Методические рекомендации родителям по организации и проведению работы по сенсорному развитию детей с умственний отсталостью дома.
консультация (2 класс)
Конспект консультации родителей по вопросам организации и проведения домашней работы с ребенком с умственной отсталостью.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект консультации родителей по вопросам организации и проведения домашней работы с ребенком с умственной отсталостью.
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме развития детей с умственной отсталостью в условиях семьи.
Задачи:
- формировать понятие родителей о возможности игры как средства для
развития интеллектуально-познавательной деятельности детей;
- стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком;
- обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Участники: родители, учитель - дефектолог.
Оборудование:
- столы, расставленные по кругу;
- на отдельных столах выставка развивающих игр для младших школьников;
- проектор, компьютер.
Ход мероприятия.
1. Вступительная часть.
Учитель:
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за
нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о том, какие условия
созданы в школе и какие условия необходимо создавать, для наших детей в условиях семьи для успешного их развития и обучения.
#1055;сихологическая разминка «Улыбка».
Учитель:
- Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его
другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем
настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись
соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше
дружелюбие и улучшить настроение.
#1042;ыступление учителя – дефектолога по организации и проведению
домашней работы с младшим школьником.
Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка. Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Исходя из вышесказанного можем сделать вывод, что сенсорное развитие играет важную роль в развитии и обучении ребенка. В школе созданы все условия для сенсорного развития детей, но дома так же необходимо уделять внимание развитию детей. Проводить занятия можно и нужно в виде дидактических игр, ведь все дети любят играть.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений:
Разложи/подбери по цвету/форме/величине.
Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.
Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.
Найди такой же/найди похожий.
На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.
Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.
Красочные фантазии.
В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.
Большой/маленький.
Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.
Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.
Что звучит?
Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.
Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?
Послушай, как звучит!
Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.
Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.
Чудесный мешочек.
Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.
Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.
Кто это?
Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.
Ах, как вкусно!
Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.
Памятка для родителей (раздается в виде буклета)
Детям для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
1. Упражнения с массажными шариками, грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (деревянные, пластмассовые, мягкие), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, и т.д.).
8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, обучайте расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
Заключительная часть
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например, «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Умница!», «Красота!» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью в коррекционной школе на уроках развития речи.
В материале отражены особенности эмоционального развития детей с умственной отсталостью. Определены основные моменты на уроках развития речи...
Особенности психологического развития детей с умственной отсталостью
В дошкольном возрасте многие особенности развития ребенка имеют латентный характер. С одной стороны, некоторые проявления оказываются временными и постепенно, по мере взросления, ребенок теряет их, а ...
Методические рекомендации учителя-логопеда воспитателю ГПД для учащихся I-IV классов с легкой умственной отсталостью
В группе продленного дня дети проводят значительное время, и очень важно, чтобы это время они провели с пользой для своего развития....
Технологии коррекции нарушений психофизического развития детей с умственной отсталостью на уроках адаптивной физкультуры
В своей работе мы делимся опытом реализации авторского проекта «Движение к цели», направленного на развитие высших психических функций младших школьников через моделирование целенаправленной двигатель...
«Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната»
Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего учебно-воспитательного процесса....
Методы и приемы работы по сенсорному развитию детей с особыми образовательными потребностями в условиях индивидуального обучения на дому
Сенсорное развитие ребенка -это способ познания окружающего мира, в основе которого лежит работа органов чувств....
Особенности развития детей с умственной отсталостью и их учет в диагностической работе специалистов психолого-педагогического консилиума
Опыт работы с детьми с умственной отсталостью позволяет выделять закономерности их психического развития. К ним можно отнести трудности взаимодействия с окружающей средой; нарушения развития личности...