Доклад на августовской конференции 2018 г
статья
Доклад по теме "Сотрудничество ДОУ, школы, ДШИ и семьи – основа развития индивидуальных способностей детей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_konf_2018.docx | 23.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на августовской конференции 2018
«Сотрудничество ДОУ, школы, ДШИ и семьи – основа развития индивидуальных способностей детей».
Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С. Макаренко.
Характерной чертой современного этапа развития российской системы образования является то, что, наряду с задачами собственно обучения и развития познавательных способностей детей школьного возраста, которые обеспечивают ребенку его социальную успешность в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями.
Основополагающим документом, разработанным в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», с учетом ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Эффективность обучения и воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья, а также другие образовательные учреждения и социальные институты. ФГОС рассматривают семью, как главного заказчика и союзника в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создает благоприятные условия для индивидуального развития ребенка.
Мы уверены, что основа развития индивидуальных способностей детей – сотрудничество и взаимодействие ДОУ, общеобразовательной школы, семьи и школы искусств.
В настоящее время родители - субъекты образовательного процесса, на них возложена ответственность за качество воспитания и образования своих детей.
В. А. Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Лучше всего о ребенке могут рассказать его родители. Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Главное в работе с родителями состоит в том, «чтобы обеспечить единство требований к воспитанию и обучению учащихся со стороны семьи и школы, создать нормальные условия для их домашнего учения и направлять воспитательную деятельность семьи».
Основные задачи, которые стоят перед преподавателями:
• формирование детского коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;
• организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности;
• обеспечение благоприятного психологического климата в школе в целом и в каждом классе.
Мы используем традиционные формы работы с родителями:
• родительские собрания;
• общеклассные и общешкольные конференции;
• дни открытых дверей;
• индивидуальные консультации педагога;
• посещения на дому.
Самая распространенная форма работы с родителями – это родительское собрание.
Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть. Анализируем учебные достижения учащихся, их возможности, степени продвижения каждого учащегося в учебной деятельности. Мы уверены, что родительское собрание – это прежде всего возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. Разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивациям.
К родительскому собранию мы готовим концерт, выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. При этом учитываем возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. В конце учебного года награждаем родителей с положительным опытом воспитания детей. Родительские собрания с участием детей обеспечивают высокий процент посещаемости собраний. Каждый родитель хочет посмотреть на выступление своего ребенка. Огромную роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Одна из самых эффективных форм работы - День открытых дверей, который проводим традиционно в октябре. Это требует большой и тщательной предварительной работы всего педагогического коллектива. Родители приходят в школу на уроки. Каждый преподаватель заранее продумывает, что он хочет показать: это какие–то положительные моменты, или, наоборот, отрицательные, и в зависимости от этого строит работу на уроках. В такие дни родители видят своего ребенка с другой стороны, они узнают его как ученика, видят, как он работает на уроках, какие проблемы у него возникают. Именно в этот день мы проводим концерт, в которых участвуют ученики каждого класса без исключения.
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия преподавателя с семьей. Особенно она необходима, когда в класс приходит новый ученик. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, проводим индивидуальные консультации-собеседования с родителями. К каждой такой консультации готовимся заранее, продумываем вопросы, ответы на которые помогут планированию учебной и воспитательной работы с учениками.
Индивидуальная консультация как правило, имеет ознакомительный характер и способствует созданию хорошего контакта между родителями и преподавателем. Нужно обязательно дать родителям возможность рассказать все то, с чем они хотели бы познакомить преподавателя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:
• особенности здоровья ребенка;
• его увлечения, интересы;
• предпочтения в общении в семье;
• поведенческие реакции;
• особенности характера;
• мотивация учения;
• моральные ценности семьи.
И дети, и родители должны понимать значение тех требований, которые школа предъявляет к семье. При это важным условием взаимодействия семьи и школы является разумность тех требований, которые школа в лице преподавателя предъявляет к родителям и ребенку. Большой эффект во взаимодействии семьи и школы будет, если педагог даст возможность проявить инициативу и поддержит родителей во всех делах в классе и в школе.
Используем мы и нетрадиционные формы работы с родителями:
• тематические консультации;
• родительские лектории;
• родительские вечера;
• родительские тренинги;
• родительские ринги;
Еще одна интересная форма работы с родителями, которую мы используем – это Совет Отцов, который создан в школе 3 года назад. Совет отцов помогает решить возникшие проблемы, а также выступает организатором и соучредителем проведения различных мероприятий, например, турнир по шашкам, смотр строя и песни, осенний турслет и т.д.
И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия преподавателей с родителями учащихся ставят одну общую цель –индивидуальное развитие личности ребёнка. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями.
