Особенности обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями
статья (4 класс)
Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями из опыта работы учителя.
Ключевые слова:
1.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
2. ПМПК- психолого-медико-педагогической комиссия
3. Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении.
4. Адаптированная образовательная программа (АОП)– образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samosvat.docx | 41.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями
Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями из опыта работы учителя.
Ключевые слова:
1.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
2. ПМПК- психолого-медико-педагогической комиссия
3. Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении.
4. Адаптированная образовательная программа (АОП)– образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
В настоящее время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — одна из актуальных проблем современного образования.
Каждый ребёнок имеет право на получение образования, отвечающего его потребностям вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени ограничений по здоровью, психофизиологических и других особенностей; и полноценно использовать возможности своего развития. Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Школьный возраст – это возраст, когда даже не выявленные ранее нарушения в интеллектуальном развитии становятся очевидными.
В этой статье мне хотелось бы поделиться своим многолетним опытом работы с детьми с ОВЗ (около 15лет). Эффективность и качество обучения, конечно, зависят от опыта педагога и правильного планирования работы. Первое, что я сделала, это подружилась с классом. Дети ждали от меня не только учебной информации, но и эмоционального сопереживания, доброжелательности, внимания, душевного участия во всех их жизненных ситуациях. Ориентиром в своей работе с такими детьми считаю слова В. А. Сухомлинского о том, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным и верить в людей ».
Определяя для себя стиль взаимоотношений с учениками с ЗПР, учитывала, что они плохо понимают содержание правил поведения, требования дисциплины, не всегда точно расшифровывают смысл нравственных понятий, а наказание воспринимают как агрессию учителя против себя. Информацию, идущую от учителя, они воспринимают замедленно и так же ее перерабатывают, а для более полного восприятия они нуждаются в наглядно-практической опоре и в предельной развернутости инструкций. Словесно-логическое мышление недоразвито, поэтому дети долго не могут освоить свернутые мыслительные операции. При планировании работы мне пришлось ориентироваться не только на все вышеизложенные факты, но и со временем я заметила и другие особенности. Так, например, при полнолунии или наличии ветра, или при выпадении обильных осадков эти учащиеся становились более возбужденными, агрессивными, несдержанными и с этим приходилось считаться.
Математика является одним из основных предметов, поэтому основные задачи преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей с интеллектуальными нарушениями. На своих уроках я осуществляю коррекцию недостатков познавательной сферы, развиваю и воспитываю ряд личностных качеств, таких как терпение, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др.; развиваю умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения.
В связи с этим в рабочую программу вношу такие изменения: много времени отвожу разделам, связанным с повторением пройденного материала, увеличиваю количество упражнений и заданий, связанных с практической деятельностью учащихся; некоторые темы даю как ознакомительные; исключаю отдельные трудные доказательства; теоретический материал преподношу в процессе решения задач и выполнения заданий наглядно-практического характера.
Хочу поделиться некоторыми приёмами работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями.
Обучение действию с числами детей данной категории строю на конкретном материале. Некоторым ребятам (очень слабым или запущенным) разрешаю при решении примеров пользоваться счетным материалом: линейкой, таблицей умножения. Отрабатываю приемы устных вычислений с использованием презентаций в виде игры. Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления, предлагаю карточки с развернутым образцом способа вычисления. Например, 64:2 = (60+4):2 = 60:2 + 4:2 = 30+2 = 32, затем этот развернутый образец заменяю сокращенным: 64:2=(60+4):2=32. И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.
Самым эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. Это различные памятки-инструкции, в которых записываю последовательность действий при решении задач, уравнений, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ. Например, при решении задачи памятка может быть такой: 1. Прочитай задачу несколько раз. 2. Выясни о чём (о ком) говорится в задаче. 3. Что об этом известно. 4. Найди вопрос задачи. 5.Составь схему или запиши краткую запись. 6. Реши задачу. 7. Напиши ответ.
