Доклад на августовской конференции работников образования "Особенности обучения чтению детей с интеллектуальными нарушениями в 1 классе"
материал

Панфилова Наталья Владимировна

Обучение грамоте — важнейший раздел курса русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  Задачи по обучению письму и чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_avgust.docx26.31 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте — важнейший раздел курса русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  Задачи по обучению письму и чтению учащихся с интеллектуальной недостаточностью решаются параллельно с задачами формирования у них речевого слуха, коррекции нарушений звуковой стороны речи, недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики кистей рук. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков.

В нашей школе обучаются дети с интеллектуальными нарушениями Умственная отсталость - стойкое нарушение познавательной деятельности, вследствие органического поражения коры головного мозга. Данное понятие объединяет многочисленные и разнообразные формы патологии, характеризующиеся недоразвитием когнитивной сферы, высших психических процессов, различающиеся по этиологии, локализации,  клиническим проявлениям, времени возникновения и особенностям течения. Причинами умственной отсталости могут выступать разнык неблагоприятные факторы и воздействия (воспалительные заболевания, интоксикации, ушибы головного мозга, унаследованные генетические аномалии и т.п.), У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы.,

Но процесс обучения будет своеобразным. Своеобразие проявляется в том,что дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком. В коррекционной школе встречаются дети с тяжелыми нарушениями речи, с недостатками зрительно пространственной корректировки, из-за чего в течении длительного времени они не усваивают конфигурацию букв,

слайд Учебно-методический комплект по обучению грамоте школьников с нарушением интеллекта состоит из  «Букваря», являющегося учебником для формирования первоначальных навыков чтения, и прописей (в 3 частях), которые помогают учителю сформировать каллиграфические, графические и некоторые орфографические умения и навыки младших школьников. (коррекционных) образовательных учреждений.

Обучение грамоте умственно отсталых детей имеет много общего с обучением грамоте детей, не имеющих отклонений в развитии также используется аналитико-синтетический метод, но имеет и множество особенностей. 

1.Порядок изучения звуков и букв.

В отличие от массовой школы, он не регулируется частотой употребления звуков речи в слове, а определяется:

- степенью трудности соотнесению звуков и букв.

- сложностью слияния звуков в слог;(щелевые и сонорные согласные усваиваются раньше ,чем взрывные, так как они имеют большую долготу звучания. Это создает резерв времени для постепенной перестройки артикуляционного аппарата на произнесение последующей гласной.

-уровнем сформированности произносительных навыков.( звуки , которые часто бывают нарушены в речи детей, имеют более поздние сроки изучения.

-частотой употребления в речи. Этот фактор касается трех звуков ,обозначаемых буквами(ф,щ,э,)

2.Использование длительного добукварного периода.(1-2мес)

Цель этого периода не столько формирование навыков
звуко-буквенного анализа и синтеза, как в массовой школе,
сколько воспитание психологической установки к обучению
грамоте, преодоление недостатков зрительного, слухового вос
приятия, исправление нарушенного произношения, укрепление
кистей рук и выработка координации движений пальцев, разви
тие умения воспринимать речь учителя и адекватно на нее реа
гировать.
 Основные направления в работе по пробуждению и развитию интереса к учению заключаются в создании таких условий, когда дети постоянно чувствуют необходимость во владении грамотой, когда им предлагают доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребёнка утраченную уверенность в своих способностях, возможностях, когда широко используются игровые приёмы. Программный материал добукварных занятий составлен таким образом, чтобы учащиеся, приобретая точные сведения о природе, жизни детей в школе, в семье, о труде взрослых, продвигались в речевом развитии. В период добукварных занятий большое внимание уделяется развитию зрительного, слухового и речедвигательного анализа и синтеза. Вся работа по анализу речи в добукварный период проводится преимущественно в виде игр. Также используются такие приёмы, как демонстрация предмета и его действия, отбивание такта рукой и т.д. В период добукварных занятий логопед и учитель ведут совместную работу по уточнению движений артикуляционного аппарата в двух направлениях: закрепления правильной артикуляции и воспитании чёткости произнесения каждого звука. Работа по развитию зрительно-пространственного восприятия направлена на совершенствование у детей точности, объёма, зрительной памяти, формирование умения выделять части предмета, сравнивать два предмета, последовательно проводить взгляд при назывании предметов слева направо, располагать предметы в определённом направлении. Первоначально детей учат различать цвет, величину, форму предметов. Далее они дифференцируют предметы по всем этим признакам, знакомятся с цветными полосками, с геометрическими фигурами, учатся составлять из них различные предметы сначала сами, а потом по памяти, словесной конструкции, что способствует развитию точности зрительных ориентировок, увеличению объёма зрительной памяти, формированию предметно-пространственного воображения. В период добукварных занятий ведётся работа по координации движений мелких мышц кисти рук. - подобрать пуговицы одного размера; цвета; размера и цвета;

- выложить рисунок по образцу из пуговиц, спичек, счетных палочек;

- придумать и выложить из пуговиц свой рисунок (неваляшка, снеговик, мячик, бусы, бабочка т.д.);

- Собирание спичек или счетных палочек одними и теми же пальцами разных рук (подушечками).

- «Волшебный мешочек». Узнавание на ощупь мелких предметов.

