Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями.
статья
Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_chteniyu.docx | 30.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование коррекционных упражнений при обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями.
Особенности работы с детьми на уроках чтения в специальной коррекционной школе для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Формирование навыков чтения у детей с проблемами в развитии осуществляется замедленными темпами. Затруднение вызывает и овладение технической стороной процесса чтения и понимание прочитанного. У этих детей наблюдается более медленный темп чтения, чем у учащихся массовой школы.
Техническая сторона процесса чтения страдает из-за незнания букв или нетвёрдого их знания, нарушения слияния букв (побуквенное чтение), замедленного чтения, искажения звуко-слоговой структуры слов (особенно слов с большим количеством слогов).
Отмечается, что многие ученики часто пользуются своеобразным способом чтения, постепенным «нанизыванием» звуков, так называемым «причитыванием» (в-вх-вхо-д - вход). Распространёнными ошибками чтения являются замены звуков и слогов. Особую трудность для детей представляет чтение слогов со стечением согласных. При чтении таких слогов дети читают первую согласную слога как отдельный слог, отделяя её паузой от другой согласной того же слова.
Сходные ошибки дети допускают при чтении закрытого слога (в-бе-жа-л, лю-бу-й-ся).
Часто делается неправильное ударение, чтение в основном маловыразительное и монотонное, наблюдается повтор слов, нарушается интонационная структура.
На первоначальном этапе овладения чтением у учащихся наблюдается неточность понимания отдельных слов, словосочетаний, предложений, текста. Есть затруднения в понимании образных выражений, метафор; нарушено целостное восприятие текста, присутствует угадывающее чтение.
Уроки чтения в нашей школе выполняют функцию коррекции недостатков: исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления в установлении причинно- следственной зависимости явлений и событий, активизирует словарь детей.
Как известно, чтение включает в себя четыре основных качества:
Правильность
Беглость
Выразительность
Осознанность
Формирование этих качеств тесно взаимосвязано между собой и проходит у некоторых школьников достаточно сложно в силу задержки их психофизического и речевого развития. По мере взросления школьников качество их чтения улучшается, но ряд проблем остается.
Правильное чтение — это чтение без ошибок и искажений. Правильность чтения — выражается в отсутствии ошибок на: 1)замены, 2) пропуски, 3)перестановки, 4) добавления, 5) искажения, 6) повторы букв, слогов, слов в читаемом тексте, 7) ошибок ударения в словах.
На уроках применяются следующие приемы коррекции основных нарушений правильности чтения обучающихся начальных классов коррекционной школы VIII вида. Рекомендуются специальные приёмы, способствующие выработке правильного чтения. К ним относятся:
1.Звуко-буквенный анализ слов:
-подобрать слова, которые начинаются на ударные гласные;
- подобрать к картинке букву, соответствующую первому звуку (окна, астра, улица);
- речевое лото;
- узнавание начального гласного в безударной позиции. Определить на слух, какой звук стоит в начале слов; узнавание гласного звука в середине слова. Попарно предлагаются слова, дети должны определить соответствующий звук:
О Л Ы У
куст, сок сын,лось дым, нес лес, зуб
шкаф, сон мал, мышь сел, был лук, пил
После того, как дети научатся свободно оперировать с гласными звуками, следует перейти к работе с согласными.
2.Задания на узнавание и вычленение согласного звука:
а) узнавание начального звука в слове;
б) узнавание последнего согласного в слове;
в) узнавание согласного в середине слова;
г) отобрать картинки, в названиях которых содержится определённый согласный звук в любой позиции.
3. Игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово.
4. Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
ро -жа, - ма, –та,- га
5. Игра « Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, а дети должны догадаться, какое это могло быть слово: например, имя кого- то из присутствующих.
6. Игра « Помоги Незнайке»
Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему поставить слоги на место, чтобы получилось слово.
7. Ребенку произносят отдельные звуки (с,а).Какой слог должен получиться?
8. Игра «Слово рассыпалось» Составление слова из данных букв.
9. Игра « Потерялась буква»
ДУ. СУ. Д. М Б. К
Беглость чтения— это такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное восприятие читаемого. В процессе обследования навыка чтения необходимо обратить внимание на темп (скорость чтения).Начиная с 3 класса коррекционной школы VIII вида, когда основная масса обучающихся переходит на плавное чтение целыми словами, необходимо отрабатывать этот навык.
