Доклад на школьном методическом объединении классных руководителей «Развитие творческих способностей младших школьников»
статья на тему

Суманева Вера Васильевна

Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo.docx85.46 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на школьном методическом объединении

классных руководителей

«Развитие творческих способностей младших школьников»

F:\фотографии\105_PANA\P1050132.JPG

Классный руководитель: Суманева В.В.

2016-2017 уч. г.

В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, творческие, мыслящие, способные находить выход из сложной ситуации.

Дети младшего школьного возраста имеют свой потенциал, который необходимо развивать, опираясь на индивидуальность ребенка. Именно в этом возрасте у детей развивается воображение и фантазия, творческое мышление, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы.

Элементы творчества могут присутствовать в любом виде человеческой деятельности, соответственно и творческие способности могут быть разные: музыкальные, художественные, математические, технические.

Творческие способности формируются,   и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Например, нельзя говорить о музыкальных способностях, если ребенок еще не занимался этим видом деятельности. Только в процессе обучения музыке можно выяснить, какие у ребенка способности.

Способности ребенка формируются, складываются, развиваются в течение его жизни под влиянием обучения и воспитания. При внимательном отношении к ребёнку у учителя есть возможность раскрыть и полноценно развить его творческие способности.

C:\Documents and Settings\Вера\Рабочий стол\фото 105\P1050049.JPG                                 C:\Documents and Settings\Вера\Рабочий стол\фото 105\P1050076.JPG

Для развития творческих способностей в рамках современного урока необходимо развивать творческое мышление и воображение. Задача учителя – увидеть определенные задатки, развивать способности каждого ребенка, заложенные в нем от природы, помочь ребёнку максимально раскрыться в своей творческой деятельности.

Необходимо, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию творческих способностей. Творческие способности будут формироваться быстрее, если ученики будут заинтересованы в деятельности и нацелены на положительный результат.

Педагоги и психологи считают, что активное развитие творческих способностей происходит в младшем школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети интересуются окружающим миром. Они любознательны, активны. Поэтому так важно на уроках в школе создавать определенные условия для формирования и развития творческих способностей.

Процесс обучения творчеству на уроках должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свои способности. Дети должны учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию на уроках.

Для того чтобы творческие способности детей получили успешное развитие, необходимо создать определенные условия. Например, предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, определенных действий. Не давать готовых ответов детям, а создавать такие условия при которых они самостоятельно будут находить ответы. Давать нестандартные задания, где ребенок может проявить себя и раскрыть свой потенциал. При этом необходимо создать комфортную обстановку, оказывать помощь и поддержку ребенку, поощрять его. Чем благоприятнее условия на уроках, тем успешнее будет развитие.

           

Развитие творческих способностей ребенка требует от учителя большой подготовки к уроку. Необходимо излагать материал в доступной и интересной для детей форме, сделать процесс обучения интересным и познавательным, используя различные приемы, в том числе игровые.

На уроках важно предлагать задания различной сложности. Создавать условия для творческого роста, поощрять активность.

Развитие творческих способностей детей будет эффективным только в том случае, если на уроках будет представлен целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. 

C:\Documents and Settings\Вера\Рабочий стол\фото 105\P1050107.JPG           C:\Documents and Settings\Вера\Рабочий стол\фото 105\P1050056.JPG

На уроках у детей должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому, что способствует включение школьника в совместную с учителем и сверстниками деятельность. Необходимо создавать такие условия на уроке, чтобы побуждать ребенка к активному мышлению. Чтобы ребенок  в различных ситуациях проявлял творческую активность, только тогда можно добиться определенного результата в развитии творческих способностей, познавательных  интересов, усвоении новых знаний, нестандартных решений. Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.

Таким образом, я  предлагаю задания, направленные на развитие творческих способностей, что  способствует  эффективности данных уроков. Формирование у детей творческих способностей является чрезвычайно важной составляющей  развития гармоничной и всесторонне развитой личности, что и является конечной целью процесса обучения.

Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода;

Творческие способности - являются сердцевиной интеллекта. Должна ли идея быть совершенно новой, чтобы считаться творческой? Является ли артистизм или эстетическое наслаждение необходимым условием творчества? Может ли творчество стать результатом детальной методичной работы?

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

Труд - необходимое условие жизни и всестороннего развития человека.

Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет. Правда, положительное отношение к учению тоже тесно связано со способностями. Много раз отмечалось в психолого – педагогической литературе, что желание учиться возрастает, когда учение идет успешно, и гаснет из-за неудач.

Неудачи могут быть объяснены не только недостатком знаний, которые должны были быть приобретены на предшествующих этапах обучения, но и неразвитыми способностями ребенка.

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности.

Во-первых, любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре.

В основе этого процесса лежит учебная деятельность, которая направлена на овладение ребенком знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.

Во – вторых, ребенок в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, благодаря творческой деятельности. В отличие от учебной творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний.

Она способствует проявлению у ребенка самодеятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.

Осуществляя указанные виды деятельности, дети решают разные задачи и с разной целью.

Так, в учебной деятельности решаются учебно - тренировочные задачи для того, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисково-творческие задачи с целью развить способности ребенка. Поэтому, если в процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, то в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая способность была названа креативностью (творчеством).

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

- сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,

- сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;

- формы представления противоречий (явные, скрытые).

В младшем школьном возрасте впервые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда, в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Значение воображения в младшем школьном возрасте является высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Вместе с уменьшением способности человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры – плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему по знанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать  ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимания, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения,  необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки, до изобретения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть соориентирована на развитие творческих способностей личности.

Младший школьный возраст характеризуется активизацией функций воображения, сначала воссоздающего, а затем и творческого.

