Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме
Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solovyova_n.g._statya_tezisy.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Соловьёва Наталья Геннадьевна ГБОУ СОШ № 618
(учитель начальных классов)
Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения
Одной из основных целевых установок современного образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в социум, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно развиваться и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение.
В решении главной задачи школы – воспитать человека пытливой, творческой, ищущей мысли; формировании образованной, культурной личности – трудно переоценить значение предмета «Литература» («Литературное чтение» - в начальной школе), поскольку содержание этого курса – изучение детьми художественных произведений, а цель его – восприятие и освоение учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте. Роль литературного чтения в общем развитии школьников огромна. Литература даёт представления о широкой картине мира, может развернуть богатства внутренней духовной жизни человека, обогатить нравственное, эмоционально развить воображение, речь; может развить у человека способность выразить себя в слове – то есть сформировать общую гуманитарную культуру человека.
Задача преподавания литературного чтения – воспитывать внутренний мир воспринимающего человека, воспитывать его и в общегуманитарном направлении и непосредственно в художественном плане, эстетически; сделать его максимально сложным и разнообразным, способствовать превращению воспринимающего человека в сотворца произведений художественной литературы.
Преподавание литературного чтения опирается на то непосредственно стихийно-творческое начало, которое присуще жизни ребёнка до школы, где он, как правило, является слушателем и стихийным творцом в области литературы, а также в игре, рисовании, музыке. Задача литературного чтения заключается в том, чтобы ввести детей в мир искусства как источник обогащения их ума и чувств, как средство развития у них интереса к чтению, а затем потребности в нём.
Приобщение младших школьников к искусству – значит:
- Стремиться к тому, чтобы дети полюбили чтение художественных произведений как открытие мира.
- Дать понять о различии художественной и нехудожественной литературы.
- Постепенно вводить учащихся в мир художественного произведения как особого, образного отражения жизни, приучать их к тому, что читать произведение – это значит открывать его «тайну».
- Учить детей воспринимать не только события, действия героев, но и понимать позицию автора, видеть, за какими словами скрываются его чувства¸ отношение к изображаемому.
- Продвигать учащихся в понимании художественного слова как особого, образного слова, учить их удивляться слову как открытию писателя – понимать его ёмкость и незаменимость.
- Развивать у детей потребность перечитывать художественные произведения для удовольствия и открытия новых «тайн» в нём, которые были недоступны, не были понятны при первом чтении.
Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств. Приобщение детей к искусству литературы требует особой методики, которая, с одной стороны, нацелена на воспитание уважения целостности текста, формирование удивления и восхищения перед тайной художественного творчества (т.е. укрепляет дистанцию между читателем и автором); с другой стороны, отличается таким же уважением к индивидуальным особенностям восприятия¸ «прочтения» текста школьником. В этой связи очень важно:
- Подвергая текст вместе с учащимися разностороннему анализу, сохранить эффект его целостного воздействия как художественного образа, который по своей образной природе сопротивляется разделению.
- Не забывая о том, что восприятие текста является компонентом содержания, сохранять и развивать ростки индивидуального эмоционального и понятийного отношения детей к прочитанному.
Именно на перекрёстке разных по своей природе эстетических переживаний формируется устойчивый интерес школьника к чтению, мотив серьёзного и осмысленного отношения к литературе как к предмету искусства.
Развитие творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.
Чтение тоже включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через него себя как личности. Как и любое творчество, чтение – эмоциональная деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.
Выполнение творческой работы требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения: они должны ориентироваться в нём, отбирать материал, относящийся к данной творческой работе, - эпизод для иллюстрирования, сценку для драматизации и т.д.
Уроки литературного чтения предоставляют учащимся широкое пространство для творчества: различного рода пересказы, сказок собственного сочинения, рассказов, стихов, загадок, преобразования читаемого текста с привлечением воображения, драматизации, литературные игры и т.д.
Продуктивным приёмом обучения творческому чтению являются игры – драматизации. Ребёнку предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Знакомые сюжеты можно варьировать, дополнять действующих лиц, менять их характеры, ситуации в которые они попадают, придумывать продолжение известных сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятель...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ"
Выявить и проверить эффективные психолого-педагогические методы формирования творческих способностей младших школьников. В ходе работы мы ставим перед собой следующие задачи: 1. изучить психоло...
Развитие творческих способностей учащихся начальных классов через уроки литературного чтения
«Развитие творческих способностей учащихсячерез уроки литературного чтения в начальных классах»Проблемынизкий уровень интеллектуального развития учащихся;низкий педагогич...
«Приемы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения»
Как активизировать творческую деятельность младших школьников на уроках литературного чтения?...
Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения
Современное общество переживает очень важный этап: это и экономический кризис, финансовые коллизии, военные действия, терроризм, природные катаклизмы. Во всей этой жизни участвует человек. Чтобы высто...
Статья на тему: «Развитие творческих способностей учащихся начальной школы на уроках литературного чтения, русского языка, математики и технологии»
«Творчество – это высшая и наиболее сложная форма человеческой деятельности, способ его самоутверждения, процесс самореализации творческой индивидуальности и непременное условие его самосовершенствова...
Методическая работа по теме "Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения"
Развитие творческих способностей обучающихся начальных классов на уроках литературного чтения. ...