Основными коррекционными приемами, способствующими развитию беглости чтения, являются:
- ежедневная тренировка учащихся в чтении (обучающиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);
- неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ:
- выборочное чтение,
- ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста,
-нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;
- предварительная ориентация учащихся перед чтением текста.
- чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Предварительно выписываю слова сложные по слоговому или морфемному составу на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух.
- предварительное чтение текста про себя («жужжащее» или тихое чтение);
- использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом.
Работе над выразительным чтением должен предшествовать тщательный анализ произведения: раскрытие характерных особенностей персонажей, картин, изображенных в произведении; показать отношение автора к событиям, поступкам героев; передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. Воздействуя на чувства и эмоции детей, выразительность помогает раскрыть главную мысль произведения.
Работа по формированию навыка выразительного чтения начинается в 1 классе, но становится более конкретной только в 2-4 классах. Работу над интонационным компонентом навыка чтения начинается с выработки умения соблюдать паузы на знаках препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки).
Для этого компонента важным также является логическое ударение. Для работы над логическим ударением можно использовать упражнения с перемещением логического ударения с одного слова фразы на другое с одновременным изменением смысла фразы, а также использовать разбор различных ситуаций: «Прочитай так, чтобы тебя слышал только учитель; а теперь громко, чтобы слышал весь класс; прочитай медленно, быстро; прочитай так, чтобы выразить удивление, радость, тревогу».
Для выработки навыка выразительного чтения необходимо учить детей изменять силу голоса, менять высоту тона, ритм и темп речи, тембр голоса.
Важной составляющей обучения навыку выразительности чтения является работа над правильной интонацией, которая начинается с выработки умения подражать интонации учителя.
Основными видами упражнений по формированию правильной интонации являются:
- изменение тона (прочитать, как говорит волк (грубо, сердито), лиса (тихо, ласково, вкрадчиво);
- чтение по ролям;
- инсценировки басен, сценок.
Сознательность чтения предполагает понимание смысла как отдельных слов и выражений, так и всего произведения в целом, его идеи, образов и роли художественных средств. Коррекция нарушений понимания прочитанного заложена в таких видах работ, как:
- подготовка к первичному восприятию текста (вступительное слово учителя, возможное использование наблюдений за явлениями и предметами окружающей действительности);
- установка на целенаправленное восприятие текста;
-первичное восприятие текста, эмоционально-оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;
-беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа (установление последовательности событий, первично-следственных связей в развитии сюжета, понимание взаимосвязи между отдельными частями текста и логики событий, выяснение мотивов поведения действующих лиц, определение существенных черт их характеров, сопоставление героев, оценка их поступков). Предлагаются обучающимся задания на развитие логического мышления, основу которых составляют предложения, выражающие коммуникацию отношений:
1. Волк гонится за зайцем. Кто бежит впереди?
2. Сад позади дома. Что впереди?
3.Я прочитал газету после того, как позавтракал. Что я сделал сначала?
Следует отметить, что в любых случаях, когда имеются сомнения относительно понимания прочитанного, обучающимся надо оказывать помощь: словарная работа (проводится на всех этапах работы над текстом), привлечение внимания детей к пониманию прочитанного необходимо осуществлять с первых их шагов в чтении. Детям сразу же надо дать установку: «прочел — понял». Для активизации внимания к значению прочитанного слова рекомендуется использовать следующие приемы:
а) выборочное устное объяснение детям значения прочитанных слов,
предложенных на доске или специальных индивидуальных карточках;
б) подбор картинок или показ предметов из окружающей обстановки;
в) подбор антонимов или синонимов (из группы слов, предложенных на другой карточке; самостоятельно);
г) схематичное изображение предмета или действия на доске;
д) изображение предмета, действия с помощью мимики, пантомимики;
е) придумывание предложения с прочитанным словом;
ж) поиск слова с неизвестным для детей лексическим значением в группе предложенных;
з) объяснение значения слова учителем и т. п.
Если слово многозначно (ручка, ключ, сорвать, поднять и т. п.), то следует разобрать с детьми несколько значений, включить слово в разный контекст.
