РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ" ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ 2 ВАРИАНТ
учебно-методическое пособие на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ "ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ" , КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (2 ВАРИАНТ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 54.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ
Пояснительная записка.
Вследствие органического поражения ЦНС у детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих из этих детей действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Задачи:
- знакомство с различными материалами и предметами;
- формирование приемов элементарной предметной деятельности;
- формирование навыков продуктивной деятельности.
Форма проведения занятий: индивидуальная и в парах.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
Коррекционная направленность:
Занятия по данной программе способствуют более эффективному освоению учащимися АООП за счет формирования приемов предметно-практической деятельности.
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.
Примерное содержание коррекционных занятий
Действия с материалами.
Пропедевтический уровень. Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками. Переливание воды с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).
Действия с предметами.
Пропедевтический уровень Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя (одной) руками. Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Нажимание на кнопку, коммуникатор всей кистью (пальцем). Застегивание/расстегивание липучек. Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой). Вынимание предметов из емкости (корзины, коробки). Складывание предметов в емкость (корзины, коробки). Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)
Результаты освоения программы.
Действия с материалами.
Пропедевтический уровень.
- умеет сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками и одной рукой;
- умеет разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны;
- умеет размазывать материал (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу);
- умеет разминать материал (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками;
- умеет пересыпать материал (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками;
- умеет переливать воду с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.).
Действия с предметами.
Пропедевтический уровень.
- умеет захватывать и удержать предметы (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.);
- умеет встряхивать предметы, издающие звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.);
- умеет толкать предмет от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.);
- умеет катать валик двумя и одной руками;
- умеет ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины);
- умеет притягивать предмет к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.);
- умеет нажимать на кнопки, коммуникатор всей кистью или пальцем;
- умеет застегивать и расстегивать липучки;
- умеет сжимать предмет (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой);
- умеет вынимать предметы из емкости (корзины, коробки);
- умеет складывать предметы в емкость (корзины, коробки);
- умеет перекладывать предметы из одной емкости в другую;
- умеет вставлять предметы в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.)
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет.
В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Результат | действие не выполняет, не узнает предмет | выполняет действие со значительной физической помощью | выполняет действие с частичной физической помощью | выполняет действие по образцу | выполняет действие по инструкции | выполняет действие самостоятельно | Применяет полученные навыки на практике | |||||||
Действия с материалами | ||||||||||||||
Пропедевтический уровень | умеет сминать материал (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками и одной рукой | |||||||||||||
умеет разрывать материал (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны | ||||||||||||||
умеет размазывать материал (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу); | ||||||||||||||
умеет разминать материал (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками; | ||||||||||||||
умеет пересыпать материал (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками; | ||||||||||||||
умеет переливать воду с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.). | ||||||||||||||
Действия с предметами | ||||||||||||||
Пропедевтический . уровень | - умеет захватывать и удержать предметы (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.); | |||||||||||||
- умеет встряхивать предметы, издающие звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.); | ||||||||||||||
- умеет толкать предмет от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.); | ||||||||||||||
- умеет катать валик двумя и одной руками; | ||||||||||||||
- умеет ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины); | ||||||||||||||
- умеет притягивать предмет к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.); | ||||||||||||||
- умеет нажимать на кнопки, коммуникатор всей кистью или пальцем; | ||||||||||||||
- умеет застегивать и расстегивать липучки; | ||||||||||||||
- умеет сжимать предмет (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой); | ||||||||||||||
- умеет вынимать предметы из емкости (корзины, коробки); | ||||||||||||||