Особые затруднения у данных учащихся вызывают решения составных арифметических задач. Я учу ребят выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Продумываю методику изучения такой задачи, чтобы найти в ней наиболее трудное звено и прорабатываю упражнения, которые подготовят учащихся к восприятию задания. В это же время уточняю понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, стоимость, скорость, время, и др.). У данных детей очень низкая скорость чтения, что резко снижает уровень восприятия заданий. Обязательно приучаю ребят читать задачу не менее четырех раз для лучшего понимания смысла. Стараюсь ввести ученика в задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себя: как он покупает в магазине товар, едет в метро, собирает урожай и т.д. и т.п. Например, для консервирования вы купили 8 кг огурцов по 20 рублей за килограмм и столько же томатов по 40 рублей за килограмм; во сколько раз вы заплатите больше за томаты, чем за огурцы? Все слова задачи должны быть понятны ученикам, особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: столько же, поровну, одновременно и др. Для пояснения ситуации использую наглядные действия или чертеж, учу находить ключевые слова.
Дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка помогают мне восполнить пробелы в их знаниях и заложить основу для дальнейшего изучения курса математики. Дети с большим интересом включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным им способом, например:
1) игра " Магазин" (взвешивание, работа с %);
2) игра "Составь фигуру" (по шаблону выложить из геометрических фигур картинку);
3) игра " Накорми друзей" (деление целого на части);
4) " Соедини по точкам" (порядковый счет);
5) " Найди отличия"(игра на внимание):
6) " Найди недостающее число".
7) различные кроссворды, головоломки, ребусы, занимательные задачи, задачи - шутки и многое другое.
Работая с детьми с ОВЗ, я сделала для себя следующие выводы:
- Отмечать хорошее поведение ребенка, а не плохое.
- Использовать промежуточную оценку, чтобы отразить прогресс.
- Применять ИКТ - технологии.
- Проводить обязательно несколько физкультминуток.
- Вызывать интерес к изучаемой теме, чтобы учащиеся не только хорошо усвоили материал, но и надолго запомнили его.
- Чередовать виды деятельности через 7-10 мин.
- Разнообразить формы предъявления материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа (не менее 3 за урок).
- Учитывать наличие мотивации (а для чего, зачем это), т.е. подбирать задания из повседневной жизни учащихся.
- Использовать эмоциональные разрядки («лирические отступления»).
И в заключении, я считаю, что на уроках математики учителю в своей работе с детьми с ЗПР необходимо следовать следующим принципам: прежде, чем объяснить - необходимо заинтересовать; прежде, чем заставить действовать - подготовить к действию; прежде, чем сообщить что-нибудь новое - вызвать это ожидание нового. Для этого учителю на уроках математики необходимо:
- уметь планировать формирование познавательного интереса на уроке;
- интерес к занятиям поддерживать, используя красочный дидактический материал, вводя в занятия игровые моменты;
- подбирать индивидуальный подход к каждому ребенку;
- учитывать при отборе учебного материала интересы и потребности учащихся;
- включать в учебный материал занимательные факты;
- подбирать систему самостоятельных работ на развитие внимания; усложнять самостоятельные задания в ходе урока;
- использовать разнообразные формы поощрения;
- создавать положительное отношение к уроку;
- разнообразить формы домашних заданий.
Да, в моей профессии много трудностей, но, несмотря на это, в ней я могу реализовать свой творческий потенциал, получать заряд энергии для движения вперед. Каждый раз, приходя на работу, я понимаю, что на меня возложена особая миссия и огромная ответственность за обеспечение каждому ребенку достойного образования с учетом его индивидуальных потребностей.
Список литературы:
- Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003.
- Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
- Ким Н.А. Справочник учителя математики / авт.-сост. Н.А.Ким.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.
- Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004.
- Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986.
- Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики
Методические рекомендации по реализации обучении детей с интеллектуальными нарушениями на уроках математики...
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ВОСПИТЫВАЮЩИЕСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА- ИНТЕРНАТА
В этой статье говорится о том, как научить общаться детей с умственной отсталостью между собой, со взрослыми, как избегать конфликтов, как детей готовить в социум....
Особенности развития эмоциональной сферы у детей с интеллектуальными нарушениями
Внимание к проблемам интеллектуальных нарушений вызвано тем, что количество людей с этим видом аномалий не уменьшается. Материал раскрывает особенности развития эмциональной сферы детей с интеллектуал...
“Особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома”
В статье рассматриваются основные особенности формирования культурно- гигиенических навыков детей с интеллектуальными нарушениями в условиях детского дома....
Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями.
Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями....
Особенности речи детей с интеллектуальными нарушениями
Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речево...
Особенности обучения математике младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Одно из направлений подготовки особенных детей к самостоятельной жизни – обучение математике. Всё обучение математике начинается с детского сада и не заканчивается никогда. В УМК дан матер...