- работа над планом (словесное рисование -иллюстрирование текста, драматизация; озаглавливание каждой части рассказа, коллективная работа с учителем -деление текста на части по данным заголовкам, придумывание заголовков после деления текста учащимися на части);
- пересказ (ответы на вопросы, пересказ, близкий к тексту);
- разбор жизненных ситуаций;
- заключительная, обобщающая беседа.
Цель программы по чтению и развитию речи: формировать навык сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения целыми словами, развивать связную устную речь, что является необходимым условием для успешного овладения учащимися с ограниченными возможностями здоровья того уровня образовательных умений и навыков, который необходим им для социальной адаптация и реабилитация в обществе.
Задачи преподавания чтения и развития речи:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;
- анализировать прочитанные произведения (выделять главную мысль, главных действующих лиц, оценивать их поступки);
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся, научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме (полный и выборочный пересказ, составлять рассказ по аналогии с прочитанным);
- формировать нравственные качества учащихся, читательскую самостоятельность и культуру.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- расширение представлений об окружающем мире;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Для формирования полноценного навыка чтения в работе используются коррекционно-развивающие приемы и упражнения, которые систематизированы и разделены на группы по принципу коррекционной и развивающей направленности:
1. Развитие фонематического слуха у детей.
2.Развитие зрительного восприятия.
3.Развитие дикции.
4.Развивитие смысловой догадки.
5.Развивитие навыка периферического зрения.
6.Развитие артикуляционного аппарата.
7.Развитие зрительной памяти.
Работа на уроке начинается с отработки чистого произношения звуков. Для этого проводятся фонетические и артикуляционные упражнения, которые способствуют выработке у детей правильного произношения звуков, слов, развивается умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки.
Применение коррекционно-развивающих упражнений возможно на различных этапах урока. Данные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность, осознанность, скорость, выразительность, способствуют совершенствованию способа чтения, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка самостоятельно формулировать задания, стимулируют интерес к чтению.
1. Развитие фонематического слуха у детей. Виды упражнений:
¬ Фонетическая зарядка. Учитель задает детям вопрос, в котором спрашивает как о каком либо действии. Дети произносят звук. Например: что произносит врач, когда осматривает горло? ( А-а-а…) или как дрожат от холода? (В-в-в…).
¬ Игра “Кто больше?”Цель игры: придумать слова с новым звуком. Например: придумай слова, в которых звук а был бы в начале (август, астры, аист), в середине (банка, собака, плавать), в конце слова (сестра, доска, голова), или придумай слова начинающиеся со звука [б], [б ] (береза, булка, баран, батон, бабочка).
¬ Игра “Кто внимательный?” Цель игры: узнать новый звук в словах, которые произносит учитель. Например: найди одинаковый звук в словах: гусь, грач, книга, игрушка, грабли. Или отгадай имя девочки, используя первые звуки слов: дом, арбуз, шар, астра. (Ответ: Даша.)
¬ Звук заблудился. Цель задания: найти слово, в котором заблудился данный звук. Например:
Жучка будку (булку) не доела;
Неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. (грачей).
¬ Узнай звук. Цель задания: дети должны хлопнуть в ладоши, услышав новый звук в слове. Например: учитель читает слова, в которых есть звук [т] (книга, ручка, дверь, тетрадь, суббота, пятница, среда, дом, стекло, часы, цапля).
2.Развитие зрительного восприятия.
Виды упражнений:
¬ Найди лишнее.
Какая буква лишняя? а, у, р, о, ы.
Какой слог лишний? ма, ра, на, лы, са.
Какое слово лишнее? речка, река, ручей, ручка, ручеек.
¬ Слоговое лото.
На доске карточки со слогами: га, гу, гру. Дети должны дополнить слог до слова. Например:
Га – газета, газель.
Гу – гуси, гудок.
Гру – груша.
¬ Лесенка.
На доске записаны слова в виде лестницы. Данное упражнение нацеливает детей на чтение целыми словами. Лесенку следует постепенно усложнять. Читать слова можно в различном темпе и с эмоциональной окраской.
бак зуб
бант зола
булка загар
блузка звонок
бабочка зеленый
больница землянка
¬ Превращение слов – волшебная цепочка.
Цель игры заключается в замене букв в слове. Например: зуб – куб – дуб – душ; Зина – Рина – рана – рама – дама – лама – мама – Маша – каша – Даша и замените один из согласных в словах на З: коса (коза), дверь (зверь).