- умеет складывать предметы в емкость (корзины, коробки); | ||||||||||||||
- умеет перекладывать предметы из одной емкости в другую; | ||||||||||||||
- умеет вставлять предметы в отверстия (одинаковые стаканчики, вкладыши и др.) |
Календарно - тематическое планирование по предмету
« Предметно практические действия»
1дВ классе (2 вариант обучения). 94 час в год
1 четверть 24 часа (3 час в неделю).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Информационно методическое обеспечение и оборудование | Дата проведения |
Раздел программы: Действия с материалами 12 | ||||
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). | 1 | Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др. | 01.09.16 | |
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). | 1 | Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др. | 05.09.16 | |
Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой). | 1 | Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др. | 07.09.16 | |
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 1 | Бумага, вата, природный материал | 08.09.16 | |
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 1 | Бумага, вата, природный материал | 12.09.16 | |
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны. | 1 | Бумага, вата, природный материал | 14.09.16 | |
Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в разные стороны | 1 | Бумага, вата, природный материал | 15.09.16 | |
Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). | 1 | Краска, пена | 19.09.16 | |
Размазывание материала (пена, краска) руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). | 1 | Краска, пена | 21.09.16 | |
Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. | 1 | Пластилин, глина, пластичная масса | 22.09.16 | |
Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. | 1 | Пластилин, глина, пластичная масса | 26.09.16 | |
Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками. | 1 | Пластилин, глина, пластичная масса | 28.09.16 | |
Раздел программы: Действия с предметами 12 | ||||
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). | 1 | Шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки | 03.10.16 | |
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). | 1 | Шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки | 05.10.16 | |
Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). | 1 | Шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки | 06.10.16 | |
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). | 1 | Бутылочки, маракасы, погремушки | 10.10.16 | |
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). | 1 | Бутылочки, маракасы, погремушки | 12.10.16 | |
Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). | 1 | Бутылочки, маракасы, погремушки | 13.10.16 | |
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя (одной) руками. | 1 | Игрушка на колесиках, ящик, валики | 17.10.16 | |
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя (одной) руками. | 1 | Игрушка на колесиках, ящик, валики | 19.10.16 | |
Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.), катание валика двумя (одной) руками. | 1 | Игрушка на колесиках, ящик, валики | 20.10.16 | |
Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). | 1 | Мячики разных цветов и размеров | 24.10.16 | |
Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). | 1 | Мячики разных цветов и размеров | 26.10.16 | |
Умение ловить катящийся по поверхности мяч (разной величины). | 1 | Мячики разных цветов и размеров | 27.10.16 |
2 четверть 22 час (3 час в неделю).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Информационно методическое обеспечение и оборудование | Дата проведения |
Раздел программы: Действия с материалами 13 | ||||
1. | Вкладыши, втыкалочки, мозаика | 1 | Мозаика, втыкалочки, вкладыши | 09.11.16 |
2. | Вкладыши, втыкалочки, мозаика | 1 | Мозаика, втыкалочки, вкладыши | 10.11.16 |
3. | Простые постройки из кубиков | 1 | Кубики | 14.11.16 |
4. | Простые постройки из кубиков | 1 | Кубики | 16.11.16 |
5. | Простые постройки из кубиков | 1 | Кубики | 17.11.16 |
6. | Выбор предмета по заданию педагога | 1 | Различные предметы, игрушки | 21.11.16 |
7. | Выбор предмета по заданию педагога | 1 | Различные предметы, игрушки | 23.11.16 |
8. | Рисование пальчиками | 1 | Краски, вода, салфетки, опорные листы | 24.11.16 |
9. | Рисование пальчиками | 1 | Краски, вода, салфетки, опорные листы | 28.11.16 |
10. | Рисование ладошками | 1 | Краски, вода, салфетки, опорные листы | 30.11.16 |
11. | Рисование ладошками | 1 | Краски, вода, салфетки, опорные листы | 01.12.16 |
12. | Размазывание пластилина по заготовкам | 1 | Пластилин, опорные листы | 05.12.16 |
13 | Размазывание пластилина по заготовкам | 1 | Пластилин, опорные листы | 07.12.16 |
Раздел программы: Действия с предметами 9 | ||||
14. | Складывание кубиков | 1 | Кубики | 08.12.16 |
15. | Складывание кубиков | 1 | Кубики | 12.12.16 |
16. | Разложи по цвету | 1 | Прищепки, чашки | 14.12.16 |
17. | Разложи по цвету | 1 | Прищепки, чашки | 15.12.16 |
18. | Разложи по цвету | 1 | Прищепки, разноцветные тарелочки | 19.12.16 |
19. | Разложи по форме | 1 | Картинки с изображением реальных предметов, предметы разной формы | 21.12.16 |
20. | Разложи по форме | 1 | Картинки с изображением реальных предметов, предметы разной формы | 22.12.16 |
21. | Расстёгивание молний, пуговиц | 1 | Пособия для обучения (молнии, пуговицы, липучки | 26.12.16 |
