Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
консультация по теме
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ТО «С (К) н ш-д с III-IV видов»
Выступление на педагогическом совете
на тему: «Как творчески развивать ребёнка?»
педагог-психолог:
Задонская Е.А.
г.Ефремов
Как творчески развивать ребёнка.
Творчество, креативность, нестандартный подход к делу на сегодняшний день являются качествами, не менее ценными, чем общая эрудиция и грамотная теоретическая подготовка. В современном мире творчество ценится очень высоко.
Творческие способности ребенка включают в себя не только умение петь, танцевать, рисовать и т.д., но и
- яркость и живость мышления,
- умение видеть необычное в обыденном,
- нестандартное в повседневном,
- а также способность разрабатывать собственные нестандартные пути решения тех или иных вопросов.
Что такое творческие способности?
Творческие способности – это комплексное понятие, которое включает в себя:
• стремление к познанию;
• умение познавать новое;
• живость ума;
• умение в привычных вещах, явлениях находить нестандартное;
• стремление к открытиям;
• умение применять на практике, в жизни полученные знания, опыт;
• свободное воображение;
• фантазия и интуиция, в результате которых появляются изобретение, открытия, что-то новое.
Зачем нужно развивать творческие способности?
Но к сожалению, многие родители предпочитают делать акцент на развитие речи, мышления и памяти ребенка, порой полностью забывая про воображение и творчество. Конечно, первые три пункта очень важны для каждого ребенка, но полностью исключать творчество нельзя, его развитие может и должно идти одновременно со всеми остальными направлениями развития.
Творчество важно не столько в детстве, сколько во взрослой жизни. Но чтобы творчество было во взрослой жизни, его развитие должно осуществляться в детстве. Стоит особенно отметить, что развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка. Пусть даже он и не станет в будущем знаменитостью, но зато творческий подход к решению тех или иных вопросов поможет ему в жизни подобрать нужные решения, сделает его интересной личностью и человеком, способным преодолевать трудности, возникающие на его жизненном пути.
Когда начинать развивать творческие способности у ребенка?
Очевидно, что если у человека в детстве с творческом было не совсем все в порядке, то во взрослой жизни, скорее всего, ему не удастся стать творческой личностью, как бы он этого не хотел. Ведь все задатки человека формируются с раннего детства, а в течение жизни они просто реализуются и совершенствуются. Поэтому лучше начинать развивать творческие способности у ребенка с раннего детства. Пиком развития творческих способностей считается возраст от 3 до 4 лет.
С чего начать развитие творческие способностей детей?
Прежде всего – с себя самих! Если вы или родители обладаете творческими способностями, то это просто прекрасно! . Если творчество – не ваш конек, то не беда. Это совсем не означает, что вы ничем не можете помочь ребенку. Главное – иметь желание и необходимые знания по этому вопросу.
На самом деле фантазирование – это характерная особенность дошкольного возраста, и не нужно мешать детям воображать, как будто к ним приходил добрый волшебник, они побывали на Луне и так далее. Очень часто именно в таких «воображалках» рождается творчество.
Развитие творческих способностей детей начинается с создания хороших условий, которые бы сами подталкивали к развитию.
- В первую очередь нужно подготовить физические условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества и специальное оборудованное место( если это необходимо).
- Обеспечьте ребенку полную безопасность для творчесва, чтобы ребенок понимал, что за свои творческие эксперименты, он не будет наказан. Лучше поощряйте и подбадривайте, ведь для малыша воспринимать новые знания может быть трудно.
- Позволяйте ребенку проявлять инициативу, не гасите любопытство к окружающему миру.
- Не стоит превращать занятия с ребенком в обязательные уроки, иначе ребенку они будут в тягость.
- Творчество – процесс, требующий атмосферы заботы и внимания. Поощряйте любую инициативу ребенка, как можно чаще хвалите его, отмечая любые, даже самые скромные на первый взгляд достижения. Помните, что уверенность в себе и смелость идей – это уже половина успеха.
- Выбирайте информацию, подходящую к возрасту и способностям ребенка. Помните вы не гонитесь за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности малыша.
- Следующее, что нужно для успешного развития – это системность занятий. Если вы будете заниматься с ребенком от случая к случаю, то он вряд ли поймет, что от него хотят. Кусочки знаний должны складываться у ребёнка в общую взаимосвязанную картинку.