¬ Из одного слова – несколько.
Учитель записывает на доске слово. Дети с каждой буквой данного слова придумывают свои слова. Например: КВАРТИРА (комната, вагон, автобус, работа, товар, игра, рука, арбуз).
¬ В эту же группу включены специальные карточки –горки и карточки –столбики.
3.Развитие дикции.
Чтение шепотом и медленно:
Да-да-да - из трубы бежит вода.
Ша-ша-ша - мама моет малыша.
Ют-ют-ют - очень любим мы уют.
Аш-аш-аш - у Ирины карандаш.
Ща-ща-ща - мы несем домой леща.
Чтение тихо и умеренно:
Арка – арца арла – арча
Арта – арда арча – аржа
Чтение громко и уверенно:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
Чтение четко и быстро.
гАз – гОд – гОл – гУл – гУсь
вол – вой – волк
ВОЛ – ВЕЛ – ВАЛ – ВАР
вес – весь – весть – вещь
Отчетливое произнесение слогов: громко – тихо, тихо – громко.
ВИ – ВЭ – ВА – ВО – ВУ – ВЫ
фи – фэ – фа – фо – фу – фы
ФИВИ – ФЭВЭ – ФОТО – ФАВА
ВИФИ – ВЭФЭ – ВАФА – ВОВА
4.Развивитие смысловой догадки.
Допиши в словах окончания. Цель: учиться согласовывать слова между собой. Подготовка к чтению на скорость.
Мягк… игрушка
Звонк … хлопушка
Стар… подушка
Бел… снежинки
Доскажи строчку.Учитель записывает предложения на доске и просит детей их дополнить.
Ло-ло-ло – как на улице … . (светло)
Ул-ул-ул – у меня сломался … . (стул)
Мама Милу мыла мылом,
Мила мыло не … .(любила)
Какие буквы надо дописать к словам, чтобы получилось новое слово?
. лесень . вёкла
. лакат . калка
. ровод . колько
Занимательные модели.
- е – (мел, сел, лес).
Е – – (еда, ели, ела).
Е – – – (енот, езда, ерши).
– е – – (леса, села, пела).
Слова – неведимки.
– Я толстоногий и большой. С - - -
-Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -
-На мене кузнечики звенят. С - - -
-А я конечный результат. - - - -
(Ответ: слон, стон, стог, итог.)
Умение антиципировать способствует ускорению чтения и углублению восприятия его содержания.
5.Развивитие навыка периферического зрения.
Игра “Фотографирование предметов”.Цель игры: за одну секунду запомнить все, что изображено на карточке. Перед показом даётся команда: “Приготовились! Внимание! Фотографируем!”
Числовые и буквенные пирамиды.Цель этого упражнения – фиксация зрения на средней линии или ряде чисел и прочтение слогов. Например:
М ! а
м _!_ о
м __!__ у
м ___!____ и
м _____!______ е
м _______!_______ ы
Эти упражнение даются на начальном этапе обучения чтению. В 5 , 6 классах при чтении объемных произведений средней линией делятся слова, которые необходимо прочитать с доски и которые при самостоятельной работе над текстом трудны для восприятия.
Таким образом, решаются две задачи: расширяется поле ясного видения и предварительное проговаривание трудных слов.
Цифровые и буквенные таблицы
О | Т | Е | Г | У |
Т | Е | Б | У | О |
Г | Д | О | Т | Р |
У | О | Т | Е | Г |
Е | Г | П | Ю | Т |
Памятка для работы с таблицей.
Как можно быстрее назови все буквы по порядку, указывая их карандашом. Помни, глаза смотрят в центр таблицы и видят всю ее целиком.
Таблица, состоящая из ряда слов не связанных по смыслу.
щавель | холод | ветерок |
километр | компас | фанера |
шофёр | арбуз | договор |
свёкла | магазин | банкир |
Задания:
o прочитать и запомнить последнее слово во втором столбике;
o прочитать слова, которые содержат букву « р »
o прочитать слова, которые начинаются на букву « к »;
o прочитать слова из 6 букв.
6.Развитие артикуляционного аппарата.
