Методические рекомендации по планированию «Сюжетно-ролевых игр - как основы интеллектуального развития детей с ОВЗ».
консультация (2 класс)

Стадникова-Мурашева Елена Григорьевна

Эта тема выбрана мною не случайно, поскольку считаю её актуальной и важной для социализации детей в современных условиях. Создать условия для социализации дошкольников с ОВЗ через сюжетно-ролевую игру.

По мнению современных учёных, социализация признается как процесс и результат включения ребенка в социальные отношения. Социализация осуществляется путём усвоения ребёнком социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. В процессе социализации ребенок становится личностью и приобретает необходимые для жизни среди людей, в обществе знания, умения, навыки.

Наиболее универсальное значение для общего психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет игра. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, через игру он творит свой реальный жизненный опыт. Игра — это создание воображаемых ситуаций, перенос свойств одних предметов на другие, способ освоения реальности, в которой ребенок еще не может действовать наравне со взрослым. Отсюда становится понятным, почему так велико значение игры для психического развития детей. В игре у детей формируется интерес к игрушкам, предметно—игровым действиям с ними, формируются сами предметно—игровые действия,   и закладываются основы сюжетно - ролевой игры. В игре дети активно усваивают нормы поведения, разнообразные правила взаимоотношений между детьми, отношения детей и взрослых.

Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В сюжетно-ролевых играх закладывается социальный мотив, и она становится эффективным средством социализации детей и позволяет ребенку занять своё место в обществе.

К сожалению, дети с интеллектуальной недостаточностью, в связи с низкой познавательной активностью, достаточно часто показывают низкий интерес к игрушкам, их сложно заинтересовать игрой, сложно удержать их внимание. Игра таких детей непродолжительна, поверхностна, эмоционально бедна.           Следует отметить, что включая таких детей в игру эмоционально двояко: они могут переживать совершаемые действия и одновременно испытывать радость от игры, а могут не заинтересоваться игровой деятельностью.

Таким образом, я стараюсь уделять внимание непосредственно сюжетно-ролевой игре, как условием успешной социализации ребенка.

 

Основные  аспекты сюжетно – ролевой игры:

 

1. Психологический:

-Развитие эмоций,

- Формирование чувств,

- Развитие воображения и творчества (в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни)

2. Социальный:

- Возможность оказаться в системе отношений между людьми,

- Усвоение норм и правил общества (понимание действий и поступков, положительных и отрицательных норм, принятых в обществе)

- Освоение ролевого поведения (принятие на себя разных ролей, выбор для себя симпатизирующих)

- Осознание своего места в жизни (кем хочется быть в будущем)

3. Коммуникативный:

С помощью речи ребенок учиться:

- Выражать свои мысли и чувства;

- Согласовать с партнёром свои действия.

4. Личностный:

- Социализация (безболезненное приспособление к любому обществу)

- Поведение (согласование своего поведения с нормами, правилами данного общества)

- Самооценка (формирование представления о своем «Я»)

- Самопознание (умение говорить с самим собой, интуитивное познание себя)

- Преодоление проблемных ситуаций (практическое освоение данных навыков в игровой практике).

Очень важным является научить детей принимать на себя роль в игре. С этой целью многократно с детьми организовывала игровую среду, создавала такую игровую ситуацию, в процессе которой учила реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью (например, доктор должен одним образом взаимодействовать и разговаривать с пациентом, иначе — с медсестрой и т. п.), т. е. уметь изменять в ходе игры ролевое поведение в зависимости от того, каковы роли партнёров (например, побыв «пациентом», стать при необходимости «медсестрой», затем «главным врачом» и т. п.). Это очень важно, поскольку сюжет игры всегда динамичен, развивается в ее процессе, и у детей возникает необходимость включать в него новые роли (а желание и возможность включать в игру новых участников есть не всегда).