- Для того, чтобы творческие способности ребенка развивались максимально продуктивно, родителям и педагогам важно усвоить и ряд полезных запретов – фразы, произносить которые нельзя при любых обстоятельствах. Помните о том, что слово может не только вдохновить ребенка, придавая ему силы для новых открытий, но и навсегда погасить в нем живое творческое начало:
- «У тебя не получится!» (Помните о том, что неверие в силы ребенка, как ни что иное гасит в нем стремление к саморазвитию, творчеству).
- «Давай лучше я…» (Пытаясь взять на себя всю работу, к которой тянется ребенок, в будущем Вы рискуете столкнуться с противоположной проблемой – безынициативностью, нежеланием принимать решение и брать на себя ответственность).
- «Бездарность! Из тебя никогда ничего не выйдет!» или «Тебе это не дано» (Осторожно, ярлыки! Не забывайте о том, что неосторожно брошенное в порыве гневе слово может долгое время преследовать ребенка, закрывая перед ним все двери в яркое, счастливое будущее).
Игры на развитие творческих способностей.
• «Превращение» - нарисуйте ребенку 4 круга, пусть каждый из них он во что-нибудь превратит (дорисует), например, в солнце, цветок, воздушный шарик и так далее. То же самое можно проделать со всеми остальными геометрическими фигурами.
• «Что там такое?» - положите какой-нибудь предмет в коробочку (шкатулку), пусть ребенок угадает, что там находится, он может задавать вопросы, строить догадки.
• «Игры со словами» -– вы называете слово, а он пусть подбирает антоним (противоположное по значению: белый-черный, добрый-злой, мокрый-сухой), синоним (близкое по значению: красивый – прекрасный, великолепный, очаровательный и т. д.)
• «Хорошо-плохо» - вы называете предмет или явление, а ребенок должен сказать, что в нем хорошо, а что – плохо. Например, утюг: хорошо – белье будет поглажено, плохо – можно обжечься, ветер: хорошо – не будет жарко в солнечный день, плохо – можно простыть.
• «Нестандартные задачки» - пусть малыш находит предметам необычный способ использования, например, ложкой можно не только кушать, но еще и переливать воду из одной емкости в другую и т. п. Придумайте необычный способ использования зеркала, стола, кружки, мяча и другим предметам. Не бойтесь сами придумывать различные задачки.
Например, вот вариант одной из них. В город приехал цирк, но в городе не оказалось ни одной капли клея. Как расклеить афиши, чтобы о приезде цирка узнали все жители? Другая задачка. Вся семья собралась идти в лес, взяли с собой консервы, хлеб, чай. Но когда пришли в лес, то вспомнили, что забыли дома нож для открытия консервы. Что делать? Как открыть банку?
И еще одна задачка. Маше на день рождения подарили несколько одинаковых игрушек (бантов, открыток и т. д.). Что ей с ними делать?
• «Что будет, если…» - предложите ребенку пофантазировать: что будет, если все люди станут великанами, исчезнет посуда, кошки заговорят человеческим языком и так далее.
Как видите для развивающих занятий не нужно много денег, времени и незаурядных умственных способностей.
Вывод:
1. Развивать творческое воображение ребенка можно всегда и везде, а не только в специально отведенное для этого время и место.
2. Окружающая ребенка обстановка и атмосфера должна способствовать развитию.
3. У малыша должны быть все материалы и инструменты для детского творчества: краски, пластилин, цветная бумага и другие.
4. Поощряйте только безопасные творческие инициативы ребенка.
5. Не ругайте его за испачканные в красках руки и другие последствия творческого поиска ребенка.
6. Поддерживайте инициативы ребенка и не превращайте занятия с ним в скучные уроки.
7. Не старайтесь «вбить» в мозг ребенка как можно больше информации. Ваша задача – развитие способностей.
8. Развитие творческих способностей должно носить регулярный характер, а не осуществляться время от времени.
9. Развитие и обучение ребенка дошкольного возраста должно проходить только через игру, игровые задания и упражнения.
Мудрость: Один восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Этой мудростью и следует руководствоваться при воспитании своего ребенка. Не забывайте, что у каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одного ребенка максимальным будет нарисовать радугу, а для другого – целую картину вокруг нее.
Выступление было подготовлено по материалам:
- Источник: http://irinazaytseva.ru/razvitie-tvorcheskix-sposobnostej-detej.html
- best-mother.ru
- "CrazyMama.ru"
Рекомендации педагога-психолога для родителей
«Что способствует развитию творческой активности у ребенка?»
Творчество, креативность, нестандартный подход к делу на сегодняшний день являются качествами, не менее ценными, чем общая эрудиция и грамотная теоретическая подготовка. В современном мире творчество ценится очень высоко.