Взаимодействие преподавателей с родителями – многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей. Для решения поставленных задач в «Программе воспитания и социализации» активно сотрудничаем с муниципальной библиотекой, детской музыкальной школой, ДЮСШ, школой искусств. Эту работу необходимо начинать с детского сада. Учителя нашей школы активно сотрудничают с детским садиком «Солнышко», находящимся на территории поселения. Во-первых, ежегодно проводим подворный обход с целью уточнения списков детей от 0 до 18 лет. Педагоги садика и школы проводят совместные мероприятия методического характера, например, тематические и итоговое родительские собрания в выпускной группе, где присутствуют родители, воспитатели, выпускающие группу и учителя, набирающие 1-й класс. Предварительно, в течение нескольких лет проводим совместные мероприятия: изучаем родное село, наш район, посещаем музеи, выставки, организуем концерты, взаимопосещение садика и школы. Демонстрируем успехи детей родителям на родительских собраниях путём презентаций, показом видеороликов, публикаций в школьной газете «А вот и мы», литературным и художественным творчеством. Учитель, набирающий 1 класс, уже предварительно знает индивидуальные способности каждого ребёнка, психологическое, эмоциональное состояние, на что обратить внимание, какие наклонности развивать глубже.
Такая работа строится по принципу индивидуальной траектории. Около 50 % детей заняты дополнительным образованием: в спортивных секциях, в военно-патриотическом кружке «Беркут», посещают музыкальную школу, школу ИЗО, «Танцевальный», «Эрудит». В школе реализуется проект «Тимуровское движение», который начат в 2010 году (5-7 кл). А в старших классах проект плавно перешёл в волонтёрское движение. Действие этих программ реализуется в помощи пожилым людям, здесь ярко проявляется наше сотрудничество с сельской администрацией, где актуально ещё одно направление, которое включает в себя пропаганду охраны окружающей среды, сюда входит написание сочинений на обозначенную тему в творческом журнале «Проба пера», практическая деятельность по сохранению окружающей среды: выпуск листовок на экологическую тему, проведение субботников по уборке улиц с.Малый Куналей, берегов реки Хилок и школьной территории. Эту работу мы проводим совместно с администрацией СП «Малокуналейское». По итогам такой работы приняли с ребятами участие в республиканской природоохранной акции, проводимой Министерством природных ресурсов, МОиН РБ, республиканским эколого-биологическим центром, где заняли 3 место и были награждены путёвкой на поездку на Селенгинский ЦКК. В течение нескольких лет активно сотрудничаем с Бичурским Центром занятости населения по трудоустройству несовершеннолетних в свободное от учёбы время. За это время были трудоустроены 82 человека и прошли практику по благоустройству села, территории школы, по эстетическому поддержанию и сохранению памятников, находящихся на территории поселения. Огромный социальный опыт общения приобретают ребята в этих делах, которые помогают формированию активной жизненной позиции.
Считаю, что в воспитании, в первую очередь, все компоненты должны основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Огромную роль в развитии индивидуальных способностей детей играет сотрудничество школы с другими образовательными организациями и социальными учреждениями, с семьёй.
Главное свидетельство эффективности развития индивидуальных способностей детей – это творческая, нравственная, развивающаяся личность воспитанника, его самочувствие в коллективе, активная позиция, позитивная динамика роста образованности, креативности и воспитанности.
Исходя из вышесказанного, для организации дальнейшей работы по развитию индивидуальных способностей каждого ребенка, мы предлагаем:
1. Осуществлять развитие индивидуальных способностей детей через активное сотрудничество ДОУ, школы, ДШИ и семьи.
2. Реализовать программы сотрудничества ДОУ, школы, ДШИ и семьи как залог успешной реализации ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»
Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»...
Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»
Целью современного образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Динамизм и непрерывное развитие,...
доклад на августовскую педагогическую конференцию "Новой школе- новый учитель"
Вместе с новым учителем сама школа поднимется на новую ступеньку и явится следующим поколениям обновлённой, жизнерадостной, креативной, современной – НОВОЙ ШКОЛОЙ!...
Доклад на августовской районной педагогической конференции (2018-2019 уч.г.)
Тема: «Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей с ОВЗ в условиях ФГОС»...
ДОКЛАД на августовской педагогической конференции Тема: «Значение прогулки в ГПД»
В докладе кратко рассматривается информация об организации прогулок в группе продленного дня...
Доклад на секционной площадке августовской конференции
Доклад на тему «Создание единого методического пространства как ресурс повышения качества образования»...
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско-патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста"
Доклад на августовскую педагогическую конференцию по теме "Гражданско - патриотическое воспитание, как средство формирования основ финансовой грамотности у детей младшего возраста"...