Игру с детьми в «Больницу» начинала таким образом. Достаю заранее приготовленную коробку с «медицинскими принадлежностями» (достаточно иметь в ней 3-4 предмета – бинт, шприц, склянку для «микстуры», палочку, градусник), начинаю играть, «приписывая» себе роль «доктора»: «Буду вас лечить. Я - доктор. Здесь у меня больница. Никита, ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко. Сейчас тебе температуру измеряем. Теперь послушаю тебя... У тебя ангина». Вовлекаю в игру одного из наблюдающих за ним детей (хорошо, если это будет ребенок, у которого в руках кукла, и т. п.): «Катя, твоя дочка тоже заболела? Веди ее в больницу. Я доктор, полечу ее. Что у вашей дочки болит?». Процедура «лечения» может повториться с  куклами, которых приводят в больницу дети. «Полина, а давай, ты как будто заболел и тоже в больницу пришла. Сейчас доктор тебя полечит. Здравствуйте, больной... Что у вас болит?».

После такой игры с педагогом, игрушки предоставляются в распоряжение детей: «Кто теперь хочет быть доктором? Теперь ты будешь доктором, будешь лечить детей». В самостоятельной игре ребенок обычно берет на себя более привлекательную основную роль (доктора), а действия его пока направлены на партнёра-игрушку. Здесь следует внимательно наблюдать за игрой детей; когда цепочка ролевых действий осуществлена ребёнком, можно связать для него эти действия с называнием роли: «Ты доктор? Лечил больного мишку?» В ходе таких совместных игр своими вопросами стараюсь максимально активизировать ролевую речь детей. Переключение детей на речевое взаимодействие в игре можно сделать ещё более отчётливым, используя особые методические приёмы. Одним из них является создание чисто «разговорной» ситуации с помощью очень простых игрушек — телефонов. Это игра взрослого с детьми в «телефонный разговор». Первоначально, чтобы помочь детям включиться в «телефонные разговоры», распределяю роли следующим образом: себе беру основную роль (например, «доктор»), а детям предлагаю одинаковые дополнительные роли («пациентов»). Сидя за  столиками, ввожу смысловую ситуацию и предлагаю роли двоим, вовлечённым в игру детям: «Давайте опять в телефон поиграем, только по-другому. Здесь как будто вы дома. У каждой телефон. А это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор. А вы как будто заболели. Давайте, вы мне звонили, вызывали врача. Дзинь... У меня телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит? ... Больная девочка? Что у тебя болит?». На следующем этапе, вовлекая детей в игру, не только развёртываю «телефонный» ролевой диалог с каждым из них, поочередно, но и стимулирую диалог детей друг с другом. Следующая игра «Позвони другу», где дети самостоятельно ведут разговорную речь: «Привет Никита – это Полина», я заболела, что нам задавали и т.д.

Успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога.

Умение педагога наблюдать за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность.

Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на:

- бытовые (игры в дочки матери, угости мишку чаем, празднование Дня рождения и т.д.),

- производственные, отражающие профессиональный труд людей и общественные (игры в больницу, магазин, парикмахерскую, в школу и т.д.).

Введение инсценирования в учебно-воспитательный процесс с детьми с ОВЗ предполагает его использование не как средства развлечения, а как метода стимулирования творческой активности детей, где педагог ориентирован на его личность в целом, а не только на функции воспитанника. При использовании инсценирования педагог легко и естественно организует коммуникацию «ученик – ученик», что способствует более продуктивному осмыслению и воспроизведению получаемых знаний.

Учащиеся с ОВЗ имеют ограниченный круг жизненных и художественных впечатлений, язык их беден, их эмоциональный опыт недостаточен. Инсценирование дает детям возможность расширить свои впечатления об окружающей действительности, оживить в их воображении художественный мир произведения и этим способствуют обогащению новыми эстетическими и нравственными чувствами.

Инсценирование сказок является одним из самых любимых видов работы школьников.

Сказка для ребенка является не просто фантазией, но и особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем – мир жизненных смыслов.

Я предлагаю подробнее рассмотреть этапы инсценирования сказки «Три поросенка».