Творческие способности ребенка включают в себя не только умение петь, танцевать, рисовать и т.д., но и
- яркость и живость мышления,
- умение видеть необычное в обыденном,
- нестандартное в повседневном,
- а также способность разрабатывать собственные нестандартные пути решения тех или иных вопросов.
На развитие творческих способностей у ребенка положительно влияют различные виды детской деятельности, которым большое внимание уделяется в детском саду. Вы можете заниматься с ребенком сами – и это совсем не трудно, а наоборот, очень интересно. Итак, какая деятельность рекомендуется для развития творческих способностей?
- Окружающий мир.
Дома, на прогулке, в автобусе – везде, где вы рядом со своим малышом, обсуждайте, что вас окружает, что происходит вокруг вас. Такое общение чрезвычайно важно не только для воображения ребенка, но и вообще для его развития в целом. Ваша речь, ваши рассказы о явлениях природы, животных, растениях и других вещах окружающего мира – первый важнейший урок для малыша. Переданные вами знания станут хорошим стартом для обучения ребенка, развития его способностей, в том числе и творческих.
- Развивающие игры и игрушки.
Следите, чтобы в «арсенале» вашего непоседы были только полезные игрушки и игры. У малыша обязательно должны быть мозаики и конструктор, но при этом очень важно, чтобы они и другие игры соответствовали возрасту ребенка. Прежде чем дать ребенку в руки игру, ознакомьтесь с ней сами и подумайте, насколько она ценна для ребенка и принесет ли она ему какую-нибудь пользу.
3) Рисование.
Не бойтесь давать своему ребенку в руки краски и кисточки, карандаши и фломастеры. Запаситесь бумагой и…терпением. Да, вам придется стирать перепачканные рубашки и штанишки, следить, чтобы малыш не изрисовал весь дом, а ограничился лишь бумагой и так далее. Занимайтесь рисованием вместе с ребенком, научите правильно держать кисточку, пользоваться красками. Сначала изучите цвета, начинать лучше с рисования простых геометрических фигур. Обязательно обсуждайте с ребенком весь процесс и его первые «шедевры». Постепенно, когда ребенок многому научится, дайте волю его самостоятельности.
4) Лепка.
Далеко не все родители покупают своим детям пластилин. И зря – ведь лепка очень полезна для ребенка, она помогает развитию пальчиков малыша, в лепке ребенок может проявить свое творчество и фантазию. Сначала ваш малыш будет лепить для вас колбаски, шарики, колечки, но постепенно ему захочется расширить спектр своих умений, и он начнет лепить что-то более сложное. Обратите внимание, чтобы пластилин был яркий и мягкий.
5) Чтение.
Читать детям нужно не только на ночь, но в любое другое время. Это должны быть сказки, стихи, рассказы и другие литературные произведения для детского возраста. Специалисты рекомендуют уделять чтению для ребенка не менее тридцати минут в день. Посещайте вместе с малышом библиотеку, и вы увидите, когда ваш малыш подрастет и пойдет в школу, он будет сам частенько захаживать в библиотеку.
6) Музыка.
С самого раннего детства давайте ребенку слушать детские песенки, классическую музыку. Это способствует развитию образного мышления и памяти. Постепенно вы сможете вместе с ребенком сами петь песенки. Если у вас нет музыкальных способностей, то по желанию ребенка его можно записать в танцевальный кружок, или кружок по обучению игре на том или ином музыкальном инструменте.
7) Аппликация.
Занимайтесь с ребенком аппликацией, не бойтесь давать ему ножницы в руки. Пусть сначала он вырезает под вашим присмотром, объясните ему, как нужно работать с ножницами, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не пораниться. Начинать можно с простой аппликации из геометрических фигур. Вы можете нарисовать на цветной бумаге фигуры, пусть малыш их вырежет и потом составит аппликацию по своему замыслу. Можно использовать и уже готовые комплекты для аппликаций.
Как видите для развивающих занятий не нужно много денег, времени и незаурядных умственных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"
В презентации представлен проект на тему: "Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности"...

«Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе»
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству. Поэтому начальная школа, делая переход на новые стандарты второго поколения, должна быть с...

Развитие творческих способностей младших школьников средствами театрализованной деятельности (из опыта работы)
Данный материал можно использовать во внеурочной деятельности. Цель: формирование творческой личности ребенка средствами театральной педагогики....

Развитие творческих способностей младших школьников средствами музыкального фольклора в рамках релизации ФГОС
В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписан...

Конкурсная работа "Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе"
В работе проведено исследование о развитии творческих способностей младших школьников. Представлены различные тематические серии групп творческих заданий, фрагменты уроков, рассмотрена система критери...