Для развития мелкой моторики рук детям также предлагались шнуровки, застежки, игры с мозаикой, пазлы, 

 Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы по развитию речи :беседы, заучивание с голоса учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок, небольшие инсценировки. На уроках русского языка проводится работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв,  

3  Удлинение сроков прохождения букваря до одного года.
Нарушенность логического мышления, замедленность протекания всех психических процессов, слабая сформированность
чувственного опыта учащихся не позволяют организовать изуче
ние каждой фонетической, лексической и синтаксической еди
ницы в том же темпе, который возможен в работе с детьми с
нормальным интеллектом. Умственно отсталые школьники нуж
даются для усвоения материала и его закрепления в большем
количестве времени. Дальнейшее совершенствование навыков
послогового чтения, ознакомление со слоговыми структурами,
имеющими стечение трех и более согласных, переносятся на
второй год обучения

4. Использование наряду с аналитико-синтетическим методом слогового метода с целью создания наиболее оптимальных условий для восприятия слогов, узнавания их «в лицо». Внедрение элементов слогового метода обучения грамоте приводит в действие процессы механической памяти, более сохранные у умственно отсталых детей. — постоянная работа со слоговыми карточками и использование игровых приемов для запоминания слогов способствуют дальнейшему продвижению первоклассников в освоении навыков послогового чтения.(использую слоговые таблицы, лото, «фотоглаз»

5. Направленность всего процесса обучения грамоте на коррекцию речевого, интеллектуального и сенсомоторного развития недостатков детей. При обучении грамоте у умственно отсталых учащихся корригируются недостатки зрительного восприятия, пространственной ориентировки, мелкой моторики руки, устраняются дефекты произношения, уточняется словарь, преодолеваются ошибки в построении простого предложения, развиваются внимание, память, мыслительная операция.слайд

6 Применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов в качестве помощи умственно отсталым детям в овладении операциями анализа и синтеза. В этих целях используются наглядные опоры и игровые задания. Учащиеся конкретизируют звуковой анализ слова путем применения условно-графических схем; сравнивают гласные и согласные звуки, опираясь на зрительное восприятие положения органов артикуляционного аппарата. Для лучшего запоминания буквы используется картинная азбука. Картинки в ней подобраны так, чтобы конфигурация букв была сходна с абрисом предмета, название которого начинается с изучаемого звука. В этом случае детям бывает легче запомнить букву, чем тогда, когда предмет не соотносится с ее зрительным образом. Одним из вариантов картинной азбуки может быть следующий: слайд фото Первоклассникам довольно трудно дается чтение букварной страницы. Это связано с тем, что слоги и слова в букваре находятся в близком соседстве друг с другом, да и величина шрифта не столь велика, чтобы буквы могли легко читаться. Кроме того, чтение первой для ученика книги требует предельной концентрации внимания, тогда как у умственно отсталого ребенка оно еще недостаточно сформировано. Вот почему так важно заранее подготовить первоклассника к чтению букварной страницы и организовать предварительное знакомство со слогами и словами, которые встретятся в букваре. Для такой подготовки можно использовать различный наглядный материал и игровые приемы. Уровень владения навыками чтения у учащихся одного и того же класса оказывается разным. Поэтому приходится индивидуализировать процесс чтения,   не только текст букваря, но и карточки с более легким и более сложным текстом, карточки со слогами и словами, текстами, по возможности чаще прибегать к игровым приемам.

Сочетание фронтальной работы с дифференцированным и индивидуальным подхода залог успешного выполнения программных требований.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обучение грамоте в специальной коррекционной школе.

Слайд 3

1. Порядок изучения звуков и букв . Порядок определяется несколькими факторами:- сначала изучаются те звуки и буквы у которых меньше число вариантов произношения (это гласные звуки – А, У; глухие согласные, твердые). - раньше изучаются те звуки, которые легче сливаются в слог (сонорные, щелевые), потом взрывные (д-т, г-к, б-п) - изучаются раньше те звуки, которые сохранны в речи учащихся. - в последнюю очередь изучаются малочастотные звуки ( ф,щ,э )

Слайд 4

2.Использование длительного добукварного периода.(1-2мес)

Слайд 11

3 Удлинение сроков прохождения букваря до одного года. 4 . Использование наряду с аналитико-синтетическим методом слогового метода 5 . Направленность всего процесса обучения грамоте на коррекцию речевого, интеллектуального и сенсомоторного развития недостатков детей

Слайд 12

6 Применение разнообразных наглядных опор и игровых приемов в качестве помощи умственно отсталым детям в овладении операциями анализа и синтеза.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на Августовской конференции работников образования.

Выступление на секции "Управление внедрением ФГОС в образовательной организации" по теме "Проблемы реализации ФГОС, выявленные на ступени начального общего образования и опыт их разрешения"...

Проектная деятельность обучающихся на уроках окружающего мира. Обобщение педагогического опыта в рамках районной августовской конференции работников образования

В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи оди...

Доклад на августовской конференции 2018 г

Доклад по теме "Сотрудничество ДОУ, школы, ДШИ  и  семьи – основа развития индивидуальных способностей детей»....

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями.

Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями....

Адаптированные программы для детей с интеллектуальными нарушениями 1 класс

Адаптированные рабочие программы для детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 класс...

Особенности обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями

Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями из опыта работы учителя.Ключевые слова:1.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) &ndash...

Контрольная работа по математике для детей с интеллектуальными нарушениями. 4 класс

Контрольная работа по математике для детей с интеллектуальными нарушениями. 4 класс...