Цель заданий и упражнений шестой группы -развитие артикуляционного аппарата. Используя эти упражнения учитель ставит перед собой задачу- научить детей внятно и четко произносить слова, четко выговаривать звуки речи. Хороший эффект дает работа с чистоговорками, скороговорками, загадками, считалками, пословицами.
Работа с чистоговорками:Читай чистоговорку медленно, чуть быстрее, быстро.
По семеро в сани уселись сами.
Прочитай чистоговорку, четко произноси слова. Какая буква часто встречается?
Мед в лесу медведь нашел –
Мало меду, много пчел.
Для каких букв эти чистоговорки? Поставьте в словах знак ударения.
Я – линейка.
ПрЯмота –
ГлавнаЯ моЯ черта.
Работа со скороговорками.
1. Прочитай скороговорку быстро. Посоревнуйся с другом: кто быстрее и без ошибок прочитает скороговорку.
Лара у Вали играла на рояли.
2. Читай скороговорку. Сколько слов с буквой Й тебе встретилось?
Иней лег на ветки ели,
Иглы за ночь побелели.
Скороговорки помимо правильного произношения формируют умение ребенка убыстрять темп, что необходимо при наращивании темпа чтения. Скороговорки можно обыгрывать, то есть проговаривать не только в разном темпе, но и с разной интонацией (радостно, восторженно, грустно, взволнованно, удивленно, разочарованно).
Теоретически обоснована связь речевого развития ребенка с уровнем развития тонких движений пальцев рук, исходя из величины проекции кисти рук в двигательной области коры головного и ее близости к моторной речевой зоне.
Используя на уроках пальчиковую гимнастику, педагоги отмечают высокую эффективность и в плане подготовки руки ребенка к письму, формировании почерка, и в плане тонизирующего воздействия, и даже в плане психологической коррекции. Педагоги-практики считают, что у многих пальчиковых игр нет возрастных границ. Пальчиковую гимнастику в специальной (коррекционной) школе VIII вида целесообразно проводить до 5 класса. Особенности речевого развития у умственно отсталого ребенка проявляются не только в запаздывании речи, но и в характере ее формирования. Нарушение речи препятствует полноценному общению с людьми, приводит к речевой замкнутости, неуверенности в себе. Одним из приемов преодоления нарушения речи является пальчиковая гимнастика. Учащиеся охотно выполняют эти упражнения. Но для отработки одного упражнения уходит несколько уроков, т. к. не все дети могут сразу запомнить движения рук, а тем более выполнить их в сочетании с речью.
7.Развитие зрительной памяти.
Развитие зрительной памяти осуществляется с помощью заданий включающих в себя запоминание слов за определенный отрезок времени, зрительные диктанты.
Работа со зрительными диктантами проводится с 7-ого класса, так как у этой возрастной группы достаточно сформированы темп письма и каллиграфия.
Упражнения, направленные на развитие зрительной памяти применяются на таких этапах урока как, словарная работа, закрепление изученного, повторение пройденного. Конечно, зрительные диктанты эффективнее использовать на уроках письма, так как уроки чтения в специальной (коррекционной) школе не предполагают наличия тетрадей.
Систематическое использование подобного рода заданий и упражнений, безусловно, принесет положительные результаты. У школьников появится интерес к читаемым произведениям и умение самостоятельно разбираться в содержании читаемого, делать из него соответствующие выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные упражнения при обучении чтению
Коррекционные упражнения для 8 класса....
Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями.
Использование элементов методики Н.А.Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ в условиях реализации ФГОС для детей с интеллектуальными нарушениями....
Дидактическое пособие для уроков чтения и письма для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Дидактический материал для формирования навыка глобального чтения и письма...
Применение современных образовательных технологий на коррекционном курсе "Сенсорное развитие" для детей с интеллектуальными нарушениями
В данном докладе рассматриваются образовательные технологии, их влияние на успешность обучения детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью в рамках ФГОС. А также, описывается опы...
Особенности обучения математике детей с интеллектуальными нарушениями
Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения детей с интеллектуальными нарушениями из опыта работы учителя.Ключевые слова:1.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) &ndash...
Методическая разработка "Работа со сказками на уроках чтения при обучении детей с интеллектуальными нарушениями"
Методическая разработка "Работа со сказками на уроках чтения при обучении детей с интеллектуальными нарушениями"...