Научный анализ проблемы, практика работы образовательных учреждений показывает, что развивающая работа не имеет эффективного результата, если не основывается на предварительном и текущем изучении уровня развития той или иной способности ребенка. Исследования ученых убедительно доказывают, что в основе многих пробелов в области развития творческих способностей ребенка лежит низкий уровень развития культуры личности.

Исходя из понимания культуры как:

а) системы специфических человеческих видов деятельности;

б) совокупности духовных ценностей;

в) процесса самореализации творческой сущности человека.

Выделяют следующие составляющие объекта исследования (творческие способности), которые могут быть основой для выявления параметров диагностики, а также ориентиров, определяющих цели и задачи содержания и эффективность образовательной деятельности:

  1. Грамотность
  2. Компетентность
  3. Ценностно – смысловой компонент
  4. Рефлексия
  5. Культуротворчество

Грамотность представляет собой азы культуры, в частности знания о творческих способностях, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных особенностей.

Грамотность означает овладение знаниями, которое может проявиться в кругозоре, эрудиции, осведомленности, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми. Грамотность предполагает овладение системой знаков и их значениями.

Творческие способности представляют собой совокупность личностно – значимых и личностно – ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований, деятельности человека, взаимоотношения с окружающими.

Наибольший эффект в развитии творческих способностей младшего школьника может оказать:

- ежедневное включение в учебный процесс творческих заданий и упражнений,

- реализация кружковых или факультативных занятий по специально разработанной программе,

- вовлечение учащихся в творческое взаимодействие прикладного характера со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся,

- дидактические и сюжетно – ролевые игры на уроках и во внеурочное время;

- экскурсии, наблюдения;

- творческие мастерские;

- тренинги, проводимые психологом образовательного учреждения.

Анализ результатов диагностики развития творческих способностей младших школьников осуществляется через систему творческих заданий, что позволяет:

- сформировать требования к системе заданий, которая позволит целенаправленно развивать эти способности;

- рассмотреть содержание различных учебных курсов как ресурс заданий для младших школьников;

- предложить способы организации творческой деятельности учащихся и инструменты педагогической диагностики;

- сформулировать организационные требования к процессу обучения на начальной ступени школы.

Все это позволяет конкретизировать и решить задачу развития творческих способностей младших школьников. Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его воображения и мышления, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).

Надо отметить, что современные образовательные программы для младших школьников подразумевают решение задач развития творческих способностей ребенка в учебной деятельности.

- развитие творческого и воссоздающего воображения учащихся,

- обогащение нравственно- эстетического и познавательного опыта ребенка.

В то же время выбор форм, методов, средств для решения обозначенных задач у учителей начальных классов традиционно вызывают затруднения.

Традиционные на уроках русского языка задания по написанию сочинений можно заменить на сотрудничество в классном рукописном журнале . Для того, чтобы попасть со своей творческой работой на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически грамотно написать работу, но и подойти творчески к ее оформлению. Все это стимулирует младших школьников к самостоятельному, без давления со стороны взрослых, желанию писать стихи, сказки.

Не меньшие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют уроки природоведения, экологической культуры. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование бережного отношения к богатствам природы и общества. Нужно стремиться имеющийся познавательный материал рассматривать в неразрывном, органичном единстве с развитием творческих способностей ребенка, формировать целостное представление о мире и месте в нем человека.

На уроках трудового обучения проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения у детей младшего школьного возраста.

Анализ учебников для начальной школы показывает, что содержащиеся в них творческие задания, в основном относятся к “ условно творческим”, продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов; творческих заданий, требующих разрешений, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.

Организация осознания учащимися собственной творческой деятельности предполагает текущую и итоговую рефлексию.

Текущая рефлексия реализуется в процессе выполнения учащимися заданий в рабочей тетради и предполагает самостоятельное фиксирование уровня достижения учащихся (эмоциональный настрой, приобретение новой информации и практического опыта, степень личного продвижения с учетом предыдущего опыта).

Итоговая рефлексия предполагает периодическое выполнение тематических контрольных работ.

Как на текущем, так и на итоговом этапе рефлексии педагог фиксирует, какие методы решения творческих заданий применяют учащиеся, и делает вывод о продвижении учащихся, об уровне развития творческого мышления и воображения.

Под рефлексивными действиями в своей работе надо понимать:

- готовность и способность учащихся творчески осмысливать преодолевать проблемные ситуации;

- умения обретать новый смысл и ценности;

- умения ставить и решать нестандартные задачи в условиях коллективной и индивидуальной деятельности;

- умения адаптировать в непривычных межличностных системах отношений;

- гуманность (определяется по позитивному преобразованию, направленному на созидание);

- художественную ценность (оценивается по степени использования выразительных средств при представлении идеи);

- субъективную оценку (дается без обоснования и доказательств, на уровне нравится – не нравится).

Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников предполагает вовлечение учащихся в систематическую совместную творческую деятельность на основе личностно- деятельностного взаимодействия, ориентированную на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;

- системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение учащихся в развитии креативных способностей путем накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;

- промежуточное и итоговое диагностирование креативных способностей младших школьников. Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Индивидуальная форма позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения.

Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска.

Коллективная форма расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, учителями, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи.

Таким образом, эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися так и между учащимися и педагогом.

В связи с этим можно сделать некоторые выводы и рекомендации:

Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

- наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

- реализация творческих заданий как важнейший компонент не только урочной, но и внеурочной деятельности школьника;

- объединение общим тематическим и проблемным стержнем учебных и внешкольных форм работы, на которых дети учатся размышлять над проблемами творчества и воплощать эти размышления в практической деятельности;

- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

- стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения».

        СодержаниеВведениеГлава I. Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников.1.1 Психолого-педагогическая сущность пон...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ....

Доклад на тему "Нетрадиционная техника рисования как средство развития творческих способностей младших школьников"

Применение нетрадиционных техник рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можн...