Первый этап над выбранной сказкой состоял из выразительного чтения текста и беседы. Готовя сказку к чтению вслух, я ставила перед собой такие задачи: читать ясно, понятно, не торопясь, соблюдая правила дыхания, дикции, соблюдать логические ударения, психологические смысловые паузы, стараться заинтересовать слушателей чтением. Так как первичное чтение воздействует на детей сильнее последующих, и, кроме того, воспитанники стремятся подражать в чтении учителю и воспитателю.

Следующий этап - чтение сказки детьми. На этом этапе я дала детям возможность самостоятельно обдумать, какую роль каждый из них смог бы сыграть.

Следующий этап работы – это коллективное распределение ролей, и выразительное чтение сказки по ролям. При этом важно было дать конкретные рекомендации ребятам: определить, сколько действующих лиц в сказке, прочитав свою роль и подумать, каково эмоциональное состояние персонажа, каков его характер.

Четвертый этап работы над сказкой – это разучивание текста роли. Работа здесь проходила с каждым ребёнком индивидуально, здесь же работали над выразительностью речи. Важно научить детей, управлять: силой голоса, темпом речи, соответствующим персонажу. Задача состоит в том, чтобы обучить детей вживаться в свою роль; учить их интонацией передавать настроение, чувства, характер героя.

Параллельно мы вели работу над оформлением (подготовка декораций - картинок, масок).

Дети, в нашей школе совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Большинство детей поступает с нарушением речи или с тяжелым недоразвитием речи, где страдали все ее стороны: и смысловая, и грамматическая, и звуковая, а также отмечалась ограниченность и бедность словаря.

Следует отметить и то, что ребята не умели вступать в контакт с детьми и взрослыми. У них не было потребности в общении, не были сформированы слуховое внимание и восприятие. Многие дети страдали от неустойчивого внимания, испытывали трудности при ориентировке в пространстве, у всех недостаточно развита познавательная деятельность, отмечалась незрелость эмоционально-волевой сферы. Эмоциональные проявления их оставались на очень низком уровне. Часть детей была пассивна, не выражала каких-либо эмоций. Другая, наоборот, слишком возбудима и не организованна.

Участвуя в театрализованных постановках и сюжетно-ролевых играх, «особые» дети быстрее адаптировались в среде школы. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в такой деятельности.

Участие в театрализованной деятельности, применение элементов театрализованной игры положительно влияет на речевое развитие детей. Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Это очень важно, т. к. является основой для дальнейшего общения со здоровыми сверстниками, педагогами и взрослыми.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс переживаний, связанный с игровыми действиями.

Таким образом, внедрение в учебный и воспитательный процесс игровой деятельности детей с ОВЗ является одной из важных задач для развития всех психических процессов ребенка. Игра — это естественная для ребенка с ОВЗ форма познания мира. Взаимодействуя с ребенком посредством игры, мы учим детей с ОВЗ  не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

 

 

                                                          

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.

Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...

Сюжетно-ролевая игра и драматизация как средство социализации детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста

В данной презентации представлена информация из опыта работы на тему  "Сюжетно-ролевая игра и драматизация  как средство социализации детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста"...

Методические рекомендации по проведению экскурсий для младших школьников с интеллектуальными нарушениями.

Рекомендации по проведению экскурсий для младших школьников с интеллектуальными нарушениями....

«Сюжетные-ролевые игры в ГПД как средство развития инженерного мышления».

Методическая разработка по теме самообразования :«Сюжетные-ролевые игры в ГПД как средство развития инженерного мышления»....

РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ – ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Функции правого полушария:- пространственные представления,- соматогнозис – восприятие собственного тела, зрительное восприятие, копирование,- обоняние, осязание, вкус,- чувство ритма, звукоразл...

Методические рекомендации родителям по организации и проведению работы по сенсорному развитию детей с умственний отсталостью дома.

Конспект консультации родителей по вопросам организации и проведения домашней работы с ребенком с умственной отсталостью....