Приобщение младших школьников к этнографическому наследию через развитие творческих способностей.
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Давыдова Валентина Егоровна

 

Данный материал и его фрагменты могут быть использованы как на уроках, так в организации внеурочной деятельности второй половины дня в общеобразовательных школах, а также в дошкольных образовательных учреждениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение младших школьников к этнографическому наследию через развитие творческих способностей.

В. Е. Давыдова,

учитель начальных классов

 МОУ «Беловская СОШ» Белгородского района

Данный материал и его фрагменты могут быть использованы как на уроках, так в организации внеурочной деятельности второй половины дня в общеобразовательных школах, а также в дошкольных образовательных учреждениях

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках.     Народное творчество как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.

Большой интерес у младших школьников вызывает народная кукла.  Куклы были наиболее распространенной игрушкой в быту русской деревни. Даже в самых бедных крестьянских семьях, где игрушками служили лапти, ложки, яйца, тряпичные куклы обязательно имелись. В некоторых семьях их было до сотни. Распространенное мнение о том, что кукла  забава исключительно для девочек, ошибочно. В куклы играли все дети до 7–8 лет. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: обрядовые, игровые и обереги.

Кукла и есть тот пласт народного искусства,  который нужно изучать со всех сторон. Понятно, что мы не сможем подлинно восстановить все элементы традиционной куклы, но необходимо сохранить хотя бы те отдельные фрагменты , которые дошли до наших дней.    На уроках, организованных в форме заочного путешествия, посиделок, мастер-классов, ярмарок, уроков в музее мы с детьми  знакомятся с древней культурой традиционной куклы.  Готовые изделия ребята с радостью дарят своим близким и дошкольникам. В результате учащиеся способны не только повторить образец, но и создать собственную традиционную куклу.

Куклы- обереги

( вариант проведения занятия)

Занятие, которое мы сейчас проведем, является интегрированным. Здесь присутствуют элементы литературного чтения, окружающего мира, истории и технологии. Его можно использовать как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Послушайте отрывок из сказки: В некотором царстве жил- был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из- под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

      - Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью. ..и вот так и стала Василиса жить… Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает, послушает и советы дает..

  Все вы наверное в детстве слышали эту сказку про Василису и ее куколку. Но кто мне скажет, почему я начала урок с этой сказки? Как вы думаете?

(ответы и постановка цели занятия)

Крестьянину на Руси жилось нелегко, он имел все основания видеть в своем окружении, главным образом, злые силы, в любой момент готовые ему навредить. Окружающий древних славян мир буквально кишел  злыми духами. В народе бытует не менее пятидесяти прозвищ этой нежити -черт, бес, нечисть, кикиморы, хохлик, шиш, рогаль, леший и т.д.

Будучи окружен всеми этими недобрыми силами, наш предок стремился заручиться союзом с силами добра и создал целую систему магических предметов, оберегающих его от нечисти. Одним из таких  предметов была кукла- оберег.

На Руси обережные куколки делали из подручного материала - дерева, ткани, ниток, соломы, кости. Каждая куколка делалась с определенной целью, имела свое название, свою историю, свой обряд приготовления.

О кукле-обереге вспоминали и тогда, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти. Ее три раза поворачивали против часовой стрелки, приговаривая: "Отвернись злом, повернись добром".  Славянские куклы имеют одну характерную особенность. У таких кукол нет лица. Точнее - лицо куклы может быть вывязано каким-либо традиционным узором, нитями, природными материалами. Но лики не могут иметь глаз, рта, носа. Считалось, что такая кукла не позволит вселиться злому духу в себя и творить зло вокруг себя.  Сегодня мы будем делать Куклу- Колокольчик.

Кукла Колокольчик

Колокольчик - кукла добрых вестей. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. Колокольчик звенел под дугой на всех праздничных тройках. Колокольчик имеет куполообразную форму, а сверху напоминает солнышко. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение Это единственная кукла, которая делается с помощью ножниц. Все остальные куклы делались без применения иголок, ножниц и др. режущих и колющих предметов. Ткань нужно было  разрывать. Куклы делались с хорошим настроением и добрыми намерениями (еще один воспитательный момент). Куклы передавались как оберег из поколения в поколение. Эта традиция утратилась, но в наших с вами силах ее возродить.

0_66ab6_1ecce5b0_L0_66aaa_b2be21e_XL0_66aab_51e83b10_XL

1. Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 24, 19, 16 см. Квадрат белой ткани для лица 20х20 см. Лучше, если ткань будет не тонкой. Немного ваты для головы. Колокольчик, нитки для обвязок. Косынку можно двумя способами делать и надевать: первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани.
2. К колокольчику привязываем нитку и привязываем его к вате. Вату помещаем в центр большого круга.3.Обвязываем.
0_66aaf_f3427d3b_XL0_66ab0_c4548287_XL0_66ab1_42ae137f_XL0_66ab2_94cd151f_XL

4 Затем второй лоскут также ровно надеваем и закрепляем.
5 Аналогично и третий лоскут.
6 Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

0_66ab3_17eface8_XL0_66ab4_312c9e07_XL0_66ab5_75a607f3_L 0_66ab6_1ecce5b0_XL

8. При необходимости регулируем, закрепляем на шее.
9. Оформляем руки.      10. Повязываем косынку .

                   

ИТОГ. Подведем итог: пра-пра-прабабушки завещали нам универсальную куклу. А в чем же ее универсальность? Загибайте пальцы!

1. Ее можно сделать всегда и везде. В любом месте, в поезде, в поликлинике или на прогулке можно достать из кармана носовой платочек и буквально за минуту связать узелковую куклу.

2. Она будит фантазию и будоражит воображение.

 3.  Развивает мелкую моторику: если вы предложите ребенку сделать ее самому, или когда он шуршит ее начинкой: крупой или сухой травой.

4. Дает первые уроки моделирования и развивает вкус.

Только глупец может пренебречь таким наследством.

Литература и источники

1..Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. Изд.: Культура и традиции, 2007. – 120 с.

2.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2005. – 240 с.

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте..М., 1967.

4. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуре./ Санкт-Петербург, 2004.

5.Народные художественные промыслы. Под редакцией О. С. Поповой/ М., 1984.

6.Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе.. М., 1981.

Схема изготовления  куклы заимствована с сайта:  Кукла – колокольчик http://hm-school.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества знаний через развитие творческих способностей

одной из цели данной работы является изучение проблемы развития креативных способностей детей, а именно тех ее аспектов,  значение которых необходимо для практической деятельности в этом нап...

Доклад «Возможности реализации предметных компетенций через развитие творческих способностей учащихся»

Доклад«Возможности реализации предметных компетенций через развитие творческих способностей учащихся»...

Доклад «Возможности реализации предметных компетенций через развитие творческих способностей учащихся»

Одна из основных тенденций развития цивилизации состоит в том, чтокаждая новая историческая эпоха выдвигает к образованию и психологии человека всякийраз новые требования....

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей.

Как сделать учебный процесс более эффективным?...

Приобщение младших школьников к национальной культуре через поисково-краеведческую деятельность. (Из опыта работы)

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству.Оно и понятно: в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народны...

Доклад на тему « Повышение мотивации младших школьников через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

        В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса.     Повышение уровня учебно...

Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах.

Презентация "Формирование творческого потенциала учителя и ученика через развитие творческих способностей обучающихся на уроках в начальных классах"....