14. | .Расстёгивание молний, пуговиц | 1 | Пособия для обучения (молнии, пуговицы, липучки) | 28.12.16 |
3 четверть 26 часов (3 час в неделю).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Информационно методическое обеспечение и оборудование | Дата проведения |
Раздел программы: Действия с материалами 26 | ||||
1. | Пересыпание крупы, гороха | 1 | Стаканчики, горох, крупа | 12.01.17 |
2. | Пересыпание крупы, гороха | 1 | Стаканчики, горох, крупа | 16.01.17 |
3. | Иры с водой | 1 | Тазик с водой, резиновые мячики, рыбки | 18.01.17 |
4. | Игры с водой | 1 | Тазик с водой, резиновые мячики, рыбки | 19.01.17 |
5. | Размазывание пластилина по готовым изображениям | 1 | Пластилин, опорные листы | 23.01.17 |
6. | Размазывание пластилина по готовым изображениям | 1 | Пластилин, опорные листы | 25.01.17 |
7. | Игры с природными материалами | 1 | Шишки, семечки, листики | 26.01.17 |
8. | Игры с природными материалами | 1 | Шишки, семечки, листики | 30.01.17 |
9. | Рисование пальчиками, ладошками | 1 | Краски, вода, салфетки, опорные листы | 01.02.17 |
10. | Рисование пальчиками, ладошками | 1 | Краски, вода, салфетки, опорные листы | 02.02.17 |
11. | Сортировка гороха, фасоли | 1 | Фасоль, горох, контейнеры | 13.02.17 |
13. | Простые постройки из кубиков | 1 | Кубики | 16.02.17 |
14. | Простые постройки из кубиков | 1 | Кубики | 20.02.17 |
15. | Выкладывание кубиков по цветному шаблону | 1 | Кубики, цветной шаблон | 22.02.17 |
16. | Выкладывание кубиков по цветному шаблону | 1 | Кубики, цветной шаблон | 27.02.17 |
17. | Катание валика по столу одной, двумя руками | 1 | Резиновые валики | 01.03.17 |
18. | Катание валика по столу одной, двумя руками | 1 | Резиновые валики | 02.03.17 |
19. | Игры со звучащими предметами (маракасы, бутылочки с горохом….) | 1 | Маракасы, бутылочки с горохом | 06.03.17 |
20. | Игры со звучащими предметами (маракасы, бутылочки с горохом….) | 1 | Маракасы, бутылочки с горохом | 09.03.17 |
21. | Катание игрушек от себя, к себе | 1 | Машинки | 13.03.17 |
22. | Катание игрушек от себя, к себе | 1 | Машинки | 15.03.17 |
23. | Выкладывание предметов из ёмкостей, в ёмкости (корзинки, коробки, контейнеры) | 1 | Шарики, камешки, коробки, контейнеры | 16.03.17 |
24. | Выкладывание предметов из ёмкостей, в ёмкости (корзинки, коробки, контейнеры) | 1 | Шарики, камешки, коробки, контейнеры | 20.03.17 |
25. | Мозаика, лото | 1 | Лото, мозаика | 22.03.17 |
26. | Мозаика, лото | 1 | Лото, мозаика | 23.03.17 |
4 четверть 22 часа (3 час в неделю).
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Информационно методическое обеспечение и оборудование | Дата проведения |
Раздел программы: Действия с материалами 12 | ||||
1. | Наматывание шнура, ниток | 1 | Нитки, шнуры | 03.04.17 |
2. | Наматывание шнура, ниток | 1 | Нитки, шнуры | 05.04.17 |
3. | Сенсорные дорожки, различной текстуры | 1 | Сенсорные дорожки | 06.04.17 |
4. | Сенсорные дорожки, различной текстуры | 1 | Сенсорные дорожки | 10.04.17 |
5. | Игры с водяным бассейном | 1 | Бассейн с водой, резиновые игрушки, ситечки | 12.04.17 |
6. | Игры с водяным бассейном | 1 | Бассейн с водой, резиновые игрушки, ситечки | 13.04.17 |
7. | Игры с водяным бассейном | 1 | Бассейн с водой, резиновые игрушки, ситечки | 17.04.17 |
8. | Высыпание, пересыпание сыпучих материалов | 1 | Крупа, горох, стаканчики | 19.04.17 |
9. | Высыпание, пересыпание сыпучих материалов | 1 | Крупа, горох, стаканчики | 20.04.17 |
10. | Размазывание пластилина по готовым шаблонам | 1 | Пластилин, опорные листы | 24.04.17 |
11. | Размазывание пластилина по готовым шаблонам | 1 | Пластилин, опорные листы | 26.04.17 |
12. | Размазывание пластилина по готовым шаблонам | 1 | Пластилин, опорные листы | 27.04.17 |
Раздел программы: Действия с предметами 10 | ||||
13. | Лото, мозаика, вкладыши | 1 | Лото, мозаика, вкладыши, втыкалочки | 03.05.17 |
14. | Лото, мозаика, вкладыши | 1 | Лото, мозаика, вкладыши, втыкалочки | 04.05.17 |
15. | Лото, мозаика, вкладыши | 1 | Лото, мозаика, вкладыши, втыкалочки | 10.05.17 |
16. | Нанизывание бус на шнурки, леску | 1 | Бусы, леска, разноцветные шнуры | 11.05.17 |
17. | Нанизывание бус на шнурки, леску | 1 | Бусы, леска, разноцветные шнуры | 15.05.17 |
18. | Нанизывание бус на шнурки, леску | 1 | Бусы, леска, разноцветные шнуры | 17.05.17 |
19. | Постройки из кубиков | 1 | Кубики | 18.05.17 |
20. | Постройки из кубиков | 1 | Кубики | 22.05.17 |
21. | Игры с мячом | 1 | Мячики | 24.05.17 |
22. | Игры с мячом | 1 | Мячики | 25.05.17 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана для......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовате...
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по литературному чтению разработана для ........ (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
Адаптированная рабочая программа по окружающему миру для детей с РАС вариант 8.2
Программа разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучаю...
Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ (вариант 7.2)
Рабочая программа по русскому языку на пять лет обучения....
Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ (вариант 7.2)
1.1 класс Второй год обучения. Изучение русского языка за первый класс....
Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ (вариант 7.2)
Рабочая программа по русскому языку 2 класс ОВЗ (пять лет обучения)...
Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ (вариант 7.2)
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ОВЗ (пять лет обучения)...