Развитие творческих способностей в процессе приобщения к региональной истории и культуре
статья по теме

 

Национально-региональный компонент – часть государственного образовательного стандарта. Это норма, требования, правила, принятые в преподавании многих предметов в регионе и обязательные для выполнения каждым учебным заведением в Республике Башкортостан. Цель – воспитание у учащихся бережного отношения к природе, любви к родному краю, знакомство с историей и бытом народов, проживающих на территории Башкортостана.<?xml:namespace prefix = o /??>

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ

       

       Под творчеством понимается деятельность по созданию новых и оригинальных продуктов, имеющих общественное значение. Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии. Кому нужны творческие способности? Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества  творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа. Получается, что все должны стать творцами? Да!  Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко. 

        Факторы творческого развития – слайд.

         Задача учителя развивать в детях чувство гражданина своей страны, республики, воспитывать человека умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать.  

      Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Знакомство ребенка с ценностями культуры происходит с учетом его личных интересов, традиций. Появляется

возможность «погружения» в прошлое родного края. Для этого существует множество эффективных форм и методов.

   В начальных классах все учителя используют материалы региональной истории и культуры в своей работе.

   Организационные формы делятся на три направления: учебные (урок), внеурочное (кружки), внешкольное.

    Практика показывает, что только разумное сочетание этих форм, условие успешного развития творческих способностей. Причем, много зависит от сотрудничества и заинтересованности всего педагогического коллектива.

На уроках часто учителя говорят об истории и культуре Башкортостан. Национально – региональный компонент часть государственного образовательного стандарта. Эти нормы, требования, правила приняты в республике и обязательны для выполнения.

   Наиболее адекватной формой развития творческих (креативных) способностей является обучение творческой  деятельности младших школьников. На первом этапе стоит урок. Урок остается основной формой обучения и воспитания учащихся начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младших школьников в первую очередь решаются задачи развития его воображения, мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу. Современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

  Традиционно на уроках русского языка и родного языка написание сочинений: «Моя мама», «Мой папа», «Дедушка», «Бабушка» на русском , татарском и башкирском языках. Учащиеся должны не только  орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к её оформлению.

      Не меньшие возможности для развития творческих способностей имеют уроки природоведения. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирования бережного отношения к богатствам природы нашего края. Мы стремимся имеющийся познавательный материал о Башкортостане рассматривать в неразрывном, органическом единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о республике.

     На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения. Большинство уроков трудового обучения и  рисования знакомят детей с историей Башкортостана, народными традициями, декоративно – прикладным искусством, природными богатствами, орнаментом.

    Уроки КБ и истории интересны тем, что дают возможность изучения конкретных человеческих судеб, в первую очередь близких. Примером является составление родословных.

   Учащиеся проводят заочные путешествия по родному городу, совершают прогулки по городу с родителями с фотоаппаратом.

   Традиционным стало проведение краеведческих викторин, конкурсов поделок из природного материала, конкурс поделок из овощей, выставки рисунков.

   Школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем, занимаются исследовательской работой. Много ребят выполнили работы, посвященные 450–летию присоединения Башкортостана к России.

  Ежегодно проводятся научные чтения. Учащиеся создают презентацию работ. Материалы научных работ можно использовать на уроках. Но главное, ребята учатся использовать исторические источники. Они приобретают самостоятельный опыт решения проблем, занимаются самообразованием.

   История «малой родины» рассматривается, как часть истории России. Эта та сфера, где творчество учителя, учеников и родителей может проявляться наиболее полно. С особой любовью собирали материал на тему  «Достопримечательности города Октябрьского». ( альбом )

       Очень яркое развитие творческих способностей проявляется в игре. Детские игры – явление многообразное. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов. Использование наглядности обеспечивает интерес у детей.

    Универсальные творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Одним из условий является учитель.

    Учителя нашей школы  подходят к своей работе творчески, а у творчески работающих учителей  дети обязательно будут получать всестороннее развитие.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей в процессе обучения математике в начальной школе

            Происходящие в стране изменения выдвинули на первый план проблему формирования творческой личности, поскольку осуществление политических и экономически...

Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

Приобщение младших школьников к этнографическому наследию через развитие творческих способностей.

Данный материал и его фрагменты могут быть использованы как на уроках, так в организации внеурочной деятельности второй половины дня в общеобразовательных школах, а также в дошкольных образовате...

Авторская программа методические рекомендации для развития творческих способностей в процессе обучения на уроках математики

Методические рекомендации для развитиятворческих способностей в процессе обучения на уроках математикиПояснительная записка    В данном работе представлены методические рекомендац...

Система работы по развитию творческих способностей младших школьников на уроках технологии и во внеурочной деятельности с применением региональных условий

     Одна из задач трудового обучения является формирование и развитие творческих способностей младших школьников. Обучаясь, дети приобретают необходимые для творческого труда на...

Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"

Мастер-класс "Проектная деятельность как эффективное средство развития творческих способностей в процессе театрализованной деятельности"...