. И.Н. Ульянова, кафедра начального образования
- http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/images/7/77/Harodovedenie.doc
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства
Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...